Помог блин. Как развивать стартап клиента будучи обычным подрядчиком?

(очень долгая) История длиною в год с копейками, достойная долбанной экранизации. Рассказываю про то, как отношения Заказчик — Исполнитель могут переродиться во что-то новое, если у тебя оч много энтузиазма. Честно. Экшон был тот еще. Но. То что получилось по итогу не ожидал никто. Ни я, ни партнер.

Тута мы подписываем партнерское соглашение :)
Тута мы подписываем партнерское соглашение :)

Всем хай! Увидел что читателям понравилась моя прошлая статья, набравшая 11к просмотров (я ожидал то максимум 250), про то как я просрал лям на своем первом бизнесе. Это здорово, и это значит что я могу вам рассказать еще одну ситуцию, по которой можно ваще фильм снять от того на сколько она крутая. Поэтому приготовьтесь получить кайф, мы взлетаем.

И для того чтобы все это добро хоть как-то структурировать, ибо материала получилось много, я решил разделить это все на 4 этапа:

Этап 1. Ситуация заказчик — исполнитель. Тута мы сделали 1ю и 2ю итерацию ролика

Этап 2. Гоу мутить стартап. Типа партеры с клиентом. Пишу про свой первый лютейший курс по продукт менеджменту, спонтанную поездку в Питер, подписание партнерского соглашения, анализ конкурентов и первый в жизни касдев, в общем мега опыт.

Этап 3. Жопа в жизни и тяжелая работа. Момент когда пришлось взять весь текущий и прошлый опыт и просто поверить в себя, сделав что-то абсолютно новое

Этап 4. Эмоции, победа и признание, которые я так долго ждал

Этап 5. Итоги и результат

Так, перед тем как мы стартанем, мне надо сказать пару слов о себе и задать контекст, чтобы было понятно шо тут происходит, иначе есть нюанс того что мы просрем нить рассказа. Нам ж это не нужно? Не нужно. А затем плавно перейдем в повествование.

Лето(середина), 2021 год.

В тот момент я был моушен-дизайнером, аля фрилансером (в целом им и остался ток в формате моушен студии теперь). По сути тогда моей задачей было получить ТЗ от клиента и сделать классный и эстетичный видос о продукте.

Еще во мне сидела заноза в заднице, которая всегда искала приключений, чтобы собрать по больше подружек к себе. Я всегда хотел что-то бизнесовое, меня прям манило, я оч любил читать про этут тему, ресерчить, но до дела доходило редко, но если доходило, то я отрывался по полной и на всю катушку. (опять же история из прошлой статьи тому подтверждение)

Наверно поэтому все клиенты эт токо бизнес. С играми и тп, ваще не мое, ибо СКУШНА.

Плюс ко всему этому в тот период я заканчивал объемную пачку курсов по моушену (экспрешены, персонажка), и руки чесались куда-то это дело пристроить, но на халяву просто так тратить время не хотелось. Поэтому я постоянно пичкал себя новыми курсами в ожидании того самого клиента где можно оторваться.

Этап 1. Заказчик — Исполнитель

В процессе моей страстной оргии с курсами мне написал один чел, что мол, есть задачка, сделать простенький видос и потом просто обновлять его, ты ваще как, реди?

Начало начал)
Начало начал)

А я тогда токо начал новый курс, и вот это ощущение, когда ты только что-то начинаешь тебя сразу дергают по какой-то херне. Знакомо? Я сдержу свой эмоциональный порыв, и выражусь всего одним словом — Напрягает (очень)

Но это все мой внутренний загон, который обычно во внешность редко лезет, в итоге да, я дождался того самого, и в целом был готов вложить свои новые скилы. Мы созвонились пообщались, он мне даже каракули нарисовал того что он хочет (было сложно это разобрать, но мы справились, и заодно знатно поржали над этим делом).

Это еще цветочки, ягодки будут чуть 
Это еще цветочки, ягодки будут чуть 

В итоге задача мне даже показалась крутой, потому что надо было оптимизировать и практически автоматизировать процесс, + мне что-то подсказывало, что за этим персонажем есть перспектива и в будущем можно еще поработать (жопное чутье не подвело, афигеть как не подвело).

Пытался найти щас в переписке, как я делал первичный анализ продукта, понял что его тупо небыло, за то хотя бы ТЗ сформировали (даже это иногда бывает большой проблемой)

Итого у меня на руках каракули, референсы по анимации мобилы, референс по UI(скрины) который я еще и сам должен был воссоздать в афтере и текст с приемуществами продукта, а в паралели проблема-решение я тогда и не мыслил.

Работа началась и…. быстро закончилась, чет около 8-10 часов мне тогда понадобилось, и после серии мелких правок все остались довольны. Все. Да. Все кроме меня, ибо это получилась тупо белая сухая преза, которая ну вааааааащееее скукатища полная…

Поэтому што я сделал. Во первых, я взял все яйца в кулак(1) и написал, точнее договорился на звонок, на котором сказал что братан это все херня полная, скушная и нахрен никому не нужная, это воообще никаких эмоций не вызывает, понимаешь, а ролик он должен возбуждать тебя, поэтому Миша все х….ня, давай по новой (его кста так и зовут)))

Согласовывали следующий звонок
Согласовывали следующий звонок

Главный девиз меня тогдашнего: мы должны сделать еб…йший(лютейший) стиль на все бабки. Но бабок было мало. Как всегда. И это проблема. Начал уговаривать. Уговаривал как мог, что это надо, иначе будет все тож самое и бла бла бла. В итоге да, мы пришли к тому что ролик круче действительно нужен был. ПОБЕДА. ЕХУУУУ. Я тогда был счастлив просто как слон, даже щас, вспоминая это все я настолько возбудился эмоционально и настолько кайфую, что клавиатура не передаст. Но. мы отступили от темы, возвращаемся в суровую реальность.

По факту ролик то согласовали, но был один нюанс — надо было подождать месяцок, пока клиентский чел допилит продуктовую чать по софту + соберет хоть какую-то обратную связь по продукту, хотябы с той демкой что я делал ранее. Первое он сделал. Красава. А вот последнее нет, а надо было Миша, надо было. Но на звонке мы решили, что для этого лучше сойдет новая, вторая версия ролика.

Спустя месяц под конец июля, мы созвонились ииииии….да, проект в силе, согласовали бюджет в 35к и начали работать над ним. И тут я пошел тем же путем, что в первый раз, без анализа, без ничего, продолжаю быть просто исполнителем. Хреново, но все когда-то были неопытными, ладно.

Через пару дней я получил все каракули(раскадровку), тогда я зарекся что впредь буду их теперь сам рисовать, ибо это трэш и ёмае. Вы видели это чудо? Там не то что Пикассо курит в стороне...охххх. Благо чел с юмором попався, мы всегда ржем когда дело касается рисования))

Вот она, жесть во всей красе )))
Вот она, жесть во всей красе )))

Дальше стандартный набор для тз: рефы, сроки, текстовое наполение, музон, мокапы, ui и тп…Это не очень интересно. Самое интересное еще впереди.

После того как все получил, начал все делать.

Сначала пытался таить интригу, я это всегда обожал делать ибо видеть первые эмоции это всегда круто, но потом понял что это не оч вариант, и на этапе сборки композиций мы пошли путем итераций. А после я пошел в соло, чтобы внести авторский стиль и дать крутые эмоции клиенту.

В итоге на созвоне я получил то что хотел, И САМОЕ ГЛАВНОЕ. БЕЗ ПРАВОК (почти :). Это самое крутое для любого профи. Следовательно, идеальная стратегия: главная структура и компоновка под контролем с клиентским челом, а дальше красоту наводишь сам. Вот кстати то что получилось, за тот бюджет считаю ваще класс. Хотя, если быть честным, эт хреново...

В итоге после всей этой истории мой клиентский друг пошел проверять по своим потенциальным клиентам, насколько это все рабочая история с точки зрения продукта, ну а я решил в кои-то веки съездить отдохнуть на пару недель, во время которого мне предложили попробовать пройти собес в Яндексе. Но это уже вообще другая истоия, там тожо свои приколы были :)))

И вот время идет, прошел месяц после нашего последнего диалога, я ему пишу, мол бро че как там у вас, на что он мне написал что на самом деле к продукту-то есть вопросики. Например людям не совсем понятно что это за продукт и какую проблему он решает. Это самое основное(!). Давайте запомним этот момент пэжэ, мы еще вернемся к нему пару раз. И с этого момента наступает новая глава в нашей истории.

Проблема ролика в том что он не продуктовый... по хорошему это мой косяк на самом деле, я должен был залезть и сформировать грамотный посыл
Проблема ролика в том что он не продуктовый... по хорошему это мой косяк на самом деле, я должен был залезть и сформировать грамотный посыл

Этап 2. Бро гоу стартап жахнем? Типа партнеры.

Сразу после нашего последнего созвона, понимая что есть примерно 2 недели, я взял хардкорный курс по экпрешенам(для афтера), чтобы научиться лучше конролировать анимацию. ИИИИИ. Самое то главное. Я нашел, ваще каким-то чудом, супер ахренительный курс по продукт менеджменту, ну и я просто влюбился, это то что было мне супер интересно, разбираться во всей этой бизнесово-продуктовой херне. Посмотрел я его тогда чуть ли не залпом за недели 1.5 параллельно с дизайнерским курсом. Ну эт просто вышка. Все эти канвас-карты, новомодные словечки типа продукт бэклог, cjm, mvp, подходы к работе в командах, типа скрама или agile, и короче еще много всего. Это все супер помогло понять вообще клиентскую сторону и то какая хрень творится в его голове(а там оой как много всякой херни творится). И самое главное я мог как-то встроиться туда, в клиентскую сторону, чтобы тоже помогать находить общие решение, потому что я был просто фанат.

Кстати после этого я начал понимать почему моя история с магазином из прошлой статьи не зашла. Проблема-решение. Этого попросту небыло. Как и тестирования спроса. И тот опыт хорошо склеелся с новым материалом. Возвращаемся к нашей истории.

Как я думаю стало очевидно, после окончания прохождения этого курса я тут же полетел к своему клиентскому брату, чтобы сказать ему что, чеееееееел ты не шаришь, щас мы все сделаем, гоу созвонимся? (у него правда с маркетингом не оч было, эт факт — его вообще небыло). НО. самое главное. Это было искренне. Я очень хотел помочь, ибо верил в то, что реально могу помочь.

В итоге мы 3го октября договорились о звонке, я все ему рассказал, зарядил его своим позитивным настроем, что мы можем попробовать изменить то что есть сейчас, ибо продукта как такового небыло, даже мвп (только куски кода) , а на этапе идеи продукта были проблемы с пониманием, что это за продукт, как развивать, кто клиент и тп. И я предложил в этим помочь, тк уже имел на тот момент свои грабли и понимал как ТОЧНО делать не стоит.

Мы договорились о встрече в Питере. Для меня это уже было небольшой победой, честно я радовался как ребенок, потому что у меня была возможность самому поучавствовать в выстраивании бизнеса, и это всегда меня заряжает.

Сразу после звонка я купил билеты на самолет в Питер и забронировал гостиницу. Ох уж эти спонтанные поездки…. кто их не любит. Обожаю. Так началось мое бизнес путешествие.

У меня есть целый ролик-влог на канале с этой поездки, кому будет интересно можете глянуть, в целом он идеально вписывается в продолжение нашей истории.

Пересматривать свои старые видосы -- это боль

Чуть оффтопа. Щас этот канал скорее профильный, где я рассказываю про моушен в целом и разбираю ролики, поэтому если буду полезен - велком. На самом деле, мне хочется сделать еще личный, где можно рассказывать всякие личные и бизнесовые истории, но это так….отступление от темы. Нахрен оффтоп, возвращаемся к истории.

Если в кратце рассказать о поездке, то целью было предложение партнерства и развития вместе этого дела.

В первый день, сразу после прилета мы встретились, познакомились, обсудили вообще текущую ситацию по продукту и его направлениям, раскидали идеи которые можно было реализовать, то есть больше общались про то чтобы составить общую картину.

Во второй день, мы уже обсуждали конкретные вещи, условия сотрудничества, какие фичи добавлять (состав мвп), немного поугарали, подумали что делать с маркетингом, похавали пиццу, еще думали, как тестить все это говно, честно уже не помню прям точно что и как было, ибо это происходило ну уже давольно давно, плюс с моей памятью эт сложно(спасает токо система планирования и фиксации жизни)

В общем насобирав всю ту инфу, я пешком потопал(3 часа) до номера. Ночной питер — это сказка. По приходу я составил что-то на подобии партнерского соглашения, просто выписал кто за что отвечает, я за маркетинг и дизайн, чел — за продукт и разработку, раскидали финансовую историю, без долей для меня, чисто для опыта, но с небольшой зп или 10-20 процентов было, не помню ужо. Ну и в целом пошел спать)

В последний день, мы встретились уже для корректировки условий, формировании близжайших шагов, подписали соглашение, и в тот момент я ненадолго стал ко-фаундером (или если наверное правильнее, то просто челом ответственным за маркетинг), еще немного поугарали и я поехал на самолет к себе в мск.

Про приезду случилась забавная ситуация — я просрал паспорт. Конечно мне было тогда не оч забавно, но ладно, с кем не бывает да? Поспал блин в метро. Класс. Ладно. Поехали дальше.

После прилета, взял пару дней на то чтобы выдохнуть, ибо это вообще треш. Столько эмоций пережить за 4 дня, Это надо постараться. Если вам нужны эмоции и экшон, вы знаете кому писать, организую в лучшем виде! Идеальнее места для интеграции еще не придумали :)

Ну а потом началась прям работа. Начал я с общей таблички о продукте, чтобы вообще понимать с чем имею дело, делать ее было не сложно, сложнее было наверное опираться на нее чтобы делать уже что-то по существу, а не имитирвоать бурную деятельность. В дополнении к ней, просто для того чтобы разобраться, я покопался и сделал небольшую сборку того что могло бы повышать ретеншн, аля типа конспекта шо то.

Страшно...
Страшно...
...очень страшно...
...очень страшно...

Конечно смотря щас на это у меня просто глаз дергается.

Параллельно мы были чуть ли не каждый день на звонке, я рассказывал что и как делал, какие результаты получал. Наверное, это было через чур, возможно, да, на самом деле я просто старался выложиться на весь максимум, который позволял мои скилы на тот момент.

Дальше дело дошло до анализа конкурентов, у нас по факту был всего один прямой конкурент с аналогичным продуктом и несколько косвенных. И первого на сколько мог я разобрал тогда, расписал все фичи, прайс линию, и помоему даже проблематику, и да, на этом все, и да это мало… можно сказать наверное даже ничего, но мне казалось что этого хватит. Хотя на что можно было еще рассчитывать с моим опытом на тот момент)) Но даже это хватило если честно.

...если б мы знали шо это такое...
...если б мы знали шо это такое...

Еще кста, выписывал какие категории приложений есть, которым был бы интересен наш продукт. Потом думал где и как их доставать, даже небольшие схемки для этого составил, чтобы опять же можно было с этим работать.

И наверное предпоследним подготовительным, действием было то что было собрано что-то наподобии воронки продаж для клиентов. По сути это ей конечно не являлось ибо я действовал сугубо методом научного тыка и делал просто так как мне подсказывало сердце, но факт есть факт и на свет это чудо франкенштейн появилось))

...мы не знаем шо это такое.
...мы не знаем шо это такое.

А уже от этого я начал думать в более правильное русло, мыслью было то, как вообще все это говно протестить на спрос, где брать народ, что спрашивать, как проверять, ибо было очень интересно, но нихера не понятно. В связи с чем, мной было решено опять изобретать велосипед. Сначала самым главным траблом у меня было то, где найти нужных челов, у которых есть продукт (в моем случае приложение), я уже знал что есть такие типы как ЛПР, поэтому исходя из этого я начал составлять гипотезы как их находить и в правой части писал интересные заметки касаемо анализа и тестирования, которые казались мне интересными.

тут хоть чет нормальное, и то...))
тут хоть чет нормальное, и то...))

В процессе я понял что тестить ващето лучше бы на 2 ЦА, в первой — б2б, с точки зрения бизнес показателей и возможностей, на сколько наша тема вообще полезна девелоперам, а во второй — б2с, с точки зрения юзера, на сколько ему нужно это все в том приложении котором он пользуется, что ему на самом деле важно в этом приложении, какие функции, каким образом наши фичи встраиваются в его пайплайн и не резонируют ли с ним? Вот таким образом родилась эта микро схемка.

Чет на умном я тут писал, пытался понять как искать ца для касдева.
Чет на умном я тут писал, пытался понять как искать ца для касдева.

Поняв свою ца, где ее искать, я занялся составлением базовых вопросов, для того чтобы просто банально понять востребованность нашего продукта, ну и надо было подумать как привлечь ЦА, чтобы с ними можно было созвониться и провести по сути касдев. Я придумал вот что, у меня было составленно порядка 13-15 вопросов помоему для разработчиков приложений, а в качестве мотивации я просто оплачивал потраченное время, типа поболтали — держи касарь на карту)). Искал просто на хабре, составил объявление мол нужна консультация от тех-то тех-то. Так и нашел.

Получилось суммарно 7 прозвонов, естественно разговоры(с согласия) я записывал, и ответы потом уже расписывал по табличке, где у нас сильные и слабые стороны. Как вы уже поняли я оч люблю таблички и схемки, это прям любовь))

уровень тайм менеджмента -- Слава
уровень тайм менеджмента -- Слава

Небольшое отступление, на тот момент я купил себе книгу Роба Фицпатриха, специально для этого дела, чтобы научиться правильно проводить касдевы, НО, я специально не читал ее, для того чтобы собрать сначала первичный опыт, свой, чтобы уже опираясь на него информация из книги легла более основательно (Наши мозги так лучше запоминают если что, включается ассоциативная память, и потом проще вспомнить и применить). Книгу советую!

Собсно, первый осознанный касдев пройден, и это было оч мудрым решением для меня, потому что я уже обжигался, и теперь я не просрал очередной лям на бизнесе.

Итак какие результаты у меня получились. К сожалению материалов уже не сохранилось, но я точно помню несколько наших главных выводов:

  • Из ролика небыло понятно что это такое что за продукт, какую проблему он решает и как он ее решает (вспоминаю сразу тесты партнерского чела пару месяцев назад и понимаю, что чел-то не тупой))
  • Цена была космическая и вообще не обоснованная
  • Это попросту было не нужно, тк большинство девелоперов не заморачиваются над ретеншеном, им срать на то что юзер свалит, им проще и дешевле привлечь нового чем работать со старым. А крупные игроки аналогичную историю сделали своей командой разработки.

Незнаю как для моего партенрского брата, но для меня это ООООЧЕНЬ сильно ударило и показало на сколько важно понимать проблему-решение каждого продукта и тестить его, даже такими видосами, показывая их ЦА. Плюс это наложилось на мой прошлый бизнесовый опыт и как я говорил, сыграла ассоциативная память и в моем мозгу это запечаталось не то чтобы клей моментом, это все приварилось нахрен аргоновой сваркой, так что тепреь это фиг отдерешь.

В тот момент для для себя понял на сколько же важно сначала протестить идейку, а потом впуливать в нее бабло, и это я еще не совсем корректно тестил, но уже этого хватило, чтобы мы взяли паузу на подумать.

Тогда мы созвонились и пришли к тому выводу что наверное надо тормознуть это все дело, ибо во первых спроса нет, во вторых кому надо тот сам себе подобный функционал уже сделал в приложение и в третьих продукта по факту еще даже небыло, а разработка это хрень такая….не из дешевых. Поэтому после недели обдумываний мы решили, на эту штуку забить и тестить другие идеи продуктов, которые мой партнерский брат понимал как делать, и в которых у него был опыт.

Это были 2 идеи: RPA системы и платформы для инвойсов. Тут весь мой тест свелся к тому что я прошелся по ВСЕМ топам компаний, которые были на рынке, составил их список, так же к нему список фич и возможностей под каждую компанию, прайс линии. Из нового добавил список тех проблем которые они закрывали, а так же в целом оценил рынок на сколько есть смысл в нем развиваться. По моему для первой темы у меня насобиралось 18-19 компаний, а для 2й — 10-12 (Борд в миро удалил, поэтому тут уже сложно вспомнить)) Соответственно для каждой темы продукта я составил свой MVP с минимальным набором функций и главными требованиями по тем проблемам которые точно надо закрывать юзерам. И вот со всем этим добром мы с моим партером работали в течении месяца, периодически созваниваясь и держа друг друга в статусе, он меня — касаемо разработки(вернее отговорок почему еще не начинал — работал))), я его касательно анализов, и периодически, а точнее частенько, я задавал вопросы касаемо технички, как работет та или иная функция в продукте (мне просто это интересно было). И много чего полезного смог вытащить.

На самом деле в моем развитии это была оч крутая история, которая позволила мне залезть внутрь самого продукта, и я понял что это на самом деле кайф. И по факту, хоть мои недо-анализы и были поверхностными, но они развивали меня и на самом деле оставалось бы после таких анализов, выбрать ца, сформировать свой продукт в форме идеи (решение проблемы + мвп), потом бы провести правильный касдев, проверить спрос идеи и все. Можно было бы уже спокойно сидеть развивать продукт, искать начальные инвестиции на развите идеи и работать с маркетингом. Но к сожалению партнер не захотел идти на эти шаги. Я уже не понмю если честно с чем это было связано.

В итоге спустя буквально 3 месяца, в середине декабря мы решили (вернее партнерский чел решил, тк он был главнее), что мы пока поставим на паузу наши стартаперские движения, и пока будем просто поддерживать диалог. Конечно во мне тогда сразу куча эмоций, мол да как так-то, мы токо начали, вон какой прогресс в понимании у нас уже есть, надо просто нащупать идею. Но решение было принято. Конечно я супер-мега-ультра благодарен за ту невероятную возможность, ибо я тогда столько всего для себя узнал, применил на практике и закрепил в сознании, что это сложно передать. Это жеж все и напрямую повлияло на то как я стал теперь работать с клиентамии, теперь мы скаждым прорабатываемся до каких-то внутренних штук, бизнесовых смыслов, ищем проблему, ибо вообще как бы в этом и тема, смысл делать ролик ради ролика, он так нахрен никому не упал. Но вот результат…он то нужен.

Короче да в тот момент началась жопа и тяжелое время…

Этап 3. Инвестиция. Вера в себя и в то, что получится что-то хорошее

С этого момента мой клиентский брат вообще ничего не знал о том что я делаю. Мы разошлись на полгода.

Я догадывался, что история с моими стартаперскими похождениями долго не проживет, да и самому хотелось развиваться в моушене, ибо ну не просто так ж я выбрал это направление. Я очень долго думал над тем в какой форме теперь совместить все те навыки что я взял за последние полгода как в сфере дизайна, так и в сфере бизнеса. Сначала думал делать аля бизнесовые нфт, потом что-то типа сторисов под маркетинговые активности. По сути я хотел получить супер кейс который можно будет потом показывать потенциальному клиенту, что мол смотри что можно сделать с тобой))

Выбор пал сперва на то чтобы сделать ролик из комбо нфт’шек, чтобы через них рассказать истрию о продукте, но подумал и чет слишком как-то заморочено. Решил делать видос эксплейнер, котоый одновременно и рассказывает о проблеме-решении продукта + этим самым параллельно продает сам себя. Решение принял. Я даже сначала пытался взять рандомный продукт, чтобы на его базе все сделать, но потом подумал что у меня есть теперь очень крутая экспертиза в нашем первом продукте(стриксе) я ж в него оч сильно погрузился тогда. У меня есть обратная связь, у меня есть четкое понимание проблем и решений + полностью сформированный на этой базе состав MVP продукта. Так почему бы на этой базе не сделать то что я хочу. И я начал.

Это была абсолютно альтруистическая штука, я понимал что на это уйдет 3-4 месяца, и от этого было херово если честно, столько времени потратить вообще без какой либо надежды выйдет ли что-то из этого. Благо у меня была возможность жить и работать все это время.

Стоит учитывать еще мою депрессию после моего прошлого провального магазина + отказ клиента от продолжения сотрудничества. Это были главные моральные жопы.

Я начал в конце ноября, втихаря, за неделю до того как мы разошлись.

Сперва я начал с наброски текста сценария для дальнейшей озвучки. Первое время я вообще не мог найти нить того как начать, какую структу повествования задать. Я был полностью в вакууме. Решил окей, пойдем от обратного. Чутье подсказывало что надо просто показать проблему решение, поэтому я начал смотреть как делают это топовые студии в мире, и в целом моя чуйка меня не подвела, решил пойти этим путем, выписал главную проблему будущего клиента + список фичей которыми я ее закрываю. После этого, чтобы был более плавный переход от проблемы к юзкейсам я добавил микро УТП и в целом картина начала складываться. Постепенно добавляя красочности и описывая фичи мне удалось написать оч крутой текст на 1 минуту, потом буквально 2-3 итерации - день правок, и все. С того периода я взял себе за правило стараться также погружаться в любой проект, ибо это помогает.

После того как написал текст отдал его своему штатному переводчику и потом сразу в озвучку заранее найденному диктору. Целью было нативное произношение английского, чтобы даже родная бабушка не отличила)) Ну и с этого момента текст вообще никак не менялся и не переписывался ибо было ужо поздно.

Сразу же за вечер подобрал нужный музон, который оч классно мэтчился с голосом. И по сути все, звуковая дорожка у меня была готова. Но вся жопа была еще впереди))

Начался этап раскадровки, пытлался чет рисовать, думать, но получалась тупая хрень для первокласников, а никак не раскадровка хорошего дизайнера, ибо я вообще не понимал какой визуал делать под такой текст, сказывалась конечно депрессия, но не время ныть, решил вернуться к прошлой идее раз их врпинципе небыло и начал рисовать мини-НФТшки под каждую фразу, чтобы они какбы показывали суть продукта и повествования. Как я и думал изначально — это была говно идея, точно не для этого кейса. Пришлось взять пару дней на подумать. И спустя это время чет родилось в моей голове, но это было абсолютно за гранью моих возможностей. Стоит отдать должное, меня это очень задрайвило и дало кучу энергии, мол если я это сделаю то это будет ваще разнос башки. Разумеется я это не сделал :)

Но обо всем попорядку. После того как мои каракули-раскадровка были нарисованы я погнал рисовать персонажей для этого ролика, руки и мокап мобилы. ФУХ БЛИН. Хоть там проблем не возникло…нарисовал за пару дней) но чуток перестарался ибо по факту юзал только 2х персов.

Помог блин. Как развивать стартап клиента будучи обычным подрядчиком?

Пошел делать первый кадр для ролика, завел всех персов в афтер, даже всех заригал, подрубил все к экспершенам-контрллерам чтобы можно было просто управлять цветовой палитрой и все. Знаете что я сделал на первом кадре? Правильно херню полнейшую. Наверное всем знакомо то чувство, когда ты ставишь себе ахереть какую задачу, а потом оказывается ты в ней говно. Тогда я чувствовал себя говоном, ибо посмотрите сами….

Сначала было только то что внутри блока, это и был кадр
Сначала было только то что внутри блока, это и был кадр

Посидел подумал потом, типа а нахера мне этот ролик, что я хочу им сказать? в мыслях было токо что-то про лень(делать вообще ничего не хотелось) и минимализм полнейший. Пошел экспериментировать, сначала на бумаге, по клеточкам….пытался нарисовать что-то на подобии болванки-интерфейса, и получилось что-то прикольное, мне понравилось. Это был довольно качественный концепт, который очень редко мелькал в дизайн среде. Следом погнал в люстру, там нарисовал сет для первой композиции, перегнал в афтер, собрал…и…понял что да, это оно. Как я это понял? В сердце что-то екнуло, не забуду это чувство, оно как стрелка в компасе)

Собсно я сразу нарисовал все остальные элементы композиции, собрал….и влюбился, Настолько, что мне очень хотелось похвастаться и показать миру этот хоть и маленький, но результат. Но было еще рано, это была только одна композиция без анимации, а впереди было еще 3 месяца работы

Это уже совсем финальная версия
Это уже совсем финальная версия

Через пару дней я закончил сборку и анимацию 1го кадра и 2го с руками. Это было круто, как раз то что я хотел: совместить минимализм, стиль и продукт. Синергия, Я творил, творил так как видел сам, как считал правильным.

Потом случилась небольшая пауза на НГ и другой проект, изза которого я подал в суд на клиента (это отдельная история))) потом мб тож напишу. Где-то в начале февраля я вернулся к Сториксу и продолжил работу над ним.

Работал уже практически без раскадровки, концепт я строил от кадра к кадру тем самым выстраивая ролик от начала до конца, ибо я не хотел загонять себя в рамки, это давало больше места для экспериментов.

Чтобы сократить и не без того уже ахереть какую длинную статью, я раскидаю коротко по хронологии всесь процесс создания (просто чтобы было понимание, что не так все просто):

4го февраля я возвращаюсь к работе над ним. В этот день я придумал неплохой концепт для 3й сцены + переход для нее.

На следующий день переделывал раскадровку под новый стиль и начал рисовать интерфейс для 3й сцены.

6е февраля потратил на дизайн с анимацией 3й сцены и логотипа, результат который уже получался мне нравился.

7го же числа проанимировал переход от кадра с лого к кадру с телефоном + сделал ему дизайн, внутри понимал, что прогресс идет оочень медленно, и это меня напряголо.

8го февраля нарисовал дизайн элементы для 2х кадров и разобрался как накинуть обводку на обводку чтобы анимировать через линию через трим пас

на сдедующий день просто дорабатывал то что есть уже.

После была пауза на другие дела, а 13го числа практически доделал 5й кадр, проанимировал руку и сделал блок 2х стороннего общения в проекте.

14го февраля доделал 5й кадр и переход к 6му,

на следующий день пришлось переделывать переход и дизайнить элементы для 6го кадра - 3 блока получилось.

16го февраля выставил 6й кадр с 3мя подкадрами из люстры в Афтер и проанимировал первые 2.

17го февраля начинаю видеть общую картину, вроде как начинает нравиться. Выставил и проанимировал 6.3 с заделом под переход на 7 кадр, и доработал персонажа на кадре 6.2.

18го сделал тольк дизайн 7.1 и идею на 7.2

19го числа их анимировал, так же подобрал систему фонов с патернами, получилось 12 комбинаций + задизайнил интерфейсы для кадра 7.3.

22 февраля довел анимацию но нормального уровняв кадре 7.1 + добавил декор в 6.3 и сделал дизайн 8.1, 8.2 и 8.3.

Вот правда на следующий день получилось сделать только 1 переход, в тот день было сложно работать не понимал для чего я вообще это делаю. Уныние.

24 февраля(2022) тоже работал, сложно было, но что поделать. Сделал переход с между восьмыми кадрами.

25 накрывало изза политики, но я сделал еще 2 перехода между сценами и анимацию элементов в нутри кадра 8.

26 числа день если честно эмоционально тяжелый. Часто опускались руки потому что не получалось то что хотелось, не приходили идеи, но в конце концов все получилось - я доволен результатом сделал анимацию руки в 8 кадрре + сделал анимацию цветка в нем.

27 числа был полувыходной опять на нервах но продолжал делать проект. Делал внутреннюю анимацию в 8х кадрах.

28 Февраля сделал эскизы кадров 8.4 с телефоном и 9, 10, 11, 12 осталось их собрать и проанимировать и база ролика готова.

Потом я 2 дня потратил на то чтобы их задизайнить и начал потихоньку анимировать.

4го марта проанимировал текстовые блоки и цветок в 9м кадре а на следующий день - переход с 9го на 10й.

6го числа делал анимацию 10го кадра и друх переходов. На этом месте я закончил базовые работы с проектом.

Потом пару дней отдыхал от проекта, гулял, читал книжки.

9го марта составил список со всеми правками по проекту которые нужно сделать, и со следующего дня уже начал, сделал редизайн первых 3х сцен, переделал анимацию цветка и интерфеййса в 1м кадре.

Еще через день я переделал анимацию рук во 2м кадре.

12 марта переделал интерфейс для 2го кадра, переход между 2м и 3м + сделал анимацию элементов в 3м кадре.

13го марта сделал редизайн элементов в кадре с логотипом и сделал в нем анимацию фона.

С 14го по 18е были мелкие правки по плавности анимации, подгонке фона, добавлению микро элементов.

21го марта анимировал дополнительные элементы в проекте.

С 22 по 24 число определился со стилизацией, добавил на весь проект дисплейсмент обводки и паттенов, + текстуры на задний план + частицы, а также добавил тени на все толстые анимированные линии.

На этом проект закончился и можно было приступать к подготовке презы. 26го марта составил структуру и написал текст для презентации, 28го перевел текст и сделал кадры с развитием моего дизайна по ходу работы.

В итоге НАКОНЕЦ-ТО ЕПТА 31 марта (забавно, ровно год назад….) я опубликовал этот кейс на бехансе и просто оставил его пожить какое-то время. Все, на тот момент мне уже было ваще на все насрать, я был полностью измотан ибо выкладывал всего себя, всю душу, где-то уже работал чисто на волевых, ибо напомню это все бесплатно + ситуация в мире была жопная.

Как вы понимаете следующий месяц я отдыхал, страдал херней, вел диалог со следующим клиентом и 2 раза ездил на дизайнерские тусовки, ибо а хрен ли, я ж дизайнер.

Вся внутрянка с моими экспериментами....
Вся внутрянка с моими экспериментами....

Этап 4. Эмоции, победа и признание, которые я так долго ждал

Прошел месяц с момента публикации кейса, я уже во всю погружен с головй в новый 3д проект, и в процессе работы, уже кстати, применяя новый опыт погружения в клиентский продукт, я стал вспоминать то время, когда мы с момим партнерским братом пытались что-то сделать, вернее как, по сути вся инициатива была поностью на мне. Но важно то что мне была дана возможность поучиться и не только.

И я решил порадовать моего старого друга, ведь он вообще не знал, что все 5 месяцев пока мы не общались я работал над продолжением того с чего вся эта история началась.

Написал, как ни в чем нибывало, договорились на следующий день просто созвониться пообщаться, типо как у кого дела, вообще без каких либо намеков на продажу с моей стороны каких либо услуг, просто искренне поболтать.

Наступает следующий день, мы созваниваемся, оказывается он уже даже успел сменить пару it проектов, и на тот момент уже работал параллельно на 3х, рассказал про то, как он переехал в Израиль, про то какие там страшные налоги, из-за чего тот думает матнуть в Грузию, и тут он спрашивает:

— Ну что как у тебя дела? Нашел еще клиентов или у тебя опять какая-то супер заряженное предложение, я ж знаю что ты просто так не звонишь)

— Слушай, да, был один, но он был херовый, на столько, что все дошло до суда, там долгая история)). — Ответил я

— Понял, а щас то че как, чем занимаешься?

— Работаю, последние 5 месяцев как раз чем-то занимался, можешь даже глянуть

скидываю ему ссылку

— Эт че такое? Почему там сторикс написан? (с вовлнением, идея продукта ж его)

— Просто нажми по ссылке и глянь, там уже все поймешь))

начинает смотреть

— Эээээээ, + (истерический смех)

— Эт че такое?

— Это я взял все наши раработки и в течении, 5 месяцев собирал это все в единую картину — ответил я

—Ах..еть, ты конечно ебн..тый (сумасшедший)

— Истерический смех, но зачем? Это конечно пиз..ец, ты реально это делал, все это время?

— Да, на самом деле, сначала делал себе для кейса в портфолио, но сейчас решил подарить его тебе, чтобы ты его мог для себя использовать, ибо ты оч крутую возможность мне тогда подарил, я многому научился, и по сути это такая форма спасибо тебе — Ответил я

— Чувак… ты конечно совсем с головы упал… это ахереть как круто, ну спасибо, что-ли.

Я помню тот разговор чуть ли не дословно, это были просто сумасшедшие эмоции, что для меня, что для моего друга. В тот момент, в ту самую секунду, когда я сидел в зуме и слышал в 500й раз музыку с озвучкой на другом конце, понимая что сейчас ее смотрит человек, для которгго это не просто ролик, и слыша свой ролик, в перемешку с искренней радостью, истерическим смехом и теми эмоциональными воплями, которые соединяясь формировали просто что-то оргазмическое. В тот момент я понял для себя, что не просто так я въеб..вал (работал :) все это время, по 10-12 часов, я понял что это ахереть как круто, когда твою работу ценят, когда ей восщищаются, когда на нее орут, и когда говрят тебе что ты ахереть что сделал, подтверждая твой профессионализм. В тот момент я понял, вот в чем ценность моей работы, давать людям чистейший визуальный кайф и эмоции.

Да, тот день, он однозначно был одним из самых лучших дней года.

И да, конечно я разрешил ему пользоваться этим роликом (покажу его ближе к концу нашей истории), абсолютно бесплатно, не ждя вообще ничего в замен, это был типо жест благодарности от меня. В ответ он неожиданно сказал, мол, давай я тебе хоть чет переведу, параллельно продолжая выплескивать эмоции, я не отказался. Это был приятный бонус, который покрыл 3-4 дня моей работы)

Помог блин. Как развивать стартап клиента будучи обычным подрядчиком?

Спустя пару дней, он показывал своим друзьям, друзья конечно тоже ахринели от этого)) Но к сожалению или к счастью, коммерческая история этого проекта закончилась, тк этот ролик уже некуда было использовать, потому что друг закрыл свой проект, по абсолютно объективным причинам. Таким образом просто оставив себе этот кейс, как просто память о той идее, которая у него была и во что она вылилась.

Кульминация нашей истории приближается

Спустя еще один месяц, уже плотно работая и собирая 3д проект. Случилось просто нечто. Жил я себе, никого не трогал и тут приходит уведомление на почту типа ваша работа понравилась тому-то, не очень то придал этому значение, ибо в среднем по 3-5 раз за день оно приходило, ибо проект потихоньку но стабильно набирал свои стандартные просмотры(там порядка 800 что-то было). Потом пришло еще, потом пришло с вимео уведомление(я туда загружал ролик), потом опять с вимео, потом снова с почты, я тогда шел с улицы домой, думал просто там чет сломалось, и одно уведомление по несколько раз приходит.

Пришел домой, включил комп, открыл беханс….и ах..ел. Нет не так. Я С..КА АХ..ЕЛ!!!! +4к просмотров за 2 часа.

Мне дали гребанную ленту на гребанном бехансе с номинацией лучшая работа в категории моушен дизайн. Мою с..ка гребанную работу признали одной из лучших среди других дизайнеров.

Это то чего ждет каждый дизайнер, когда его работу признают лучшей в профессиональном сообществе. Каждый к этому стремится.

Сказать какие эмоции я тогда испытывал, это просто пздц, мое сердце херачило как индейцы в барабан в свой самый крутой праздник, я носился как угорелый, сразу же написал всем кому можно, ибо для меня это было событием века. Я бы мог щас ТАААААК описать весь свой эмоциональный порыв в тот день, шо боюсь мой профиль нахрен отлетит.

Подуспокоившись, я принял для себя одну простую мысль, теперь я не новичок/студент, тепрь я профессиональный дизайнер. Ибо я себя всегда фигачу за то, что мои работы хрень полная, и мне еще расти и расти, типа, вон посмотри на челов, они такую крутую хрень делают что мне даже и не снилась. Но сейчас я признаю себя и свой уровень, и да, он хороший(для конкретно этой работы).

Еще через 5 месяцев, я получил 2ю награду в номинации лучшая работа а Афтер Эффектс, тут уже небыло никаких эмоций. Я четко знал что эта работа получит эту награду, я просто ждал когда этот момент настанет.

Вот этот ролик

Ссылка на проект

Итог.

15 июня 2021 — началась эта история, когда мне написал клиент, 1я и 2я версиии

16 сентября — 21 ноября 2021 — период “бизнес” погружения

3 ноября 2021 — начало работы над Сторикс 3.0

31 марта 2022 — конец работы и публикация Сторикс 3.0

31 мая/23 октября 2022 — Мою работу признало профессиональное сообщество

Таким образом, на примере одного кейса, я считаю, что прошел путь от среднего чела, который работает строго по тз, до моушен дизайнера, целью которого является залезть в бизнес, найти зернышко продукта, поговорить - найти настоящую бизнесовую проблему(а не — сделай ролик! Зачем? хз просто нам надо) и на ощущении своих чувств и эстетики + знаний о продуке + проблематике которую должен закрыть ролик, сделать что-то красивое и полезное.

По сути, ну это можно назвать перерождением в старшего моушен дизайнера и арт-дирекшена, где я прям кайфую.

У меня есть 2 тг канала, где за мной можно следить:

Бизнес/дизайн/продажи https://t.me/reflct

Личный/Ютубный: https://t.me/slavapetrushko

Первый хочется вести, понимаю что писать, но пока мало аудитории, жду пока наберется хотябы 100 человеков)

Или можно написать мне, в целом не кусаюсь: https://t.me/vch_pt

Буду рад если эта статья кого-то вдохновила, подарила улыбку и тепло в сердце.

Спасибо большое вам!

66
2 комментария

Информативно и досконально!

Ответить

Спасибо за твой опыт

Ответить