Личный опыт
Val Yalouskikh
2367

Как не надо приезжать в Кремниевую долину за инвестициями

Чем отличаются фаундеры стартапов, приезжающих в Долину из СНГ от своих коллег из других стран, включая США? Здесь говорю о фаундерах стартапов ранней стадии развития (early-stage startups), не имеющих предварительного большого опыта жизни в США.

В закладки
Аудио

О сильных сторонах очень коротко, так как они всем известны: много высококлассных инженеров.

Слабые стороны.
1. Непонимание американского менталитета. И часто, как следствие этого, неумение эффективно общаться, даже в случае наличия хорошего английского. Отсутствие умения расположить к себе: улыбка, small talk, искренняя заинтересованность в собеседнике. А ведь это супер важно: если вы не нравитесь как человек, то шансы, что вы сможете заинтересовать ангела инвестора минимальны.

2. Высокомерие и слишком высокое мнение о себе. Это очень странный момент и поначалу я думал, что мне просто "везет" на таких фаундеров. К сожалению, это не единичные случаи. Одна история особенно запомнилась. Я организовал встречу фаундера с ангелом инвестором. Все шло более-менее хорошо до момента, когда инвестор по окончанию презентации попросил еще раз объяснить в чем же заключается unfair advantage стартапа над конкурентами. В ответ фаундер ответил, что раз инвестор не понял этого с первого раза, то такой инвестор его стартапу не подходит, т.к. они ищут только smart money. По английски это прозвучало очень грубо. Мы с ангелом были в легком шоке и встреча на этом закончилась.

Когда потом я попытался объяснить фаундеру, что все-таки гораздо лучше быть nice, чем rude, он мне ответил, что ползать на коленях и объяснять по сто раз очевидные вещи тупым инвесторам, он не собирается.

3. Ожидание халявы и манны небесной. Особенно относится к фаундерам, которые выигрывали различные конкурсы и получали гранты в рамках европейских программ развития стартапов. Приезжая в Долину, они вдруг видят, что информация об этих грантах и призах, как и статьи об их успехах в медиа, никакого существенного влияния на инвесторов не оказывают - не впечатляют. Некоторые фаундеры вообще с удивлением узнают, что в Долине акселераторы вкладывают собственные, а не грантовые/халявные деньги и взамен получают определенный процент в капитале компании.

4. Немалое количество фаундеров, приезжает в Долину неподготовленными, надеясь во всем разобраться на месте. Если фаундеры приезжают всерьез и надолго, то такая позиция может сработать. Если наскоком - на несколько недель, то чаще всего они остаются очень разочарованными.

Я недавно разговаривал с командой стартапа - ребята приехали сюда на три недели. Они жаловались, что у них не получилось пообщаться с большим количеством инвесторов и время фактически было потрачено впустую. Большинство ивентов, которые они посещали, оказались почти бесполезными.

Я их спросил сколько времени они потратили на домашнюю работу:
- сколько сотен emails разослали предварительно?
- какой был отклик, сколько из этих сотен писем было отвечено и кто проявил интерес?
- какое количество встреч они назначили в Долине, еще находясь дома?
- сколько предварительных перговоров они провели по Skype?

В ответ они посмотрели на меня удивленными глазами и сказали, что кроме просмотра мероприятий на meetup and eventbrite, а также разговоров со своими знакомыми программистами, работающими в Долине, они ничего не делали.

Яркий пример знаменитого подхода на "Авось." Ребята, вы тратите несколько тыс. долларов и недель своего времени на саму поездку, но у вас не нашлось времени на кропотливую подготовку свооей программы. Какой же результат можно ожидать? Только один, тот самый: приехали с деньгами, уехали с опытом.

5. Незнание основ инвестирования. Не все фаундеры знают, что в абсолютном большинстве случаев, ангелы инвесторы инвестируют только в стартапы, находящиеся локально в Долине/ведущие здесь свою деятельность и зарегистрированные в форме Delaware C-corporation. Многие не имеют понятия, что такое SAFE, convertible note и term sheet и чем они отличаются друг от друга.

В заключение: едете в Долину - готовьте свою поездку тщательно. Если нужна помощь - обращайтесь. Всем удачи, а удача приходит к подготовленным!

Материал опубликован пользователем.
Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Val Yalouskikh", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 33, "likes": 35, "favorites": 81, "is_advertisement": false, "subsite_label": "life", "id": 79658, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Sun, 18 Aug 2019 05:17:31 +0300", "is_special": false }
0
{ "id": 79658, "author_id": 55660, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/79658\/get","add":"\/comments\/79658\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/79658"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199123, "last_count_and_date": null }
33 комментария
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
29

А мог и втащить ангелу, который недопонял за его стартап...

Ответить
14

"ты че епт, тупишь епт" ))

Ответить
6

"если тебе идея моего стартапа с первого раза не понятна, так ты выйди со мной раз на раз"

Ответить
1

— Дорогие дети! Всем известна доброта Ленина. Я вам расскажу такой случай. Однажды Ленин брился у шалаша в Разливе, а мимо шел маленький мальчик. Ленин бритвочку точит, а сам на мальчика поглядывает. Вот Ленин побрился, кисточку вымыл, опять бритвочку точит, на мальчика поглядывает. Потом бритвочку вытер и положил в футлярчик. А ведь мог бы и полоснуть!

Ответить
0

Так сказать "поломать пару крыльев" этому ангелу.

Ответить
4

«Когда потом я попытался объяснить фаундеру, что все-таки гораздо лучше быть nice, чем rude, он мне ответил, что ползать на коленях и объяснять по сто раз очевидные вещи тупым инвесторам, он не собирается».

Позиция имеет право на существование — правда, обычно в таких случаях люди отказываются от поиска инвестиций в принципе.

«В ответ они посмотрели на меня удивленными глазами и сказали, что кроме просмотра мероприятий на meetup and eventbrite, а также разговоров со своими знакомыми программистами, работающими в Долине, они ничего не делали».

Кстати, ездил в Долину в 14-м году в первый раз и смотрел на всё широкими глазами («Мекка» как-никак), ходил на митапы и удивлялся тому, какие все умные.
Потом случилось приехать на пару месяцев год назад и увидел всё совсем по-другому — столько буллшита я ещё не видел. Вообще не понимаю теперь смысла всех «питичинго-нетворкингов», кроме встреч посвящённых конкретным профессиональным тематикам (в моём случае, например, travel tech meetup).

Ответить
1

Примеры буллшита можно?

Ответить
1

Почти любой стартап-питч. И нетворкинг ради нетворкинга.

Ответить
0

Стоящих идей мало. Спрос на идеи большой. Поэтому открываешься условный Product Hunt и просто с выражением "Что за херь, как это вообще может работать", читаешь идеи стартапов и их реализации.

Ответить
1

Идей много. Команд, которые могут претворить эти идеи в жизнь, мало. Большинство ангелов и акселераторов финансирует не в идеи, а в фаундеров. Самые лучшие идеи в начале их претворения в жизнь, кажутся бредовыми. И это очень классно для фаундеров, т.к. это означает минимальную конкуренцию.

Ответить
1

Прям цитата из учебника про стартапы 10-летней давности. :D

Ответить
0

Можете послушать свежие лекции Y Combinator или почитать опытных ангелов, имеющих в активе по несколько юникорнов. Большинство из них говорит одно и тоже: главное фаундеры. Одна из главных причин гибели стартапов в том, что фаундеры перестают бороться. И жизнь фаундеров - это не смузи и выступления на ивентах в лучах софитов, а тяжелый труд с постоянными стрессами.

Ответить
0

Я слушал полный цикл лекций от YC в Стэнфорде, спасибо.
Я не спорю с тем, что Вы пишете — просто это мантра, которой столько же лет, сколько венчурной индустрии. Это не значит, что это неправда, разумеется — просто эта истина стала избитой.

Ответить
0

Так после лекций в Stanford прошло еще две стартап школы и третья идет сейчас.

А вот насчет избитой истины не соглашусь: немало фаундеров слышат эти истины в первый раз :)

Ответить
0

Мы говорим об элементарном неумении вести переговоры и о неуважении к собеседнику. И согласен, с такой позицией не надо ходить к инвесторам.

Ивентов очень много, и они все разные по направлениям и по качеству :) Если фаундеры ищут инвестиции, то имеет смысл ходить только на те, где точно присутствуют инвесторы и есть шанс с ними переговорить/сделать elevator pitch - т.е. заинтересовать своим проектом. Это особенно ценно для тех стартаперов у кого нет связей в Долине и возможности получить warm intro.

Ответить
0

1-й абзац: Я не спорил.
2-й абзац: «Ивентов очень много, и они все разные по направлениям и по качеству» — Я примерно об этом говорил. Дадите примеры качественных мероприятий, на Ваш взгляд?

Ответить
0

1. Так я же с Вами согласился :)
2. Startup Grind, Disrupt SF (TechCrunch), SVOD, ивенты, которые проводят сами VC фонды. Специализированные ивенты с pitch competition (Plug and Play, F50) etc.

Ответить
2

"Если нужна помощь - обращайтесь"
А вы ее оказываете только для стартапов в Долине?

Ответить
0

Напишите мне в Facebook какой у Вас вопрос. Если я чем-то смогу помочь, то помогу.

Ответить
–1

Непонятно зачем ехать в долину, когда на местном рынке полно людей и мест где можно получить реальные инвестиции. Другое дело, что часто проекты с которыми приходят соискатели инвестиций, часто по большому счету непонятные, а в непонятные проекты денег не дадут ни там - ни здесь.

Ответить
3

Олег, можно узнать хотя бы пару таких людей и мест у нас?)

Ответить
0

В Москве несколько десятков тысяч человек имеют свободный капитал, который на запад инвестировать в сегодняшних условиях не очень практично, проще управлять им прямо на месте. Понятно, что они не бегают по Москве с объявлениями кому бы дать денег, к ним кому сильно надо - приходят сами.
Суммами от 1 до 3 миллионов долларов накоплений оперируют почти все менеджеры среднего звена, которым от 40 лет. Те, у кого накоплений больше 5 миллионов пользуются услугами профессиональных управляющих, и до этих людей уже не достучаться, а вот те кто поменьше, инвестируют сами, профильных управляющих у них нет.
Обычно менеджер накопивший капитал 80% вкладывает в акции, а вот 10-20% идёт на рисковые проекты, то есть если они сгорят не сильно большие потери, но шанс был:) Это обычная общемировая инвестиционная практика.

Если есть проекты в сфере образования, то по этой теме можно обращаться ко мне http://olegkhan.ru/application_for_investment
По другим темам и направлениям всегда можно найти людей или знакомых, кто знает таких людей. Надо просто хорошо поискать, они точно есть и их только в Москве тысячи.

Ответить
1

В Москве много потенциальных и просто инвесторов не спорю, но немного углубившись в вопрос я понял что людей реально готовых рискнуть вложившись в стартап на ранней стадии можно пересчитать по пальцам одной руки)

Ответить
1

У моего партнёра школа по инвестициям, ЦА как раз те самые топ-менеджеры, только за прошлый год её прошло полторы тысячи человек, то есть это и есть те самые люди про которых я писал и которые ищут применение своим накоплениям. Если вы их не находите, то наверно или не активно ищете или возможно проблема в продукте.

Ответить
0

Нет, просто mvp ещё не готово у нас, в процессе, а тупо с идеей идти смысла нет я думаю)

Ответить
0

Жалко что вас только образование интересует)) у нас доставка и логистика

Ответить
0

Я понимаю в образовании, к тому же я нахожусь прямо в здании университета "Синергия", которая на сегодня самая крупная частная образовательная компании в РФ и эта компания растет быстрее всех, то есть я прямо внутри образования и имею в этом хорошую экспертизу, так же специалисты вокруг меня в этой нише очень компетентны. А в логистике я ничего не понимаю, потому по логистике я вам не смогу ничем помочь. Вот образовательным стартапам я могу существенно помочь и экспертизой, и деньгами, и связями на рынке, потому логично мне заниматься именно своей нишей. Это я пояснил почему я не иду в другие темы, хотя они могут быть и более выгодны в перспективе, но они не мои.

Ответить
0

Ок, понятно

Ответить
0

Посмотрел ваш сайт. То, что я в нем увидел:
1. Человек из 90х, пытается делать бизнес на стартапа
2. Информации о уже проинвестированных проектах нет.
3. Информации о вашем бизнесе нет.
4. Много слов, что вас- кидали, сажали, стреляли....
И вы реально думаете, что "адекватные" люди пойдут к вам за деньгами??
Лично я таких "инвесторов" за квартал обхожу!!

Ответить
0

1. Сергей, всем кому за 50, абсолютно все из 70-80-90-х. Просто некоторые имеют акционеров и зависимость от своих акционеров, и они обязаны выглядеть очень благопристойно. Но это внешне. Попробуйте взять деньги у благопристойной Альфы и не отдать, и вы вплотную познакомитесь с ихним ЧОП. А после знакомства с ихнем ЧОП пол Москвы потеряли свои бизнесы и свою коммерческую недвижимость на которую они работали десятилетиями. Но при этом внешне это очень благопристойная компания и хороший банк.
2. А почему она должна быть в открытом доступе? Я не фонд мне не перед кем отчитываться. у меня нет акционеров от которых я завишу. То есть такая публикация лишена смысла и противоречит разумности.
3. Ну те кто умеет пользоваться юридическими базами, в том числе и данными по офшорам (они сейчас открыты) всегда могут найти, те кто не умеют, ну так с теми и разговаривать не о чем, им денег давать нельзя, они ничего не умеют и на не умении растранжирят и чужие деньги.
4. И что, а назовите мне хоть одного из как вы сказали 90-х кто это не проходил? Дайте фамилию!? Все у кого что-то есть, все это прошли. Если ваши обвинения строятся аргументе "человека из 90" (пункт 1), так абсолютно все инвесторы из того периода, других инвесторов просто нет на рынке и не будет в ближайшие 10-15 лет. Получается, что по вашей аргументации, вы обходите всех людей кто сумел сделать реальный бизнес. Ваше право - на ваше мнение.
Но я уверен, что вы уже подавали кучу заявок людям из 90, просто вы так их не позиционируете, а они как раз из 90, других физически просто нет.

Что касается фразы "я пытаюсь" - ну наверно я пытаюсь, а разве те кто так же даёт инвестиции стартапам не пытаются? Они что как то по другому делают бизнес, сразу раздаривают деньги!? Или всё таки пытаются довести проект до результата!?

Ну и если вы обходите тех кому за 50, то это только ваша проблема, гордитесь собой. Просто у тех кому за 20 или за 30 денег пока нет, а будут они у них лет через 20. Вам осталось подождать всего лишь 20 лет.

Ответить
0

Авось - это фирменное. Причем во всех сферах

Ответить
0

Едете

Ответить
0

Ну все, теперь точно котлету килограмм на 5 привезу.

Ответить
{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "Article Branding", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cfovx", "p2": "glug" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Баннер в ленте на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "disable": true, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } } ] { "page_type": "default" }