Зачем нужны бизнес-клубы и есть ли от них польза для простого предпринимателя?

Сегодня предпринимателя окружает огромное количество рекламы, начиная от гуру, обучающих бизнесу, до клубов, объединяющих «миллионеров», которые тратят свои «состояния» на роскошь и круглогодичный отдых за рубежом. Откуда появилась эта мода на сообщества и какой вообще от них толк для владельца компании — в интервью с сооснователем бизнес-клуба Reforma Татьяной Курюковой.

Зачем нужны бизнес-клубы и есть ли от них польза для простого предпринимателя?

— Откуда вообще пошла эта мода на бизнес-клубы?

— Клубы — это в первую очередь про обмен опытом. В учебных заведениях нам рассказывают про инструменты, которые были придуманы, как правило, много лет назад. И, может, раз в год они немного обновляют подходы и добавляют современные методики. А на конференциях многие спикеры, по сути, делают «рабочие» выступления, обкатывают их, а потом колесят по всем площадкам.

Но одно дело послушать, а другое дело иметь возможность живого диалога: как у твоего собеседника работает какая-то очень конкретная штука здесь и сейчас, понять его опыт проб и ошибок. Задать свои вопросы и получить детальный ответ. Проанализировать это, синтезировать, что-то применить. В конечном счете это помогает быстрее расти профессионально и личностно, развивать свой бизнес, улучшать продукты и свою жизнь.

Давай поделюсь простым свежим примером: у меня возникла потребность разобраться с Telegram Ads, мы верим что для нас это важный маркетинг канал и готовы вкладывать бюджеты. Я послушала мастер-класс от основателя агентства (резидента Reforma), который глубоко знает, как это делается руками и поделился свежими кейсами. Это дало мне общее понимание, рабочие свежие «фишки» и подходы. Однако, на этапе, когда я начинаю разбираться с задачей руками, мне важен реальный прикладной опыт в схожих тематиках. С какими офферами, кто конкретно и как ведет, какая там воронка, какая стоимость привлечения подписчика/клиента, что сработало, а что с треском провалилось и т. д.

Я не могу прийти к малознакомому человеку, даже если я знаю, что он делает нужное, и попросить рассказать изнанку своих проектов. Точнее прийти могу, но рассчитывать на то, что он даст мне много «мяса» не приходится. А в клубе есть доверие. В клубе мы выстраиваем взаимоотношения, наблюдаем друг за другом какой-то период времени, культивируем взаимную помощь и откровенность. Поэтому резиденты открыто делятся своим опытом, цифрами, ошибками, ведь знают — все сказанные детали конфиденциальны и останутся только между собеседниками.
Знание таких деталей — это инсайты, это сэкономленное время и деньги.

Зачем нужны бизнес-клубы и есть ли от них польза для простого предпринимателя?

И всем понятно, что не стоит ходить и говорить, какой у конкретного резидента бизнес-процесс и сколько у него стоит закупка рекламы. Но при этом, если я пойму, что кому-то из других резидентов это будет полезно и у него есть аналогичный запрос, я скажу, что вот у Светы и Ивана это классно построено и порекомендую пойти к ним пообщаться. И, таким образом, создаются социальные транзакции конкретной пользы.

И так с любым запросом.
От небольших прикладных (как пример выше) , до глубоких и серьезных, таких как проживание кассовых разрывов, ощущение острого дефицита новых идей, отсутствие энергии и сил.
В первом случае ты получаешь в течении буквально нескольких часов сразу 3-5 откликов от людей, готовых поделиться опытом и помочь в твоем вопросе.
Во втором случае ты получаешь, в первую очередь, бесценную человеческую поддержку. От тех, кто сталкивался с похожими сложностями, тоже тяжело их преодолевал, ошибался, находил свой рецепт. Это про решение большой и важной проблемы предпринимательского одиночества, это помощь от близких по уровню и духу, это заряд энергией и снижение стресса.

— Но ведь подобные клубы это ведь тоже бизнес? Или это благотворительность?

— Мы верим в концепцию инь-янь социальной пользы (ценности продукта) и коммерческой выгоды (показателей бизнеса) . Для нас клуб это определенно бизнес, но только потому, что без денег не сделать достойный сильный продукт, а показатели LT, LTV — это лучшее мерило ценности и понимание, насколько качественно твой продукт решает задачи аудитории. Это позволяет расти, тестировать новые гипотезы, расширять сервис для резидентов и улучшать наш продукт, создавать больше ценности, опираясь на потребности и обратную связь.

Кроме того, для меня очень важно, что мы через свою работу можем положительно влиять на предпринимательство в стране, на создание новых рабочих мест и развитие человекоцентричного подхода в управлении, на создание большей ценности для клиентов. Это мой способ созидательного влияния на мир. И именно такой подход и отношение к своему делу лежит в основе философии всего бизнес-клуба Reforma. К нам приходят люди, кому важно делать бизнес со смыслом, полезный и ценный для общества вокруг.

— Звучит как какие-то сказки для детей и наивных людей. Мол, вы несите нам деньги, а мы тут мир менять будем к лучшему.

— Знаешь, каждый сам определяет, зачем ему нужен бизнес. Мы, создавая клуб, чётко понимали, как видим силу окружения и кого мы хотим видеть в сообществе. Тех, кто воспринимает бизнес как способ самореализации и возможность созидательно влиять на мир. Для кого предпринимательство — про личностное, профессиональное и лидерское развитие.

У нас была встреча, мозговой штурм, где сами резиденты описывали своими словами, что им нравится в клубе. Там звучали такие вещи, как честность, искренность, без пафоса, без розовых соплей, с готовностью говорить о недостатках и ошибках, без купюр и цензуры. Ещё очень много звучало слово «доверие». Многие также приходят, потому что у них регулярно появляются новые вызовы, новые задачи с которыми они ранее не сталкивались. Они хотят что-то создавать, куда-то развиваться, куда-то расти, что-то новое делать. То есть ты не в среде застрявших на одном уровне предпринимателей, типа: «Окей, обсуждаем как всё свалить на сотрудников, уехать на Бали, пить смузи». У нас таких нет. Если кому-то не откликается наша философия, ценности — мы не будем рекомендовать ему к нам присоединяться и не будем брать его денег.

Ведь именно такое близкое по ценностям окружение — уже дорого стоит. Однако, помимо этого у нас много продуктовых решений.

<i>Резиденты клуба Reforma в гостях у Сергея Иванова, исполнительного директора<span>, члена совета директоров и совладельца «Эфко» – крупнейшего производителя продуктов питания в России </span>(оборот за 2022 г. 277 млрд руб.).</i>
Резиденты клуба Reforma в гостях у Сергея Иванова, исполнительного директора, члена совета директоров и совладельца «Эфко» – крупнейшего производителя продуктов питания в России (оборот за 2022 г. 277 млрд руб.).

— То есть это не просто кучка чатов, где общаются предприниматели?

— Чаты, конечно, у нас тоже есть, но главный инструмент нашего клуба — платформа. Мы разрабатываем собственный сервис, который помогает сделать пользовательский путь резидента комфортнее и извлечь максимальную пользу из сообщества. По сути мы создали внутреннюю социальную сеть с профилями и фильтрами для поиска участников клуба и событий. Каждый резидент заполняет данные о себе, чем может быть полезен и какую помощь ищет. Таким образом, можно всегда найти нужного человека на платформе или обратиться к своему менеджеру, который поможет и сделает подборку релевантных контактов под твой запрос. Ты можешь обратиться к любому резиденту и он поделится своей экспертизой.

Ежемесячно мы проводим более 15 событий очно и онлайн, и всегда подстраиваемся под запросы резидентов. В клуб приходят спикеры, известные предприниматели, которые разделяют нашу философию и готовы быть также открытыми, честными, помогать развитию предпринимательства. Очень здорово, например, когда владелец крупнейшей сети клиник запросто дает свой контакт и готов помочь тебе в решении запросов твоего медучреждения не за деньги, а для того, чтобы крутых клиник в России стало больше. Это невероятно сильно и вселяет веру в будущее!

В летние месяцы у нас было много запросов резидентов на совместный полезный досуг и неформальное сближающее общение. Мы запланировали больше 10 таких мероприятий. Например, винные дегустации, бизнес-игры, BBQ-вечеринка в Серебряном бору.

А еще — есть записи всех событий за всю историю клуба, там уже больше 200 видео. Записи ивентов появляются на платформе на следующий день. Это прям огромная библиотека предпринимателя от лидеров рынка. Разные фишки, лайфхаки, стратегии, ошибки и бесценный опыт гостей клуба и его резидентов.

И это только верхушка айсберга!

— Кажется, что часто основатели бизнес клубов — это ребята без особого предпринимательского опыта. Вы такие же?

— Основателей у нашего клуба двое — это технологический предприниматель Максим Спиридонов и я. Максим основал более десяти компаний, часть из которых успешно продал. Самая громкая сделка — это образовательный холдинг «Нетология-групп» c оборотом более 2 млрд рублей в 2020 году, приобретённая владельцем «Северстали» Алексеем Мордашовым. Можно об этом почитать в Коммерсанте.

<i>Сооснователь бизнес-клуба Reforma, экосистемы Wonder Family, проектов Нетология и Фоксфорд Максим Спиридонов</i>
Сооснователь бизнес-клуба Reforma, экосистемы Wonder Family, проектов Нетология и Фоксфорд Максим Спиридонов

Мой опыт скромнее — до знакомства с Максимом я работала в бизнес-школе, развивала ее без инвестиций, кратно умножив показатели, с командой разработки создала собственную LMS платформу и более десятка образовательных продуктов. В 2019 году я пришла в «Нетологию-групп», помогала Максиму на уровне холдинга воплощать стратегию «Нетология-групп — образовательный партнер человека на протяжении всей его жизни», создала пару R&D проектов и акселератор, 9 выпускников которого входят в рейтинг крупнейших EdTech компаний. Спустя год мы создали образовательный проект Digital Dolina для it-стартапов и молодых предпринимателей, вышли из холдинга. И вот уже в 2022 Digital Dolina трансформировалась в бизнес-клуб Reforma, в котором на сегодня уже более 300 резидентов.

Поэтому вряд ли нас можно считать неопытными предпринимателями, однако мы каждый день стремимся становиться лучшей версией себя: )

— А чем Reforma отличается от сотен других клубов?

1) Мы «не правильный бизнес-клуб». Мы объединяем предпринимателей, для которых бизнес не просто деньги. В Reforma мы не оцениваем друг друга в первую очередь по деньгам. Я не слышала, чтобы люди представлялись в нашем клубе так: «Привет! Меня зовут Таня, мой оборот компании столько-то, я сделала х2, типа, иди за мной, повторяй». Для нас намного важнее смыслы, ценности, развитие, открытость.

2) Мы считаем себя стартапом и активно развиваем наши технологии и платформу, для того чтобы сделать процесс работы над развитием окружения комфортным, удобным и эффективным.

3) Мы постоянно экспериментируем, ищем новые методические решения для создания и укрепления связей, наращивании социального капитала и появления у наших резидентов близких соратников, старших товарищей.

Кроме того, мы регулярно проводим интервью с резидентами, которые выделяют шесть ключевых отличий Reforma: общение на равных без пафоса, лёгкость в создании новых партнёрств, подтверждённые результаты резидентов, клуб не только про деньги, возможность узнать изнанку бизнеса одноклубников и общая открытость и готовность помогать участников, нацеленность на развитие и рост.

— То есть речь про конкретную пользу?

Не только. Пандемия стала очень сильным катализатором объединения людей. Да и последние 20 лет мы все больше становимся digital. У нас вроде бы много друзей в соцсетях, но от этого мы любимыми, важными и нужными кому-то больше не становимся. Это просто цифры на экране, а вопрос в том, кто к тебе на похороны придёт, кто тебя готов поддержать в сложный день, если с тобой что-то случится, если угодишь в кассовый разрыв, попадёшь в больницу или ещё что-нибудь.

А предприниматель — это еще и одинокая позиция сама по себе. Потому что не все ты можешь рассказать команде. Чем больше твоя компания, тем меньшему количеству людей ты можешь говорить открыто все, что тебя беспокоит.

— Почему?

— Потому что лидер должен вести за собой команду. Команда должна понимать, куда лидер их ведёт и что он понимает, как туда прийти. Да, в целом можно прийти и сказать: «Слушайте, ребят, я не знаю, куда мы идем, не знаю, что делать в этой ситуации, но я разберусь». А вот если ты показываешь, что ты в полном раздрае, дестабилизирован, то ты становишься уязвимым. И компания становится уязвимой. Не потому что сотрудники плохие и они этим воспользуются, а потому что это влияет на моральное состояние коллектива. Не стоит показывать, что ты слаб. Лидер должен быть уверенным, куда он ведёт, зачем и почему он туда ведёт, знать ответы на эти вопросы.

— А ты как лидер чему научилась у более опытного предпринимателя Максима Спиридонова, партнёрство с которым привело к созданию Reforma?

Во-первых, выстраиванию правильной корпоративной культуры, правильному отношению к людям, взаимодействию внутри коллектива. Придя в «Нетологию-групп», я первые месяца два была в состоянии полной эйфории. Мне казалось, что что-то невозможное происходит, и что вот так вот можно. Многие принципы, чтобы были в Нетологии-групп — сегодня в ДНК команды Reforma.

Максим очень аккуратно доносит свои мысли, никогда их не навязывает, делится, как бы он размышлял на месте собеседника. Есть достаточно много речевых конструкций, которые помогают ему очень экологично доносить мысли, но при этом делать так, что ты их ценишь и не пропустишь из зоны своего внимания. Это с одной стороны будто бы лёгкая штука, с другой — очень ювелирная.

Во-вторых, правильному нетворкингу. Зачем, почему, как общаться с людьми, как находить с ними какие-то конструкции партнёрств. И вообще правильно обмениваться опытом.

В-третьих, правильному отношению к делу. Меньше тревожности, в каких-то моментах больше хладнокровия. Правда, тут я ещё не добилась нужного 100% прогресса. Я очень эмоциональный человек, это мне часто мешает.

— Что вызывало тебя на эмоции, когда ты только начинала свой путь в бизнесе?

— Меня просто бомбило от инфобизнесменов, которые обещали миллионы миллиардов и что всё так легко, мол, раз — и ты в дамках. Хотелось сделать экологичный проект, который поможет предпринимателям. То есть я сама находилась в состоянии сильной потребности того самого бизнеса со смыслом, нормального, человеческого, с вменяемыми отношениями между людьми, с вниманием к клиенту и его реальным потребностям.

Так и появилась «Digital Dolina». Мы делали очень классные и доступные образовательные продукты для IT-предпринимателей, наши курсы прошло более 50 000 человек, были тысячи хвалебных отзывов. Но самая большая проблема была, что я не понимала и не могла оценить, какой результат получают наши студенты. Не чувствовала достаточной энергии, отдачи. Вроде бы все здорово по отзывам, но я не понимала и не видела, как это влияет на жизни людей, какой конкретный результат это дает.

<i>Основатель сети активити-парков Zамания Павел Ковшаров рассказывает секреты эффективности своего бизнеса с оборотом 2 млрд и 2 млн гостей в год.</i>
Основатель сети активити-парков Zамания Павел Ковшаров рассказывает секреты эффективности своего бизнеса с оборотом 2 млрд и 2 млн гостей в год.

В какой-то момент поймала себя на мысли, что те, кто уже делает какой-то бизнес — они не нулевые, базовые правила знают, их ключевые потребности не в знаниях. Что всем предпринимателям, которые действуют здесь и сейчас, в первую очередь нужны конкретные работающие инструменты, нужен обмен опытом, нужны партнёрства, нужны инвестиции, нужны ресурсы. В общем такие вещи очень конкретные. А посмотреть обучающие видео это точно не про закрытие этих главных потребностей. И я поняла, что идти в направлении бизнес-клуба мне самой намного больше откликается. Потому что я сама так учусь — в первую очередь через опыт людей.

— Скажи, а как ты изменилась сама, став предпринимателем и совладельцем бизнеса?

— Прогрессируют бизнес-навыки, мышление, понимание, как выстраивать сильные самоходные команды. При этом точек роста просто тьма! Я вижу множество вещей, которые у меня еще получаются недостаточно хорошо, которые хромают. И если вспомнить Таню не год назад, а подальше, лет 5-10 назад, она была намного более в себе уверена, чем Таня сегодня. Тогда я от незнания думала, что «эгегей, так вот делаем и всех порвем», а теперь от знания процесс сложнее — точнее оцениваешь риски, приоритеты, емкость и целесообразность гипотез. Больше подвергаешь сомнению свои идеи. Однако это дает более точное попадание в цели, прогнозы, ожидания клиентов.

У нас в клубе есть такой сервис — личный совет директоров, когда мы подбираем резидентам 8-10 предпринимателей со схожим уровнем бизнеса и опытом. И мне, как участнику такого совета директоров, он невероятно помогает: когда ты раскрываешься, говоришь о каких-то своих проблемах, несовершенствах и тебя не осуждают, а делятся личным схожим опытом.

И ты понимаешь, что это нормально — быть таким несовершенным, немного кривым, иногда не понимать что делать, иногда паниковать или упираться в тупик. Всё это нормальные проявления, человеческие, и от того, что ты предприниматель — ты не должен стать оловянным солдатом.

Принятие себя — вот что появилось. А в совокупности с поддержкой равных это дает качественный личностный и предпринимательский рост.

— Какие перспективы у вашего бизнес-клуба дальше?

Рассчитываю справиться с задачей и построить самое крупное и самое прогрессивное сообщество с технологическо-методическим продуктом для предпринимателей. Мы продолжаем вести активную исследовательскую работу и глубокое методическое погружение в построение человеческих взаимоотношений, партнерств, коллабораций, которые можно оцифровать и масштабировать.

При этом нам очень важно не потерять душу, не потерять культуру, которая отчасти заложена нами, как основателями, но на самом деле оно уже давным-давно процветает и обрастает глубокими смыслами благодаря резидентам.

<i>Резиденты клуба Reforma практикуют навыки переговоров в управленческих поединках.</i>
Резиденты клуба Reforma практикуют навыки переговоров в управленческих поединках.

Для достижения этих целей должно происходить большое количество полезных транзакций для резидентов. Это партнёрство, обмен пользой, благодаря которой человек может что-то улучшить в бизнесе, сэкономить или заработать деньги. Порой важно увидеть, как делать что-то, что не понимаешь, как сделать. Есть ещё огромная точка роста в том, чтобы помогать инвестировать друг в друга, в какие-то классные проекты, вместе зарабатывать.

Есть понимание, что большинство клубов очень сильно зависимы от территориальной принадлежности. Ещё никто не решил задачу такого технологического сообщества, которое объединяет русскоговорящих предпринимателей разных городов и стран. И мы хотим стать такой платформой. Для этого нужно сильно поднимать ценность онлайн-продукта своего, плюс создавать хабы в регионах и механики, мотивы лидирования этих хабов резидентами.

Из ближайших планов по количеству резидентов – до конца года планируем довести их число до 600.

Если смотреть долгосрочно — было бы здорово объединить 10-15% от общего числа русскоязычных основателей компаний. Условно 300 тысяч человек. Больше вряд ли получится, потому что среди предпринимателей не все наши, не все нам подходят, и мы подходим не всем, это нормально.

Понимаешь, в нашей работе есть ещё история такая просветительская. Мы стараемся рассказывать, почему классно делать бизнес, выстраивая его от клиента, с правильной корпоративной культурой. Почему нужен правильный бизнес-девелопмент выстраивать, а не через жопу, когда все друг за другом с плётками бегают и пуш-менеджментом занимаются. Почему важно иметь миссию и ответ на вопрос «Зачем это все?», а не просто купи-продай-заработай 5 рублей на разнице. Кажется, что мы можем через просветительские какие-то вещи повлиять на то, что большее количество предпринимателей захотят к нам присоединиться. Возможно, сейчас «наши» только тысяч 300, а потом их может стать 500, 800, миллион…

— Сложно сегодня делать бизнес в России?

— С одной стороны, мне кажется, что бизнес сегодня делать намного проще, чем каких-нибудь 10 лет назад или 20. На второй план уходит отношение, что предприниматель — это какой-то челночник, жулик, не очень хороший человек, который там что-то намутил, тут подороже продал. Так ещё многие думают, особенно в регионах, но в процентном соотношении, мне кажется, такое отношение к предпринимательству всё-таки уменьшается. Текущая ситуация, которая пришла после пандемии, не облегчает задачу предпринимателю. Зато сплачивает нас друг с другом. Во всём есть свои плюсы и минусы.

— Сегодняшний предприниматель в России он какой?

Смелый. Сильный. Молодец.

Совсем недавно Татьяна Курюкова завела свой телеграм-канал, подписывайся, чтобы узнать больше о внутренней кухне бизнес-клуба Reforma, развитии стартапа и создании команды мечты.

Вопросы задавал резидент Reforma Сила Головатый, его телеграм-канал.

55
3 комментария

Классный клуб! Дал много полезных знакомств по миру и самое главное, поддержку и большое количество ценности. Всем рекомендую

1
Ответить

Спасибо)

Ответить

Клубы нужны) это и обмен опытом, и общение. Я не всегда могу рассказать или поделиться с близкими своими проблемами в бизнесе. А подруги вообще не поймут. Очень хочу открыть женский бизнес клуб, вот начала с канала в телеграм ❤️

Ответить