IT в России: как развиваются и работают компании в период санкций, СВО и всеобщего кризиса

Прошлый год был сложным — спецоперация, скачки курса валют, санкции, кризис и всеобщая неопределенность повлияли на бизнес. Есть компании, которые по разным причинам закрыли свое дело. Есть те, кто начал больше работать с государственными корпорациями. А есть те, кто покинул страну и начал развивать международный бизнес. Но, как показал опыт, и в России можно развиваться, несмотря на трудности.

Мы опросили представителей бизнеса в сфере Digital и IT, и разузнали о том, что они думают о ситуации на рынке, как выстраивают бизнес-процессы в нынешних реалиях и с каким настроением смотрят в будущее. Ценные знания помогут пережить экономический шторм с наименьшими потерями.

IT в России: как развиваются и работают компании в период санкций, СВО и всеобщего кризиса

Как изменился рынок разработки в 2022-2023 году

Рынок разработки, как выяснило IT-агентство Globus, сильно пострадал во время СВО и частичной мобилизации. В новых реалиях объем спроса заметно снизился: запросы по мобильной разработке резко сократились, уменьшились запросы по Java и корпоративным технологиям.

Ситуация негативно сказалась и на всеобщем настроении, что закономерно: западные заказчики ушли, возросла конкуренция, как следствие — цикл сделки увеличился, заказчик стал избирательнее. В таких условиях вести бизнес стало сложно.

Вот что говорят руководители Digital и IT-компаний по поводу ограничений зарубежных сервисов, отношений с иностранными клиентами и спроса на свои услуги:

Марат Хисматуллин
руководитель веб-студии Pyrobyte

«Для бизнеса расходы в IT — это инвестиции, и они, как правило, не связаны с основной деятельностью. Во время кризиса рынок замирает, все финансирование прекращается. И в конце февраля-марта и сентября у нас сильно упал спрос на разработку. Многие лиды, которые находились на стадии подписания договора, отвалились. Но ситуация быстро нормализовалась, и сейчас просадок не замечается.

Особое неудобство доставил уход некоторых зарубежных сервисов. К тому же оплачивать их из России стало проблематично. Соответственно, расходы на эти инструменты кратно возросли. Сейчас мы оплачиваем зарубежные инструменты через посредников. Но некоторые пришлось заменять. Например, мы переехали с Trello в Kaiten. Это сыграло только на руку — мы внедрили тайм-трекинг по проектам и сотрудникам, прикрутили аналитику и интегрировали это в управленческий учет. Тут мы рассказывали про переезд. Кроме этого, все проекты пришлось перекидывать на хостинг Яндекса. Кстати, это один из лучших российских хостингов, хоть и дороже зарубежных.

Держать руку на пульсе помог агентский чат в Телеграм. В нем обсуждаются все актуальные проблемы»

Михаил Шрайбман
веб-интегратор «Осьминожка»‎

«‎У нас иностранных клиентов не было, но последствия санкций мы все равно ощутили. Многие наши клиенты работали с зарубежными компаниями, а состояние их бизнеса напрямую отразилось и на нас. Спрос на проекты упал. Сервисы, которыми мы пользовались, перестали принимать оплату из России. Пришлось быстро переориентироваться на отечественное ПО. Сейчас проблем с отсутствием необходимых для работы сервисов нет — мы нашли возможность работать с зарубежными и адаптировались к ряду отечественных. Однако на тот момент это была непростая ситуация. Даже, я бы сказал, стрессовая»

Павел Красавцев
CEO & owner digital-агентство IBRUSH

«Нельзя сказать, что санкции оказали на нас какое-то значительное воздействие. Что касается клиентов из-за рубежа — их стало даже больше»

Наталья Ивановская
digital-агентство Tamburin

«‎Не могу отметить какого-то особого давления произошедшего — ни в плюс ни в минус. Мы растем согласно плану, сделанному в 2020 году. Зарубежных клиентов у нас нет, СНГ активно приходят. Что касается заблокированного софта — нам пришлось менять платформы. Благо, что клиенты изменений не заметили»‎

Евгений Чуранов
директор по маркетингу студии WebCanape

‎«‎Санкции практически не оказали на нас никакого эффекта. Спрос на услуги разработки и маркетинга только вырос. Блокировка зарубежного софта сказалась на нас незначительно»‎

Влад Кармаков

«Я бы не сказал, что санкции оказали на нас острое влияние. Были сложности с трансграничными платежами, но они быстро решились. С зарубежными клиентами все стабильно, но я слышал от коллег по цеху, что были заказчики, которым пришлось отказаться от сотрудничества из-за угроз попадания под санкции.

Что касается работы с зарубежными сервисами — мы в первую неделю перевезли наши billing address в дружественные страны, чтобы избежать блокировок.

На момент, когда софты начали блокировать российских пользователей, мы уже "находились" в Армении»‎

Как изменились бизнес-процессы и найм сотрудников

По данным финансовой аналитики Сбербанка, 64% сотрудников, уехавших из страны, работают на удаленке и получают зарплату в рублях, а это примерно 300-700 тысяч человек. При этом вероятность, что человек трудоустроится в компанию на какую-то должность, сейчас снизилась. Даже в ковидный год эта ситуация была лучше — порядка 30%. Сейчас всего 24%. Это доказывает тот факт, что компании стали более придирчивы к кандидатам, они хотят более высоких скиллов за меньшие деньги.

Марат Хисматуллин
руководитель веб-студии Pyrobyte

«За прошлый год несколько наших сотрудников уехало за границу. Из-за скачков курса рубля и дополнительных расходов релоканты столкнулись с просадкой в доходе. По итогу некоторые уволились, а нам пришлось искать замену. Что касается удаленки — работа в этом формате возможна, но менее эффективна. Поэтому мы стараемся держать всех сотрудников в офисе»

Михаил Шрайбман
веб-интегратор «Осьминожка»‎

«Мы открыли для себя замечательных специалистов из стран СНГ. Поскольку работаем мы удаленно, то взаимодействие с ними строится без проблем. Кроме того, работа с этими сотрудниками очень помогает в вопросе построения отношений с новыми клиентами из этих государств»‎

Павел Красавцев
CEO & owner digital-агентство IBRUSH

«Удаленный формат работы стал самым сложным испытанием для нас. Пришлось быстро адаптироваться: оперативно выстраивать коммуникации внутри команды, разрабатывать и внедрять новые правила для сохранения корпоративной культуры. Например, у нас есть утренний созвон всей команды для того, чтобы поделиться настроением, новостями и просто поболтать. 2 раза в год собираем всех сотрудников с семьями на корпоративные выезды на несколько дней.

Плюс к этому у нас нет жесткой иерархии, поэтому каждый может в любой момент поговорить с CEO напрямую, если его что-то беспокоит»‎

Наталья Ивановская
digital-агентство Tamburin

«Мы работаем с релокантами. Это неудобно, но выбора нет, по-другому в нашем случае невозможно»

Евгений Чуранов
директор по маркетингу студии WebCanape

«Мы с релокантами не работаем. Нам важно, чтобы сотрудник трудился из офиса. Самым сложным испытанием стала паника у части специалистов, но регулярный менеджмент решил эти проблемы‎»

Влад Кармаков

«Мы изначально строили удаленный формат взаимодействия внутри компании, так что с релоцировавшимися сотрудниками мы работаем. Правда, в этом есть свои нюансы — всегда есть шансы, что сотрудники, уехавшие в страну с высоким прожиточным уровнем, нас покинут. Других рисков пока не встречали. Наоборот, для зарубежных проектов иногда требуется, чтобы сотрудник работал не на территории России.

С чем возникли реальные сложности, так это с моральным состоянием. Важно было не позволить разным мнениям расшатать компанию — отделить политику от бизнеса, личное — от общего. И это удалось: мы договорились, что в команде взаимодействуем друг с другом независимо от внешнего контекста. Мы проводили и проводим еженедельные пятничные звонки всем составом, где всегда есть место обсуждению самых острых вопросов. Важно иметь среду, в которой ты можешь задать вопрос и найти ответ. Важно быть в кругу подобных тебе»

Чего бизнес ожидает от будущего

Пока в правительстве продумывают меры поддержки бизнеса, собственники своими силами стабилизировали ситуацию в период неопределенности и санкций. Мы заметили, что взгляд в будущее коррелирует с размером компании, которую представляет респондент. Чем крупнее компания, тем позитивнее взгляд.

Марат Хисматуллин
руководитель веб-студии Pyrobyte

«Прогнозировать в такое время — дело неблагодарное. Не знаешь, чего ожидать. Но позитивные тенденции есть, это радует. Хотя кризисы тоже полезны — после них идет рост. Слабые умирают, сильные выживают. А после этого на рынке появляется простор»

Михаил Шрайбман
веб-интегратор «Осьминожка»‎

«По нашим ощущениям, ситуация на рынке в ближайшее время не стабилизируется. Важно наблюдать за тем, как развивается российская экономика, что в ней востребовано и быть готовым искать новые направления для развития. Сейчас государство выделяет большое количество денег на импортозамещение с точки зрения IT. C этой стороны рынок определенно растет. Однако если говорить про коммерческую составляющую, если смотреть в сторону малого бизнеса, то ситуация тяжелая»

Павел Красавцев
CEO & owner digital-агентство IBRUSH

«В нынешней реальности строить какие-то прогнозы очень сложно. В плане IT и цифровых продуктов наша страна — одна из самых развитых. У нас сильные специалисты, качественные продукты, высокий уровень цифровизации. Все это дает основания предполагать, что рынок и бизнес продолжат свое развитие. Может, снизится темп развития, абсолютные показатели, но в целом услуги будут востребованы»

Наталья Ивановская
digital-агентство Tamburin

«Все будет хорошо. Первый шок проходит быстро, у стартапа нет времени долго размышлять о том, что делать. Мы много раз переживали потрясения, но все хотят кушать, а на рынке полно сообразительных молодых предпринимателей»

Евгений Чуранов
директор по маркетингу студии WebCanape

«Есть позитивные настроения на счет развития IT рынка в РФ, верим, что так и будет»

Влад Кармаков

«Я думаю, что это только начало. Следует готовиться к худшему: замораживанию бóльшего количества проектов, увеличению коробочных решений и снижению активности рынка. С другой стороны, если посмотреть историю нашей компании, мы всегда росли именно в кризисы. Так что, несмотря на трудности, мы продолжаем развиваться и повышать эффективность всех команд: работаем над оптимизацией издержек, фокусируемся на развитии текущих клиентов и привлечении новых. В любом случае, что бы ни ожидало нас в будущем, важно осознавать, понимать и оценивать контексты и возможные риски»

Несмотря на специфические события в мире, большинство студий, которых мы в Пиробайт опросили, растут количественно и качественно: кто-то, несмотря на трудности, сумел вырасти, кто-то остаться на плаву, а у кого-то просто не было времени на анализ ситуации из-за высокой загруженности проектами.

Мы со своей стороны уверены, что рынок Digital и IT не замрет, потребность в разработке и продвижении будет только расти. Работайте, планируйте, развивайтесь — все остальное исторический фон.

Благодарим студии Siberian.pro, WebCanape, Tamburin, IBRUSH, Осьминожку и Pyrobyte за участие в нашем опросе! Желаем им успехов :)

Приглашаем руководителей IT-компаний поделиться в специальной форме или комментариях о том, как ваша студия пережила прошлый год. А чтобы не пропустить новые полезные материалы, подписывайтесь на наш блог.

Если у вас есть задача разработать сайт или мобильное приложение, то напишите в Телеграм, мы это обсудим: https://t.me/sashadzen

Заказать разработку сайта, веб-сервиса или мобильного приложения на нашем сайте: https://vk.cc/cuglQZ

Партнерская программа, где мы платим от 10 000 до 200 000 рублей за контакты тех, кому нужен дизайн или разработка: https://vk.cc/cuglXT

Телеграм-канал Саши Комбарова про управление агентством, проектами, людьми: https://t.me/sasha_kombarov

Телеграм-бот, который бесплатно выдает чек-листы, памятки и регламенты по управлению, маркетингу, аналитике, дизайну и разработке: https://t.me/regulations_pyro_bot

3939
77 комментариев
100 ₽

Спасибо за статью! Мы как небольшая компания тоже столкнулись с рядом трудностей, стало актуальным снижение издержек. Такую же тенденцию заметили и у своих клиентов - многие ищут альтернативу по более низкой стоимости.
Коллеги-айтишники, которые тоже смотрят в сторону сокращения расходов: своё API данных по компаниям и физлицам мы сделали самым выгодным на рынке и даём 3000 бесплатных запросов для теста
https://reputation.ru/api?utm_source=vc&utm_medium=vc&utm_campaign=23-05-23&utm_term=comment

2
Ответить
100 ₽

Спасибо, классный материал! Я как раз написал статью с 4 историями, как российские компании выходят на зарубежные рынки. Почитайте, будет в тему:
https://vc.ru/marketing/703131-s-chem-stolknetsya-startap-pri-vyhode-na-zarubezhnyy-rynok-4-istorii

Ответить

Что вообще люди обсуждали 3-4 года назад, до коронавируса и СВО? Наверное, то, что зоопарке родился амурский тигр)

Оглядываешься назад, проблем как будто и не было, хотя тогда, казалось, это не так. Все познается в сравнении. Скоро будем говорить, как наши родители: "Раньше было лучше...")

8
Ответить

Раньше еще и трава зеленее была, если вы помните ;)

4
Ответить
3
Ответить