5 проблем современных курсов. Каким должно быть обучение, чтобы от него был толк?

Всевозможного обучения, курсов и наставничества стало так много, что глаза разбегаются. Каким должно быть обучение, чтобы получить от него пользу? И как перебороть привычку вечно учиться и начать уже применять знания на практике?

5 проблем современных курсов. Каким должно быть обучение, чтобы от него был толк?

Я много учусь и сам создаю образовательные продукты для экспертов и предпринимателей, которые хотят ярче проявиться, создать личный бренд, получить больше признания и денег. Поэтому мне есть, что сказать, как из роли ученика, так и из роли преподавателя.

Недавно я проходил обучение у Олега Стативкина и буду разбирать, что было ценно в его подходе к обучению. Параллельно я делал свой курс PROЯВИСЬ, который создавал на основе обратной связи от будущих учеников. В результате удалось собрать проблемы (особенно интересна Проблема №5, ее редко осознают), связанные с образованием, и способы их решения.

Проблема 1. «Боюсь, что мне будут продавать»

Оговорюсь, я совсем не против, когда люди пишут статьи и посты, в которых продают обучение, и сам так делаю. Но мне жутко не нравится, когда продукт презентуют как образовательный (особенно, если за него берут деньги), а по факту на 50% он состоит из продажи следующего продукта. Увы, этим грешат очень многие, в том числе известные люди. Фу такими быть.

Из-за этого, кстати, я не беру бесплатные консультации, поскольку опасаюсь нарваться на одно из двух. Или человек настолько неуверен в себе, что не берет за свой труд деньги. Или он будет активно продавать мне свой дорогой продукт. Поэтому мне понравилось, что у Олега Стативкина консультация была платной, и мы действительно обсуждали на ней мои вопросы, а не продажу его продуктов.

Мой отзыв на консультацию
Мой отзыв на консультацию

Как выяснилось из исследований, которые я проводил, «страх, что им будут продавать» преследуют очень многих людей и заставляет их шарахаться от любого обучения, ведь не знаешь, где нарвешься.

Проблема №2. Погоня за эксклюзивом

Обучение — это легкий способ испытать кайф. Узнаешь что-то новое, выделяется дофамин, ловишь классные ощущения, а еще и получаешь плюсики в карму, что не балду пинаешь, а учишься. Проблема ровно в одном. Возникает потребность в охоте за новой информацией. Нужен эксклюзив, чтобы закинуться дофамином.

Вот только основная ценность спрятана вовсе не в исключительном, а в повседневных рутинных процессах, которые доказали свою надежность. Именно общеизвестные знания и проверенные действия дают результат. Если хотите поспорить, просто подумайте о том, хотите ли вы, чтобы врачи лечили вас по протоколу, который доказал свою эффективность, или испытали на вас какое-нибудь новенькое и необычное лекарство?

С обучением все обстоит аналогично. Например, для меня наиболее ценной оказалась информация, которую я уже знал, но забыл применить к своему проекту. Олег задал мне простой вопрос: «Чем мой курс будет отличаться от сотен других курсов о том, как вести блог?» В этот момент я понял, что хотя у меня был ответ, в описании я этот момент упустил.

Но исправил после разговора с Олегом
Но исправил после разговора с Олегом

Хорошее обучение — это не блестки и фишечки, хотя они лучше продаются и снабжают дофамином, а фундаментальные вещи, без которых нет результата.

Проблема №3. «Мы собрали для вас все знания мира»

Еще одна проблема современных курсов — напихать как можно больше всего, чтобы возникло ощущение, что вы приобретаете нечто невероятно ценное. Но на деле вы приобретаете «несварение мозга». Невозможно освоить 100 инструментов. Хорошо, если вы овладеете двумя-тремя.

Я не боюсь того, кто прошел 10 000 курсов. Я боюсь того, кто прошел один курс 10 000 раз

Брюс Ли, разумеется

У Олега есть интенсив «Game-спринт», на котором он разбирает инструменты привлечения трафика.

5 проблем современных курсов. Каким должно быть обучение, чтобы от него был толк?

Всего 5 инструментов посвящены трафику. Вроде бы немного. Но фактически во время спринта я внедрил только два, еще два отложил на потом, а от одного отказался в принципе. Для меня это отличный результат, поскольку, если бы инструментов было 100, я бы не воспользовался ни одним.

Поэтому, когда я делал свой курс, то сфокусировался только на одной задаче — помочь участнику увидеть свою ценность и заявить о себе без стеснения. Я ничего не стал говорить о том, как подбирать темы, исследовать аудиторию, привлекать трафик и выбирать каналы дистрибуции, потому что у людей бы просто взорвалась голова, и они не получили бы никакого результата.

Суть <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fshishov.info%2Fkurs-proyavis&postId=818234" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">курса</a> в одной картинке
Суть курса в одной картинке

Способность отбросить лишнее и сконцентрироваться на основном — это то, чего катастрофически не хватает большинству обучающих продуктов.

Проблема №4. «Все люди взрослые — пусть сами учатся»

По-существу верно, а по факту, если просто выдать всем уроки и сказать: «А дальше вы сами», то хорошо, если из десяти человек двое добредут до финала. И просто чудесно, если из этих двух, хоть один что-то внедрит.

Для меня наиболее ценным оказались не столько инструменты, которые давал Олег, сколько его персональная связь в стиле: «У тебя хороший продукт, ты все делаешь правильно, так держать». Именно поддержка помогала делать больше, чем я бы сделал самостоятельно.

Когда я проводил исследования, то эта идея полностью подтвердилась. Оказалось, что людям важно получать обратную связь, как мою, так и других участников, важно двигаться к своим целям в компании единомышленников, что я, разумеется, учел при создании курса.

5 проблем современных курсов. Каким должно быть обучение, чтобы от него был толк?

Если обучающие продукты не предполагают подобной обратной связи и поддержки, нужно трезво оценивать свои силы — большая вероятность, что вы бросите на середине.

Проблема №5. «Все знаю, но не могу начать применять»

У многих мастеров, экспертов и специалистов постоянно зудит мысль, что они недостаточно хороши, что им надо пройти еще один курс, освоить еще парочку инструментов и вот тогда…

Я знаю психологов, у которых за плечами годы обучения, но нет своей практики. Я знаю экспертов, чьих знаний хватило бы на несколько томов, но у них нет блога (зато они прошли кучу курсов по личному бренду, блогам и т.д.)

В жизни стартапов есть период, который называется «Долиной смерти». Это время, когда стартап тратит инвестиции, но еще не зарабатывает. Если деньги заканчиваются раньше, то стартап умирает.

У специалистов «Долина смерти» выглядит чуть иначе. «Долина смерти» здесь — это время, пока вы учитесь, но не применяете знания на практике.

Если мотивация и силы закончатся раньше, чем вы рискнете попробовать себя в новой роли, то вы бросите эту затею, и все будет зря

Почему так происходит? Потому что вы не идентифицируете себя с новой ролью, не считаете себя психологом или блогером, а значит новым знаниям просто некуда встроиться, и они отторгаются.

Возникает вопрос: «Каким должно быть обучение, чтобы вы перестали только учиться и стали применять знания на практике?» Оно должно удовлетворять 3 критериям.

Первое, что должно сделать такое обучение — это помочь вам сформировать новую идентификацию. То есть, если вы учитесь на психолога (блогера, музыканта), вы должны начать воспринимать себя как психолога (блогера, музыканта). А происходит эта трансформация в восприятии за счет того, что вы обнаруживаете в себе качества, таланты и способности, которые необходимы для новой роли. Тогда вы можете легко себя с ней соотнести и присвоить новые знания.

Собственно, ровно эту идею я заложил в курс. Участникам нужно собрать команду из своих ценностей, талантов, интересов, способностей, которые помогут им принять новую роль и создать блог
Собственно, ровно эту идею я заложил в курс. Участникам нужно собрать команду из своих ценностей, талантов, интересов, способностей, которые помогут им принять новую роль и создать блог

Второе — обучение обязательно должно содержать практику. Важно написать первые тексты, если вы только начинаете вести блог. Или написать тексты еще лучше, если вы уже ведете блог. Но в любом случае, попробовать себя в новой роли, пусть и в безопасных условиях.

Участники Game-спринта выполняют задания и скидывают их в чат
Участники Game-спринта выполняют задания и скидывают их в чат

Третье — получить обратную связь на результаты своих действий, например, те же тексты. Это очень важный момент, потому что обычно, когда делаешь первые шаги, обратная связь от внешнего мира пугает. Люди очень боятся, что их осудят, раскритикуют, обесценят. Важно получить прививку от этого страха и поддержку во время обучения.

Поддерживаю участников одного из своих проектов
Поддерживаю участников одного из своих проектов

Суть

Если суммировать, каким должно быть хорошее обучение, то получится следующее. Оно должно:

  • помогать идентифицировать себя с новой ролью, чтобы новые знания и навыки можно было присвоить;
  • давать возможность отработать навыки на практике и получить первые результаты;
  • давать обратную связь на эти результаты, показывать, что получается хорошо и какие есть точки роста;
  • поддерживать во время процесса обучения и помогать преодолевать препятствия;
  • фокусироваться на фундаментальных вещах, без которых невозможно получить результат;
  • давать посильный объем информации и не распылять попусту внимание.

А какие критерии вы добавили бы к этому списку?

P.S. Если вы давно мечтаете о том, чтобы завести свой блог или вывести существующий на новый уровень, я написал небольшой гайд, который поможет это сделать. Он не о том, как составлять контент-планы и придумывать темы, а о том, как разобраться с затыками, которые мешают начать, увидеть свою ценность и сделать блог продолжением своей личности. Гайд можно бесплатно забрать тут.

3434
50 комментариев

мне важно, чтобы у спикера были достижения в том, чему он учит. то есть не только практический опыт, но адекватнрые результаты. иначе нет доверия

5
Ответить

Футбольные тренеры, никогда не игравшие в футбол, доказывают обратное.
Моуриньо - чемпион всего в футболе, тренер с детства
Сарри - победитель Еврокубка, бывший банковский служащий
Виллаш-Боаш - победитель Еврокубка
Бенитес - победитель Еврокубка
И т.д.

1
Ответить

Соглашусь, мне это тоже важно. Просто тут важно определиться, что считать результатами. Скажем, тренерам в фитнес-клубах никто не предъявляет, что у них нет медалей и серьезных достижений в спорте. А вот от ребятам, которые проводят обучение бизнесу, обычно за это достается. "Известный бизнес не смог построить, а обучаешь". Хотя консультанты по бизнесу бывают очень толковыми и могут многим полезным вещам научить, хоть сами и не выдающиеся бизнесмены

Ответить

Ну конечно, или подтверждения в виде "артефактов" как говорят

Ответить

да, в точку!

Ответить

сам создаю образовательные продукты для экспертов и предпринимателей

Еще один «цыган», расходимся

3
Ответить
Комментарий удалён модератором