«Наставничество — это бумеранг»: как встречи с ментором помогают масштабировать бизнес

Герой статьи: Сергей Семёнов — основатель консалтинговой компании ESSG и резидент бизнес-клуба «Атланты». Он более 15 лет был топ-менеджером и генеральным директором в крупных компаниях — от Schneider Electric до «Транснефти», а сейчас делится своим опытом с другими предпринимателями. Его наставничество сэкономило клиентам сумму, которой хватит как минимум для запуска ракеты в космос.

Сергей Семенов, резидент <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fclub.atlanty.ru%2F%3Futm_source%3Dvc&postId=873968" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">бизнес-клуба «Атланты»</a>.
Сергей Семенов, резидент бизнес-клуба «Атланты».

В статье Сергей рассказывает, почему наставничество важно для любого предпринимателя и как ментор помогает масштабировать бизнес.

Каким бывает наставничество

Ещё будучи в корпорациях, я играл роль наставника для команды. Со временем понял: наставничество — это бумеранг. Чем больше ты отдаёшь, тем больше получаешь. Помогая другим, ты инвестируешь в себя, развиваешь вокруг сообщество осознанных предпринимателей.

Я сталкивался с двумя видами наставничества. Первое — когда наставник не даёт советов. Это международная практика, она более распространённая. При таком подходе менти сами ищут ответы на свои вопросы, тут ментор — скорее проводник.

Есть и второй подход — делиться опытом, чтобы другие не повторяли чужих ошибок. Это мой способ наставничества.

Зачем предпринимателю нужен наставник

Наставник необходим любому предпринимателю — как начинающему, так и уже опытному. И вот почему:

  • Со стороны многие процессы становятся виднее. Предприниматели иногда перестают развиваться, утопая в рутинных задачах. Очень важно, чтобы в этот момент кто-то посмотрел на бизнес под другим углом — это практика helicopter view, которая помогает порефлексировать над развитием бизнеса и масштабировать его.
  • Сессии с опытным наставником экономят приличную сумму. Я заметил, что более 70% задач, с которыми к нам обращаются предприниматели, — однотипны. Уверен: не нужно тратить огромные бюджеты, чтобы учиться на своих ошибках, если можно «подсмотреть» опыт других.
«Наставничество — это бумеранг»: как встречи с ментором помогают масштабировать бизнес
  • Менторство экономит не только деньги, но и время. Простой пример: если человек хочет плавать под водой, он может сам задержать дыхание — на минуту-две. Или — может обратиться к опытным фридайверам: они научат приёмам, которые помогают ставить мировые рекорды. Для этого и нужен наставник: он объясняет предпринимателю разные техники и прокачивает навыки, чтобы бизнес «удержался на плаву» и быстрее масштабировался.
  • Наставник поделится лайфхаками, о которых не принято говорить. Иногда опыт противоречит общепринятым догмам. Например, многие считают, что компания должна работать с болями клиента. Но я говорю, что нужно сразу выводить клиента на новый уровень, а не искать старые болячки, — и этот подход работает лучше.

Какие задачи предпринимателей решает наставничество

Поделюсь несколькими кейсами, с которыми резиденты «Атлантов» пришли ко мне на менторство.

Как позиционировать компанию

Сергей Дубровин, основатель промышленной компании «22 век», которая поставляет технологическое оборудование для крупных производств, обратился с задачами оптимизации бизнес-позиционирования и развития.

С чем он пришёл: компания поставляла маневровую технику и крановое оборудование. При этом у них было преимущество перед конкурентами: даже при закрытых границах с помощью собственной международной логистики они быстрее, чем другие компании, доставляли оборудование — благодаря этому у их заказчиков снизился уровень простоев. Но компания позиционировала себя больше как поставщик.

Что сделали: проанализировали деятельность компании и поняли, что ребята просто не замечают свои сильные стороны — глубокую инженерную компетенцию, опыт разработок технологических решений, интеграцию с собственными IT-разработками и продуманной международной логистикой. Они фокусировались на «алом океане». Мы вышли из их парадигмы этого мышления и предложили переупаковать позиционирование компании: предлагать клиентам более комплексный офер — инвестиционные решения с помощью оптимизации технологического процесса.

Что в итоге: руководитель компании прислушался к нам — и за счёт нового позиционирования увеличилось количество потенциальных клиентов, что позволяет повысить рентабельность минимум на 15%, а чек — на 35%. Сейчас «22 век» уже успешно выходит с новым позиционированием на локальные и зарубежные рынки.

Как сменить вектор деятельности

А Никите Пытько, фаундеру компании MA Decigi, который входит в топ-40 селлеров на Wildberries среди более 800 тысяч продавцов, наше наставничество изменило вектор мышления.

Что было до: Никита позиционировал себя как человек, который умеет запускать проекты и быть селлером, развивал свой бизнес на Wildberries.

Что обнаружили на менторских сессиях: по факту Никита видел потенциально новые рынки по развитию цифрового ритейла. Мы предложили предпринимателю диверсифицироваться и продвигать свою компанию как инвестиционную: то есть не продавать на Wildberries, а продавать тех, кто продаёт на Wildberries. При этом он может подсказывать другим предпринимателям пути развития — его опыта хватает для наставничества в цифровом ритейле.

Что в итоге: сейчас Никита развивает магазины на Wildberries до определённого уровня — и перепродаёт. В этом направлении он заработал уже десятки млн рублей. К тому же, предприниматель открыл для себя новую сферу — наставничество на рынке e-commerce. Работа с ментором показала предпринимателю, что он визионер, и теперь он мыслит масштабнее, вышел в новую парадигму мышления. Сейчас ему не нужно продавать больше, чтобы зарабатывать больше: есть рынок с гарантированным доходом, и Никита уже сам помогает другим зарабатывать в данной нише.

Как выбрать наставника

В наставники лучше выбирать опытного единомышленника, который уже достиг определённого уровня в предпринимательстве и может предостеречь от типичных ошибок. Наставник с личным бэкграундом увидит, какой путь масштабирования подойдёт предпринимателю в конкретный момент.

По данным ВЦИОМ, у 78% россиян есть человек, которого они могут назвать своим наставником. Для 21% опрошенных это — коллега.

А вот образ идеального ментора, по мнению респондентов:

  • требовательный, строгий (75%),
  • практико-ориентированный (71%),
  • с гибким мышлением (61%).

Наставник должен придерживаться прогрессивных взглядов (64%) и допускать неформальный стиль общения (61%). Лучше, если это будет кто-то из окружения, знакомый (66%).

От себя добавлю: наставнику важно развивать лидерские способности и стратегическое видение, а также практиковать helicopter view. Но самое главное — чтобы наставник и «ученик» мыслили созидательно, старались сделать окружающий мир лучше.

Резиденты «Атлантов» идеально подходят на роль наставника: каждый имеет многолетний опыт в бизнесе (в среднем — около 20 лет), гибкое мышление и способность мыслить нестандартно. В клубе создана поддерживающая атмосфера, где каждый участник может поделиться своим опытом и спросить совета у единомышленников.

***

Чтобы найти поддерживающего наставника и поделиться своим опытом с другими предпринимателями, вступайте в бизнес-клуб «Атланты».

Начать дискуссию