Музыка VS Бизнес. Как записывать треки и не потерять бизнес

Видел тут статьи про то, как хобби стало бизнесом, а я пожалуй напишу, как хобби чуть не разрушило мой бизнес. Привет, я Артём Конаков — основатель студии интерфейсов UXART, но помимо этого у меня есть своеобразное хобби, которое позволит оставить что-то после себя. О создании музыки в 2023 году и в целом важности хобби — в этой статье.

Предыстория

Раньше никакого хобби у меня не было. Только работа. Работа вместо развлечения вечером, работа вместо выходных. Порой и вместо сна.. Отвлечением были только игры, сериалы или книги о том, как лучше работать. Но в какой-то момент мой измученный продуктивностью мозг начал задавать вопросы: а зачем всё это? в чем смысл? денег больше становится, а дальше то что?

Учитывая, что работа была единственным центром всех моих увлечений, а цель «просто зарабатывать больше денег» стала не такой вдохновляющей — появилось модное нынче «выгорание». Как мне тогда показалось.

На самом деле это случилось из-за отсутствия какой-либо ещё деятельности дающей сложный дофамин, позволяющей творить что-то имеющее смысл.

Я стал задумываться, что же это может быть и отталкивался от следующих факторов:

— не напряжно. После 7-11 часового рабочего дня идти куда-то, например, играть в большой теннис у меня желания точно никакого не было.

— не скучно. Раньше много ходил в качалку после работы, но когда ходишь один и делаешь одно и то же — становится скучно, монотонно, плюс опять же надо куда-то собираться и идти…

— ...

ладно, кого я обманываю.. эти тезисы может и были на подсознательном уровне, но хобби пришло довольно спонтанно. Не выписывал я себе какой-то список причин)) Прост для статьи хотелось завернуть по-структурнее, но лучше честно.

Лежал прост как-то и думал, что раньше стихи сочинял. Не на каком-то профессиональном уровне, а так: в статус в аське (тогдашний телеграм) поставить или девочке какой-нибудь отправить.

И музыку люблю слушать — вот прям ежедневно, когда работаю слушаю, когда иду/еду куда-то — слушаю. Ну и особый кайф, когда едешь куда-то представить себя под трек героем клипа)

Ну типа... спасибо миджорня)0
Ну типа... спасибо миджорня)0

Бывали попытки в детстве какой-то репчик даже писать на диктофон телефона, потом кавер записывал, ну и решил, что пора своё что-то записать. Решить решил, но не делал.

Мой кавер на трек Markul) Сейчас этот кринж я скрыл, но почти тысяча людей посмотреть успела. 
Мой кавер на трек Markul) Сейчас этот кринж я скрыл, но почти тысяча людей посмотреть успела. 

И вот в январе 2020 понимаю, что так продолжаться не может, новый год, новая жизнь — надо поставить себе цель записать первый трек. Это и стало отправной точкой в мир музыки. Но я и не думал, что это станет моим хобби, но обо всём по порядку.

Как сейчас записать трек — пошаговая инструкция

Когда садишься за это впервые — нет никакого понимания, а как вообще начать? Че делать? Куда петь? Как кака... ну вы поняли.

Вот мой сценарий:

  1. Написание текста. Первое время у меня всегда рождался сначала текст, а потом был поиск музыки. Сейчас когда как. Иногда сначала бит цепляет и под него пишешь. А иногда моешься в душе и приходят строчки в голову — и тогда сначала текст)
  2. Поиск бита. Тут многие топят за то, чтобы делать бит с нуля под себя, но моё мнение такое — если вы новичок в этом деле и не хотите в будущем заниматься созданием битов, то оно вам не надо. Я сходил несколько раз на студии, чтобы мне сделали с нуля, но за неимением знаний того, как мне нужно и не понимая инструментарий не мог сказать, что так, а что нет, чтобы получить крутой результат. Поэтому заходите на YouTube и пишите: free type beat *название исполнителя или настроение, или инструмент* — всё. Этого достаточно. Дальше качайте mp3 — есть сайты, куда можно вставить ссылку на видео и получить mp3. Или можно прописать ss перед youtube в URL и скачать видео, затем конвертировать.
  3. Запись демки. В первую очередь практикуемся дома, чтобы выбрать как именно положить текст на бит, поискать нужный голос. Пока у меня не было микрофона, я включал на телефоне диктофон или даже просто голосовуху в телеграм записывал, а бит включал на JBL-ке. И записываешь пока не появится вариант, который будет более менее устраивать. Сейчас у меня уже есть микрофон и я использую программу Reaper, чтобы сразу записываться на компе, накидывать тюн, реверб, но демку можно сделать и без этого.
  4. Покупка бита. Если демка вам нравится, вы готовы записывать на студии и хотите потом выложить трек на площадки, то надо купить бит. Эксклюзивные права обычно стоят дорого и не особо нужны начинающим исполнителям. Это когда вы купили бит и на него больше никто не запишет трек. Таким не пользуюсь, поэтому беру бит в аренду. Это когда ты платишь определенную сумму, чтобы получить разрешение автора записывать на него трек и релизить на площадки. Обычно дается лимит на 200-500 тысяч прослушиваний. Его для начала хватает с головой. У зарубежных битмейкеров сейчас покупать сложнее, поэтому рекомендую искать у наших ребят. Цена вопроса: 1000 - 5 000 (если рассматривать аренду).
  5. Выбор студии. Тут очень важно. «Свою» студию нашел с попытки пятой. Да, первый трек сделал на первой же студии, но именно то место, куда хочется ездить каждую неделю нашел гораздо позже. Смотрите фотографии студии, чтобы вам зашел интерьер. Смотрите кто звукарь, чтобы понять будет ли вам человек близок по вайбу. Избегайте «бабушкиных» студий, где записывают только поздравления с днём рождения. Ищите те студии, у которых на стене есть треки, которые вам нравятся. Чтобы они работали с вашим жанром. Иначе магии может не случится, расстроитесь и забросите.
  6. Запись. Сначала важно приехать и привыкнуть к месту, раскрепоститься. Пообщаться со звукарем. Например мне нравится приехать, послушать музыку вместе, поболтать, я выпиваю чего-нибудь для храбрости и прогрева связок (тут индивидуально, кто-то на трезвую пишется). И если вам повезло со звукарем, то в процессе он будет советовать, как сделать лучше, может даже подкорректирует текст, пропишет вам эиры, бэки, вокализы, даблы или покажет как их делать (это всякие гррр, скррр и напевочки на фоне). Цена вопроса: 800 - 1 500 руб/час. Обычно хватает 2 часа.
  7. Сведение и мастеринг. Перед этим этапом ты конечно же получаешь демку записанную на студии и заслушиваешь её в пыль, хоть так и делать не рекомендуется, чтобы потом не было эффекта демки (сильно привыкаешь к звучанию). Сведение можно заказать на той же студии, где записывался или у кого-то в интернетах (зависит от бюджета). Это когда вам ровняют ноты, накладывают эффекты, сводят с битом, чтобы всё звучало. Короче, делают продакшн. Цена вопроса: 1 500 - 10 000 руб. Разброс зависит от опыта звукорежиссера. Я сводился примерно за 4-7к.
  8. Обложка. Можно заказать у дизайнеров обложек, можно нарисовать самому, можно использовать миджорни :)
    Сначала я рисовал себе сам. Брал какую-нибудь фоточку со стоков или своё фото, выбирал шрифты на fonts online, всё слепливал в фигме и готово. Делать надо квадрат (2000х2000px например). Цена вопроса: 0-5000 руб.
  9. Дистрибьюция. Если хотите выложить на все площадки, то нужна дистрибьюция. Просто выложить себе на стене ВК — это не то :)
    Я пользуюсь услугами SFEROOM. Выбираешь дату, загружаешь материалы, заключаешь договор и всё. Потом трек на всех площадках. Цена вопроса: 700-1000 руб.

Надеюсь стало понятнее и может кому-то будет полезнее. А теперь возвращаемся к моей истории.

После того как сделал демку и выбрал студию, приехал туда — было страшно неописуемо. Руки тряслись. Мне предложили чаёк. Спросили про опыт. Попросили показать, чего буду записывать.

Когда зашел в будку, встал у микрофона — стало вообще тяжело дышать))

Потом привыкаешь потихоньку. Записываешься. Звукарь помогает, советует что-то (если вам повезло, а то бывают кейсы тихих нажимателей на кнопку записи).

Ну по итогу получил свой первый трек. С детской радостью и трепетом ехал домой и гонял его в наушниках. Потом ещё дней 5 слушал на репите. В это время его сводили. Потом правки вносили. И вот готовый трек. Публикую его просто ВКонтакте в своем блоге, чтоб друзья послушали. Доволен собой.

Получил первый фидбек. Много восторженных отзывов. Сделал ещё пару демок и всё. Загорелся...

И дальше в голове установка — пишу альбом! Казалось, что так и делают исполнители, чтобы стать популярными — записывают сразу какой-то альбом, выпускают, вкладывают в рекламу и вот он успех.

Попытки стать известным

Когда нашел свою студию, решил, что пора делать альбом. Жанр выбрать было сложно, т.к. нравилось всё, поэтому экспериментировал как хотел. Записал EP из 6 треков, переоформил свой старенький паблик с картинками под группу исполнителя, сделал оформление, нашел рекламщиков и выпустил первую пластинку.

Это прям настоящая пластинка со сборником моих треков, которую мне подарили друзья вместе с виниловым проигрывателем — ещё один плюс заниматься музыкой, можно дарить тебе че-то связанное с ней)
Это прям настоящая пластинка со сборником моих треков, которую мне подарили друзья вместе с виниловым проигрывателем — ещё один плюс заниматься музыкой, можно дарить тебе че-то связанное с ней)

Суммарные затраты были около 100 000 ₽. Из которых 20 на рекламу, а 80 на производство: аренду битов, оплату записи на студии, сведения+мастеринга, обложки и рекламных сторис.

Получил 11 000 прослушиваний на плейлисте ВК, фактически где-то 50 000, ибо цифра не плейлисте это чаще всего даже не половина от фактических прослушиваний. Плюс есть другие площадки. 900 подписчиков в сообщество. И общий охват на 200к+ просмотров.

Окупилось ли это? Конечно же нет.

Оказалось, что 20к на рекламу мало. Таргетинг уже плохо работает. Декабрь — не лучшее время для релизов. А продвигаться нужно вообще через тикток, т.к. половина чарта была оттуда.

Дальше попытки в съемки контента, эксперименты со звучанием, поиск стиля — это всё оказалось очень увлекательной пучиной. Слишком хорошее хобби, которое стало выходить за рамки хобби.

Переломный момент

В какой-то момент меня всё это настолько увлекло, что я поймал себя на мысли — мне не так интересно работать, как заниматься музыкой.

Мой звукарь, который также является исполнителем, попадает на Black Star, потом на ещё один лейбл. Снимает клипы, выступает. Меня это со стороны привлекает, думаю, что могу также. Заряжаюсь.

При этом музыка всё ещё приносит мне ноль прибыли, а отнимает все больше времени и денег.

Попробовал заставить себя балансировать, но чем глубже погружался в мир музыки, тем больше понимал, что там важно на старте генерировать много контента, общаться с аудиторией, быть в поле зрения, снимать постоянно что-то, выпускать треки, знакомиться с людьми, делать совместные работы, дальше выступать, ходить на шоу, вести все соц. сети и многое многое другое.

А параллельно я всё ещё являюсь владельцем студии интерфейсов UXART, где есть команда, есть клиенты, проекты, задачи, развитие, проблемы и много много всего.

Тут уже постарался отбросить эмоции и принять взвешенное решение.

Проанализировал чего я хочу на самом деле.

Представил, что если направлю все силы, деньги и время на музыку и смогу стать популярным — надо ли оно мне? Хочу ли я ездить постоянно по концертам, шоу, быть всегда под объективом камеры, постоянно вести соц. сети и заниматься только музыкой?

Ответ был неоднозначный. С одной стороны это полезно — быть популярным, и может денег потенциально дать много. Но с другой — я не так люблю быть на публике, выступать, да и музыка в теории могла надоесть, а ещё и удержаться на слуху долгое время в музыке, на мой взгляд, даже сложнее чем в бизнесе. Столько авторов одного хита, которые потом пытаются повторить былой успех и не могу. Столько исполнителей, которые появляются и через небольшой период хайпа пропадают.

Да и образ жизни всегда в разъездах: на съемки, на студию, на фотосессию, в тур, на шоу, на вокал, ещё куда-то — это сложно совмещать с семейной жизнью, а я женат, планирую детей заводить в будущем и всё такое. Это конечно возможно, но сложностей будет предостаточно.

Но самое основное — понял, что не хочу быть популярным исполнителем.

А вот студию интерфейсов развивать и делать интернет удобнее — хочу.

Поэтому я принял решение оставить музыку в качестве хобби. И теперь выпускаю на небольшую аудиторию своего паблика, не вкладывая в это много денег или записываю просто что-то для души, никуда не выпуская.

Зачем оно мне надо?

Возвращаясь к началу статьи — мне нужно было хобби. Необходимость хобби, думаю, очевидна, но если кратко — это позволяет переключиться от создания интерфейсов, аналитики, ведения проектов, на что-то кардинально другое.

Это переключение, если дело удачно выбрано, дает энергию на всё остальное.

Когда создаю музыку — испытываю состояние потока. Кайфую от каждого этапа. Когда пишу текст. Когда выбираю бит. Когда исполняю, пробую разные вариации. А потом ещё и переслушиваю получившийся результат и оставляю его после себя.

И вот последний момент для меня супер важный — оставить что-то после себя.

Спортивные хобби в этом плане проигрывают творческим, так как тут есть продукт твоего производства. Если ты год будешь заниматься бегом — это конечно полезно и всё такое, но после тебя чего-то не оставит. А музыка... Даже после твоей смерти дети, внуки, правнуки, да и любые другие люди смогут послушать их.

Я бы с удовольствием хотел услышать музыку своего прадеда. Почувствовать эмоции, послушать о чем он говорит, что тогда было актуально. Безусловно, некоторые треки делаю просто для атмосферы, а не с каким-то глубоким посылом. Но в других делюсь взглядами на жизнь.

Из-за этой же причины завел блог ВК в 2017 где писал о том, что переживаю, как работал в найме по 14 часов в день без выходных в Ханты-Мансийске, как потом переехал в большой город и искал работу, что чувствовал, как открыл свою студию интерфейсов, как начал музыкой заниматься. И текст этой статьи — всё это останется. Текст. Музыка. Навсегда. Или, как минимум, надолго.

Как-то так. Решил поделиться)

Не думаю, что аудитории VC будет близка музыка, которую я делаю, но если вдруг кому-то сильно захочется послушать — введите «KONAKOV» на любой площадке. Как писал выше — там есть и песни со смыслом, и глупый трэп, чтобы просто подурачиться в моменте и чтоб «качало» :)

——

Спасибо, что прочитали. Если интересно почитать про меня, бизнес, интерфейсы и другие размышления — велкам в мой телеграмчик.

Ну и если нужны удобные интерфейсы, то обязательно в UXART.

В одной из следующих статей хочу пообщаться с другими владельцами студий на тему хобби и узнать, кто чем занимается и почему. Так что подпишитесь, чтобы не пропустить. И делитесь в комментариях своими хобби — интересно, кто чем занимается. Может включу вас и ваше хобби в следующую статью)

6666
58 комментариев

Я работаю с музыкантами как юрист, вдруг понадобится)

5

Не даёт покая вопрос. В случае если музыкант сочиняет музыку и тексты, но не поёт, может ли он нанять сессионного вокалиста (или любого другого) для того, чтобы тот исполнил песню, и в дальнейшем распространять или продавать этот трек, как если бы это была музыка автора?

у вас сайт не работает ( тот, что в профиле указан

Звучит как-то угрожающе)

Бред сумасшедшего, с рекламой всякой хуеты

5

Спасибо за мнение)
не забудь подписаться на канал ;)

3

Круто! Очень откликнулась история про отсутствие хобби и досуга помимо работы. Ну и пошаговое руководство — топчик. Спасибо!

4