Почему варианты логотипа — зло

Они дают мнимое чувство выбора и отдаляют от настоящего результата.

Почему варианты логотипа — зло

За всю жизнь студии мы разработали больше 1300 логотипов и фирменных стилей. Были в истории и пугающие моменты: когда-то мы показывали варианты дизайна. Часто это приводило к правкам, играм со шрифтами, поиску смысла в каждом пикселе и прочим неправильным вещам.

Но спустя много-много проектов мы получили +100 очков к опыту и пересмотрели процесс разработки: теперь наш клиент получает только один вариант логотипа с фирменным стилем.

Почему варианты логотипа — зло

Почему такая странная, на первый взгляд, схема работает? Мы стали использовать не «логотипоцентричную» модель работы, а сделали упор на постановку задачи.

Рассказываем про наш метод — он поможет исполнителям и заказчикам добиваться хорошего результата, экономить время и деньги.

Когда настаёт момент выбора из большого количества вариантов, ничего хорошего не происходит. Заказчик забирает на себя функцию арт-директора: начинает руководить процессом и действиями дизайнера.

Представьте ситуацию: у вас болит зуб, и вы пришли к стоматологу. Но вы не доверяете выбор лечения врачу, а просите предложить разные решения: вырвать зуб? заложить в него лекарство? сточить? принять сильное обезболивающее?

Скорее всего, вы захотите наиболее безболезненный и дешёвый вариант. Но лучшее ли это решение? Стоматолог знает, какой вариант будет краткосрочным, после чего вы столкнетесь с ещё большим количеством проблем: рецидивом, нагноением и болью.

С дизайном так же: вы смотрите и выбираете из того, что больше нравится вам сейчас. Исполнитель же видит, что будет дальше: на каких материалах будут печатать, что будет делать дизайнер интерьеров, как с этим дизайном будут верстать программисты, какой будет вывеска и прочие нюансы.

Десять вариантов плохо справляются с задачей — они размывают общую картину и отдаляют от результата, решающего проблему.

Как тогда лучше?

Важно не считать количество вариантов, а сместить фокус в сторону постановки задачи. Дизайн — это набор критериев. Чем больше критериев уточнены, тем глубже понята задача, тем меньше можно предложить работающих решений.

Множество вариаций появляются тогда, когда не понятно, что нужно: «хотим яркий, но спокойный дизайн», «футуристичный и с классическими шрифтами».

Но логотип не может быть одновременно детализированным и минималистичным, нужно определиться.

Почему варианты логотипа — зло

Создание дизайна — работа для обеих сторон. Заказчику нужно понять своё позиционирование: какие эмоции должен вызывать бренд у аудитории, как компания общается со своим клиентом — как друг, наставник, партнёр, какие важные точки контакта сложились, где чаще всего будут использовать дизайн.

Все эти пункты уточняют поиск результата, который будет работать: производить правильное впечатление на аудиторию, запоминаться и узнаваться в дальнейшем.

С стороны исполнителя нужно погружение глубже, чем просто работа в Illustrator. Он должен правильно собрать информацию от клиента, провести анализ, учесть нюансы, разобраться с критериями. Тогда дизайн не станет просто красивой картинкой в углу сайта.

Поэтому больше вариантов не значит больше работы, хотя кажется совсем наоборот. Вариант — пробел на стадии формировании задачи.

А как клиенту участвовать в разработке?

Лучше всего дать максимальное количество данных исполнителю: указать все важные моменты, показать примеры, которые нравятся или не нравятся, рассказать про свою аудиторию, уточнить пожелания? — словом, точно заполнить бриф и затем обсудить его. Да, это плотная работа, но и дизайн делается на многие годы вперед.

Еще в процессе разработки можно опираться на мудборды и подборки — это поможет откалибровать понимание задачи. Тогда итог не станет сюрпризом.

Подобный процесс делает из исполнителя и заказчика команду, которая вместе приходит к максимальному результату.

Вместо итога

Много вариантов плодят правки, недовольство, подмену ролей, отдаляют всех от настоящей задачи в сторону выбора красивой картинки и движения на пару пикселей вперед-назад.

Именно поэтому варианты — зло. Троянский конь, внутри которого сидят сомнения и плохо сформированная задача. Не гонитесь за вариантами, а делайте упор на чёткий бриф и обсуждения. Всем удачи!

4848
40 комментариев

Хороший дизайнер не требует хорошего брифа от клиента, хороший дизайнер помогает клиенту сделать хороший бриф.

12
Ответить

Я бы даже добавил: хороший дизайнер просто сидит и слушает ответы клиента, и затем уже сам составляет бриф. По-хорошему клиенту и не надо знать, что такое «бриф», клиент должен знать что все хорошо и его услышали.

7
Ответить

Это несомненно. Только совместная работа

1
Ответить

Фабрика по производству логотипов просто хочет максимально упростить себе жизнь и пытается внедрить аудитории мысль о том, что один лого - это ваще идеал. Да, бывает, что одного варианта достаточно при полном взаимопонимании клиента и заказчика, но "в среднем по больнице" - два-три это оптимальный и наиболее работоспособный подход.

8
Ответить

Я никогда не понимал, а как я как дизайнер могу быть уверен в трёх вариантах сразу. Если они разные — то это моя работа, подобрать стиль/идею/метафору/цвет/всё под специфику и аудиторию клиента. А если варианты схожие с мелкими различиями, то клиенту не дело ковыряться в наших дизайнерских мелочах.

Показываешь вариант, в котором уверен. Получаешь обратку. Если не принимают, то переделываешь. Нормальный обычный итерационный процесс.

А так часто бывает что и 3 и хоть 10 все не примут. Самая популярная обратка «в среднем по больнице» мне кажется это все равно «ну… не знаю, вот что-то не то».

11
Ответить

Подписываюсь под каждым словом, сколько раз мучился с этим, сколько бессмысленных трудов потрачено на эти "варианты логотипов", сколько плохих вариантов выбирал заказчик, сколько жен(мужей) директоров, секретарей, бухгалтеров и прочих советчиков от клиента портили своими гениальными идеями всю работу, а я расстраивался от итогового результата.

7
Ответить

Есть ряд аксиом:
1) даже имея бриф, дизайнер не может понимать все "хотелки" заказчика и влезть ему в голову
2) дизайнер не заказчик, он не общается с клиентами заказчика, не знает их отношения к "бренду"

Поэтому варианты необходимы, чтобы заказчик могу хотя бы примерно выбрать тот который близкок к его бизнесу и "мироощущению"

5
Ответить