Как решать сложные нестандартные задачи?

Оказывается, для этого есть готовый алгоритм и инструменты

Как решать сложные нестандартные задачи?

Привет!

Я Михаил, веду телеграм-канал о маркетинге и геймификации, а недавно запустил You-tube канал о путешествиях. В этой статье расскажу о теории, которая помогает систематизировать процесс решения нестандартных задач.

Основы Теории решения изобретательских задач

Пусть слово «изобретательских» вас не смущает — назначение теории гораздо шире. Под изобретательской задачей понимается любая проблема, нуждающаяся в нестандартном подходе, творческом решении, мышлении «out of the box» (оно называется изобретательским).

Главный принцип ТРИЗ в том, что для решения сложной задачи необходимо выявить и устранить первопричину (корень проблемы, противоречие), тогда как при традиционном (шаблонном, рутинном) мышлении получают шаблонное решение, в котором всегда ищется компромисс, пытаясь незначительно улучшить одни параметры и невольно ухудшить другие.

Таким образом, главная разница между изобретательским и шаблонным мышлением состоит в том, что при изобретательском мышлении ищут противоречие, а при шаблонном — компромисс.

Звучит сложновато?

Сейчас покажу на примерах, и всё станет более понятно.

Пример 1:

Как решать сложные нестандартные задачи?

Задача: Строительной компании требовалось продать квартиры и дома, которые располагались недалеко от аэропорта. Шум пролетающих самолетов представлялся людям недостатком, что тормозило продажи

Пример шаблонного решения: Сделаем упор в рекламе: «у нас шумно, зато близко к аэропорту что хорошо для тех кто летает в командировки».

Решаем по ТРИЗ: Компромиссы мы не принимаем. Попробуем «выйти из коробки» и применить один из приемов ТРИЗ — превратим недостаток в преимущество. Зададим вопрос: как сделать так, чтобы дома САМИ себя продавали, с помощью имеющегося недостатка — близости к аэропорту? Нам нужно сделать так, чтобы люди сами к нам пошли, выстраивались в очереди на показ. Проводим брейншторм, и приходим к решению…

Какое решение нашли: Разместили огромный QR-код со ссылкой на сайт на имеющемся участке земли недалеко от аэропорта. Люди, летающие самолетами (потенциальные клиенты) были заинтригованы, сканировали QR и заходили на сайт. Кроме того, реклама стала вирусной и начала распространяться сама по себе. В итоге, количество лидов, заходящих на сайт увеличилось в сотни раз, и продажи пошли.

Пример 2:

Как решать сложные нестандартные задачи?

Задача: Сделать так, чтобы сотрудники не опаздывали на работу.

Пример шаблонного решения: Выговор, лишение премии за опоздания.

Решаем по ТРИЗ: Нам нужно придумать, как сделать так, чтобы люди сами хотели приходить вовремя. Или, давайте сделаем так, чтобы не было понятия вовремя — когда бы человек ни пришел, это всегда будет вовремя. Или же, давайте применим еще один прием ТРИЗ, и подумаем: а почему собственно, нам не нравится, что сотрудник приходит не вовремя? как сделать так, чтобы нам это нравилось?

Какое решение нашли: Сотрудник, который опаздывает — покупает сладости к чаю всему коллективу. Таким образом, все будут сами стремиться придти вовремя (т.к. не хочется лишний раз тратиться), но когда все-же кто-то опаздывает, то весь коллектив только рад этому: сегодня будут вкусняшки.

Как решать творческие задачи с помощью ТРИЗ?

В основу теории включены 40 общих изобретательских приёмов, 76 шаблонов решений и еще несколько идей и принципов, все они изложены в книге Генриха Альтшуллера «Найти идею. Введение в ТРИЗ — теорию решения изобретательских задач».

Приведу свою интерпретацию:

На первом этапе нужно понять: какую именно задачу решать. Т.е. найти, выявить первопричинное противоречие. Так, в примере с опозданием сотрудников, корень проблемы в том, что нам не нравится, что они опаздывают. Таким образом, мы решаем задачу «как сделать так, чтобы нам стало нравиться что они опаздывают».

Если задача слишком сложна, чтобы ее решить одним единым решением — мы разбиваем ее на несколько подзадач, и решаем каждую из них в отдельности.

На втором этапе мы проводим брейншторм, с применением инструментов и принципов ТРИЗ. Я приведу самые интересные из них на мой взгляд, которые можно использовать для решения широкого спектра творческих задач:

Принцип «наоборот»:

  • Если не можешь решить задачу - попробуй решить противоположную задачу.
  • Если не можешь решить задачу движущегося предмета, попробуй сделать его неподвижным, а среду вокруг — подвижной.
  • Если не можешь получить выгоду от како-либо параметра, придумай - как получать экономию с помощью него.

Принцип «обратить вред в пользу»:

  • Использовать вредные факторы, чтобы получить положительный эффект.
  • Усилить «плохой» эффект до такой степени, чтобы он перестал быть вредным.

Принцип частичного или избыточного действия:

  • Если трудно получить строго определенное количество эффекта, то попробуй получить «чуть меньше» или «чуть больше» — задача может существенно упроститься.

Принцип самообслуживания:

  • Объект сам должен себя обслуживать автоматически (например, продукт сам себя продаёт, продвигает и т.п).
  • Отходы или побочные эффекты приносят положительный результат.

Принцип вынесения:

  • Отделить, вынести или изолировать от объекта ненужное свойство, или наоборот, выделить единственную нужную часть, отбросив остальное.

Принцип «антивеса»:

  • компенсировать «вес объекта», соединив его с объектом, обладающим «подъемной силой».

Принцип «посредника»:

  • если вы или некий объект не может сам выполнить задачу, временно присоедините к нему другой объект или ресурс
  • на определенное действие или процесс может использоваться временный ресурс извне.

Принцип копирования:

  • вместо дорогостоящего, неудобного, хрупкого, сложного объекта можно использовать его упрощенные и дешевые заменители.
  • или заменить объект его изображением (отлично работает с MVP продуктов - можно показывать картинку вместо самого продукта).
  • использовать изменение масштаба - увеличивать или уменьшать копии одного и того же.
  • делать объекты из разных частей или процессов подобиями друг друга.

Несомненно, данная статья представляет лишь малую часть всего богатства и глубины Теории решения изобретательских задач.

Ее главная задача – пробудить интерес к этому удивительному инструменту, способному кардинально изменить подход к решению проблем. Надеемся, что она вдохновила вас на дальнейшее погружение в мир ТРИЗ и его возможности. Всегда стремитесь к новым знаниям и творческому мышлению!

1818
10 комментариев

Михаил, если, в отличие от ортодоксов ТРИЗ, Вас не пугает слово брейнсторминг, то попробуйте вместо классической ТРИЗ использовать GB (Guided Brainstorming).

Приятное удивление гарантирую! Скорость генерации у новичков порядка 150 идей изобретательского уровня в час.

Читать о методе и качать PDF с системой модифицированных Изобретательских приёмов здесь: http://gbtriz.com/ru/metod-guided-brainstorming

Классическая ТРИЗ откровенно стара и полна грубых, хотя и не очевидных на первый взгляд ошибок. (Впрочем, это тема профессиональных споров, которые лучше вести не здесь.)

Будут вопросы по GB — спрашивайте. Ну, а если когда-нибудь захотите турбо-скорости генерации (300+ идей в час), то, может быть, познакомлю со своей авторской системой «Азбрейн».

3
Ответить

спасибо за ссылку!

1
Ответить

Всё это прекрасно, только начальным шагом надо увидеть (найти, сформулировать) проблему, а уже потом её решать. Обычно, проблема формулируется так: денег хачу!) ТРИЗ и иже с ним, только инструмент.

Ответить

Сергей, первым (или нулевым?) шагом, обычно является рефлексия боли. («Денег хачу!» — именно боль неудовлетворённого желания. И желательно рефлексировать её, пока жареный петух только подкрадывается, а не долбит уже вовсю, куда целился.) ;)

Боль — лучший мотиватор действия. (Когда делать ничего не надо, то и задачи нет. Как говорится, «Пока гром не грянет, мужик не перекрестится».) Заболело — начинаем лечить…

Проблема же возникает, когда крестись-не крестись, а задача не решается ИЗВЕСТНЫМИ средствами.

Собственно, разрыв между понятной задачей и непонятными действиями — это и есть первичное противоречие (в терминах ТРИЗ — административное). И уже классическая ТРИЗ помогает эти административные противоречия формулировать и углублять до технических, а затем физических (в технике), но…

В бизнесе классическая ТРИЗ без «доработки напильником» слабоприменима. Потому, что в ветхозаветные времена Альтшуллера слово «бизнес» яростно крыли диаматом. ;)

В современной же GB (Guided Brainstorming, США, 2008) достоверно выяснили, что из «Формулы идеальности» ТРИЗ (отношения полных сумм «выигрышей» и «расплат») для любой ситуации следует три и только три желаемых исхода:

1. Снижение расплат. Заведомо конечное (не в ноль).
2. Увеличение выигрышей. В идеале — бесконечное.
3. Разрыв связи выигрыши/расплаты (снятие противоречия в стиле «Чтобы всё было и ничего за это не было»).

То есть, для решения задач формулирование противоречий не всегда необходимо. Хотя и возможно — во всех трёх случаях. Но в первых двух часто избыточно.

Впрочем, системно-функционально описать проблему полезно всегда. В результате качественного описания примерно в 10 % случаев задача снимается как надуманная, а ещё в 10 % решается автоматически.

В общем, ТРИЗ — хорошо, а GB сильно практичнее.

1
Ответить

именно об этом статья, правильно сформулированная задача (т.е., найденное противоречие) - это половина решения

Ответить
Комментарий удалён модератором

верно, это один из 40 приёмов ТРИЗ

Ответить