Как сплотить удаленную команду или почему полезно знать хобби своих сотрудников

Всем привет! На связи Сергей Федоров, co-founder компании по продаже оборудования для солнечных систем в США и Канаде. Вся наша команда работает удаленно из 13 городов и 6 стран мира. Мы вместе прошли через разные события, попробовали много форматов и подходов, которыми я и решил поделиться.

В первой части я рассказывал о том, как эффективно наладить процессы на удалёнке, вторую часть решил посвятить техникам сплочения команды.

Все описанное мной является частью субъективного опыта, поэтому что-то из этого может вам подойти, а может и нет. Надеюсь будет полезно и информативно! Поехали.

Научите команду говорить о своих потребностях

У нас в компании принято открыто говорить о своих желаниях — зарплате, условиях, проблемах и комфорте. Да, мы долго к этому шли. Но результат того стоил — максимальная прозрачность во всём стала основой доверительных и человеческих отношений внутри нашей команды. Стало меньше скрытого негатива и неприятных последствий. Никто не таит зависть или обиду, и если кому-то кажется, что можно улучшить процесс работы, об этом всегда можно говорить открыто, например, напрямую со мной. На мой взгляд, отсутствие жёсткой вертикали управления и здоровые партнерские отношения между сотрудником и компанией — большой плюс, поэтому сам я всегда стараюсь быть максимально доступным для команды и прислушиваюсь к их потребностям и интересам.

Как сплотить удаленную команду или почему полезно знать хобби своих сотрудников

Так что, мой вам совет — постарайтесь найти возможность дать каждому способ для развития.

Своевременно прокачивайте команду

Старайтесь избегать ситуаций, когда человек засиживается не на своем месте. Например, он давно вырос в менеджера, но продолжает выполнять другие функции. Начинается недовольство, выгорание и падение результативности.

И в обратную сторону — если видите, что человек не тянет, не спешите с ним расстаться, возможно он просто не там, где сейчас должен быть и ему будет лучше в другом отделе, на другом проекте или в других процессах. Всё должно быть индивидуально, не нужно всех стараться подвести под одну гребёнку.

Как сплотить удаленную команду или почему полезно знать хобби своих сотрудников

Организовывайте внутренние обучения

Наверняка, у вас в команде есть люди, чьи знания в чём-то превосходят других. Это может быть обучение в области вашей работы или обучение в сфере, которая, наоборот, никак не связана с вашей деятельностью. Что это даст команде?

Во-первых, ещё школьной системой обучения было доказано — когда одни помогают с обучением другим, выигрывают обе стороны. Первая обновляет свои знания и находит пробелы, а значит может их восполнить, вторая — получает новую ценную информацию. Не говоря о том, что за время, проведенное вместе, они наверняка сблизятся, что опять-таки позволит им коммуницировать слаженнее в будущем.

Веселитесь!

Не стесняйтесь предлагать своей команде вместе устраивать вечеринки, просмотры кино, клубы по интересам и другие активности, которые помогут им почувствовать — они часть коллектива. Нет лучшего тимбилдинга, чем время, которое вы провели просто смеясь, веселясь и что-то обсуждая. Например, мы с командой два раза в год выезжаем куда-нибудь все вместе на две недели. Там мы работаем и общаемся. Помните — за каждым экраном личность, а не бездушная картинка, чем лучше вы знаете друг друга, тем легче выстроить хорошие отношения.

Делитесь!

В предыдущей статье я рассказывал о том, что обязательной частью процесса является налаживание рутины, такой например, как созвоны. Так вот, рутина необязательно должна быть скучной и сухой. Делитесь на созвонах с командой не только хорошими новостями, но и фейлами. Зачем это делать? Так вы сможете дать понять команде, что вы в одной лодке и все ваши проигрыши и победы не заслуга какого-то одного конкретного абстрактного человека, а всех.

У нас в компании принято не только проводить общие созвоны, но и раз в месяц мы разговариваем с каждым по отдельности. И говорим не только о работе — мы стараемся узнать человека лучше и спрашиваем о его семье, увлечениях, путешествиях и переживаниях. Это даёт очень сильное чувство плеча, ведь когда ты знаешь с КЕМ ты работаешь, работается гораздо легче и приятнее. Потому что в конце концов — все мы люди.

Соревнуйтесь!

В здоровой конкуренции нет абсолютно ничего плохого. Это могут быть соревнования по чему угодно: если вы технологическая компания, пусть это будут хакатоны, если вы работаете все вместе в творческой сфере — соревнуйтесь в творчестве, геймофицируйте процесс. Так вы сможете сохранять не только общий тонус, но и выявлять лучшие качества команды.

Уважайте личность сотрудника

Многие компании боятся брать людей, у которых есть определенный “хвост” — например, собственный проект или заработок на стороне.

На мой взгляд, это не совсем верный подход. Если человек умеет грамотно распределять свое время, от этого не страдает качество его работы в компании, то “душить” его не нужно. Наоборот, возможно, стоит даже его поддерживать в его начинаниях, ведь у вас в команде есть сотрудник, который настолько силен в своих скиллах, что создает нечто свое! И это несомненно заслуживает большого уважения.

Да и кроме того, ведь если что-то пойдет не так, всегда можно сначала поговорить с человеком, а если из разговора ничего не получилось, то уже расстаться.

Сделайте процессы самовоспроизводящимися

Не устраивайте, например, из онбордингов целые квесты. Делайте эти процессы легкими и понятными. Чтобы всегда можно было куда-то зайти и посмотреть, всё, что нужно. Не разводите бюрократическую возню, идите к упрощению, делайте такие вещи интересными, веселыми и понятными. Например, попросите дизайнеров сделать комикс для онбординга новых сотрудников, откуда он сможет не только получить нужные ему знания, но и сразу словить вайб компании, в которую он пришел работать.

Как сплотить удаленную команду или почему полезно знать хобби своих сотрудников

Кстати, вполне себе реальная история, которая случилась с нами недавно. Мы искали нового бэкенд разработчика и после техсобеседования сделали оффер. Было понятно, что у соискателя есть выбор, тогда мы просто отправили нашу ссылку на онбординг в Notion под соусом: «Ну ты просто посмотри как у нас это устроено, ждем твой ответ». Нужно ли говорить о том, где теперь работает этот человек?:) (спойлер — у нас конечно же).

Так что, написать такой онбординг может быть и выглядит скучной задачей, которую принято откладывать, но результат не заставит себя ждать.

Вознаграждайте

У нас, например, есть годовые бонусы в очень приятную сумму. Они завязаны в том числе на росте компании, то есть если роста не произошло, бонусов тоже не будет, но цифры по выручке при этом открыты для всех и все прекрасно понимают, что к чему без каких-либо подводных камней.

Кроме того, мы всегда сами повышаем зарплату, если чувствуем, что человек вышел на новый уровень или уже пора по времени. Конечно, классный результат — это приятно, но иногда бывает не менее приятно увидеть этот результат и в денежных единицах:) И это, на мой взгляд, абсолютно нормально!

Ну и напоследок — рабочий день длится 8 часов, в жизненном измерении это очень много, поэтому пусть эти 8 часов проходят вдохновляюще для всех — как для команды, так и для вас. Стройте те модели компаний, в которых вы сами когда-то мечтали работать. И пусть у вас это обязательно получится!

77
2 комментария

Хороший материал
Какой софт используете в команде для постановки и контроля задач? Мы разрабатываем систему для управления проектами и нам очень интересно узнать мнение такой команды как ваша)

Ответить

Сергей, здравствуйте. Это Алина, журнал "Генеральный директор". Нас заинтересовала эта ваша статья. Как с вами можно связаться? Не могу найти вас в соцсетях))))

Ответить