Как мы открыли офис MST в Сингапуре и что из этого вышло

В 2016 году агентство MST открыло представительство в Сингапуре. Оказалось, наш опыт интересен многим. И мы решили раскрыть подробности.

Зачем

Самый частый вопрос, когда я рассказываю про наш офис в другой стране. Причин было несколько:

  1. В 2015 году у нас начались сложности с работой по валютному счёту. Законодательство стало жёстче. Например, прежде чем принять платеж от иностранного резидента, мы отправляли договор и другие бухгалтерские документы (счёт, акт). Если в договоре не совпадали сроки подписания акта хотя бы на день, приходилось переделывать документы. Либо не гарантировали, что валютный контроль не отправит деньги назад. Наша финансовая служба очень стрессовала каждый раз, когда мы заключали иностранный контракт.
  2. Многие иностранные компании после введения санкций стали с большей осторожностью работать с Россией.
  3. Мы хотели больше контрактов в валюте (которые после девальвации 2014–2015 годов стали очень выгодны).

Эти три причины мы посчитали более чем достаточными, чтобы открыть филиал. Его задачами должны были стать:

  • надёжная и удобная юридическая форма для работы на международных рынках;
  • развитие международных текущих контрактов;
  • заключение новых международных контрактов.

Сразу скажу, что одну из трёх задач мы завалили, но обо всём по порядку :)

Как мы выбирали страну

Прежде чем открыть физический офис, мы внимательно изучили юридические и экономические аспекты: где выгоднее и проще. Рассматривали три основных варианта:

  • Лондон (Англия);
  • Делавер (США);
  • Сингапур.

Все эти города имели льготы для IT-компаний. Первым у нас отпал Лондон, было две причины:

  • Налоги выше, чем в Делавере и Сингапуре.
  • Очень много компаний со стран бывшего СНГ присутствуют там. И присутствуют по очень низким ценам. Конкурировать в качестве и сервисе будет очень тяжело.

Дальше мы сравнивали между США и Сингапуром. В пользу Сингапура, помимо советов, цены открытия фирмы (везде плюс-минус около $10 тысяч) и условий присутствия, сыграла моя личная убеждённость, что сейчас идёт смена мирового лидера в экономике. США это место уступает, а Китай и прилегающий азиатский пул стран приходит на роль нового экономического лидера.

На перспективу азиатский регион интересней! Так я и решил, что это будет Сингапур. Я запланировал поездку в январе в период новогодних каникул, за две недели планировал открыть компанию.

<p>Вид на деловой, туристический центр Сингапура</p>

Вид на деловой, туристический центр Сингапура

Как регистрировали фирму

Когда я ехал открывать компанию, не было никаких знакомых и связей, я все нашёл на месте — традиционно: с помощью интернета. Начал гуглить, обнаружил довольно популярное русскоязычное СМИ «Уникальный Сингапур».

Написал главному редактору в Facebook: «Здравствуйте, можете дать рекомендацию — к кому обратиться в Сингапуре для помощи регистрации компании и открытия счёта?» Мне порекомендовали немецкое бюро TSP. Я сразу же связался, на следующий день у меня уже была встреча с русскоговорящим сотрудником Златой.

Очень понравилось, ребята разложили всё по полочкам, как мне и фирму зарегистрировать без проблем (считай без отказов), и счёт открыть в одном из трёх национальных банков (что считается особенно круто, потому что это признак супернадёжности). Уже тогда эти три банка давали много отказов в открытии счетов компаниям с русскими корнями. Но бюро брало на себя обязательства на организацию очной встречи и успешного собеседования с банком.

Забегая чуть вперед, скажу, что это не просто формальность. Стоимость услуг мне обозначили около $10 тысяч, а также депозит в размере $10 тысяч, который в случае прекращения работы я могу вернуть.

Они его просят в качестве страховки, что мы не пропадём через месяц после открытия фирмы. Ведь помимо всего прочего компания занималась поиском исполнительного директора (резидента Сингапура), без этого невозможно зарегистрировать компанию. Обычно, первое время таким исполнительным директором становится кто-то из сотрудников бюро, а потом вы его уже меняете на своего человека.

Кроме TSP я ещё встретился с известным среди русских в Сингапуре по многочисленным статьям в профильных СМИ Сергеем Богатыревым. Он тоже представлял услуги и был партнёром в одной из крупных местных юридических контор. Сергей очень понравился как эксперт, дал много полезных советов, цены у него были чуть ниже, он не просил депозита, но и гарантий, в отличие от немецкого бюро, не давал.

Поэтому работу я начал с бюро (хотя, спустя год мы в целях экономии все-таки перешли на обслуживание в фирму Сергея). Подписал с ними договор, оплатил счёт и депозит и стал ждать подготовку документов.

Вид из офиса TSP
Вид из офиса TSP

Через несколько дней все документы были готовы, я их подписал, а бюро сдало в налоговые органы. Параллельно я начал готовиться к собеседованию с банком DBS (один из трёх национальных банков).

Я отправил контакты наших международных клиентов, которые могли бы дать рекомендации для нас, отправил копии контрактов с ними, описал в свободной форме: чем мы занимаемся и какие у нас цели. Потом последовала регистрация, мы ещё помучались с выбором названия, MST было во всех интерпретациях занято.

Тогда мы создали бренд Accent Soft (в том числе, чтобы попробовать на международном рынке работать под брендом никак не аффилированным с Россией). Для получения положительного ответа от банка мы создали уставной капитал компании больше, чем требовалось, что должно было свидетельствовать о наших серьёзных намерениях.

Собеседование в банке, несмотря на хорошую подготовку, не было идеальным. Jeremi (ставший впоследствии нашим персональным VIP-менеджером) насторожил наш контракт на разработку и интеграцию процессинговой системы для сети АЗС в Боснии и Герцеговине, который у нас был с компанией Nestro Petrol.

Процессинг — это почти что финансовый продукт, это интеграция с банком. Jeremi боялся, что мы окажемся русскими хакерами, которые поломают его банк. Нам пришлось прислать дополнительное официальное разъяснение о том, что процессинг в части интеграции с банков в Боснии и Герцеговине производился нами частично и не является финансовым продуктом. После этого мы получили одобрение, и я с чувством выполненного долга начал готовиться лететь домой.

До отлета я встретился с земляком Юрой Бушмелевым, который к тому моменту работал в местной Lazada. Юра был сам недолго тогда в Сингапуре, но дал ряд полезных советов и контактов.

Юра Бушмелев
Юра Бушмелев

В местных IT-компаниях работает много русских ребят, в основном на топовых позициях.

Столовая Lazada.  В холодильникe полно пива, но все пьют кофе и чай
Столовая Lazada.  В холодильникe полно пива, но все пьют кофе и чай

Следующая моя командировка состоялась уже через несколько месяцев, я ехал искать первых сотрудников в нашу новоиспеченную компанию, а также хотел подружиться с местными IT-шниками. Для этих целей была выбрана международная конференция, которая регулярно проводится в Сингапуре — PHP Conference! Мы стали одними из спонсоров конференции, мне сделали новые визитки, а новой компании — сайт, и я поехал:

Мои визитки
Мои визитки
Работаю на конференции PHP Conf
Работаю на конференции PHP Conf

На конференции я нашёл русских ребят, которые учились в местных университетах, и одному из них сделал первый оффер в Сингапуре. Олег был из Владивостока, он заканчивал универ. Чтобы иметь уже не ученическую, а рабочую визу, ему нужно было трудоустроиться в местную компанию. Без опыта ему это сделать было весьма сложно.

Но он тут всё знал, у него много друзей IT-шников, у него хороший английский. Он принял оффер, и мы начали! Первый офис представлял одно рабочее место в конторе наших юристов. Это было недорого и точно по нашему юридическому адресу. В задачи Олега входило вести переговоры с местными и другими международными клиентами, по возможности летать на встречи в другие части Азии.

В эту поездку я посетил Life.SREDA и встретился с легендарным Славой Солодским. Он несколькими годами ранее перебросил сюда свою компанию и команду!

В офисе Life.SREDA очень уютно!
В офисе Life.SREDA очень уютно!

Слава дал очень много дельных советов и контактов. Мы договорились сделать совместный ивент про UI/UX в финтехе. У нас богатый опыт работы с российскими банками (ЦБ, «Банк Восточный», «Сбербанк», «Открытие», «Райффайзен Банк», «Московский Инвестииционный Банк»), а они все суперкруты с этой точки зрения — по сравнению с азиатскими.

Олег проработал около года, но особых успехов именно в Азии мы не достигли. За этот год усилиями Олега мы поработали с одной китайской компанией и одной местной по направлению UI/UX и frontend-разработки.

Так устроены азиаты: им сложно довериться, во-первых, не азиатам, а во-вторых, без рекомендаций и минимум нескольких личных встреч. Олег ушел работать по основному профилю программистом в местную компанию, устав практически в одиночестве тащить наш сингапурский филиал. Зато ребята с российских офисов смогли с помощью удобной международной юридической формы поработать с компанией из Германии, с несколькими из США.

Были ещё сотрудники, туры по клиентам из США и Сингапура. Наибольший успех принесли знакомые, которых мы успели завести за эти поездки, многие из них на волне хайпа стали работать или сами организовывать ICO.

Мы помогали как с разработкой, так и трафиком этим проектам, выступая как субподрядчики. Мы работали в качестве субподрядчика на ICOPROMO (№2 в мире по консалтингу и рекламе в 2017–2018 годах), участвовали в таких интересных проектах, как SingularityNET, Chronobank.io, Micromoney.io, Nebeus.com.

На волне хайпа нам полшага не хватило, чтобы выиграть крупный тендер на $4 млн, и наша Сингапурская юрисдикция была плюсом. Нам не хватило чуть-чуть, и мы заняли лишь второе место.

Сейчас наш офис в Сингапуре в стадии очередной реформы. Хайп по ICO прошёл, сейчас мы вернулись в традиционный сектор, предлагаем нашим международным клиентам наиболее прокаченные для этого экспертизу дизайн UI/UX и mobile development.

В международном офисе работает несколько человек, в том числе я (наездами), ищем клиентов уже под нашим основным брендом MST (мы поняли, что, во-первых, тяжело сопровождать два бренда, особенно когда один чисто для продаж).

Сейчас мы сделали свой англоязычный сайт (который собрал целый пул международных наград: CSS Design Awards, CSS Winner, Awwwards), попросили своих, в том числе российских клиентов, оставить отзывы в рейтинге Clutch, завели от своего бренда страничку в Dribbble, имеем стабильный поток зарубежных лидов, обрабатываем их, работаем почти без необходимости личных встреч с США, ОАЭ, Южной Кореей.

Сейчас компания делает фокус на зарубежные рынки, поэтому мы начали работать на зарубежных тендерных площадках, активно учим английский — вне зависимости от того, работает данный сотрудник на зарубежных проектах или нет.

За эти три года работы на зарубежных рынках мы поняли: чтобы стать международной компанией, нужно иметь внутри международный менталитет — изучать международные тренды и методологию, работать в правовом международном поле, мыслить как те, кому ты оказываешь услуги!

Выводы

Благодаря офису в Сингапуре у нас появилась надёжная, удобная юридическая форма для работы на международных рынках. У нас не получилось развить международных контракты, которые были на момент открытие филиала.

Эту задачу мы завалили (о чём я упоминал в начале статьи). Сингапурский офис и приобретённые благодаря ему связи позволили нам заключить новые международные контракты. В целом мы довольны! Наша международная экспансия хоть и медленно, но продолжается!

1. Заключение договора с провайдером услуг в Сингапуре. Все документы (учредительные: устав, протокол собрания акционеров) готовил провайдер и подавал на госрегистрацию в ACRA — регистрационный орган в Сингапуре. Он же готовил и подавал в банк (DBS) документы на открытие расчётного счета. После получения выписки из реестра ACRA компания считается официально существующей.

2. Для регистрации компании в Сингапуре, как и в РФ, нужен юридический адрес. Услуги по предоставлению юридического адреса приобретены у провайдера, осуществляющего подготовку документального портфеля для подачи документов на государственную регистрацию в ACRA и в дальнейшем предоставляющего услуги секретаря и номинального директора. Стоимость ежегодного платежа по предоставлению юридического адреса составляет 600 сингапурских долларов.

3. Чтобы работать в Сингапуре, один из директоров должен быть резидентом/иметь рабочую визу Сингапура. На момент открытия у российского директора не было подобной визы, поэтому компания приобрела у провайдера услуги номинального директора — локального. Стоимость услуги — 4800 сингапурских долларов в год (400 в месяц). Номинальный директор обладает правом подписи договоров и прочих документов, относящихся к ежедневной хозяйственной деятельности от имени компании.

4. Для ведения корпоративной документации, составления в письменной форме протоколов (резолюций) общего собрания акционеров, подготовки уведомлений и других документов, имеющих отношение к собраниям акционеров (ежегодных и внеочередных), для ответственного хранения и подготовки протоколов заседаний директоров, подготовки и подачи всей, предусмотренной законодательством Сингапура отчетности в ACRA, хранение и ведение отчётной документации, хранения и контроля использования печати, участия в текущих делах, связанных с изменением подписей в банк, юридического адреса, изменение сведений о директорах компании у провайдера был приобретен пакет услуг секретаря компании.

Стоимость ежегодного платежа за предоставление услуг секретаря составляет 2400 сингапурских долларов.

5. Поскольку стоимость вышеуказанных услуг достаточно велика и отличается у различных провайдеров несущественным образом, нужно иметь в виду, что к цене, указанной в договоре за услуги, прибавляется ещё налог в 7% (аналог НДС).

Вставка от юриста
2121
40 комментариев

Комментарий недоступен

3

попрошу фин дира сравнить. Сейчас не в теме Лондона, за пару лет там могли быть изменения. На момент принятия решения Сингапур был значительно выгоднее для ИТ-компании.

2

В Сингапуре легализована проституция, т.е. они прям чек дают после этого дела? И что там с наркотиками? И ещё могут ли иностранца выпороть бамбуковыми палками если харкнуть на улице? Или палками порят только местных азиатов?

3

Проституция легализована:) насчёт чека не знаю, не пользовался сервисом:)

2

За наркотики насколько знаю там жестко наказывают, вплоть до смертной казни.

2

Преступности почти нет, самое большое преступление за 2 года нашего присутствия на этой замечательной азиатской земле было мошенничество в аэропорту (малаец по поддельным посадочным проходил в зону дьти фри, чтобы покупать айфоны со скидкой)

1

Ну я даже не знаю, неужели тут никто не знает https://osome.com одного из со-основателей рокетбанка? Они делают все проще и дешевле в Сингапуре

3