Управлять неопределенностью: 7 принципов для сильного лидерства в 2023

Как руководителю помочь команде (и справиться самому) в период нестабильности и кризиса — предлагаем список проверенных подходов.

Управлять неопределенностью: 7 принципов для сильного лидерства в 2023

Забота о сотрудниках — это тренд

Уже четвертый год, с начала 2020, каждый из нас работает и существует в условиях новой и нестабильной реальности. Забота о ментальном благополучии сотрудников и гибкий подход к организации труда входят в список девяти главных рабочих трендов 2023 года.

Управлять неопределенностью: 7 принципов для сильного лидерства в 2023
Управлять неопределенностью: 7 принципов для сильного лидерства в 2023

В ближайшее время, по версии Gartner, ведущие компании мира будут внедрять следующие практики:

  • Проактивный подход к отдыху как профилактика выгорания

Он поможет сотрудникам сохранить эмоциональную стабильность и продуктивность. Это решение лучше, чем путь восстановления уже полностью истраченных ресурсов. Например, работодатель может предлагать команде оплачиваемый отпуск перед напряженным рабочим периодом, свободные пятницы без встреч и созвонов и фиксированное время для заботы о здоровье.

  • Создание safe space на работе

Обсуждения проблем и сложных тем без осуждения, критики и последствий.

  • Профессиональная психологическая помощь

Консультирование сотрудников в офисе и обучение конфликт-менеджеров ведению сложных бесед с работниками.

Управлять неопределенностью: 7 принципов для сильного лидерства в 2023

7 принципов лидерства в период неопределенности

В интернете можно найти множество инструкций как справиться со стрессом на работе, но они мало спасают в ситуации, когда кризис охватывает со всех сторон, например, из-за мировых событий. Разбираемся, как не сойти с ума в таких условиях и помочь коллегам.

1. Эмпатичная коммуникация: поставить себя на место коллеги и попытаться увидеть мир с его точки зрения

Говорите с сотрудниками, проявляя сочувствие к ситуации другого. В беседах используйте активное слушание и одобряющие жесты. Не перебивайте и не критикуйте. Отвечая, давайте конструктивную обратную связь и старайтесь предложить идеи по решению проблемы.

Управлять неопределенностью: 7 принципов для сильного лидерства в 2023

2. Открытость и честность: обсудить урезания бюджета, сокращения и смену планов

Ведите открытый разговор о том, что происходит в экономике и процессах компании. Помогите сотрудникам понять все факторы трудной ситуации. Это всегда сложный, но необходимый шаг.

Причины урезания бюджета, возможных сокращений, смены целей — обо всём этом нужно искренне говорить с персоналом. Человек, владеющий полной информацией, какой бы неприятной она ни была, может лучше подготовиться эмоционально и спланировать будущее.

Будьте искренни, насколько это возможно, в обсуждениях на всех уровнях рабочих активностей. А когда вы не можете позволить полной откровенности, постарайтесь объяснить сотрудникам причину. Зная, что вы ничего не утаиваете, работники будут чувствовать себя психологически комфортнее.

3. Обеспечить прозрачные рабочие процессы для спокойствия и самоценности сотрудников

Для организации, которой важно укреплять доверие и уверенность членов команды, принцип прозрачности является решающим. Правда, на его реализацию может понадобиться время.

  • Первым шагом в сторону прозрачности является четкое определение ролей и обязанностей в коллективе и ожиданий от работников. Имея ясность по основным функциям, сотрудники будут уверены, что выполняют то, что от них требуется. Это прибавляет ощущение спокойствия и самоценности. Важно зафиксировать правила и роли письменно в документах — они будут работать и служить опорой в кризисные моменты, если составлены на человеческом языке.
  • Кроме того, задача руководителя в период нестабильности — создать и культивировать пространство для диалога, постоянно запрашивая обратную связь от членов команды, независимо от ее ожидаемого характера — положительного или отрицательного.

Построить прозрачную систему в одиночку невозможно. Обучайте менеджеров принципам прозрачности и следите, чтобы они тоже им следовали.

4. Благоприятная рабочая среда: замечать даже небольшие достижения

Позитивный тон, на который, кажется, не так сложно переключиться, достаточно трудно поддерживать на постоянной основе. Чтобы настроить атмосферу, показывайте команде, что цените проделанную ими работу: хвалите публично или благодарите даже за небольшие достижения. Поощряйте личное и профессиональное развитие, рассмотрите возможность обучения и наставничества. Цель — поднять моральный дух и поддерживать приятную обстановку.

Управлять неопределенностью: 7 принципов для сильного лидерства в 2023

5. Гибкий график, высокий уровень доверия к сотрудникам и еще раз коммуникация

Традиционный график работы не дает максимальной отдачи от всех сотрудников. Всё больше работников хотят гибкого подхода к режиму труда. Это дает людям возможность выполнять значимые повседневные дела, например, посещать стоматолога или занятия на профессиональных курсах, и заметно снижает стресс. Сотрудники с гибким графиком имеют лучший баланс между работой и жизнью, у них есть время для заботы о себе и занятий спортом. Эти факторы делают работника более продуктивным и менее склонным к выгоранию.

Пандемия изменила взгляд на привычный формат труда, показала его неуниверсальность. А геополитические события 2022 года и последующие волны релокации спровоцировали еще одно перерождение «удаленки».

Руководителям бывает сложно внедрить гибкий график и гибридный формат, если уровень доверия к сотрудникам низкий и есть сомнения, что они продолжать честно выполнять свою работу и стоить своих денег. Но эта проблема решается правильной организацией коммуникации и добавлением понятных контрольных точек для мониторинга результатов.

6. Фокус на обучении и развитии сотрудников для их жизни, а не работы

Проводить поддерживающие сотрудников вебинары компании начали во время пандемии. И сейчас эта тенденция сохраняется. Хотя такие меры очень ценны, нередко они используются неграмотно.

Чтобы программы помощи были эффективными, нужно ориентироваться на реальные и первоочередные потребности команды. Если сотрудники сейчас остро переживают из-за финансовых трудностей, приоритетной будет не сессия о способах сохранить продуктивность, а, например, семинары по планированию ресурсов, которые помогут лучше анализировать бюджет и научиться его реорганизовывать.

7. Сначала «наденьте маску на себя»

Привычка думать, что лидер — это человек, который знает ответ на все вопросы и видит путь сквозь все преграды, в ситуации неопределенности становится опасной и ведет руководителя к разрушительному стрессу. Лучше избавиться от перфекционизма, который мешает принимать быстрые решения из-за страха неудачи.

Когда вы стоите перед трудным выбором и сложными разговорами, обратитесь за поддержкой других руководителей, наставников или коучей. Спросите у коллег из вашей отрасли, как они справляются с аналогичными проблемами. Будьте открыты для новых идей и подходов.

Забота лидера о себе — это еще и умение вовремя делегировать задачи и обязанности. Кроме того, готовность руководителя распределить нагрузку показывает сотрудникам, что им доверяют.

Управлять неопределенностью: 7 принципов для сильного лидерства в 2023

Вывод

Чувство неуверенности и неопределенности в команде лидер может нивелировать с помощью: эмпатичного, человечного общения, повышения прозрачности ролей и ожиданий, создания и культивирования позитивной рабочей среды.

Удовлетворение потребности сотрудников в гибком графике работы наряду с обучением поможет создать и укрепить чувство безопасности, стабильности и доверия.

Больше о практичной карьере рассказываю в телеграм-канале. Если интересно, как расти и развиваться в профессии без лишних денег и времени, подписывайтесь⬇

1010
9 комментариев

Отличная статья. Но как правило руководитель редко бывает хорошим психологом, так как основные задачи руководителя это получение прибыли компании. На мой взгляд, отличная практика это привлечения стороннего психолога для создания и оценки психологического климата в коллективе.

3
Ответить

Спасибо за высокую оценку статью!
Действительно, в последние годы практика привлечения корпоративного психолога стала очень распространённой. Кроме того, появились сервисы психологической поддержки с возможностью выбора специалиста из множества, исходя из бюджета и запросов. Это является дополнительным инструментом для руководителя. Но не отменяет его причастность к управлению собственным подразделением: оказания им поддержки и помощь в ситуации неопределенности. В идеальном мире, это все должно работать совместно для большей эффективности.

1
Ответить

Когда начальник на собеседовании сказал, что я сама могу выбрать время начала и окончания рабочего дня - я поняла, что ради этого готова активно работать всю смену. Уже два месяца на работу, как на праздник 👩‍💻❤️

3
Ответить

хороший подход!)

1
Ответить

Смена? Выбирать начало и окончание?

Ответить

Гибкий график это верх лояльности компании к сотрудникам. Давно пора бы свергнуть эту пятидневку

2
Ответить

Полностью вас поддерживаем, мы в команде так и решили, в собственном таск-трекере отмечаем выполненные задачи и работаем из любой точки мира :)

1
Ответить