Что мешало моей карьере развиваться — личный опыт пиарщицы Громовой

Газлайтинг, прокастинация, тяжелое детство, отсутствие образования и карьерной карты: вы можете дополнить список причин, которые мешают вам стать «единорогом». Делюсь с вами своим ТОПом барьеров и предубеждений, которые держали меня на поводке и мешали развиваться как профессионалу.

Типичный образ пиарщицы в нельзяграме
Типичный образ пиарщицы в нельзяграме

Привет! Я — Ульяна Громова, у меня PR-агентство для IT-компаний и digital-агентств. С детства я мечатала стать журналистом, но как-то не сложилось. Именно навыки работы с текстом привели меня в PR-отдел крупного рекламного агентства. Потом я 10 лет работала в найме, пока не поняла, какие ошибки ведут мою карьеру в тупик, почему мою работу обесценивают, а зарплаты хватает только на коммуналку и еду.

1. Приарщик-золушка

Типичная ситуация...

Какую только дичь мне не приходилось делать в найме. «Сама виновата», — скажут хейтеры. Но как оказалось в недавнем исследовании, многие мои коллеги сталкиваются с задачами, которые совсем не про PR.

Я вела корпоративы, а после убирала до ночи офис, фотографировала команду, рисовала баннеры, выбирала горшки для цветов и дизайн кабинета CEO, нанимала людей, паковала подарки. Однажды меня уволили, потому что я не умела настраивать контекстную рекламу. Боссы экономили за мой счет на подрядчиках, а в результате я вообще не понимала, какие у меня основные обязанности. Вроде, какие-то задачи были близки к PR, поэтому сказать «НЕТ» я не могла в силу своей неопытности.

Сейчас я делегирую все, что не входит в мои обязанности.

Результаты работы кратно повысились.

2. Пиарщик — серый кардинал

Нейросети предсталяют серого кардинала, примерно, так
Нейросети предсталяют серого кардинала, примерно, так

Многие известные пиарщики говорят в интервью так: «Главная задача пиарщика — пиарить компанию, а самому оставаться в стороне». Долгое время я тоже придерживалась этого принципа. Считала, что громко будут говорить мои кейсы. Но (привет, хейтеры!) мне опять не повезло. Влияние пиара на бизнес обесценивалось, потому что результаты хочется видеть здесь и сейчас, а не через год.

Рост упоминаний в СМИ, места в рейтингах, участие в конференциях, премиях и других пиар-кампаний — это прекрасно, но где деньги, поток клиентов, рост прибыли? Эффет от PR может быть мнгновенным, может отложенным или накопительным.

Что я сделала:

  1. Стала бренд-амбассадором компании (премми за это не было), и везде рассказывала про нее.
  2. Занялась прокачкой себя, как эксперта. Собираю интересные кейсы в своем ТГ-канале «Ульяна, пиарь», выступаю, рассказываю, какие возможности есть в PR cегодня.

Публичность подразумевает дополнительную ответственность и повышенную осведомленность. А это значит – взвешивать все слова и поступки с учетом влияния на имидж компани, задавать много вопросов, добывать необходимую информацию.

3. Пиарщик — гуманитарий

Пиарщик умеет и писать, и тусоваться, и анализировать
Пиарщик умеет и писать, и тусоваться, и анализировать

Что хотят от пиарщика? Я часто сталкивалась с тем, что требуется работа со СМИ, SMM, мероприятия. Все это неплохо для 2010 года. Гораздо актуальнее быть на связи с аудиторией в подходящее время и место, понимать воронки продаж, сегментировать аудиторию и пользоваться актуальными инструментами.

С одним клиентом мы поставили рекламный баннер-заглушку на сайт и вернули 30% клиентов.

4. Энергосберегающий режим

Часто пиарщиков выбирают по миловидной внешности
Часто пиарщиков выбирают по миловидной внешности

Пиарщиков, которые застряли в прошлом и живут устаревшими стратегиями, много на рынке (но много и классных, сильных, что радует). Проще и спокойнее использовать проверенные каналы, предлагать что-то новое сложно в реализации, и часто убыточно. К тому же не все компании готовы внедрять инновации, и продажа новых продуктов настолько энергозатратна, что проще забить.

Классного пиарщика, как и любого другого специалиста, отличает смелость, креативность, наблюдательность, желание постоянно учиться, тестировать новые каналы, идеи и гопитезы, а также умение продавать свои услуги.

5. «Денег нет, но вы...»

Вы тоже считаете, что PR-бюджет — это зарплата пиарщика?
Вы тоже считаете, что PR-бюджет — это зарплата пиарщика?

Хотите, чтобы пиар работал — занимайтесь им постоянно. Пиарщик может достать из вас или придумать классный инфоповод, заняться его дистрибуцией. И так из раза в раз. Однако многие целевые PR-каналы сегодня — платные, они не опубликуют вас без покупки рекламы, не пригласят выступить, не возьмут комментарий, даже если вы самый-самый прекрасный, умный. Просто будут игнорировать.

Добавьте еще и расходы на продакшн, сувенирку, мероприятия (можно много еще добавить): без бюджета, увы, очень сложно делать качественные PR-продукты.

Что я сделала, чтобы карьера пошла в гору:

  1. Очертила круг своих обязанностей. Если вам нужно запустить контекстную рекламу — это не про PR. При этом могу посоветовать проверенного подрядчика.
  2. Стала пиарить себя: интервью, выступления, соцсети, делать спецпроекты для себя.
  3. Cтала смотреть на PR шире, сфокусировалась на performance-cоставляющей.
  4. Постоянно учусь, тестирую новые каналы.
  5. Перестала работать с клиентами, кто считает PR бесплатным каналом продвижения и требуют с него продаж.

Буду очень рада, если вы поделитесь своим опытом. Что мешало или мешает вам развиваться в карьере или развивать свой бизнес, что вы делали или делаете с этим.

77
17 комментариев

Толком не понял. Что мешало то?

2
Ответить

добавила для вас вывод

1
Ответить

Ошибочки в тексте, невнимательность. Хотя... может девичья экспрессия, порывы....

2
Ответить

На VC текстам мешает выделение жирным шрифтом лида - модераторы такое не очень любят) Это если они скрыли, а не вы забыли пометить звёздочку для выдачи в ленте.

1
Ответить

Илья, спасибо!

Ответить

А как же синдром самозванца?

1
Ответить

Он еще не проработан!

Ответить