Как не нужно организовывать благотворительные акции: неудачные примеры сотрудничества
Меня зовут Елена Дубикова, я исполнительный директор Благотворительного фонда «ЖИВИ», который помогает детям с лейкозом по всей России и поддерживает онкогематологические отделения в регионах уже 10 лет, в этом блоге я делюсь опытом реализации проектов и маркетинговыми особенностями для НКО.
Любая благотворительная акция для бизнеса — это повышение лояльности среди покупателей, признание и доверие у аудитории. Конечно дело не только в выручке, практически все бренды, которые так или иначе участвуют или организовывают благотворительные мероприятия хотят привлечь внимание к проблемам в обществе и помочь людям — и это очень ценно.
У нашего фонда как и всех других были как удачные проекты с партнерами, так и не очень. Поэтому сегодня хочу поделиться тремя кейсами неудачных сотрудничеств и рассказать, чего не нужно делать, договариваясь о благотворительных мероприятиях с компаниями.
1. В 2017 году к нам обратились представители спортивного магазина «Кант».
Идея была такова: установить в магазине благотворительную елку, вместо игрушек развесить на ней шары с фотографиями подопечных в том числе нашего Фонда. На каждом шаре написать желание ребенка: коньки, санки, лыжи. Тем самым привлечь покупателей сделать благое дело и приобрести детям подарки в их магазине.
Идея показалась интересной: мы опросили 8 подопечных, собрали у них желания и передали партнеру. В январе 2018 года, по окончанию мероприятия мы написали магазину, чтобы узнать итоги и направить подарки детям, которые их ждут. Но ответ был такой: подарки никто не купил, поэтому детям отправлять нечего. Конечно же это был шок.
На все вопросы с призывом «что нам делать?» нам мягко сказали, что решения не будет.
Я посчитала, что это очень непрофессионально со стороны партнера, поэтому решила поделиться этой историей на Facebook и спросить совета, что можно предпринять в этой данной ситуации.
В голове у меня было только 1 решение — купить подарки самим и отправить детям. Но на это не было бюджета, так как все средства в фонде целевые и мы не можем закупать на них спортивный инвентарь. Спустя время в личные сообщения мне написала основатель кафе «АндерСон» с просьбой подробнее описать проблему, чтобы помочь ее решить. После этого разговора с нами связались представители магазина и мы пришли к тому, что они сами выкупят подарки и фонд отправит их ребятам. Ситуация решилась мирно.
2. Второй кейс случился с производителем органических соков.
Партнер сам связался с фондом и захотел организовать акцию в поддержку наших подопечных, производитель был на старте запуска нового сока и мы договорились, что 30 рублей от всей выручки с продаж он направит в наш фонд.
На нашей стороне была pr-компания: мы договаривались с медийными персонами о промо, отправляли продукцию, контролировали рекламные публикации — все это длилось около 2-х недель, было затрачено очень много сил и ресурсов.
По итогам акции я связалась с партнером для уточнения результатов, фонду было переведено 1680 рублей. Это был полнейший фиаско, потому что трудозатрат на эту акцию было потрачено максимальное количество, а результат к сожалению, оказался минимальным.
3. Третий кейс был с компанией по производству снеков.
Партнер выбирал благотворительные фонды для проведения мероприятия, написал мне с запросом и обозначил задачи. Я воодушевилась и подготовила презентацию, в которой описала несколько вариантов сотрудничества, отправила партнеру и он пропал. Просто перестал отвечать.
Она из идей была: участие в Московском полумарафоне ростовой куклы производителя в пользу нашего фонда.
И она была реализована, но только с другим фондом.
Подводя итоги я хочу выделить основные пункты реализации благотворительных мероприятий, которые важно соблюдать прежде чем договариваться о сотрудничестве с компаниями:
Тщательно подходите к выбору партнеров с которыми будете сотрудничать;Не торопитесь с ответом на предложение, которое вызывает у вас сомнения.
Думайте не только о том, какой бюджет будет получен по итогам, но и какой информационный эффект вы сможете получить;
Планируйте предварительный бюджет затрат на организацию и pr-кампанию мероприятия или акции;
Будьте честны: задавайте много вопросов, уточнений. Чем больше информации у вас будет, тем лучше вы сможете оценить эффективность взаимодействия;
Трезво оценивайте свои ресурсы, не обещайте золота с неба, если понимаете, что реализовать это невозможно;
Определенно, благотворительные акции — это полезно не только для бизнеса, но и для благотворительных организаций в частности, точно также как и диджитал-маркетинг или любая другая pr-компания. Но для того, чтобы случались крутые проекты на стыке бизнеса и благотворительности — ценности и идеи обоих лиц определенно должны быть похожими.
Надеюсь, статья была полезной. Фонд«ЖИВИ» всегда открыт к сотрудничеству в целях помощи детям со злокачественными заболеваниями крови. Всегда рады выслушать и обсудить ваши идеи: пишите.
А если у вас, также как и у нас случались провалы в сотрудничестве с брендами или компаниями — делитесь в комментариях.