6 шагов для выбора ниши для бизнеса в 2023-2024 гг

Советы предпринимателя с опытом более 16 лет и оборотом >1 млрд рублей

6 шагов для выбора ниши для бизнеса в 2023-2024 гг

Выбор собственной ниши — пожалуй, важнейший шаг для открытия нового бизнеса, наряду с пониманием своей цели и формированием бюджета. Будущие успех и доходы во многом зависят как раз от особенностей ниши и подниши: насколько там много конкурентов, какие плюсы и минусы, большой ли спрос, насколько много/мало предложений, есть ли у вас огонь в глазах, когда вы думаете о новой нише. Поэтому, если вы решили сменить направление своего бизнеса или открыть новое дело, то первым делом следует определиться со сферой и нишей.

Как это сделать? Расскажу в статье. А в конце поделюсь самым быстрым и простым способом, который на 100% подойдёт каждому предпринимателю.

Меня зовут Алексей Маликов, я предприниматель, сооснователь компаний Самоспас и Вентопро с оборотами более 1 млрд рублей, сооснователь инвестиционного фонда A&A Capital, спикер и наставник предпринимателей.

В бизнесе я больше 16 лет, и за это время через меня прошли тысячи предпринимателей и стартапов, что позволило сформулировать простую, но эффективную пошаговую стратегию по поиску своей ниши в бизнесе. Эта стратегия подойдёт как начинающим предпринимателям, так и тем, у кого есть опыт, но появилось желание сменить направление.

6 шагов для выбора ниши для бизнеса в 2023-2024 гг

Шаг 1: Определите, какие ресурсы у вас есть

Не только в денежном эквиваленте, но и в социальном. Это могут быть ваши навыки, компетенции, партнёры, сотрудники, связи в той или иной сфере. Например, вы решили уйти из гостиничного бизнеса в ресторанный, и у вас есть топовый маркетолог — подумайте, сможете ли вы «забрать» его с собой? Поговорите с ним, перешёл бы он в другую сферу?

6 шагов для выбора ниши для бизнеса в 2023-2024 гг

Лайфхак: Откройте список контактов и выпишите тех людей, которые могут поделиться с вами опытом или помочь в новом деле.

Если же у вас есть аудитория в соцсетях, можно сделать опрос, чтобы понять, что будем интересно ей. Так у вас будет уже готовая теплая клиентская база из ваших подписчиков.

Шаг 2: Сгенерируйте минимум 20 идей для бизнеса и рассмотрите каждую из них

Сядьте, откройте вордовский документ, обычный блокнот или даже заметки в телефоне и напишите 20 идей для бизнеса. В этом вам помогут несколько вопросов, которые я обычно даю своим клиентам на стратегических сессиях. Задайте их себе:

  • Что я умею?
  • Чему хочу научиться?
  • Что сейчас актуально?
  • Что наиболее прибыльно?
  • Что интересно лично мне?
  • Что даёт мне энергию?
  • Что популярно?
  • А если объединить?

Лайфхак: Идеи можно даже подсмотреть в интернете или устроить мозговой штурм с партнёрами.

И после этого каждую идею рассмотрите поближе:

  • Объедините похожие идеи. Например, тематическое кафе и кондитерскую можно объединить в одну: чайная в турецком стиле с восточными сладостями.
  • Напишите краткий комментарий к каждой идее. Какие подводные камни вы видите уже сейчас? А какие возможности для успеха?
  • Опишите каждую идею. Хотя бы в 2-3 предложениях напишите, какое развитие вы видите для отдельной идеи. Есть ли там возможность для масштабирования? А может даже для открытия сети?
  • Половину идей уберите в архив. Это могут быть те идеи, которые вызвали наибольшее затруднение в описании.

В итоге у вас останется около 5-7 идей с описанием и примерным видением будущего бизнеса в этих нишах. С этим уже можно работать!

Шаг 3: Задайте себе вопросы, которые могут помочь

Окей, идеи есть, но их всё ещё несколько, а выбрать нужно одну. Что делать? Задать себе вопросы о будущем бизнесе и сопоставить со своими идеями: какие из них больше всего бьются с вашими ответами?

Вот эти вопросы:

  • Какая бизнес-модель вам откликается? Что вам ближе: маркетплейсы, франшиза или, например, собственное производство? Если вам, скажем, хочется работать с франшизой, то часть ниш отвалится сама собой, просто потому что в них нет доступных франшиз.
  • Кому вы будете продавать? Тут вы определяете, с кем вам больше хотелось бы работать. Если это b2c, то какой у будущих клиентов достаток, какие потребности? Если вам больше по душе b2b, то какие это направления бизнеса?
  • Как вы будете искать первых клиентов? Здорово, если у вас уже есть своя аудитория или готовая клиентская база (которой подойдёт ваша новая ниша). Но если этого нет, важно ещё на этапе идеи продумать, как найти первых клиентов. Может быть вы запустите рекламу в сети или на радио? Или посадите менеджера на холодные звонки? Ответ на этот вопрос тоже зависит от выбранной ниши, ведь рекламировать товар, направленный только на бизнес, скажем, у блогера из бьюти-сферы будет совсем не эффективно.
6 шагов для выбора ниши для бизнеса в 2023-2024 гг

Лайфхак: Нравится какая-то определенная сфера? Посмотрите, как работают конкуренты, возьмите их идеи и переработайте под себя.

Шаг 4: Определите, что может вам помешать

Ещё один очень важный шаг в поиске своей ниши. Подумайте, что может вам помешать?

  • Нет знаний
  • Мало опыта
  • Нет денег
  • Страшно
  • Нет наставника
  • Предпринимательство — это не моё
  • Все уже придумали до меня

После этого порассуждайте, а как можно возразить на эти «помехи»?

  • Нет знаний >>> Можно получить эти знания или найти человека с нужными компетенциями
  • Мало опыта >>> Опыт не появляется из ниоткуда, поэтому надо пробовать или нанять опытного сотрудника
  • Нет денег >>> Можно взять кредит на бизнес или найти инвесторов
  • Страшно >>> Начинать новое всегда страшно, но это пройдёт со временем
  • Нет наставника >>> Можно записаться на стратегическую сессию к опытному предпринимателю
  • Предпринимательство — это не моё >>> Если не получилось до этого, это не значит, что не получится никогда, нужно пробовать
  • Всё уже придумали до меня >>> Необязательно каждый раз изобретать велосипед, достаточно найти то, что нравится, и делать это хорошо

Такое «упражнение» поможет вам снизить тревожность и даже преодолеть прокрастинацию. Это один из методов, который я использую со своими клиентами на сессиях, и он всегда на 100% помогает.

6 шагов для выбора ниши для бизнеса в 2023-2024 гг

Лайфхак: Если вы долго собираетесь приступить к исполнению какой-то задачи (к открытию бизнеса, в том числе), разбейте её на задачи поменьше. Вот как в этой статье: всё по шагам. Достижение небольших задач даётся проще, а удовлетворения приносит столько же.

Шаг 5: Расставьте приоритеты

Составьте таблицу, выпишите все идеи и присвойте каждой из них оценку по 5-балльной шкале по разным направлениям. Табличку можно взять вот такую:

Лайфхак: Ниже привожу пример уже готовой таблички с одной из наших стратегических сессий. Можете подсматривать туда.

6 шагов для выбора ниши для бизнеса в 2023-2024 гг

Теперь посчитайте сумму баллов каждый идеи и выделите из них ТОП-3. После — приступаем к шагу номер 6.

Шаг 6: Протестируйте идеи

Когда у вас есть 3 идеи, которые вам наиболее интересны, нужно их протестировать. Это поможет понять, какой бизнес:

  • будет вам в кайф
  • будет вам понятен
  • принесёт прибыль

И первым делом нужно найти данные для финансовой модели. Например, пообщаться с экспертами, которые уже разбираются в выбранной сфере, посмотреть, сколько стоит оборудование и так далее. Составить план тестирования ваших идей можно со мной. В формате личного общения я помогу объективно взглянуть на каждую идею и разобраться, как эффективнее всего её протестировать. Как попасть на личную встречу со мной, расскажу в конце статьи.

Но пока давайте разберём пример. Предположим, одна из идей — открыть кофейню в определенном месте. Сходите туда утром и загляните в одну из местных кофеен. Купите кофе, сохраните чек или сфотографируйте его номер. Теперь зайдите в ту же кофейню вечером, купите ещё что-нибудь и сравните номера чеков — сколько их вышло за день? Умножьте количество на средний чек и поймёте, какова дневная выручка кофейни в выбранном районе. Конечно, важно учитывать, какой это день недели, не праздник ли и ещё кучу нюансов, так что лучше всего провести «разведку» несколько раз.

Лайфхак: Если самостоятельно все эти шаги делать не хочется, кажется, что ни одной идеи у вас нет, а все идеи из интернета какая-то ерунда, всегда можно записаться ко мне на стратегическую сессию. На сессии я помогу вам всего за 2 часа пройти каждый шаг с нуля до идеи готового бизнеса так, чтобы выбранная ниша на 100% соответствовала вашим запросам.

6 шагов для выбора ниши для бизнеса в 2023-2024 гг

Чтобы попасть ко мне на стратегическую сессию и быстро найти свою уникальную нишу в бизнесе, оставьте заявку по ссылке, и мой менеджер свяжется с вами.

33
1 комментарий