Быть CEO в Индонезии - это деколонизировать ожидания и стать своим

Тропический климат, быстрорастущий рынок, высокий входной порог для новых компаний, а также множество технологических и финансовых возможностей — все это причины того, что предприниматели выбирают Индонезию для масштабирования своего существующего бизнеса или запуска пилотных продуктов.

Однако часто наши предприниматели совершают «ошибку империалиста» — пытаются слепо копировать деловые традиции из своего домашнего рынка, не учитывая культурные особенности и устоявшиеся рабочие привычки жителей этой юго-восточной страны.

Влад Аюкаев, CEO индонезийского финтех-билдера PVG и участник сообщества heg.ai, поделился своим видением и советами по ведению бизнеса в Индонезии. В этой статье мы поговорим о том, как найти общий язык с местными, проводить эффективную HR-стратегию и построить счастливую команду, которая поможет вам заработать.

Чтобы завоевать доверие, нужно притормозить

Перед началом работы стоит изучить особенности рабочей культуры, которые присутствуют у многих индонезийцев.

Климат в стране создает идеальную атмосферу для спокойной расслабленной жизни.

Средняя температура в течение всего года — около 25-28 градусов с обильным количеством осадков. Из-за того, что климат стабильный, а земля - очень плодородная, на протяжении истории местные могли меньше уделять внимание планированию урожая и хозяйства. В общем, индонезийцы с давних времен живут и работают размеренно, никуда особо не спешат.

Нельзя не учитывать исторический и географический контексты.

Индонезия долгое время была колонией Нидерландов, поэтому оставалась страной неразвитой с преимущественно неграмотным населением. И только в 1945 году обрела независимость. Но даже после своего освобождения от колониального гнета она долго не могла достичь какого-либо значимого развития. Одна из причин этого - очень сложная география. Индонезия - архипелаг, который состоит из более 17 000 островов с очень разной культурной идентичностью и разрозненными общинами. Многие из общин живут на большом расстоянии друг от друга и говорят на 700-800 разных диалектах. Поэтому молодому государству пришлось потратить огромное количество сил и времени, чтобы подвести такое разнообразное общество под один знаменатель.

В результате современные индонезийцы — во многом консервативные, скептически относятся к глобализации (читай неоколонизации) и присущим ей новым идеям, критически подходят к изменениям вокруг себя. А так как все здесь держится исключительно на связях, то чтобы создать успешный бизнес, необходимо в первую очередь прочувствовать местную культуру, пройти фильтр «свой-чужой» и стать частью этого общества.

Для быстрого старта рекомендую запомнить правило «трех Н»: неспешность, необязательность, недоверие. Это те особенности местных сотрудников и партнеров, к которым вам придется адаптироваться и подстраивать свой бизнес.

Хорошего сотрудника придется поискать

Если вы привыкли в странах Европы и СНГ находить нужного человека, посмотрев два-три десятка резюме, то в Индонезии все будет иначе. Здесь придется изучить, как минимум, 100-200 резюме. В стране очень остро ощущается кадровый дефицит. Конверсия из откликов в собеседование в digital, на примере нашей компании, составляет в среднем от 2% до 5% — и чем больше hard skills вам нужно в кандидате, тем сложнее будут поиски.

Для упрощения процесса поиска лучше использовать LinkedIn вместо местных сайтов: платформа задает мировые стандарты в рекрутинге, заставляет местных работать над своим CV, добавлять туда востребованные навыки. Удобно, что в LinkedIn есть система рекомендаций — она поможет убедиться в образовании и опыте потенциального сотрудника.

Кстати, кандидаты из Индонезии часто предоставляют много справок и рекомендаций с прошлых мест работы, предлагают выписки зарплаты, чтобы подчеркнуть свою значимость и повысить цифры в своем новом оффере. К этому важно подходить критически, не давать кипе сертификатов затуманить вам взор: отбирайте по тем признакам, которые действительно важны для этой должности.

Некоторые другие моменты, о которых стоит помнить при найме работника из Индонезии:

  1. Ожидания по оплате труда: индонезийцы обычно не соглашаются на зарплату ниже, чем была у них на прошлой работе. Также следует учитывать индексацию в связи с инфляцией и повышать зарплату с увеличением опыта работы на 30-40%.
  2. Минимальная оплата труда: каждый регион Индонезии имеет свой установленный минимальный уровень оплаты труда. При найме работника важно убедиться, что вы не нарушаете законодательство, предлагая зарплату меньше МРОТ.
  3. Социальные пакеты и премии: в Индонезии они очень важны, чтобы привлекать и удерживать квалифицированных сотрудников. Возможно, даже важнее зарплаты: индонезиец может согласиться на относительно низкий оклад, если получит от работодателя хорошие социальные гарантии. В минимум обычно входят страховки по системе местного ДМС и компенсация затрат на транспорт. Следует обсудить их уже при найме, чтобы сотрудник чувствовал стабильность и уверенность в будущем.
По курсу на май 2023: 1 млн рупий = 5 405 рублей

Изучайте трудовое право — оно на стороне сотрудников

В Индонезии труд высоко ценится и защищается законодательством, которое местами кажется очень социалистическим. В случае чего суд, скорее всего, примет сторону работника. Поэтому перед наймом сотрудников обезопасьте себя:

Ознакомьтесь с корпоративными правилами и законодательством по вопросам найма, чтобы избежать неприятностей. Учтите требования к контрактной работе и работе в режиме полной занятости. Общее правило: лучше сводить к минимуму количество фулл-тайм специалистов и при возможности заключать с сотрудниками срочные контракты. Однако важно учитывать, что продолжительные и повторяющиеся контракты суд может рассмотреть как фулл-тайм работу и назначить штраф за подлог.

Создайте отдельный регламент для вашей компании, так называемый company regulation. Это корпоративный документ, который может регулировать взаимоотношения между компанией и сотрудником там, где закон ничего не комментирует. Вы определите свою ответственность перед работниками, они же будут четко понимать свои обязанности и возможности. Обязательно донесите до сотрудников его юридическую значимость, потому что многие индонезийцы не знают про это.

Не забудьте о Тринадцатой зарплате (THR), которую работодатель должен выплачивать сотрудникам во время Священного месяца Рамадан. Существует специальная формула расчета этого платежа.

Не дайте сотрудникам замалчивать проблемы

Иностранный CEO и любой другой C-level, работающий в Индонезии, сталкивается с рядом управленческих проблем, которые могут стать препятствием для достижения целей. Но, зная о них заранее, можно разработать стратегию, которая поможет избежать или уменьшить их воздействие.

Плохая коммуникация

Как мы уже выяснили, индонезийцы — не самые ответственные и расторопные по нашим меркам работники. Поэтому так важно давать ясные инструкции и конкретные сроки выполнения задач. Кроме того, необходимо следить за тем, чтобы сотрудники не переносили дедлайны без серьезных причин. Для этого менеджер может проводить регулярные встречи с каждым работником, на которых будет обсуждать текущие задачи и давать конкретные инструкции. Критично важно, чтобы коммуникация с местными сотрудниками строилась от советов и помощи, а не от контроля и наказания. При попытке нажать на индонезийца и обвинить его в плохой работе, он максимально быстро закроется от вас.

Размытая ответственность

В Индонезии обычно ценится коллективная работа, а из этого вытекает уже упомянутая коллективная ответственность. Поэтому, с одной стороны, важно распределять задачи по отделу и не накладывать на одного человека слишком много ответственности. С другой — следить, чтобы каждый член команды понимал свою роль и обязанности. С этим помогут четкие инструкции: прописать, как вы будете распределять задачи между отделами и внутри каждой команды, и назначить ответственных за важные стримы

Скрытность

В Индонезии не принято открыто говорить о кризисах и плохих результатах. Но, если проблемы не решать вовремя, это может привести к низкой эффективности работы и застою. Важно создавать атмосферу открытости, где каждый имеет право высказать свое мнение и рассказать о возникших трудностях без страха наказания. Ошибки неизбежны, и осмыслять их очень важно. По данным Study Finds, в 2022 году 84% респондентов ответили, что без ошибок на работе они бы не оказались там, где они есть сейчас. Постройте доверительные отношения с сотрудниками и покажите на своем примере, что делать ошибки — это нормально. Главное — выносить из них результативные выводы для будущих успехов.

Введите за правило такую тактику: See something = say something, или: видишь проблему — сообщай. Донесите до команды, что рассказывать о сложностях, даже если они возникли у других — это не «стукачество», а работа на общее благо всей компании.

Покажите, что вы будете полезны в Индонезии

Для местных важно, чтобы вы уважали их религию и культуру, понимали, на каких принципах строится общество, а также ценили независимость страны. Приветливость и дружелюбие к местным жителям — это база. Но еще для работы здесь важно построить сильный личный бренд, который поможет показать, что ваш опыт работы будет релевантен для Индонезии и сможет принести пользу стране.

Вот несколько принципов создания такого бренда:

Будьте «своим»

Необходимо уважать традиции и нормы, принятые в Индонезии. Но не бойтесь ошибиться — лучше быть открытым и дружелюбным и случайно сделать что-то не так, а потом извиниться, чем держаться в стороне. Такое поведение не только ценится, но и укрепляет вашу репутацию как лидера. Кроме того, не стоит забывать о деловом этикете. Например, индонезийские бизнесмены предпочитают решать все вопросы коллективно с партнерами, поэтому будьте готовы к длительным и многолюдным переговорам.

Презентуйте свой опыт

Важно поработать над своей профессиональной историей. Расскажите, какие компании могут поручиться за вас, что вы делали на прошлом месте работы, почему решили переехать в Индонезию и открыть свое дело. Эти вопросы помогут вам раскрыть себя и показать местным, что вы приехали с серьезными намерениями.

Используйте русскую диаспору

Ищите русскоговорящие коммьюнити и знакомьтесь через них с местными. На начальном этапе они могут быть насторожены к иностранцам, но по правилу «шести рукопожатий» могут начать диалог и даже настроиться на деловое партнерство. Если у вас есть контакты в коммьюнити, которые могут помочь вам решить какие-либо вопросы, то с проблемой разберутся охотнее.

Ключевые выводы о работе в Индонезии

Чтобы успешно адаптироваться в новой среде, будьте открытыми к изменениям и готовыми к трудностям. Изучение местной культуры и традиций поможет лучше понять местных жителей, установить контакт и построить эффективное взаимодействие. Также ознакомьтесь с трудовым законодательством и правами иностранцев, чтобы избежать конфликтов и судебных разбирательств.

Чтобы компания успешно функционировала, внедрите эффективные методы работы, но делайте это постепенно, чтобы сотрудники могли адаптироваться и перестроить свое мышление на более гибкое, современное.

Наконец, не забывайте о своем личном бренде и репутации. При работе на “чужих” рынках важно продумать свой имидж и показать, что вы можете быть здесь полезны.

Следуя всем этим рекомендациям, можно добиться успеха в работе в Индонезии, установить гармоничные отношения с местными и создать счастливый и эффективный коллектив, который будет способен привести компанию к успеху.

Узнать больше и присоединиться к сообществу heg.ai: https://heg.ai

Чаптер коммьюнити на Бали: https://hegai.vc/bali

Узнать про нетворкинг и мероприятия можно в телеграм каналах Хегай Нетворк и Хегай в курсе

0
17 комментариев
Написать комментарий...
Лицо истины
деколонизировать ожидания
Ответить
Развернуть ветку
Горделивый Сербский Патриот

Попробуйте начать с того, чтобы встать с утра пораньше и выдавить из себя порцию имперскости, спасибо

Ответить
Развернуть ветку
Лицо истины

Получается деколонизация чего-то другого. Как быть с ожиданиями?

Ответить
Развернуть ветку
Горделивый Сербский Патриот

Блин, так далеко я в своих попытках поиронизировать над либеральным новоязом не заходил, надо подумоть еще :(

Ответить
Развернуть ветку
troll

мамкины предприниматели деколонизацией занимаются...

Ответить
Развернуть ветку
Bro Dabro

Наши люди везде работают здесь денацификацией, там деколонизацией.

Ответить
Развернуть ветку
Lev Klebanov

изучаем как раз рынок Индонезии, спасибо за мысли

Ответить
Развернуть ветку
Ayukaev Vlad

Рад стараться

Ответить
Развернуть ветку
Николай Виноградов

Главное, следить, чтобы диаспора вас не использовала 😁

Ответить
Развернуть ветку
Nick

главное - купить максимально цветастую рубашку с узорами

Ответить
Развернуть ветку
Artem

TLDR, а могу рекомендовать— составить чёткую простую инструкцию для малайцев, убедиться, что она им понятна, а они согласны и поставить над ними малайца-надсмотрщика.
Им комфортней и они продуктивней когда так, как бы ни звучало🙂

Ответить
Развернуть ветку
Александр А.

Неужели Самара и Саратов - разные города?

Ответить
Развернуть ветку
Александр А.

.

Ответить
Развернуть ветку
Хадижат Ахмедов

Какой язык нужно знать, чтоб работать сеошником в Индонезии

Ответить
Развернуть ветку
Ayukaev Vlad

Английский или Бахасу.

Ответить
Развернуть ветку
Boris Fomenko

какая длинная статья, чтобы сказать - "Индонезия - не лучшее место для бизнеса"

Ответить
Развернуть ветку
Yaroslav Tikhonov

Мотивация простая - бабло побеждает зло. Забыли ещё уточнить, что по сокращению нужно платить 10-12 окладов

Ответить
Развернуть ветку
14 комментариев
Раскрывать всегда