Как я сделала отдел продаж в веб-студии через боль, тошноту и слёзы

Сегодня я расскажу, как через пробы и ошибки мне удалось наладить продажи нашей рекламной студии. Пройдя через апатию, отчаяние и выгорание. Финал хороший. Но путь был не близкий...

Так выглядит наша команда по продажам сейчас. Но сколько всего было до...
Так выглядит наша команда по продажам сейчас. Но сколько всего было до...

С чего всё начиналось

Ситуация типичная для любого бизнеса. Я много лет не могла найти себе толкового продажника. Продавала сама и в отчаянии думала, что так будет всегда. Какое-то время у меня работал один парень. Два или или три года. Парень, у которого по началу даже не было плана продаж.

Как-то с горем пополам вывели план продаж на 40 000 (по тем временам) в месяц. Человек довольно вяло, но продавал. Видимо не было особенных амбиций и зарплата его устраивала. Но всё же из-за таких манёвров компания, разумеется, не росла.

Все мои знакомые предприниматели говорили, что срочно нужно уволить менеджера, найти нормального. Но было страшно, а вдруг будет хуже и сломается даже этот хрупкий процесс? А если ничего не получится — опять придётся самой?

Я долго переживала и, в конечном счёте, менеджер уволился сам. А его место занял другой. Вернее, другая. Симпатичная грамотная и шустрая девушка. Если предыдущий специалист закрывал на 40 тысяч. Эта девушка легко закрывала сделки и на 300 тысяч в месяц.

Та самая девушка. Ну как не заказать комплексное SEO у такой красавицы? =)
Та самая девушка. Ну как не заказать комплексное SEO у такой красавицы? =)

Вроде дело пошло, студия начала расти. Потихоньку увеличивался штат сотрудников и оборот. Но и она ушла. Переехала в другой город по личным причинам. А я начала с начала. Но, по крайней мере, появился свет в конце тоннеля. И я увидела своими глазами, что толковые продажники существуют в природе. Их просто нужно найти.

После этого год или полтора у меня периодически работали разные менеджеры, но никто надолго не задерживался. В какой-то момент пришёл бывший продажник из 2GIS.

Мне он понравился. Он складно говорил, опрятно выглядел, в общем интеллигентный и приятный молодой человек. Он проработал несколько месяцев и тоже решил уйти.

При чём этот уход был уже со скандалом. Я просила его доработать положенные две недели. Он проигнорировал, более того пытался увести с собой базу клиентов.

Конечно, я знаю, что в рекламном бизнесе такое не редкость. Но не думала, что это случится со мной. Это было очередной вызов, который долго не давал мне покоя.

Тяжелые времена

Начала снова продавать сама. Я в маркетинге давно и понимаю целевую аудиторию и её запросы. Умею преподносить наши услуги. Проблема в том, что физически тяжело быть и руководителем и продажником.

Активные продажи, обработка заявок, отчётность — всё это отнимает очень много времени и сил. Именно поэтому быстро выгорают те, кто хочет усидеть на двух стульях. Продажами должен заниматься отдельный специалист.

Начали поступать новые заявки, я лично начала их обрабатывать. Я же руководила студией. И я же занималась клиентским маркетингом. И вдобавок выполняла функции HR. Неудивительно, что в тот момент я выпала из жизни. Каждый вечер меня просто тошнило от усталости. Я не могла буквально ничего. Выдохлась под ноль. Просто лежала дома и смотрела в потолок.

Но где-то в глубине души всё ещё теплился лучик надежды. И я обещала себе никогда больше не попадать в такую ситуацию. Твёрдо решила, что у меня всегда будет запасной план. Чтоб не один, а два менеджера или целый отдел продаж. Чтоб всегда был способ делегировать гнетущую операционку. В общем, поймала тот самый бесценный инсайт.

Но вместе с тем появились новые вопросы. Всё-таки содержать двух менеджеров по продажам довольно накладно. Особенно, когда ещё не знаешь всего потенциала специалистов. Будут они продавать или нет — кто его знает. И снова появилась паника и страх, что ничего не получится.

Первые изменения

Оборот у меня тогда был около 300 000 рублей в месяц. Было волнительно нанимать двух менеджеров, но я понимала, что дальше так работать нельзя. Решилась и наняла последовательно двух продажников. Параллельно наняла HR для поиска дополнительных сил. В итоге HR привела ещё одну девушку.
И как-то автоматически я вывела инструкцию на будущее: пока человек стажируется — я ищу новые кадры. Даже в последний день стажировки я всё равно провожу новые собеседования. Вплоть до момента, пока специалист не будет принят в команду.

По факту то, что продажник выходит на стажировку — ничего не значит. Менеджеры народ ветреный и в любой момент могут уйти. Поэтому я продолжала собеседовать, даже когда у меня уже было два человека в штате.

Буквально в день, когда я подписывала второй договор — ко мне вышла на стажировку ещё одна девушка. Тут момент чисто ситуативный. Я увидела, что человек хороший и ответственный. Она быстро влилась в работу. У неё начало всё получаться. Так что я не смогла ей отказать.

В итоге почти спонтанно у нас собралась команда из трёх менеджеров по продажам. И тут началось самое интересное.

Рабочий механизм продаж

Ребята стали занимать у меня очень много времени. Постоянные вопросы и уточнения, проверка работы. То нужно прослушать записи разговоров. То скорректировать их скрипты. А параллельно с этим я начала искать людей для холодных звонков под лидогенерацию.

По-хорошему, в рекламном бизнесе нужны люди и для тёплых и для холодных продаж. Но всех приходилось обучать почти с ноля. Постоянно давать обратную связь, созваниваться, контролировать. Без этого — переговоры превращались во что-то абсурдное. И менеджеры по холодным звонкам первое время просто сливали деньги.

Нужно было подгружать базы, проводить планировки. Я снова поняла, что не справляюсь. Потому что у меня всё еще оставались основные обязанности по бизнесу и маркетингу для клиентов.

К слову, это был в принципе мой первый опыт построения отдела продаж. Всё делались по наитию. И интуиция подсказывала, что пока не стоит нанимать РОПа (руководителя отдела продаж) в штат. Нужно сначала прощупать почву.

По идее, по России выборка больше и есть возможность пообщаться с настоящими профессионалами. Я хотела посмотреть, как РОПы в принципе строят свою работу и что могут предложить. Но после многих таких собеседований, мы переключились сразу на Красноярск, где и находится наш офис. Я поняла, момент настал...

Комментарий НR о том, как проходил отбор на вакансию РОПа:

«Было получено 143 отклика на hh.ru, отправлено 52 приглашения на работу. Проведено множество телефонных интервью по скрипту с оценкой каждого кандидата. Составлено общее тестовое задания на выявление релевантных навыков.

При всём при этом подходящий кандидат, который в итоге попал в команду — был найден путём сорсинга. Для меня данный метод, самостоятельного поиска кандидатов — является самым успешным в поиске персонала на руководящие позиции и при точечном подборе...»

Самый важный винтик

Всё-таки между собеседованием с рядовым менеджером по продажам и собеседованием с РОП — огромная разница. А тем более между оператором холодных звонков. Там я в итоге максимально автоматизировала процесс: подготовила скрипт разговоров, записала видео. И сейчас в процессе работы они довольно быстро понимают, что делать и куда звонить.

Что примечательно, на оператора обычно откликаются самые разные люди, разного положения и статуса. Вплоть до маргиналов с грубым пропитым голосом. На менеджеров по продажам — отклики получше. Более интеллигентные люди, но и здесь всё не так гладко. Потому что у многих ещё нет опыта продаж, а значит и опыта самопрезентации.

Но когда откликаются РОПы — это всегда нечто. Они все интеллигентные, вежливые. Сразу видно — профессионалы лоска и гламура. Умеют подавать и продавать себя. У них у всех такие полные и красивые резюме. Они вроде всё знают, всё умеют. И так и сяк строят и перестраивают отделы продаж.
А ещё все такие пунктуальные и ответственные. Я была в приятном шоке от проведения интервью с ними.

К слову, собеседование с успешным кандидатом я проводила в свой День Рождения
К слову, собеседование с успешным кандидатом я проводила в свой День Рождения

Комментарий РОП о том, как выглядит поиск вакансии со стороны специалиста:

«Поиск вакансии выглядит вполне стандартно: выбирается сфера и ниша. Обычно такая, где точно много заказчиков и клиентов. Там, где ограниченный круг клиентов — работать довольно сложно.

Со стороны специалиста необходимо показать свой опыт и навыки, продемонстрировать техники продаж, знание всех инструментов: CRM-систем, телефонии, стандартов и регламентов работы...»

Финишная прямая

HR мне передела три подходящие анкеты. Совсем молодой мальчик и два мужчины постарше. Я была под впечатлением от всех троих.

Единственное, молодой человек меня немножко напугал своим возрастом. Всё-таки в 25 лет ещё не так много опыта, в его случае уж точно. В общем, я не знала, как выбрать, и мы с HR раздали всем троим тестовые задания.

Нужно было прослушать холодный звонок, проанализировать видеовстречу и дать обратную связь. Вроде бы ничего такого. Но молодой мальчик не справился. Указал на речевые дефекты, какие-то лингвистические ошибки, которые по сути роли в продажах не играют.

А вот второй соискатель, Алексей, который у меня сейчас и работает... Он прекрасно себя показал. Указал, как лучше закрывать такие сделки. Рассказал про интересные приёмы, которые можно опробовать. И дал действительно ценные рекомендации по делу.

И чтобы сразу разгрузить свои задачи по продажам, с которыми я уже не справлялась — приняла решение нанять Алексея. И он сразу вышел на полную ставку. Сейчас, задним числом, я понимаю, как сильно мне повезло с ним. Потому что он буквально сразу включился в процесс. И не сбавляет обороты до сих пор.

В первый день, конечно, было страшновато. Потому что он просто приходил и смотрел обучающие видео. Проникался атмосферой и спецификой. И я думала: «Ну вот, человек смотрит видео за мои же деньги — куда это годится?»

Но это быстро прошло. И уже в течение первой недели у нас появились планерки и чёткие планы. Алексей быстро навёл порядок в продажах, внедрил собственные неожиданные приёмы. И корабль, как говорится, поплыл.

А так выглядят наши рабочие встречи сейчас. Часто перевыполняем план продаж именно благодарю Алексею. Сами продажи в двух правых колонках
А так выглядят наши рабочие встречи сейчас. Часто перевыполняем план продаж именно благодарю Алексею. Сами продажи в двух правых колонках

Вместо заключения

Смотря на весь этот путь, что я прошла от момента, когда я продавала услуги по рекламе сама. До этого самого момента, где у нас целый штат продажников на тёплые и холодные заявки. И стабильный рост нашей студии...

Смотря на всё это — мне искренне хочется пожелать предпринимателям, которые также не понимают, как наладить свои продажи — терпения, спокойствия и структурности.

Простые рекомендации, которые помогут избежать проблем уже на старте:

  • Всегда имейте запасной план и сразу нанимайте нескольких менеджеров по продажам. На случай, если один передумает, заболеет или уйдет от вас навсегда... Останется второй и продажи не просядут в ноль.
  • Как вы понимаете, без чёткой работы отдела продаж — всё остальное (лендинги, таргетинг, контекст) тоже не будет работать. Что толку от входящих заявок, если их не могут обработать? Поэтому в нужный момент нанимайте толкового РОПа с опытом. Чтобы навёл порядок и всё проверил.
  • И, главное, не теряйте себя в бесконечной рутине. Берегите силы, нервы и концентрацию. Вы, как создатель и идейный вдохновитель бизнеса — должны смело вести корабль, а не следить за топливом и попутным ветром.

Ну, а если вы не хотите заниматься этим сами — можете обратиться к нам за консультацией. Буду рада, если мой опыт построения отдела продаж пригодится кому-то еще. Шишек много, неужто всё пропадёт даром?

2424
13 комментариев

Кадры решают всё, как всегда. Вроде и знаешь эту истину, но не всегда используешь. Спасибо за статью!

1

Поздравляю, что справились с отчаянием и дожали эту проблему, нашли нужных людей. Это очень важно для бизнеса!

1

Спасибо за поддержку. Было тяжело))

Софья, спасибо большое за интересную статью.

1

интересная статья, спасибо

1

Софья, спасибо за статью!
Подскажите пожалуйста, а как вы решали вопрос скрытия контактов клиентов от специалиста продажника ? Очень часто есть риск что специалист заберет ваших клиентов, которых вы нарабатывали очень долго.

И, если не секрет, как вы систематизировали своих лидов и сделки, платная CRM система?

Здравствуйте, контакты не скрываю от продажников. Когда увольняется человек закрываю доступ к црмке. Но вообще слышала да о таких технологиях))

продажник конечно может забрать, но он не умеет вести проект и продвигать сайт, так как функции в компании разделены.

Црмка у меня битрикс 24, партнерская версия. Для меня это бесплатно, но функционал платный для не-партнеров. Более точно не сориентирую.