3 дня в летнем лагере для продактов: зачем спецы из топовых компаний собираются на ProductCamp

Всем привет! Я — Дмитрий Важенин, коммерческий директор Creonit / digital production. Занимаемся разработкой цифровых сервисов. В августе была моя третья поездка на ProductCamp. Я, продакты из Ozon, Procter & Gamble, Яндекс Практикум, СДЭК, Level Kitchen, Cloud.ru, Яндекс 360, Уралсиб и организаторы кэмпа рассказали, стоит ли туда ехать и зачем.

3 дня в летнем лагере для продактов: зачем спецы из топовых компаний собираются на ProductCamp

В августе была моя третья поездка на ProductCamp, я приехал с коллегами — генеральным директором Creonit Антоном Макаровым и руководителем проектного офиса Ирой Санаровой. Как и в прошлые разы, я вернулся с инсайтами и десятком полезных знакомств. Кэмп — особое место, где царит атмосфера открытости и непринуждённости. Любой джун может общаться с CPO на равных, никто не будет смотреть на него свысока или предлагать забукать время в календаре через год, если он хочет задать вопросы.

Вот мы с коллегами, слева направо: Антон Макаров, я (Дима Важенин), Ирина Санарова
Вот мы с коллегами, слева направо: Антон Макаров, я (Дима Важенин), Ирина Санарова

Что такое ProductCamp

ProductСamp — это конференция, которую проводит одно из первых в России сообществ по продуктовому менеджменту. На кэмпе собираются продакты из ведущих российских компаний, разбирают профессиональные вопросы, решают кейсы и рассказывают о проектах. Конференция объединяет продактов топовых компаний со всей России: OZON, «Авито», «Тинькофф», VK и так далее. Чаще всего это супер-опытные специалисты, известные в комьюнити и индустрии. Но если вы ещё не доросли до CPO в «Яндексе», ничего страшного — здесь рады всем, кто интересуется созданием и развитием продуктов.

Комьюнити живёт и развивается уже больше 12 лет. Участие в кэмпе бесплатное, участники оплачивают только свою дорогу, жильё и еду. При этом каждый из них вносит свой вклад в организацию конференции: одни волонтёрят, другие выступают с докладами, кто-то спонсирует мероприятие. Например, я вместе с Антоном были волонтёрами команды подготовки спикеров. Кстати, в 2021 году Антон выступал на конференции в рубрике ProductCamp Extended, можете посмотреть по ссылке. Ира Санарова участвовала в модерировании площадки, когда там шли выступления. Каждый кэмп готовит команда из 5-6 организаторов и 300-400 волонтеров.

3 дня в летнем лагере для продактов: зачем спецы из топовых компаний собираются на ProductCamp
Ирина Санарова
Руководитель проектного офиса Creonit

«Я выполняла роль модератора — помогала докладчику с его выступлением. Нам нужно было заранее договориться о тайминге и сигналах: «осталось 10 минут», «осталось 5 минут», «время вышло», «переходим к вопросам».

По правилам нельзя ни в коем случае задерживать начало нового доклада. Если предыдущий спикер затягивает, то нужно оперативно и вежливо прерывать его и далее передавать слово следующему человеку.

Ещё я контролировала вопросы из трансляции и финалила выступление. В целом, интересный опыт. Ещё раз убеждаюсь, что только наличие чёткого плана приводит к нужному результату».

Екатерина Проскура
Продакт-менеджер Procter & Gamble

«Плюс кэмпа в том, что ты с помощью волонтёрства можешь прокачаться в интересующей тебя сфере. Например, хочешь изучить маркетинг — вступай в команду маркетинга, тебя там всему научат, всё покажут, и ты пощупаешь, что это такое. Среди волонтёров очень много команд, отвечающих за разные активности: фотоотчёт, дизайн, mental health, нетворкинг, организация костра, общение с инфопартнёрами и спонсорами. Каждый сможет найти себе занятие по душе. В этом году я помогала докладчикам готовить выступления, взяла себе четырёх спикеров, чтобы познакомиться с ними заранее и затем уже знакомиться со всеми участниками кэмпа».

Конференцию проводят за городом, чтобы у участников была возможность отдохнуть и развеяться. Этим летом ProductCamp проходил в парк-отеле «Софрино» в Подмосковье.

Проблемы с организаций

Когда я собирал обратную связь, несколько человек говорили о недостатке номеров для заселения. Август в подмосковных отелях — жаркая пора, нужно бронировать всё за полгода. Кому-то всё-таки пришлось арендовать жильё в окрестностях, я и мои коллеги — не исключение. Учитывая, что мы летели из Калининграда, и нам нужно было задержаться в Москве, продумывать логистику было отдельным удовольствием. Спойлер: в итоге из-за задержки рейса всё пошло не по плану, но это уже другая история.

Организаторов тоже можно понять. Во-первых, их всего 6 человек. Да, им помогают волонтёры, но ими тоже нужно руководить, а их примерно 400 человек.

Во-вторых, найти площадку под конференцию очень сложно. Нельзя просто арендовать зал поближе к центру Москвы — конференция обязательно должна быть на открытом воздухе, чтобы сохранять атмосферу Burning Man.

Команда организаторов хочет найти партнера для следующих мероприятий, который помог бы организовать бронирование площадки целиком под кэмп — тогда это будет реально очень круто со всех сторон.

3 дня в летнем лагере для продактов: зачем спецы из топовых компаний собираются на ProductCamp
организатор ProductCamp

«Есть свои критерии и требования для площадки, например, вместимость. Не все отели могут разместить 700+ участников. Нужно много залов, костровище под костер и песни до утра, наличие большого шатра под afterparty и многое-многое другое».

Участникам, прошедшим скоринг, называли площадку заранее. К каждому приходил волонтёр в телеграм, рассказывал место проведения и помогал забронировать номер в отеле. На широкую публику место конференции озвучили значительно позже. Словом, если вы едете из другого города, будьте готовы к возможным проблемам с логистикой.

Я уже упоминал, что организаторов всего 6, а волонтёров — сотни. Как управлять таким большим количеством людей и как улучшать процессы взаимодействия с ними, спросил у Рината Тютина, одного из организаторов кэмпа.

Ринат Тютин
Marketing Lead в ProductCamp, Product Owner в ProductLand

«Действительно, у нас есть немалые вызовы в организации, работающей с таким большим количеством волонтёров. Но благодаря слаженной работе нашей команды организаторов и продуктовому подходу, у нас получается эффективно решать задачи между всеми участниками.

Чтобы улучшить взаимодействие с волонтёрами, мы постоянно совершенствуем наши методы. Введение структуры и организационные задачи в Notion действительно помогло нам сделать нашу работу более организованной. В этот кэмп у нас были "дирижеры" подразделений, которые координировали деятельность в своих областях (площадка, программа, маркетинг, дизайн, счастье/феерия, организация процессов), что позволило более эффективно управлять процессами внутри команд.

Что касается основных направлений, то у нас есть система регулярных встреч и обратной связи. Мы продолжаем поддерживать открытый диалог, обсуждая все идеи и предложения, чтобы каждый старший своей команды мог выразить мнения и внести свой вклад в развитие ProductCamp».


Зачем сюда едут

Продакт-менеджер в Level Kitchen

«В этот раз я приехал, чтобы просто отдохнуть, перезагрузиться. Меня вдохновляют люди, которые стремятся к новым вершинам и при этом помогают добиться большего другим».


Елена Ермакова
Продакт-менеджер в «Уралсиб»

«ProductCamp отличается неформальной, дружеской и заряжающей атмосферой. На конференции огромный выбор активностей: продуктовые квизы, доклады спикеров и воркшопы, на которых ты с незнакомым коллегой по сфере обмениваешься информацией о своих продуктах, и вы подсвечиваете друг другу плюсы и минусы. В перерывах между докладами — интерактивы в шатрах партнёров, где можно поиграть в аэрохоккей с CPO какой-нибудь компании».


Дмитрий Антонов
Руководитель продукта в «СДЭК»

«Это мой третий подряд ProductCamp. Моя главная цель — расширять свой нетворк, общаться с новыми людьми и узнавать что-то новое. На кэмпах царит ламповая атмосфера доброжелательности и взаимопомощи. Тут всегда можно найти человека, который поможет с твоим запросом. Я заряжаюсь здесь энергией на грядущие 6 месяцев — до следующей конференции».


3 дня в летнем лагере для продактов: зачем спецы из топовых компаний собираются на ProductCamp
Ирина Санарова
Руководитель проектного офиса в Creonit

«Это была моя первая поездка на ProductCamp. До этого я ещё ни разу не была, но очень хотела. В этот раз поехала, потому что мне хотелось получить новые знания и посмотреть, какая обстановка среди команд, которые занимаются продуктовой разработкой. Ну и главный смысл любой конференции — знакомства с новыми людьми, трансляция личного бренда и бренда компании».


Стас Джу
Продакт-менеджер в «Яндекс 360», автор канала Product_ninja

«Это мой первый кэмп в качестве участника. Весной участвовал как волонтер, но не получилось присутствовать оффлайн. Приехал за нетворкингом и знаниями. Хотел познакомиться с новыми людьми из моей профессии. Мне понравилась тусовка, комьюнити, классный нетворкинг — все готовы общаться, столько позитивной энергетики. Кэмп заряжает. Отдельное спасибо за вечерний костер и музыку».


Ринат Тютин
Marketing Lead в ProductCamp, Product Owner в ProductLand

«ProductCamp — самое большое комьюнити в России и СНГ. Это огромная сила, которая невероятно заряжает. Именно поэтому люди стремятся стать частью чего-то большего, стать частью кэмпа, почувствовать себя сопричастным. Обычно мероприятия проводятся раз в полгода, и за это время бывает, что люди устают на своей работе, приезжая на кэмп, они отдыхают, набираются сил, заряжаются атмосферой и общением с людьми, чтобы потом прийти и покорять новые вершины в своих продуктах. ProductCamp — это люди!».


Что особенного в конференции

1. Формат

Здесь нет возможности «просто прийти послушать», отсидеться и уйти. Свой вклад должен внести каждый участник: выступить в качестве волонтёра, спонсора или подготовить доклад. Организация происходит общими силами. Так ты сильнее чувствуешь сопричастность — это повышает ценность мероприятия. Так как комьюнити организовывает всё для себя самостоятельно, здесь нет атрибутов большинства конференций — брендированных ручек и душных приветственных речей.

Продакт-менеджер в Level Kitchen

«Здесь каждый чувствует свою сопричастность к событию — большинство участников также являются волонтерами. ProductCamp делается и развивается благодаря общей сплочённости».

3 дня в летнем лагере для продактов: зачем спецы из топовых компаний собираются на ProductCamp

2. Доклады

Сетка докладов тоже формируется участниками. Возможность подать тему есть у каждого, но выступить могут только те, за чей доклад проголосовало больше всего людей.

На мой взгляд, в докладах чуть больше инсайдов, чем на обычных публичных мероприятиях. Люди делятся реальными цифрами, показывают настоящие метрики, что большая редкость. Почему так? Возможно, из-за самоорганизации и причастности людей к событию. Когда ты делаешь общее дело, то привносишь в него немного больше. К тому же, кэмп — как летний лагерь для взрослых, поэтому часто доклады более неформальные и расслабленные, чем на других подобных мероприятиях.

3 дня в летнем лагере для продактов: зачем спецы из топовых компаний собираются на ProductCamp

Есть разные форматы. Если ты не попал в основную сетку докладчиков, то можешь выступить в lightning talks — это быстрые презентации по 5 минут в перерывах на обед. Их объединяют с получасовыми стримами по различным темам, связанными с продуктом или лайфстайлом. Можно выступить даже в формате стендапа. Хороший способ показать себя.

Антон Макаров
Генеральный директор Creonit

«Езжу на кэмп уже третий год. Выступал в рубрике ProductCamp Extended. В этот раз ездил пообщаться, узнать новое и послушать доклады. Было особенно много полезного и интересного про ИИ».


Роман Путилов
Продакт-менеджер Cloud.ru

«Ни за какие деньги нельзя купить временной слот или заставить участников что-то смотреть. Чтобы выступить с докладом, за него должны проголосовать. Причём дважды — сначала на отборе, потом ещё во время самого доклада идёт “голосование ногами”. Если ты делаешь что-то неинтересное — тебя не будут слушать. Эта простая механика за короткое время помогла организовать мероприятие, где выступают самые крутые спикеры с самыми крутыми докладами, а спонсоры борются за внимание участников, придумывая, что бы ещё такое интересное предложить, а не тупо пихая свои продукты в нос».


Дарья Волкова
CPO в Яндекс Практикуме, автор канала «Много мыслей в голове»

«На мой взгляд, самые лучшие доклады и спикеры именно на ProductCamp, если сравнивать с другими конференциями. Хотя казалось бы — от конференции, которую помогают организовать сотни волонтёров, не ожидаешь такого размаха. Уровень мероприятия достаточно крутой. Раньше я участвовала только онлайн и до сих пор люблю периодически включать плейлисты каких-нибудь прошедших кэмпов и смотреть доклады. Нашла в них много полезного для себя. Классно выступить с докладом самому, но не менее полезно послушать и чужие доклады, позадавать вопросы, познакомиться со спикерами.

На кэмп стоит ехать с каким-то конкретным запросом. В этот раз я ездила скорее просто посмотреть как всё проходит и у меня не было конкретного запроса. Мне кажется, что интересно перед конференцией подумать: что бы ты хотел от нее получить, поставить себе цели и ехать с ними. В следующий раз, если я поеду, то уже обязательно с конкретными целями».

К слову, моё мнение о выступлениях разделяли не все, у кого я брал обратную связь. Некоторые участники упоминали, что доклады поверхностные и по ощущениям ориентированы на джунов. Также этим летом на кэмпе был «Звонок с долиной» — мероприятие, где карьерные консультанты рассказывали, как строить карьеру в США. Я не раз столкнулся с мнением, что в России хватает крутых компаний, и лучше бы продвигать их. У нас достаточно интересных профессионалов и специалистов, которые могут раскрыть вопрос карьерного развития.

3 дня в летнем лагере для продактов: зачем спецы из топовых компаний собираются на ProductCamp

3. Большие спонсоры

Каждый кэмп привлекает крупных спонсоров, например, этим летом партнёрами стали «МТС», «Уралсиб», Cloud.ru, «Авито» и другие компании. Одно из главных преимуществ спонсорства — продвижение HR-бренда. В партнёры идут компании, которые понимают формат и ценность. На кэмпах особое качество аудитории — каждый участник проходит обязательный отбор.

Есть разные партнёрские пакеты: от базового до генерального партнёра. Можно спонсировать фановые опции: afterparty, preparty, брендировать зону welcome drink, кальянные зоны, шатёр с развлечениями или ночной костёр. Волонтёры также подключаются и, например, на последнем кэмпе организовали танцевальный флешмоб, было зрелищно.

3 дня в летнем лагере для продактов: зачем спецы из топовых компаний собираются на ProductCamp
Елена Ермакова
Продакт-менеджер «Уралсиб»

«”Уралсиб” третий год участвует в ProductCamp. Наша основная цель — продвижение бренда работодателя и формирование актуального образа банка. Это помогает привлекать больше крутых специалистов. Участвуя в мероприятиях для профессионалов, мы транслируем наше ключевое сообщение: “Перспективы — там где мы”».


Роман Путилов
Продакт-менеджер Сloud.ru

«По сути, кэмп — это место, где мы можем показать свой бренд, компанию и себя как сотрудников. Не отшлифованными слоганами, которые прошли 5 кругов согласований, а такими, какие мы есть. Мы гордимся своим брендом, нам нравится работать в компании и мы хотим иметь возможность об этом говорить своими словами — так, как чувствуем».

4. Нетворкинг

Все участники открыты к общению. Атмосфера располагает — очень много зон отдыха, развлекательных мероприятий, кальянных, коктейлей, песен у костра на гитаре. В любой формат легко вписаться. Все люди приезжают с целью найти новые знакомства и пообщаться. Здесь очень просто завести друзей и найти деловые связи.

3 дня в летнем лагере для продактов: зачем спецы из топовых компаний собираются на ProductCamp
Организатор ProductCamp

«Конференции проходят нечасто, и ребята за месяцы ожидания успевают соскучиться друг по другу и ждут этого дня, чтобы наконец обняться и поделиться новостями и идеями. Участникам не хватает такой неформальной истории, где каждый на равных, и от джуна до c-level одно рукопожатие, где ты днём слушаешь доклад спикера, эксперта, а вечером вместе с ним поёшь песни у костра ДДТ и Сплин, разрывая связки и улыбаясь до ушей. Из 700 участников на площадке ~400 человек волонтеры, которые уже заочно знакомы в чатах подготовки к кэмпу и в дни кэмпа вовлечены в исполнение своих задач».


Анастасия Завиша
Руководитель направления развития платных подписок и кабинета бренда в Ozon

«Я второй раз на кэмпе. В первый раз приехала в качестве спикера, в этом году приехала в качестве спикера, амбассадора, ментора и активного участника.

Для меня кэмп отличается от многих продуктовых конференций тем, что он — про людей. Это про чувство, когда ты можешь приехать абсолютно один и никого не знать. Но при этом можешь спуститься в лифте в лобби отеля перед ужином или пройти по коридору и встретить незнакомого, но абсолютно похожего по духу (или противоположного) человека. Зацепиться с ними за какую-то тему, в итоге просидеть и проговорить с ним 2 часа о делах и о жизни. Это очень круто! Несмотря на различия, вы всё равно найдёте какие-то точки соприкосновения. Как правило, в ходе этого разговора ты ещё получишь какие-то крышесносные инсайты. Особенно если человек работает в какой-то другой структуре, в другом продукте, который с тобой никак не связан. И он открывает новый взгляд на твой продукт, новый взгляд на твой клиентский опыт — это очень круто и ценно

Поеду ли я на следующий кэмп? Однозначно — да, да и ещё раз да. Надеюсь, что в следующем году тоже получится выступить с каким-нибудь полезным докладом».

Вместо выводов

Эта поездка не обошлась без неприятных приключений, но, на мой взгляд, оно того стоило. В конце концов, если бы не проблемы с заселением, не осталось бы пунктов, к которым можно придраться. Большинство продактов, с которыми я общался, сказали, что обязательно поедут снова — я с ними!

3 дня в летнем лагере для продактов: зачем спецы из топовых компаний собираются на ProductCamp

Если вы давно хотели влиться в продакт-тусовку, но чаты и паблики вам не помогают, живое общение на ProductCamp — то, что доктор прописал.

Те, кто тоже был на кэмпе, но не попал в эту статью — делитесь впечатлениями в комментариях!

Надеюсь, статья была полезной и помогла погрузиться в атмосферу кэмпа тем, кто ни разу там не был. С вами был Дима Важенин, пишите мне в телеграм, будем качать нетворк и за пределами кэмпа.

На телеграм-канал Creonit тоже можно подписаться — мы там публикуем кейсы, решения, лайфхаки и материалы о ведении проектов в IT.

32
19 комментариев

Не осилил простыню, но в телеграм написал)

3
Ответить

А зря, там куча эмоций) Го с нами на следующий

Ответить

зато фотки посмотреть можно)

Ответить

Спасибо за разбор! Очень интересно

2
Ответить

Спасибо, рад, что было полезно!)

Ответить

"в этом году приехала в качестве спикера, амбассадора, ментора и активного участника." - и швец, и жнец, и на дуде игрец, умничка

Ответить

Да, и не вижу конкретно в данном случае ничего плохого, если коммьюнити предлагает стать ментором для молодых ребят, если за доклад голосуют люди, если можешь принести пользу в том или ином формате. Кэмп открыт для всех, никому не мешают также активно принимать участие или не так активно, или вообще не принимать - выбор каждого)

4
Ответить