Как мы с братом забутстрапили на деньги Microsoft шаурмечный бизнес и потеряли 1.5 млн

В июне 2021 года я и брат решили воплотить свою мечту о собственном бизнесе — купили точку с оборудованием для шаурмы недалеко от дома, наняли команду, построили сервис, а в декабре закрылись с убытком в 1.5 млн.

В конце статьи мы поделимся 10 главными уроками, которые извлекли из этого опыта, а также расскажем о главной причине того, почему этот бизнес не получился.

Как мы с братом забутстрапили на деньги Microsoft шаурмечный бизнес и потеряли 1.5 млн

Как все начиналось

Меня зовут Дима, я работаю в сфере продаж в AI voice стартапе InTone. На момент июня 2021 я работал в продажах в российском офисе Microsoft и мечтал о своем бизнесе.

Мой брат, Илья, к тому моменту имел опыт работы в общепите и вдохновил меня на идею открыть шаурму. Ведь это звучит как простой и прибыльный бизнес, не так ли?

Привлекательное объявление на Авито с продажей бизнеса под ключ, близкая к дому локация, сбережения и хороший доход от Microsoft, поддержка брата и его опыт в индустрии, наша общая мечта о своем бизнесе — все это в совокупности звучало как отличный контекст для старта своего проекта.

Так я открыл ИП, нанял юриста, и вскоре по договору о купле-продажи оборудования мы приобрели бизнес под ключ за 300 тыс.

Точка была недалеко от м. Савеловская и ее площадь была около 2м2. По аренде мы договорились на 60 тыс. в месяц с оплатой за 2 месяца вперед (дорого при расчете на квадратный метр, но относительно нормально для прибыльной точки).

С дозакупкой продуктов, хоз. товаров и оборудования (как кассового, так и производственного) вышло около 480 тыс. начальных инвестиций.

Как мы с братом забутстрапили на деньги Microsoft шаурмечный бизнес и потеряли 1.5 млн

Наши первые шаги

Мы поставили цель сделать не просто шаурму, а бистро, и решили назвать это все “Проект #1”, так как это наш первый проект с братом, и так как мы планировали стать лучшими на районе.

Мы договорились, что я отвечаю за всю работу, где требуется методичность, аккуратность и эстетика — финансовая отчетность, налоги, дизайн, а Илья отвечал за маркетинг, продажи и общение с сотрудниками. Вместе мы разрабатывали общую концепцию и меню.

Наш план шагов выглядел так:

  • Привести внешний вид точки в порядок — купить антисептики, обновить наклейки, сделать красивое меню;
  • Разработать фирменный стиль под бистро, сделать наклейки, флаеры и вывеску, чтобы это выглядело красиво и привлекало внимание;
  • Закупить крафтовые пакеты, напечатать стикеры, запустить фирменные лимонады;
  • Повысить качество сервиса и нанять русских ребят, с которыми нам будет легче выстроить контакт;

  • Собрать плейлист из классической итальянской ретро—музыки и включить на полную, чтобы привлекать посетителей.
Как мы с братом забутстрапили на деньги Microsoft шаурмечный бизнес и потеряли 1.5 млн

Вскоре мы столкнулись с первыми трудностями

  1. Проблема. У позапрошлого хозяина точка работала 24/7 - мы решили это возобновить. Первые ночные смены были убыточными, но мы поверили, что нужно работать еще, и что посетители со временем привыкнут к новому режиму работы заведения. Наблюдение: ночные смены летом так и не вышли в прибыльность, а осенью убыток с ночных смен увеличился.
  2. Научить русских ребят делать классную шаурму и выдерживать график работы 6 дней по 12 часов очень сложно. Наблюдение: замена мастера с ближнего востока на русский персонал приблизила нас к видению концепции “Бистро #1”, но ухудшила финансовые результаты
  3. У нас были небольшие объемы заказа овощей (на 5-8 тыс. в неделю), напитков (на 10 тыс. в 2 недели) и мяса (на 3 тыс. в день) и это приводило к сложностям в переговорах с поставщиками. Наблюдение: поставщики не были готовы идти на уступки и реагировать на обратную связь, им было проще отказаться от работы с нами, чем пойти на встречу.

Работа над ошибками

Приближается осень, у нас еще ни одного прибыльного месяца - мы начинаем думать, что мы делаем что-то сильно не так. Все сбережения и доходы с работы в Microsoft уходят на то, чтобы покрывать убытки.

Что решил сделать я? Я не понимал, где у нас затык и начал проводить ретроспективные встречи с командой по воскресеньям, где мы обсуждали, что меняем, что продолжаем делать, что начинаем. Формат не зашел, команда не подключалась к процессу обсуждения. Я ввел комбо блюда, чтобы увеличить средний чек — и это неплохо сработало.

Как мы с братом забутстрапили на деньги Microsoft шаурмечный бизнес и потеряли 1.5 млн

Что решил сделать Илья? Илья настаивал на необходимости больше вкладывать в маркетинг. Илья инициировал раздачу всем клиентам флаеров о нас, расклеивал их по всем ближайшим домам, поставил KPI мастерам на точке просить у клиентов отзывы на картах. Наш рейтинг был 4.8 при более 70 отзывах к концу 2021 года.

Как мы с братом забутстрапили на деньги Microsoft шаурмечный бизнес и потеряли 1.5 млн

Но это не было достаточно, наша выручка в сентябре просела к лучшем результату в июле на практически 50%.

Как мы с братом забутстрапили на деньги Microsoft шаурмечный бизнес и потеряли 1.5 млн

Мы не сдаемся

Несмотря на трудности, мы продолжили искать решения и оптимизировать бизнес. Что мы для этого сделали:

  • расширили ассортимент шаурмы (кроме классической, запустили еще 5 видов);
  • добавили различные снеки;
  • поставили крупный стенд с информацией о нас;
  • постоянно искали более крутых мастеров, и сменили к этому моменту уже пять мастеров;
  • запустили доставку в Яндекс.Еде и Delivery Club (не взлетело, выручка с доставки не давала больше 10% в месяц);
  • поставили хорошую кофемашину из дома, чтобы радовать гостей капучино и латте.
Как мы с братом забутстрапили на деньги Microsoft шаурмечный бизнес и потеряли 1.5 млн

Есть ли от этих действий желаемый результат? К сожалению, нет. После незначительного роста в октябре, наша выручка падала и в декабре была минимальной за полгода - в районе 100 тыс. в месяц.

Как мы с братом забутстрапили на деньги Microsoft шаурмечный бизнес и потеряли 1.5 млн

Поиск инвестиций - может масштабируемся?

Один из наших клиентов был доволен нашим сервисом и предложил рассмотреть инвестиции с его стороны для масштабирования. Это звучит как спасение и невероятные крутые возможности!

Мы начал считать бизнес модель, общаться с бизнесменами в шаурмечном бизнесе и оценивать перспективы. Пришли к следующему выводу.

Чтобы выйти на хорошую прибыль в 200+ тыс. на меня и брата каждому в месяц, а также выйти из операционки и постоянного тушения пожаров, нужно открывать сеть из 5+ точек.

А хотим ли мы этого?

Решение закрываться

Мы приняли решение, что не хотим и вот почему:

  • Во-первых, jobs-to-be-done под названием “поесть на ходу” начинают закрывать множество решений — готовая еда в магазине, кофейни со снеками и т. д. В целом конкуренция начинает расти.
  • Фудтех — безумно операционный бизнес с сильной привязкой к локации — это не то, что мы хотели в нашей карьере.
  • У нас нет никаких конкурентных преимуществ для фудтеха — ни связей, ни образования.
  • Близился январь — мертвый месяц в торговле, где нам предстояло бы столкнуться с еще большими убытками.

Так мы решили с братом признаться друг другу, что у нас не получилось и закрыть бизнес с убытком в 1.5 млн и общей суммой инвестиций в проект в районе 2.5 млн.

В этом проекте было очень много стресса и челленджей, но все же я рад, что мы это попробовали. Конечно, можно было вместо этого купить квартиру и получать пассивный доход, но тогда я бы не стал лучше понимать специфику собственного дела, иметь более крутые отношения с братом. Как говорится, все, что не делается, делается к лучшему.

Как мы с братом забутстрапили на деньги Microsoft шаурмечный бизнес и потеряли 1.5 млн

Топ 10 главных уроков

И теперь самое интересное!

  1. Перед тем как построить собственный бизнес, поговори с несколькими людьми, узнайте все детали и специфику данной сферы. Купи платные консультации. Если бы мы пообщались хотя бы с одним опытным человеком в шаурмечном бизнесе, мы бы скорее всего не пошли в этот бизнес и точно бы не купили нашу точку.
  2. Хорошо продумывай бизнес-план. Если бы мы все правильно просчитали, то пришли бы к выводу, что свободного капитала для открытия хорошей точки шаурмы в принципе недостаточно и нужно рассматривать другие альтернативы вложения средств.

  3. Не забывай о бюджете на маркетинг. Даже самый уникальный продукт или услуга могут остаться незамеченными без правильного продвижения. Не экономьте на маркетинге — Илья мне сразу предлагал вкладывать туда больше, а я сомневался, и зря.
  4. Не покупайте готовый бизнес без глубокого аудита. Хороший бизнес никогда не будет стоить дешево — минимум 12 месячных выручек.
  5. Важно правильно распределить задачи, согласно сильным и слабым сторонам партнеров, и быть честным тут. Это может значительно увеличить производительность и сэкономить время.
  6. Окупаемость в шаурмечном бизнесе возникают при продаже минимум 20 кг мяса в день. Для получения значительной прибыли необходимо продавать 50+ кг в день. Успех такого бизнеса зависит всего от двух факторов - 1) от объема мяса, продаваемого в день, что в свою очередь зависит от локации точки, и 2) стоимости аренды, которая будет зависит от ваших навыков переговоров.
  7. Важно помнить, что нет универсального стиля лидерства. Я пытался применить методы, которые работают в Microsoft, но они оказались неэффективными в данном случае. Стиль лидерства — функция от задачи. Необходимо иметь несколько стилей и уметь их применять.
  8. Опыт — это коэффициенты значимости перед параметрами. Мы знали про все области для улучшения в бизнесе, но сфокусировались на не значимом для нашего успеха. Нужно было консультироваться с профессионалами и вместо создания красивого бренда делать просто и дёшево.
  9. Делайте штуки вдвоем (c партнером) — есть возможность друг друга подстраховать и внести различный набор навыков
  10. Внедрение дизайна плохо идет по Agile. Какой смысл был в стикерах, если наша вывеска все еще выглядела как “Мясо в лаваше”? Нужно было при создании дизайна сразу заложить бюджет на обновление внешнего вида, чтобы все друг другу соответствовало и сделать это оперативно. В итоге без изменения вывески приходили клиенты, которые не ожидали того фирменного стиля и сервиса, который мы пытались дать. А когда руки дошли до вывески, уже было жалко на нее денег.

Заключение

Бизнес — это прикольный опыт, и мы обязательно вернемся с братом к своим проектам в будущем. Только в следующий раз мы будем умнее и дружнее, как команда.

Спасибо за ваше внимание! Задавайте вопросы!

Подписывайтесь на:

Главная причина неуспеха

Позапрошлый владелец точки был в шоколаде, а мы убыточны… Что же мы сделали так неправильно?

Нам кажется, что секрет неуспеха был во многом в изменениях, которые произошли рядом с точкой. Раньше рядом была парковка, на которой могло припарковаться больше 10 машин.

Когда мы пришли на точку, это парковка была заменена на тротуар, что усложнило доступ таксистов и привело к снижению выручки днем и полной потере рентабельности в работе ночью.

Превращение парковки в тротуар была ключевой причиной, по которой позапрошлый владелец решил продать точку… Если бы мы знали :) Но тогда этой истории не было бы!

Как мы с братом забутстрапили на деньги Microsoft шаурмечный бизнес и потеряли 1.5 млн

Поделитесь статьей с теми, кому она может быть полезной. Больше про самопознание и продуктивность в новой реальности пишу в телеграм канале Елисеев о карьере и самореализации. Заходите!

5959
113 комментария

Недавно был пост про то что производительпива Bud уронил продажи после рекламы с лгбт. Любимое пиво реднеков и мексов, что могло пойти не так.

Вы с братом решили повторить успех. Такой утилитарный продукт как шаурма превратить в Agile и пол статьи про стиль и дизайн. Алле, ребята, вы на другой планете от своей целевой аудитории.

Шаурма это дешево и сытно. Из за дешево истекают фундоментальные проблемы. 1. Можно травануться из за попыток владельца сэкономить. 2. Могут не докладывать дорогие ингридиенты.

Вот эти два фокуса первые какие смотрят на незнакомой точке.
Если видно что повар в белой униформе, в шапке (шаурма без волос обычно вкуснее), и все что касается еды видно через окно и там чисто, это уже +1 к покупке.
Если повар мясо накладывает через взвешивание и экран весов видно в окно это уже +2 к покупке.

Этого достаточно для первой (холодной) покупки.
Вторая покупка это вкус, тут влияет свежесть овощей (жухлая капуста и забудьте что я еще раз прийду), нормальное мясо (хрящи попадаются, ну нафик такую шаурму), и вкус соусов (тут на всех не угодить, искать что то нейтрально нравящееся большинству).

Всё, мне насрать на ваши вывески флаеры, стикеры и двух братьев миллионеров, я затраханный работой хочу пожрать сытно и желательно вкусно. В идеале потом не провести пару суток на унитазе.

Ваша вывеска отдельная Agile дрочка. Напишите нормально. Обычная, двойное мясо, двойная, комплект на 3 человек.
Какой нафиг гулливер, что это означает? Там ногу человеческую покрошили или что?.

В целом вы вполне закономерно прогорели, потому что тащили верхушку пирамиды маслоу в область которая стоит в самом основании. Забыв что там проблематику этого самого основания надо закрывать. Чистота-безопасность-сытность

P.S. ну и цена влияет, вместо маркетинга лучше недорогой вариант в меню бы воткнули, был бы более эффективный маркетинг.

И кофеечек само собой, не дорогой но большого объема

39
Ответить

Это всё правильно, но самая большая проблема, по-моему, в последнем P из product, price, promotion, place.
Конкретно это место имеет очень маленький трафик, люди от метро идут по противоположной стороне улицы, да и вообще там не очень ясно куда идти кроме дома. А если ты всё равно идешь домой, зачем брать шаурму?
Как оценить проходимость точки, думаю, все примерно понимают - можно вручную, можно с помощью технологий.
А в этой локации ничего не помогло бы - даже Джейми Оливер в роли шаурмена.

8
Ответить

Тот неловкий момент, когда комментарий лучше статьи)

7
Ответить

Супер ценный разбор! Спасибо, я согласен, что мы делали продукт не под нашу ЦА и инвестировали внимание не туда.

Были мечты и вижен, а нужно было ЦА проанализировать и для них сделать, но еще более правильным решением было бы просто в этой локации не брать точку.

6
Ответить

да, в шавухе на районе главное это постоянные клиенты, все держится на них, а это означает постоянство в качестве, особенно качество важно при открытии, если один раз попробовав человек решит, что ваша шаурма гавно, но он больше не зайдет вообще никогда
а рынок района очень ограничен, если в начале люди пробуют из любопытства, но потом не возвращаются, то будет падение из месяца в месяц, из которого выбраться невозможно в принципе
спасет только ребрендинг, что бы вызвать новый виток любопытства
ну или открывать шавуху на вокзале, что бы больше с клиентом не видится

1
Ответить

Ахах) Прям в яблочко) А я большой любитель шавухи)

1
Ответить

Тот момент, когда комментарий лучше поста!!!

Ответить