Специалист по визуальным эффектам — о том, как устроен Голливуд, спецэффектах и творческом процессе

Я поговорил со специалистом по визуальным эффектам Катериной Бережновой об учёбе в США и Англии, постпродакшене сериалов вроде Stranger Things и видеоклипов Die Antwoord и попробовал понять, в чём заключается ремесло человека, который превращает незатейливые видеокадры в настоящие визуальные переживания.

Специалист по визуальным эффектам — о том, как устроен Голливуд, спецэффектах и творческом процессе

Катя, привет! В рамках расширения наших интервью-пончиков разговорами со специалистами разных профессий я хочу немного порасспрашивать тебя про твою карьеру, а именно: как стать крутым специалистом по визуальным эффектам, перебраться в Лос-Анджелес и устроиться в известную продакшн-студию. Я правильно понимаю, что ты сейчас работаешь в продакшене в Голливуде и занимаешься видео- и аудиоэффектами?

В компании мы занимаемся только визуальными эффектами и дизайном. Визуальные эффекты — это персонажи или окружающая среда, сделанные при помощи оптической или компьютерной графики для фильмов, телевидения, рекламы, музыкальных видео и любого визуального контента. Аудиоэффектами мы не занимаемся, но музыка — это моё хобби.

Окей! У тебя за плечами работа с очень крутыми студиями вроде Netflix, Warner Bros. и NBC, ESPN. Если бы я хотел пройти такой же карьерный путь, как ты, и стать таким выдающимся художником по эффектам, то что мне нужно для этого сделать?

Нужна усидчивость, терпение и стремление всё время развиваться. Много приходится сидеть за экраном и решать как технические, так и креативные проблемы.

Самообразование помогает с профессиональными навыками, классическое художественное образование даёт креативную основу, школа подготавливает к индустрии.

Визуальные эффекты для сериала Stranger Things
Визуальные эффекты для сериала Stranger Things

Сейчас есть программы по образованию в онлайне, есть несколько школ, которые помогут с навыком. Я отучилась в Gnomon School of Visual Effects, в одной из престижных школ для визуальных эффектов. Не перестаю делать какие-то видеоуроки. Индустрия быстро меняется вместе с технологиями, и нужно уметь адаптироваться и трансформироваться. Также развиваться в личностном плане, уметь работать в команде под напряжением и в стрессе.

А кроме учебы, может быть, нужно в индустрии как-то очень себя проявить, показать, портфолио иметь какое-то классное? Что для этого нужно?

Да, улучшение навыков и их практика — это не единственное, на чём нужно фокусироваться. Нужно ещё успевать вдохновляться и подпитывать креативные соки. Что касается портфолио, можно делать личные проекты и собирать как можно более разнообразные работы. С эффектами никогда не знаешь: то головы взрываешь, то имплантанты визуализируешь.

Как ты вдохновляешься?

Катерина на презентации своих работ
Катерина на презентации своих работ

Я стараюсь расширять свои знания во всех интересующих сферах и стимулировать разностороннее мышление. Для меня большое вдохновение — люди и пространства, смена обстановки, путешествия и выход из комфортных зон. Разнообразие и получение новых опытов заставляет мозг адаптироваться и расширять свои понимания, тем самым в нужный момент быть амбивалентным и думать вне коробки.

А в чём заключается работа художника по спецэффектам? Если описать день из жизни?

Специалист по визуальным эффектам либо комбинирует компьютерную графику с реальной съёмкой, либо полностью создаёт кадр при помощи компьютерной графики. Художников по визуальным эффектам много, и все они делятся на более узкие специальности.

Ты работаешь в команде, приходишь каждый день и смотришь, кто что сделал. Существует пайплайн, по которому кадр из фильма передаётся из рук в руки в разные отделы. Начинается всё с концепции, потом создают трёхмерные модели, создаются текстуры и материалы, далее анимируют и симулируют, например, волосы, далее кадр освещают и рендерят. Рендер передают компоузеру, кто интегрирует 3D-элемент, созданный при помощи компьютерной графики, в реальный кадр.

В начале моей специализацией была симуляция эффектов, таких как взрывы, слюни, наводнения, пожары. С опытом работы я поняла, что мне больше по душе композитнг, так как этот вид деятельности подразумевает больше креативного процесса под собой.

Смотришь и на глаз, и по техническим критериям, как, например, монстра вписать в кадр. Анализируешь, как работает свет и цвет, композиция, и чтоб это выглядело реалистично, но и не забываешь про технические параметры: как работают различные каналы, камеры, шум, искажения, линзы и прочее.

Внутри монстра из Stranger Things
Внутри монстра из Stranger Things

Я так понимаю, нужно понимать, как работает и 2D, и 3D?

Да и в целом иметь понимание физики в мире: как рассеивается свет, как работает перспектива, как движутся разного размера объекты в пространстве и разных расстояниях.

Например, если ты создаешь существо, то ты должен учитывать его анатомию, то как он питается, чем дышит, размножается, перемещается.

Это всё-таки разные области. Как им учиться? Что делать, чтоб тренировать навыки в разных областях?

Главное — практиковать это и пробовать новые вещи, новые идеи. Разносторонне развиваться. Потому что в итоге это синергия творчества и логических задач. Одной рукой играть в шахматы, другой на пианино (шучу).

Компьютерная графика, наверное, одна из самых технических видов искусств. Не ограничивать себя одной идеей, например «я — художник, и буду писать только маслом». Если рисуешь, то почему бы не проанализировать, почему так свет падает и отражается. Да и вообще, почему бы не слепить это из макарошек или смоделировать в 3D?

И, конечно, наблюдать за миром вокруг себя. Я люблю созерцать. Например, вышел туман утром, наблюдаешь как он двигается на горах, какова его плотность и сколько ты видишь через него и как.

«Кранчтайм» — сверхурочная работа студии в течение недель и даже месяцев перед выпуском сериала или фильма
«Кранчтайм» — сверхурочная работа студии в течение недель и даже месяцев перед выпуском сериала или фильма

Как у тебя получилось поучаствовать в таких крутых проектах, как Stranger Things и всяких разных клипах вроде Die Antwoord?

Компания Aaron Sims Creative, в которой я начала работать, была очень маленькая, но у нее была хорошая репутация по концепт-дизайну, и они решили заниматься визуальными эффектами и расширятся. Они были довольно известны в индустрии, и у продюсеров были контакты со студиями, к нам приходили интересные проекты и люди. Когда я присоединилась к компании, они работали над «Заклятием-2» (Conjuring 2) и были посередине кранчтайма. Следом, мы начали работать над Stranger Things.

Что такое крайнчтайм? Объясни.

Кранчтайм — когда у тебя ненормированный график работы и когда начинается серия сверхурочной работы, когда ты работаешь больше 8 часов в день и в выходные.

Как люди в твоей профессии не выгорают, если у них такие графики?

Ещё как выгорают.

Презентация работа Aaron Sims Creative
Презентация работа Aaron Sims Creative

Во-первых, проблема сверхурочного времени в устройстве индустрии. И из-за того, что студии плохо коммуницируют с пост-продакшеном, и плохо составляют расписание, из-за того, что студии берут у банков кредит под проценты, они заинтересованы, чтобы проект побыстрее закончить и выпустить в массы. Чаще всего они просто сжимают время постпродакшена и заставляют компании-подрядчиков работать в очень сжатые сроки.

Во-вторых, мало кто, включая людей в кинопроизводстве, понимает как делаются эффекты. Это часто воспринимается как данность, хотя сейчас практически все фильмы, сериалы, и прочий визуальный контент сделан при помощи компьютерной графики. Большинство зрителей думают, что это магия и мало кто знает, сколько людей и часов требуется, чтобы создать волшебство.

В-третьих, нет профсоюза, который бы защищал права работников и вводил ограничения по количеству работы.

Например, в продакшене на съемочной площадке люди тоже работают по 12 часов, но у них есть ещё двенадцатичасовая посменная работа, когда 12 часов после 12-ти часового рабочего дня ты не можешь работать по правилам. В визуальных эффектах такое бывает не всегда, это всё зависит от студии, в которой ты работаешь и менеджмента.

Еще не все компании имеют возможности временно расширяться и удваивают количество задач на имеющихся работников. Сотрудники выгорают — и это тоже проблемы, так как индустрия маленькая и талантливые профессионалы перестают работать в индустрии и становится тяжелее находить специалистов.

Было бы лучше, если бы компании временно нанимали большее количество сотрудников, тем самым избегая сверхурочные. Но это дорого: найм кадров, лицензии, рабочие места. И искать людей тяжелее, потому что талантливые выгорают. Тут замкнутый круг получается.

Как не сойти с ума за это время? За время сверхурочных и кранчтайма.

Я перепробовала разные варианты балансирования жизни и работы. Первое время я просто работала, приходила домой и смотрела Netflix. И всё. У тебя изо дня в день День Сурка. И в свои 24 я думала: «Неужели это всё?», мне хочется жить, хочется видеть мир, артистически эволюционировать.

И тогда я ушла в другой экстрим, когда после работы я ходила на вечеринки и тусила. Это тоже тяжело — поддерживать такой лайфстайл, снижается продуктивность на работе, отсутствие сна негативно влияет на качество жизни, здоровье и в целом похоже на эскапизм.

После этого недолгого периода я увлеклась биохакингом и научилась приоритизировать, говорить «нет» и местами быть бескомпромиссной. В целом, поменяла свое отношение к работе и жизни. Семичасовой сон стал приоритетом.

Важно иметь мотивацию: это может быть профессиональный рост, команда и сам проект. Когда несколько людей потеют день и ночь над общей идеей это всегда вдохновляет и сплочает. Уметь выстраивать дофаминовые коридоры, структурировать выполнение задач и дел так, чтобы получать удовольствие от процесса выполнения, не только на эмоциональном уровне, но и на физиологическом. Если приходилось чем-то жертвовать в моменте, то надо осознанно понимать, чем и почему жертвуешь. И всегда понимать, если что-то не получается, что мы ракеты не строим и жизни не спасаем. Важно уметь правильно расслабляться, снимать напряжение и успокаивать тревогу.

Я поняла, что для счастья мне важно социализироваться, заниматься спортом, потому что сидячий образ жизни очень плохо влияет на физическое и психологическое состояние. Для меня это была йога или бег, три раза в неделю встречи с друзьями, здоровое питание, медитация. И я взяла за правило, что минимум раз в три месяца путешествовать за пределы города и раз в неделю проводить на природе, в парке или пляже.

Ты училась в Англии, США. Какие ты можешь рассказать различия между системой образования там и там?

В Англии система образования по большей части основывалась на самообразовании и был уклон в эксперименты, поиски новых форм. Ты создаешь арт ради арта, ради того, чтобы попробовать что-то новое.

В США образование более структурированное и тебя сразу готовят к индустрии — быть частью команды, и общего производства. Скажем так, что в Англии меня научили именно креативному процессу, а в Америке научили именно ремеслу и как быть частью большой машины.

Специалист по визуальным эффектам — о том, как устроен Голливуд, спецэффектах и творческом процессе

Последний вопрос — думаю, это интересно всем творческим профессионалам... Как совмещать творчество и сам технический процесс? Что нужно делать, чтобы уметь и творчески мыслить, и технически реализовывать?

Нужно уметь переключаться. В эффектах очень часто творческий поток нарушается техническими проблемами. Но на самом деле, зачастую, технические проблемы нуждаются в креативном подходе, как и креативные — в техническом. Порой сложно из логического мышления перейти в креативный поток. В этом помогает изучение новых практик, например игра на инструменте, готовка или изучение языков. Сам процесс изучения стимулирует аналитическую часть, а самовыражение — творческую. Переключаясь, ты помогаешь самому себе отдохнуть и таким образом, то что ты делаешь не наскучивает, а твой мозг привыкает переключатся.

Помогает вносить разнообразие в досуг и рутины. Например, поехать или пойти на работу не по привычному пути или без навигатора.

Креативность я развиваю в себе через просто выключение «внутреннего критика» и просто что-то делаю ради самовыражения, не важно, хорошая это идея, получается или нет, главное что-то выходит из тебя. Это может быть разные проявления: танец, рисование, мычание в машине.

Отличный совет! Спасибо, поеду помычу по дороге домой.

1515
22 комментария

Катерина, конечно, молодец, но в статье нет ни одного шота или рила. Интервьюер очень поверхностно раскрыл тему — из-за отсутствия опыта в этой сфере, видимо.

Индустрия сейчас в очень плохом состоянии. Денег на ПП выделяется всё меньше, а хотелок всё больше.

Огромная часть работы, особенно над проходными картинами (Мстители, Трансформеры etc.) аутсорсится в Индию, Китай, Тайвань. Некоторые студии давно там себе офисы обустроили (привет MPC Bangalore) либо через посредников местных отдают подрядчикам в азию, а в credits оставляют красивые имена студий из U.S.
В штатах если ты рядовой cg artist / animator, то будешь получать смехотворно низкую ЗП (~40-50k / year gross). Ты можешь рисовать шот для новых звёздных воин, и в то же время последний хрен без соли доедать. У продюсеров / супервайзеров ЗП повыше, но всё равно плохо. Устроиться на фуллтайм крайне сложно, берут в основном контракторов.

Стоимость обучения в этой сфере очень высокая, а зарплаты очень низкие.
Конечно, если ваши родители могут оплатить 4 года обучения в Gnomon и проживание в LA — велкам. Если вы не U.S. citizen то про financial aid можете забыть. Кредит, скорее всего, не дадут. А если и дадут, то с такой ЗП вы его до конца жизни будете выплачивать.

13

Про индустрию полностью согласна. Моя зарплата 27$ в час, вывожу за счет овертаймов, но мне повезло найти фултайм.
Когда я была в Гномоне не было бакалавра и 4х годовой программы. Финансово мне помог scolarship.
Рил сейчас обновляю.

2

Заголовок - кликбейт. Ничего про устройство Голливуда сказано не было, да и откуда у рядового композера может быть глубокое понимание как все устроено

8

"Я поговорил со специалистом по визуальным эффектам ... и попробовал понять, в чем заключается ремесло человека, который превращает незатейливые видеокадры в настоящие визуальные переживания." Подзаголовок точнее характеризует текст статьи.

BTW, все бы авторы формулировали excerpt правильно.

Очень странное и обрезанное интервью, изначально которое вышло на вандерзине. Не упоминается что героиня моталась из Благовещенска в Англию поступать в колледж, потом меняла курс обучения спустя год, спустя два года не закончила и умотала с парнишкой в США. Я как проживший на дальнем востоке основную часть жизни, очень скептически отнёсся, что не рассказали кто у нее родители, за чьи налоги девочка обучалась или сколько леса продали Китаю. Почитайте, очень интересные моменты https://www.wonderzine.com/wonderzine/life/experience/245149-visual-effects

3

Скорее сколько китайских блюд съели и сколько унитазов продали )))

1

А разве голливуд не отдает все на аутсорс в Монреаль (Канада). Один спец из канады рассказывал, что он чуть ли не каждый голливудский блокбастер делает.

1