Гайд: как IT-компаниям быстро делать понятные инструкции о продукте для пользователей

7 нюансов, которые важно учитывать в инструкциях, но этого никто не делает

Я Андрей Горелов, главред IT-компании Prodamus. В этой статье расскажу, как мы быстро делаем инструкции о наших продуктах и получаем такие отзывы от сотрудников техподдержки:

Гайд: как IT-компаниям быстро делать понятные инструкции о продукте для пользователей

Представьте, что ваши инструкции читают люди, которые не владеют ПК

Постоянно держите это в голове, когда делаете любой мануал. Инструкции читают люди с разным уровнем навыков: кто-то вчера записался на курсы по компьютерной грамотности, а кто-то программирует очередную нейросеть. Когда приводишь читателей документа к единому знаменателю, писать всегда проще.

Ведь достаточно подробно описывать каждый шаг инструкции скриншотом или скринкастом. Благодаря этому вы не дадите пользователю шанса настроить что-то не так, и ваша техподдержка будет меньше тратить времени на подобные вопросы: «а вот тут вот в инструкции сказано то-то, я не понимаю, куда надо нажать, не получается».

Делайте скриншоты на каждый шаг инструкции

Скриншот или скринкаст на каждый шаг это означает именно каждый шаг. Даже если пользователю нужно нажать две кнопки рядом или интуитивно понятно, куда нужно нажать:

Гайд: как IT-компаниям быстро делать понятные инструкции о продукте для пользователей

Область, где нужно что-то нажать или ввести, затемняйте, чтобы пользователь быстро сообразил, что и где нужно сделать:

Гайд: как IT-компаниям быстро делать понятные инструкции о продукте для пользователей

Пишите текст так, чтобы вас поняла ваша бабушка

Это даже не инфостиль, а бабкостиль (да, простят меня пенсионеры, я заранее извиняюсь) где важно подробно и последовательно объяснять, что нужно делать. Инструкция должна быть похожа примерно на это: «Ба, вот сюда нажми, потом появится снизу слева красная иконка, вот туда жми, затем появится меню, вот там введи то-то и то-то».

Ой, милок, я не поняла ничего

Чтобы выйти из платёжной страницы, нажмите на кнопку внизу. Затем нажмите на «Сохранить», потом сформируйте ссылку на тестирование оплаты.

Спасибо тебе, дай бог тебе здоровья и невесту красивую

Чтобы выйти с платёжной страницы, нажмите внизу на иконку с открытым замком.Затем нажмите на «Сохранить», потом сформируйте ссылку на тестирование оплаты. Для этого нажмите «Создать ссылку» в левом нижнем углу экрана.

Делайте скринкасты для мини-инструкций

Если в вашей инструкции появилось несколько вариантов дополнительных настроек, которые можно сделать 2-3 кликами, лучше их продемонстрировать скринкастом, чтобы не делать ваш мануал в 100500 экранов.

На повторяющиеся пункты инструкции делайте активные ссылки

Это нужно, чтобы не делать инструкцию слишком длинной или не копировать по 100 раз в неё фрагменты других инструкций:

Гайд: как IT-компаниям быстро делать понятные инструкции о продукте для пользователей

Дублируйте текстовую инструкцию видеоинструкцией

Снимать видеоинструкцию просто. Зайдите в Zoom или Skype, включите запись звонка и на демонстрации экрана покажите, что и где нужно нажать, залейте её на YouTube или соцсети, потом вставьте в ваш хелп. Можно добавить на монтаже логотип и обложку видео, ил идаже музыку на фон без авторских прав.

Ниже средненький пример, мы еще учимся снимать видеоинструкции. Но несмотря на это, пользователям понятно, где и что нужно нажать. Эстетика и качество здесь играют второстепенную роль, хотя с ними было бы гораздо лучше.

Гайд: как IT-компаниям быстро делать понятные инструкции о продукте для пользователей

Коротко: как быстро делать понятные инструкции для пользователей

  • Делайте инструкции для людей, которые не умеют пользоваться ПК. Учитывайте, что инструкции читают люди с разным уровнем навыков кто-то вчера записался на курсы по компьютерной грамотности, а кто-то программирует очередную нейросеть. Когда приводишь читателей документа к единому знаменателю, писать всегда проще.
  • Делайте скриншоты на каждый шаг инструкции. Даже если пользователю нужно нажать две кнопки рядом или интуитивно понятно, куда нужно нажать. Область, где нужно что-то нажать или ввести, затемняйте, чтобы пользователь быстро сообразил, что и где нужно сделать.
  • Пишите текст последовательно и подробно. Представьте, что рассказываете своей бабушке, как что-то настроить в телефоне: «Ба, вот сюда нажми, потом появится снизу слева красная иконка, вот туда жми, затем появится меню, вот там введи то-то и то-то»
  • Делайте скринкасты для мини-инструкций. Это нужно, если в вашей инструкции есть повторяющиеся экраны с дополнительными настройками, которые можно сделать в 2-3 клика.
  • На повторяющиеся пункты инструкции делайте активные ссылки. Иначе вашу инструкцию разнесет на 100500 экранов
  • Дублируйте текстовые инструкции видеоинструкциями. Кому-то удобно читать, а кому-то смотреть

Если вам было интересно и полезно, подписывайтесь на мой канал. В нем делюсь своим опытом. Пишу только про контент-менеджмент, запуск редпроцессов.

44
4 комментария

А как вы делаете инструкции? Поделитесь своим опытом, пожалуйста.

Хорошие советы. Иногда зубы скрипят от того, как ужасно написаны гайды и инструкции((

Расширение для хром - Scribe. Отличный инструмент для создания инструкций

Спасибо. А в чем его отличность? Почему вы им пользуетесь?