Проверяю, может ли ChatGPT написать статьи, за которые мне платят по $200

Интересно, это я найму ИИ на работу или это он уволит меня из моей копирайтерской профессии?

О ChatGPT для копирайтеров и других исчезающих профессий говорить уже даже скучно. Экспериментов над ИИ полно, вот, например, материал от Паши Молянова. Паша продвигает свое агентство добросовестно и регулярно, а я за полгода сменила 6 стран и не хочу в них смотреть только в экран ноутбука.

Но я тоже получаю вопросы, не лишусь ли работы (и когда у этих путешественников, наконец, закончатся деньги). Решила провести собственный эксперимент.

<i>ChatGPT поддержал мою гипотезу о том, что работа у меня пока будет:</i>
ChatGPT поддержал мою гипотезу о том, что работа у меня пока будет:

Вводные следующие: я работаю в жестком B2B, который работает с жестким B2B. Мои клиенты создают ИИ на основе Big Data в области логистики, блокчейн-решения для финансового сектора, FemTech стартапы и все в таком духе.

Часть моей работы начинается со стратегии и заканчивается не текстом, а публикацией в медиа, т.е. я также работаю как пиарщик (но беру на себя только media relations). Короче, тексты — вообще не основное, за что мне платят. Когда я создаю стратегию, то как бы сама создаю себе работу.

Привет, чат, сделай предпринимателю пиар

В начале года мы организовали для предпринимателя Сергея Сулимова публикацию в Cossa.ru. Он делится опытом, как продвигать личный бренд с помощью написанной им книги. На текст копирайтеру понадобилось 2 полных рабочих дня.

Тут сразу можно ответить на вопрос, заменит ли меня ИИ, потому что ChatGPT пока не может быть пиарщиком, но попробуем разгрузить себя и клиента и получить интересную фактуру усилиями ИИ.

Основа текста ― голосовые ответы героя на мои вопросы. Их не найдешь в гугле, потому что ценность таких текстов ― личный уникальный опыт. Но зачастую клиенты могут рассказать меньше, чем хотела бы редакция. Часть фактов мы берем из прошлых материалов и разговоров, иногда додумываем за героя.

В ChatGPT загружаю примерно такое же ТЗ, как давала копирайтеру. Добавляю «Напиши текст на 9000 знаков» и ссылки на источники ― предыдущие тексты, которые мы уже писали. Они тоже об этой книге, но без акцента на личном бренде. Потом ссылки пришлось удалить ― мне показалось, что из-за них чат подвисает.

1,5 часа неудачных попыток из-за network error – и текст готов. Правда, всего на 1500 знаков. Заканчивается оборванной фразой:

«Идея написания книги у Сергея Сулимова возникла на основе собственного опыта обучения за рубежом по стипендиям и опыта его компании, которая занимается подбором и организацией обучения людей за границей…»

По запросу «Продолжай» ИИ генерирует еще полторы тысячи символов:

«Сергей также поделился своими советами для тех, кто хочет написать и издать свою книгу…»

После команды «Продолжай и завершай» выдает еще 4 абзаца. Заканчивается текст на возвышенной ноте:

«Как и любой другой проект, написание книги имеет свои риски и трудности, но с достаточным усердием и настойчивостью можно достичь успеха. Сергей Сулимов успешно издал свою первую книгу и продолжает писать новые книги, основываясь на своем опыте и знаниях...».

Беру еще вопросы из ТЗ и задаю их в новой вкладке. «Что дает книга автору-предпринимателю, кроме заработка на ней?» ― «Конкретных результатов и выводов нет в открытых источниках…»

Это не помешало чату строить гипотезы :)

…Однако, можно предположить, что книга позволила ему укрепить свою экспертную репутацию в сфере образования за рубежом, привлечь новых клиентов и партнеров, а также получить дополнительный доход»

Неплохо, но слишком долго и мало. ИИ не помогло то, что статья к моменту диалога уже была опубликована. Не использовал он и другие материалы по теме, которых к этому моменту в интернете уже было немало.

Гораздо лучше ИИ справился с частью, где нужно было побыть экспертом. Я задала вопрос, как именно помогает книга предпринимателю в личном бренде.

<i>Круто! Если вы тоже читаете деловые медиа, то согласитесь, что примерно так там и пишут, разве что слог лучше. Спикеру можно было не задавать этот вопрос ― робот ответит за него.</i>
Круто! Если вы тоже читаете деловые медиа, то согласитесь, что примерно так там и пишут, разве что слог лучше. Спикеру можно было не задавать этот вопрос ― робот ответит за него.

Однако робот не может залезть в голову к герою, чтобы узнать его личный опыт. Без интервью не обойтись. Давайте посмотрим, как чат справится дальше.

Чат, напиши статью по стенограмме

Сейчас мы пишем материал в деловое издание о том, как Сергей Сулимов начал строительство апарт-отеля на Бали. Ответы клиента мы расшифровали при помощи @smartspeech_sber_bot. Он предложил не очень понятный текст почти без знаков препинания, который нужно переслушивать и править.

Прошу ChatGPT исправить ошибки в этой абракадабре:

<i>Отлично! Из набора слов получился вполне читабельный текст. Раньше авторы тратили едва ли не целый рабочий день на расшифровку аудио.</i>
Отлично! Из набора слов получился вполне читабельный текст. Раньше авторы тратили едва ли не целый рабочий день на расшифровку аудио.

Исправленную стенограмму загружаю в окошко с заданием «Напиши статью на 8000 знаков» – и кратко описываю ее структуру. Меня ждет разочарование. Мое сообщение оказалось слишком длинным.

<i>Выкручиваюсь из ситуации – прикрепляю к задаче ссылку на гугл-документ со стенограммой</i>
Выкручиваюсь из ситуации – прикрепляю к задаче ссылку на гугл-документ со стенограммой

Чат бодро начинает генерацию текста:

<i>Получается очень складно, но слог слишком дешевый для бизнес-издания. Нужно улучшать</i>
Получается очень складно, но слог слишком дешевый для бизнес-издания. Нужно улучшать

Потом чат подвисает, подгоняется моим «Продолжай» и просьбой добавить подробности из файла по прикрепленной ссылке… Статью он написал, но далее были проблемы не в слоге:

Сочинительство: «Сейчас у него есть отель и ресторан на Бали, и он считает, что это было одним из лучших решений в его жизни» (отель только строится, ресторана нет, о лучшем решении в жизни в стенограмме – ни слова).

Вода: «Стоимость строительства может значительно варьироваться в зависимости от многих факторов, таких как местоположение, размер, качество материалов и т. д. Кроме того, необходимо учитывать возможные риски, такие как непредвиденные затраты или задержки в строительстве».

Игнорирование фактов из стенограммы: ни слова об изучении Сергеем индонезийского, неудачном опыте земельных сделок, бюрократии, зонах застройки на Бали, опыте подбора архитекторов, дизайнеров и строителей и т.д.

Вердикт: стенограмму чат изучил не очень тщательно, опыт Сергея не учел, статью не написал.

Чат, придумай хотя бы заголовок и лид

Попрошу чат просто помочь с идеями для заголовка

<i>Простенько, но неплохо</i>
Простенько, но неплохо

Лид готов за 30 секунд:

<i>Начинать с вопроса — дешевый прием, но все остальное вполне рабочий вариант</i>
Начинать с вопроса — дешевый прием, но все остальное вполне рабочий вариант

Ок, чат, нужны ли бизнесу криптокарты?

Для некоторых клиентов мы пишем сами, без интервью. В этом году мы готовили колонку в rb.ru для Алексея Короленко, в прошлом директора по маркетингу криптообменника Whitebird.

Мы изучили суть криптокарт для бизнеса, обозначили возможности и риски, привели примеры известных криптокарт. В помощь копирайтеру было несколько схожих текстов, которые мы опубликовали ранее, ― там можно было увидеть позицию эксперта и собрать факты и примеры.

Такие задачи между собой мы называем рерайт (хотя это вообще не рерайт). Неопытный копирайтер может понять буквально, но я имею в виду уникальную статью, для которой есть очень релевантные источники.

За минут 7 (быстро!) чат сгенерировал 4500 знаков (вместо 9000 необходимых). Что я получила:

  • Воду: «Криптокарты… имеют все необходимые элементы: магнитную полосу или чип… номер карты…»
  • Очевидные фразы: «...владельцы криптокарт могут совершать переводы криптовалюты между собой без участия банков»
  • Фактические ошибки: «Реализация криптокарт возможна благодаря сотрудничеству между банками и криптовалютными биржами…» – на самом деле, это возможно не только в такой комбинации. В разделе «Занимать ли эту нишу в СНГ?» ChatGPT пишет об Украине: «В Украине также есть несколько проектов по выпуску криптокарт, например, проект LiqPay». Хотя Украина из СНГ вышла. (тут я вспомнила, что ИИ пока имеет «ограниченные знания» о мире после 2021 года и старается избегать ответов на вопросы о конкретных людях и событиях.)
  • Некорректно построенные фразы: «Некоторые из самых популярных криптокарт включают: / Wirex: компания…»

В качестве основы, которая будет перепроверена и переписана, сгодится. Но очень смущают фактические ошибки. Перепроверка фактов может занять едва ли не столько же времени, сколько написание с нуля.

Чат, а ты не врешь?

Я пробовала дать чату творческое задание ― выбрать и описать 4 бизнес-кейса из раздела на сайте моего клиента. Такой текст мы сделали недавно как раз для vc.ru.

Примеры чат выбрал! Сначала меня это поразило. Но после проверки эйфория прошла – факты оказались фейками.

<i>Кейса «Сервис Плюс» у моего клиента не было. Да и есть ли такая компания?</i>
Кейса «Сервис Плюс» у моего клиента не было. Да и есть ли такая компания?

Что ж, что не сможет сделать ИИ?

ИИ ― это супер, и он реально может сократить количество часов моих авторов. Но главное, чего не может ИИ, ― это создать для них работу :)

Найти клиента, предложить ему решение проблемы с помощью контента, проработать тему, взять интервью / найти героев, выбрать площадку и достичь результата (например, высоких охватов) ― это малая часть задач, которые я выполняю.

Если копирайтеры все еще мечтают о заказах в духе «вот тз ― дай текст», то их конкурентоспособность и без ИИ низкая. Текст ― лишь деталь в системе контент-маркетинга.

С ChatGPT уже сейчас может работать один толковый редактор вместо команды копирайтеров. Не уверена, что чатом сможет управлять сотрудник отдела маркетинга или еще более далекий от контента человек. Но профессионал в части контента найдет, как применить ИИ в своей работе.

ИИ сам признается, что его работа ― это полезная основа для текста. Он может решить такие задачи:

  • Сделать рерайт
  • Обработать стенограмму
  • Изменить стиль, сказать проще
  • Разбить текст на подразделы, построить списки
  • Сократить объем
  • Найти и исправить грамматические ошибки
  • Придумать заголовок и лид

Почему тексты от ChatGPT нельзя просто взять и использовать?

  • Много воды, «дешевый» слог. Для текстов за копейку сгодится, для изданий Tier-1, конечно, нет.
  • Проблемы с логикой, причинно-следственными связями, поиском и подбором фактов. Может не так понять запрос, отойти от темы и даже соврать.
  • С трудом говорит о конкретных людях, тем более не очень известных. Спросите у него «Кто такой… (и подставьте свое имя или имя коллеги, о котором достаточно информации в интернете)». Я получила много уморительных ответов 🙂
  • Не расскажет историю за спикера, не разговорит его и не возьмет у него интервью.

Делаю вывод, что мы с ChatGPT сработаемся. Главное включать свои мозги, когда надеешься на мозги робота. :)

26