Что узнал о себе гендиректор Airdoc Technology Ричард Спраг, ежедневно следивший за микробами в организме

Несколько лет предприниматель контролировал, как на микроорганизмы влияют еда, добавки, диеты и перелёты.

В закладки
Аудио
Ричард Спраг

Микробиом кишечника человека представляет собой совокупность микроорганизмов. Он влияет на множество процессов: от метаболических и иммунных до когнитивных. А отклонение его состава от нормы приводит к развитию: аллергических и аутоиммунных заболеваний, сахарного диабета, ожирения и так далее.

Ричард Спраг — генеральный директор медицинской компании Airdoc Technology, которая использует в своей работе искусственный интеллект.

Спраг десять лет жил в Токио и три года в Пекине. Работал в Apple, WebTV Networks, Microsoft и других компаниях. Ричард вырос в Нилсвилле, штат Висконсин, и получил образование в Стэнфорде и Уортоне.

Последние несколько лет он увлекается Personal Science (изучением своего организма), особенно микробиомом человека. Ниже — его опыты и выводы.

Эксперимент с очищением кишечника

На изменения в кишечном микробиоме влияют: диеты, физические упражнения, чистка зубов, приём пищи, поцелуи или игра с питомцем. Из-за этого при одновременном рассмотрении нескольких результатов теста uBiome на состав микрофлоры (его использует Спраг) сложно определить причину конкретных изменений.

Поэтому он сделал очистку толстой кишки — какую обычно делают перед колоноскопией. Удалив большинство бактерий из своей системы, Спраг наблюдал за их ростом с помощью параллельных тестов uBiome. Он узнал две вещи.

Количество и соотношение изменились, но не конкретные организмы
  • В отличие от антибиотиков, которые вызывают долгосрочные изменения (убивают множество полезных бактерий), потеря бактерий таким образом влияет только на общее количество. Но через пару недель они восстанавливаются.
  • В интернете можно найти множество сайтов, книг, диет и добавок, которые утверждают, что «исправляют» или «изменяют» микробиом. Ричард Спраг на себе испытал, что употребление пробиотиков и ферментированных продуктов не имеет большого эффекта.

Сойлент и микробиом

Студенты Калифорнийского университета в Беркли опубликовали в октябре 2017 года результаты клинического испытания заменителя пищи сойлента (полноценный приём пищи в бутылке: 20 граммов растительного белка и 36 незаменимых питательных веществ).

Они обнаружили, что соотношение Bacteroides и Firmicutes (эти бактерии в основном влияют на соотношение жира к остальной массе в организме) значительно меняется у людей, которые пьют сойлент. Это же подтвердил и тест Ричарда Спрага.

Красные точки — это даты, когда Ричард пил сойлент

Спраг считает, что когда люди научатся регулировать соотношение этих бактерий, тогда станет возможно регулировать свой процент жира за счёт изменений в микробиоме, что позволит избавиться от лишнего веса.

Замороженная черника лучше свежей

Ричард получил советы по индивидуальному питанию от компании DayTwo, специализирующейся на микробиомной медицине. Её приложение использует анализ кишечного микробиома, чтобы определить, какие продукты полезны для конкретного человека.

Компании потребовалось около двух месяцев, чтобы обработать анализы Спрага, после чего он мог увидеть в приложении, какие продукты лучше или хуже подходят для его здоровья.

Например, алгоритм считает, что замороженная черника для него лучше, чем свежая.

Это не первый раз, когда Спраг слышал подобное о чернике. Книга Джо Робинсона “Eating on the Wild Side” указывает на австралийское исследование 2004 года, в котором показано, что в замороженной чернике содержится больше полезных антоцианов и других питательных веществ, чем в свежей.

Какие микробы вызывают простуду

Ричард Спраг проследил за своим микробиомом во время простуд и заметил, что количество Ochrobactrum всегда увеличивается через неделю или две после простуд.

Микробиом в носу Спрага: до простуды, во время и после

Ричард хотел узнать, какое отношение бактерия имеет к простуде, ведь простуда вызвана другим видом микроба, который не обнаруживается с помощью технологии 16S рРНК, использованной в тестировании микробиома.

Спраг предполагал, что причиной простуды был фаг, вирус, который заражает не клетки человека, а бактерии, или что фаг убивает или иным образом модифицирует некоторые «нормальные» бактерии в носу.

Однако Спраг не нашёл бактерию, которая была бы явно связана с наступлением простуды, но теперь он стал намного осторожнее, когда замечает Ochrobactrum.

Работают ли пробиотики

Объём рынка пробиотиков — $34 млрд, $6 млрд из них — с продажи добавок, согласно отчёту BCC Research за май 2016 года.

Исследования на больных людях показали, что пробиотики могут помочь при лечении диареи, связанной с антибиотиками, и аналогичных состояний у детей или у людей, которые лечатся от инфекций.

Спраг решил проверить, влияют ли пробиотики на здоровых людей. Ричард ежедневно отслеживал свой микробиом, принимая пробиотическую добавку (однако он не уточняет, какую, чтобы не рекламировать её).

Он продолжал этот эксперимент в течение девяти дней, и в итоге тесты не дали доказательств того, что эти таблетки оказали влияние на микробиом.

Нет группировки по какому-либо критерию, нет явных связей между днями приёма пробиотиков и остальными. Ричард пришёл к выводу, что эти пробиотики не повлияли на него.

Комбуча и микробиом

Комбуча — натуральный ферментированный напиток родом из Китая, также известный как чайный гриб. В нём содержится Bacillus subtilis, который улучшает пищеварение.

В течение семи дней Ричард выпивал 48 унций (полуторалитровая бутылка) комбучи в день.

В итоге Спраг пришёл к выводу, что при потреблении в больших количествах комбуча оставляет в его кишечнике новые микробы Bacillus subtilis, которые обладают антибактериальными свойствами и позволяют бороться с патогенными и условно-патогенными микроорганизмами, не влияя при этом на полезную микрофлору кишечника.

Ежедневное количество основных микробов во время употребления чайного гриба (синие линии)

Хотя они довольно непостоянны, их концентрация большая, поэтому Спраг уверен, что эти результаты будут положительны и у других людей. Другие микробы, в том числе пробиотические, практически не меняются.

Изменение микробиома при поездке в другую страну

При посещении другой страны триллионы микробов, в основном бактерий, попадают в микробиом, и многие из них не могут ужиться с триллионами, которые уже населяют тело.

Изменения в численности ключевых бактерий при поездке в Мексику (чем светлее, тем более распространены эти бактерии)

Вот какие выводы сделал Ричард Спраг во время поездки за границу:

• Микробиом заметно изменился во время поездки, но через несколько недель он вернулся в норму.
  • Как и ожидал Ричард, разнообразие бактерий возросло, как и уровни одного конкретного типа — протеобактерий, которые указывают на то, что тело борется с захватчиками.

Диета и сон

Ричард Спраг часто съедал по банану в день, но тест на микробиом от DayTwo посоветовал ему прекратить есть их совсем (организм Спрага не усваивает бананы полностью). В нём также говорилось, что стоит перестать есть много зерновых (и только с жирами). Как правило, рекомендации указывали на то, что Ричард должен есть больше жиров и меньше углеводов.

Таким образом, в течение трёх месяцев он перешёл на более низкоуглеводную диету с высоким содержанием жиров: до 25% углеводов и 50% жиров. Например, чтобы получить 25%, Спрагу разрешено есть около 65 г углеводов в день.

Только его утренний латте содержит 15 г, а один банан весит 23 г — и если добавить ещё одно яблоко (22 г), Спраг уже исчерпает свой дневной лимит. Вскоре он начал замечать некоторые эффекты.

Через три месяца после новой диеты ежедневное отслеживание показало, что сон Спрага изменился: он стал спать дольше и чувствовать себя лучше, продолжительность сна увеличилась в среднем на 25 минут за ночь — улучшение на 5%.

Продолжительность сна Ричарда: до и во время диеты

В итоге тесты показали, что низкоуглеводная диета с высоким содержанием жиров может влиять на количество Firmicutes (отвечают за то, как организм поглощает энергию из пищи) в микробиоме, а в случае Ричарда это влияет и на сон.

Могут ли бактерии в кишечнике изменить тип крови

Команда Университета Британской Колумбии смогла преобразовать кровь типа А в тип О, используя ферменты из кишечной бактерии под названием Flavonifractor plautii.

Ричард Спраг проверил свой микробиом и тоже встретил там этот микроб.

Наличие Flavonifractor plautii у больных и здоровых людей

Микроб довольно распространён в большинстве образцов, которые прислали Спрагу. Он также думает, что у людей с проблемами кишечника немного больше вариаций этого микроба, чем у здоровых.

Философия еды от Ричарда Спрага

После многих лет изучения книг по здоровью и биологии человека Ричард говорит, что всё равно мало что знает о диете, физических упражнениях, самочувствии и о том, как предотвращать и лечить ожирение и диабет.

Все разные

Это главное правило Спрага.

Поскольку все люди разные, самое важное — быть гибким, пробовать новые вещи и осознавать себя и то, как тело меняется со временем.

Легко обмануть себя, думая, что что-то работает или не работает. Единственное решение — думать как учёный: прислушиваться к своему телу, но как можно больше полагаться на данные. Руководствуйтесь, насколько это возможно, вещами, которые можно измерить.

Сладости — яд

Углеводы — враг

Спраг говорит, что когда есть выбор между углеводами и чем-то ещё, выберите альтернативу, но не стесняйтесь баловать себя, когда трудно избежать соблазна.

Макароны, рис, хлеб — это враги. Если пытаетесь сбросить вес, каждый раз говорите им «нет». Но если в другом здоровом продукте содержатся углеводы, продолжайте их есть.

Упражнения — это важно

Человек нуждается в сахаре для энергии, это главная цель пищеварительной системы. Поэтому ещё один способ предотвратить накопление сахарного яда — сжечь его, считает Спраг.

Важно помнить, что упражнения, как и всё, что делаете, изменяют поведение тела. Если увеличиваете количество упражнений, то увеличивается и аппетит. Если тяжёлые физические упражнения регулярные и предсказуемые, организму будет проще приспосабливаться, ожидая, что поступит больше пищи.

Если человек слишком предсказуем, то пропуск упражнения не избавит от аппетита, и он всё равно окажется необычайно голодным. Если весь смысл упражнений состоит в том, чтобы сжигать энергию, чтобы сжечь некоторые запасы жира, то нерегулярные упражнения будут контрпродуктивными.

Упражнения и диета должны идти вместе.

Думать о еде, а не об ингредиентах

Решение в том, чтобы думать о еде как о еде, а не как о множестве ингредиентов. Лучше выбирать максимально приближенные к естественному состоянию продукты. К состоянию, в котором предки их употребляли сотни или тысячи лет назад.

Таблетки и экстракты редко заменяют употребление «неповреждённой» пищи со всеми взаимодействиями между её внутренними компонентами.

Отсюда следует, что везде, где это возможно, следует употреблять «настоящую» пищу — продукты природы, употребляемые предками в прошлом. Новые продукты, даже когда они рекламируются как «здоровые» или «натуральные», редко могут соответствовать стандартам тонких взаимосвязей, которые человек получает от природы.

Избегайте искусственного масла и подсластителей и скептически относитесь к любому продукту, использующему новый процесс консервации или питания, советует Спраг.

Практические советы от Ричарда Спрага

• Измеряйте: если хотите похудеть, регулярно измеряйте вес. А лучше — расскажите другим и сделайте себя ответственным. Это часто работает, даже если у человека нет конкретной цели, потому что простой акт осознанности повлияет на остальные действия.
  • Пропускайте приёмы пищи. Так люди становятся более эффективными в использовании того, что съели. Позволяйте себе чувствовать и преодолевать голод — это создаёт сопротивление еде просто потому, что «пришло время еды».
  • Манипулируйте голодом при помощи регулярных больших доз жира. Сет Робертс предлагает потреблять две–три столовые ложки оливкового масла по утрам, чтобы удовлетворить потребность организма в пище и утолить голод до конца дня.
  • Разнообразие: пробуйте разные продукты и упражнения. Старайтесь не есть одни и те же продукты на завтрак чаще, чем раз в неделю. Пробуйте разные формы упражнений в разное время.

#биохакинг

{ "author_name": "Даниил Березиков", "author_type": "self", "tags": ["\u0431\u0438\u043e\u0445\u0430\u043a\u0438\u043d\u0433"], "comments": 81, "likes": 63, "favorites": 173, "is_advertisement": false, "subsite_label": "life", "id": 78485, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Wed, 07 Aug 2019 15:29:30 +0300" }
Сколько денег вы откладываете в месяц?
Ответьте и узнаете, сколько копят другие.
0 ₽
70 000+ ₽
0 ₽
{ "id": 78485, "author_id": 339427, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/78485\/get","add":"\/comments\/78485\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/78485"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199123, "last_count_and_date": null }
81 комментарий

Популярные

По порядку

Сравните это с гуру-диетологами, которые все знают обо всем, закончив курсы менеджмента.

Так статья с середины так и выглядит. Общие рекомендации, и модные и бизнес-выгодные безуглеводные диеты. Чувак продает свой стартап, одна из микробиомных исследовательских лабораторий. Там в одной из ссылок есть интересная статья https://medium.com/neodotlife/review-of-viome-f024423a3d3a
Сравнение разных лабораторий. По факту^ этот метод не идеален, еще не достаточно изучен. Зато один тест 200-400$

Как профессиональный биолог пара замечаний

1. Латинские названия бактерий не пишутся в транскрипции на кириллице, либо пишите Bacillus subtilis, либо сенная палочка в данном случае

2. Скопировали картинки, а подписи забыли, например, на heat map про простуду убрали обозначения цветов и смысл всей картинки пропадает

3. Смешно читать 2 его противоположных утверждения о том, что каждому свое, но углеводы - яд.

4. К вопросу про усвоение жиров и углеводов и рекомендации, основанные чисто на анализе микробиома - гораздо большую роль в этом процессе играет генетика и иммунитет. В частности анализы на гены FABP2, ADRB2, PPARG используются эндокринологами для выбора диеты.

5. Уже давно показано, что при увеличении физических нагрузок включаются компенсаторные механизмы, которые уменьшают энергопотребление. То есть сколько бы вы не двигались, расход калорий не увеличить больше, чем на несколько процентов, почти сразу зависимость потраченных калорий от нагрузки выходит на плато. Для фанатов физических упражнений скажу, что они помогают худеть, но механизм тут другой.

Не смотря на бред в основном тексте статьи - финальные его советы норм.

Кстати у нас в России тоже есть компании, которые дают рекомендации в зависимости от состава микробиоты, например Атлас

| включаются компенсаторные механизмы, которые уменьшают энергопотребление

Хорошо бы здесь дать объяснение, а то выглядит по аналогии - в доме включили все электроприборы, а счётчик крутиться быстрее не стал.

Закон сохранения энергии говорит, что если мышцы станут больше работать и есть, то кто-то другой будет ущемлён в энергии. Мозг или пищеварительная система сядут на голодный паёк?

Вы видите систему слишком упрощенно, лучше представьте, что у вас не один дом, а страна, типа Америки, где каждый штат - это орган, город - ткань, дома - клетки, а электроприборы - это отдельные белки в клетках. А потом представьте как 5% Американцев выключили одновременно все телевизоры и как изменилось все энергопотребление в стране. На уровне штатов, то есть органов эти изменения не будут заметны.

Так и в организме при увеличении физической нагрузки компенсаторные механизмы работают не на уровне целых органов, а на уровне отдельных клеток, которые подстраивают свой метаболизм - как именно это происходит, вполне возможно, что точно не известно, может быть найдены какие-нибудь белки, которые в этом участвуют.

Именно об этом я и написал. Если хотите более удачный аналог, то вот он: "Расходы на возведение стены Трампа между США и Мексикой оплатит каждый налогоплатильщик". Платой для каждой клетки станет меньший синтез АТФ, белков и т.д. То есть, увеличение физических нагрузок хоть понемногу, но бьёт сразу по всему организму.

Спасибо за развернутый комментарий Ирина. А вообще, есть ли практический смысл в таких тестах микробиоты? И можно ли на основе них получить (разумные) рекомендации по питанию?

Я думаю это того не стоит, анализ микробиоты слишком сложная и малоизученная вещь, результаты сильно зависят от того кто и как их получал и обрабатывал.

Если вы хотите узнать какая еда поднимает вам уровень сахара в крови - это можно измерить напрямую, чтобы узнать какое для вас оптимальное соотношение жиров/углеводов - сделайте анализ на вышеперечисленные мной гены, узнать на какую еду у вас аллергия или неперносимость - сделайте анализы на эту конкретную еду и так далее

"расход калорий не увеличить больше, чем на несколько процентов"
А если беговая дорожка пишет что я сожгла 300 калорий можно ли этому верить?

Это среднее число, которое даже для вас а разные дни не одинаково
Оно зависит от того как часто вы бегаете, какой у вас вес, соотношение жир/мышцы, как давно вы ели итд

А если сожженые калории выдает приложение, у которого есть данные о пульсе, росте, весе, и проценте жира?

но у этого приложения нет газоанализатора, поэтому погрешность все равно велика.

Сдаётся мне, что спортивные приборы тем и хороши, что уж совершённую ими самими работу можно посчитать довольно точно. А уж в зависимости от того, как технично мясная машина, на них взгромоздившаяся, делала упражнения, можно оценить и сожжённые калории.

Ну как норм?
Сладости — яд. Метаболические заболевания, такие как ожирение и диабет, — проблемы, связанные с тем, как организм перерабатывает сахар, поэтому старайтесь его устранить, утверждает Спраг.

Вроде уже достаточно разжевано, что ожирение и сахарный диабет вызывают не то "как организм перерабатывает сахар", а банальное переедание (любыми макронутриентами)

Углеводы — враг. В отличие от сладостей, которые непосредственно влияют на систему, которая нарушается у диабетиков, углеводы работают косвенно, потому что организм сам превращает их в сахар.

Интересно было бы посмотреть на химическую реакцию in vivo, в котором углеводы превращаются в сахар.

Интересно, чем ему не угодили эти замечательные продукты?

Под словом углеводы они наверное имеют в виду полисахариды, а под сахаром - моно- или дисахариды. Полисахариды действительно превращаются в моно в организме и поэтому они не так резко повышают уровень сахара в крови, о чем он, видимо, и хотел сказать.

Ну так-то да, то ли переводчик "хромает", то ли сам Спраг :)

Плюс не сахара, а глюкозы в крови.

норм Практические советы от Ричарда Спрага
измерять вес и следить за тем, что вы едите - от этого вряд ли станет кому-то хуже
как и разнообразить физические нагрузки и рацион

ааа, вы про это, с этим да, не поспоришь

хлеб далеко не замечательный продукт с его ингибиторами пищеварения, у меня хлеб вызывает только расстройство пищеварения, как и все шлаки, ой злаки..

Хорошо, что таких людей как вы 0,5% от всего населения

1. А, как же Хеликобактер, который так и пишется в медицинских статьях?

значит безграмотные медики пишут эти статьи

Уже давно показано, что при увеличении физических нагрузок включаются компенсаторные механизмы, которые уменьшают энергопотребление. То есть сколько бы вы не двигались, расход калорий не увеличить больше, чем на несколько процентов...

Это не соответствует законам физики. Даже при идеальном 100% КПД есть некое минимальное количество энергии, которое будет затрачено для передвижения тела в пространстве. И только это может быть в разы больше, чем тратилось телом до этого на всю жизнедеятельность.

Если же разговор идёт не про общее энергопотребление, а только про энергопотребление из вне, то да, организм и сам себя покушать умеет. Но это ограниченный ресурс.

Ура, биохакинг!

Познавательно, но в реальной жизни конечно сложно все это отслеживать. И, да, можно конечно жить без сладкого, но это разве жизнь?..

Когда все эти люди успевают жить? Измеряя все эти штуки в кишечнике, регулярно взвешиваясь и записывая каждый съеденный кусочек сахара в клетчатую тетрадь :-) Еда – это итак достаточно тупое занятие, а тут ещё столько времени ему уделять, выбирать постоянно, думать о голоде, о составе, о запретах, о влиянии...

He did it for lulz^W science

Ну вот он советы даёт обывателю: измеряйте, сделайте себя ответственным, пропускайте приёмы пищи, позволяйте себе чувствовать и преодолевать голод, манипулируйте голодом, пробуйте разные продукты и упражнения, старайтесь не есть одни и те же продукты на завтрак чаще, чем раз в неделю, пробуйте разные формы упражнений в разное время...

Живёшь такой, считаешь каждую калорию, в тетрадку пишешь, а потом умер.

Учишь матан такой, считаешь каждое уравнение, в тетрадку пишешь, а потом умер.

Мы сейчас на полном серьёзе сравниваем матан и запись калорий после каждого съеденного пирожка? )

Почему нет? В данном случае это наука

Наука одного человека о его организме? :)

Не вижу существенных различий. Или по-вашему решение любой задачки по матану — это что-то на уровне доказательства гипотезы Пуанкаре?

И наоборот многократное целенаправленное прохождение теста на состав микрофлоры, это не тоже, что записывать калории после пирожка.

Живешь такой, а потом умер.

... Потому, что тебя машина сбила, когда ты улицу переходил с тетрадкой и ручкой в руках.

мне кажется, исследование с выборкой в одного человека не стоит наукой.

меня тоже заботит откуда все эти биохакеры берут столько времени на это вот все. я тоже хочу, но чаще банально жрать некогда приготовить не то что записывать чо там было то вообще..

При этом они зачастую не просто биохакеры, а одновременно лайфхакеры, таймхакеры, что-тотамещёхакеры и т.д. Я думаю, что для большинства это не способ жить, а часть пиара для привлечения толпы. Написал статью про диету, собрал рекордный трафик и отметил это дело тортиком :D

мммм тортик))

потому что ты раб, работающий по 10-12 часов на работе. у тебя нет либо образования, либо нормальной работы, либо всё сразу. а вообще для измерения этого не надо много времени - нужны ресурсы, о которых ты знаешь благодаря образованию. как говорил проплаченный путлером задорнов - америкосы же тууууупыеееее

все так, бро, все так((

Мне больше интересно, каким образом он мониторил свою микрофлору и насколько это ”user friendly”? Старый добрый коробок спичек?

Это совсем не юзер френдли, чтобы вы понимали когда делается подобный анализ расшифровывается вся ДНК в образце - то есть каша из ДНК бактерий, человека, вирусов и грибов, дальше эта каша сравнивается с ДНК известных бактерий, обычно в подобных кашах процентов 10-30% вообще непонятно чья, ну и из этой каши еще надо понять сколько ДНК относится к каждой отдельной бактерии

В общем это сложная вычислительная задача, для которой нет стандартного решения

Это все с кала? А ещё ж есть пристеночная микробиота, которая часто не совпадает с полостной.

можно так сделать из любого материала

вы правы, не совпадает, но из-за того, что кал добыть проще - смотрят все равно его, иногда берут образцы прямо из кишечника, но люди редко на такое соглашаются, особенно здоровые

Да, тема сбора данных интересна, но не раскрыта

Странно, что в рекомендациях проглядывается характерная дань моде. Кето-диета, безуглеводка. Это как продавать холщовые сумки, потому что модно быть эко.
Короче, 50 лет писали и говорили, жир - это плохо. Следующие 50 - сахар это зло. Потом достанется белку. Ну а че, он же закисляет, в кислой среде клетки быстро состариваются и умирают, мутируют.
Что потом? снова по кругу?

Сахару и тут досталось. Вряд ли кто его реабилитирует ужжо))

Ученые уже реабилитировали) но куда проще обвинить один продукт или сахар, чем признаться в том, что жрать надо меньше

Какие ученые? В мире публикуется ежегодно порядка 100К научных статей о питании. Не исключено, что кто-то где-то оправдал

Жир же реабилитировали.
"Ешьте жир, когда чувствуете голод. Обманите свой организм" - это пишет чувак, называющий себя ученым.

1 грамм жира на килограмм веса требуется мне в моем режиме питания.

почему вы узрели дань моде в данных, а не то, что мода следует за данными? по моему как раз наоборот, сначала появились кето-диеты, безуглеводки, потом это подхватили трендсеттеры и наконец это стало модным.

–2

плох не жир или сахар. плохо сочетание жир + сахар. это неестественное сочетание для организма. посомтрите вокруг - в природе есть только белково-жировая еда, либо углеводная. например, в авокадо нет сахара, в курятине нет сахара, а в апельсине нет много жиров. болезни людей - от смешивания жиров и углеводов. потому что жиры блокируют инсулиновые рецепторы в сосудах. благодаря чему сахара свободно циркулируют в крови, являясь питанием для патогенов. это должен знать каждый детсадовец, почему вы, взрослые люди, этого не понимаете?

А вы уверены, что вы ко мне обращаетесь?
Я писал о другом? То что вы пишите, я понимаю.
А вы?

Кажется вы не очень разбираетесь в физиологии и диетологии

Помимо кишечника ещё есть желчный, печень, поджелудочная, желудок, которые сдохнут от половины его советов.

Желчный пузырь скажет "спасибо" за ложку масла натощак.

Как человек, переживший приступ жкб полтора месяца назад - подтверждаю. С желчным лучше вообще не шутить.

и скажет что он больше в этом не участвует

А как поживают глисты Роберта? Здоровы ли они, как размножаются?

Ребята, привет!
Меня зовут Виктор, я из Атласа, мы единственные в России кто делает тест Микробиоты https://atlas.ru/microbiome и если есть какие-то вопросы по теме, буду рад что-то полезное рассказать.

Его исследование глубоко индивидуально.

Полная херь, ничего нового, очередной новомодный биостартап...

Какие микробы вызывают простуду

(...) количество Ochrobactrum всегда увеличивается через неделю или две после простуд

Как-то недостаточно для того, чтобы судить о причинно-следственной связи, что именно они вызывают, а не являются следствием

То же самое подумал.

А как лицо в нормальный вид привести он не узнал?))

Нормальный вид - навязанный идеалами красоты извне или здоровый? Если второе, то его рекомендации вам вполне помогут)

У него здоровый вид?!

Если он здоров, то да, но возможно, это не соответствует вашему представлению о "здоровом" виде лица

для этого фотошоп придумали же

Отличный материал!
ЖАлко не пишет, как эту всю бактериальную динамику он измерял. Ежедневные анализы крови\ кала\ мочи?

Это называется метагеномный анализ по 16s RNA, обычно ДНК бактерий для анализа выделяют из кала, можно взять пробу с эпителия кишечника, но так делают в особых случаях

Не пойдет((( Дрыщ 43 года

ну посмотри на Тони Хоука, тоже дрищ в свои-то годы, ему больше, чем 43. дрищ или не дрищ - это генетика. куча людей, которые едят мало - толстеют, как будто съедают тонны, и наоборот.

Этот мужик - это темная сторона Фаге, надо полагать?

Вроде как интересная тема, много всего написано, но в тоже время практически ни о чём(