{"id":14291,"url":"\/distributions\/14291\/click?bit=1&hash=257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","title":"\u0420\u0435\u043a\u043b\u0430\u043c\u0430 \u043d\u0430 Ozon \u0434\u043b\u044f \u0442\u0435\u0445, \u043a\u0442\u043e \u043d\u0438\u0447\u0435\u0433\u043e \u0442\u0430\u043c \u043d\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0451\u0442","buttonText":"","imageUuid":""}

"МОЯ волна" на Яндекс Музыке или Урок стартаперам

С детских лет я был меломаном. Музыка для меня было ВСЁ. Еще в советской школе я врубал разные музоны на переменках в такт долбежки завуча в закрытую дверь радиорубки. В 90х случайно оказался в Америке и завис там на 30 лет.

Времена динозавров, когда не было ни Фейсбука, ни ВК (конец 90х – начало 2000х)

Тогда на американских FM станциях, одни крутили только рок, другие только рэп, третьи крутили мешанину из одних и тех же однообразных хитов уже раскрученных западных артистов. А русско-язычные иммигранты ностальгировали с помощью CDшек, которые привозили им родственники из России в чемоданах.

Позже, с ускорением интернета, появились Napster, Rhapsody и прочие… но все равно не хватало “своего, родного”. Будучи всеядным к музыке, но очень придирчивым, я решил открыть свою маленькую стриминг-радиостанцию, нацеленную на наших соотечественников в США, и заниматься ей в свободное от прямой работы время (которая кормит).

Эпоха рассвета и заката

Как назвать новое радио особо не парились, и в 2005-ом году, в центре Кремниевой Долины, появилось NovoeRadio.com — "Всегда в тему. Жми и слушай!". Формат был разнообразным, но с фокусом на интересные, новые композиции, о которых мало кто слышал. У меня появился идейный партнер, и понеслась…

Гоняли радио с двух компов и миксера (буквально из подвала) : один служил стриминг сервером, другой центром управления полетом эфира. Дабы раскачать его среди местной русско-язычной публики, мы стали организовывать ежемесячные вечеринки, концерты и дискотеки в местном клубешнике.

Они были весьма успешны, и в зависимости от тематики, у нас была посещаемость от 500-1000 человек. В общей сложности мы сделали 82 мероприятия в течении 7-ми лет. (лучшие фотки, кому интересно…)

Аудитория Нового Радио разрослась и причем глобально. Было много слушателей из России и Европы. Так как у нас везде присутствовал призыв, “пришли трек на прослушку”, мало-известные музыканты нас буквально заваливали треками по старому-доброму имейлу, ведь других способов в то время у нас почти не было.

Естественно, все свободное время у меня уходило на прослушку, ретуширование, конвертацию и вставку лучших треков в эфир. В связи с этой бомбежкой, впоследствии мы автоматизировали этот процесс.

Несмотря на наши дискотечно-концертные успехи, все-таки бОльшую прибыль я получал с непосредственной работы батрачя на hi-tech компании. Судьба распорядилась так, что я сменил работу, переживал личные проблемы в жизни и времени на Новое Радио у меня больше не оказалось.

(может совпадение, а может и нет, но за это время в Москве вдруг появилось «Новое Радио» с очень похожим форматом. Их адрес до сих пор newradio. ru, потому что мы уже давно застолбили и владеем novoeradio. com и novoeradio. ru по сей день)

Эпоха возрождения

Время шло, с работой стало полегче, и пока я работал, я перепробывал дикое кол-во музыкальных стриминг площадок заметив, что за исключением может быть Soundcloud и PromoDJ, все они делались в инкубаторе – бесконечные квадраты, квадраты, и квадраты неведомо кем сделанных плейлистов; гонка за колличеством, а не за качеством. Я терял много времени на “что бы послушать? ”. Все это превращало UX в квест и бесило до безобразия.

Также, я понял, что время альбомов ушло. Артист, повязанный обязательствами перед своими лейблами, был обязан штамповать альбомы, из которых 10 песен — мусор, а 2-3 неплохие (Цой и группа Кино — Боги!). С плейлистами же, были проблемы: собраны непонятно кем, как и зачем, одна песня ок, 5 других нет. Палец устает на перемотку нажимать. Тогда и задумались:

- как освободить слушателя от мусора?

- из того что осталось: что бы послушать, если я люблю песни из разных жанров, разного темпа, из разных стран и на разных языках, но сегодня меня уволили с работы?

- что если к тебе привалило 15 друзей в гости, и все любят разную музыку? (постоянные споры и переключания) .

- как это все сложить в один стрим и удовлетворить вкус каждого слушателя индивидуально?

Еще, в то время, начинающие музыканты проделывали огромную работу чтобы прокачать их треки. Но будем честны — не вся музыка хороша. Много кто пыхтит, и все зря. Ну вот не нравится их музыка людям и все. Их друзьям неудобно сказать им, что это г., и они упорно продолжают писать ee в том же, любимом им стиле. Мне таких Артистов всегда было жаль, и я отвечал каждому персонально с объективным мнением, на вопрос: "почему мой трек не вошел в эфир?".

Это мы учли и придумали алгоритм «честного и неподкупного рейтинга". Его нельзя проплатить или "поднять". Он следит не только за каждым действием слушателя, но и за накрутками, на выходе показывая актуальный рейтинг трека в реальном времени, который помогает музыканту увидеть в том ли направлении он движется. Также мы исключили "возраст» трека. Плохие, отсеиваются сами по себе, а хорошие могут жить вечно (почему бы и да!).

Так и было придумано радио «пары кликов», дав слушателю в руки контроль над стримом, который мгновенно меняется на лету, исходя из его хотелок на данный момент по Категориям, Настроению, Жанрам и Языкам.

Долго думали как назвать радио, и вдруг моего партнера осенило музой:

- Это же глобальное радио будет?

- Да.

- Что поют люди на любом языке одинаково?

- Что? !

- Ла-ла-ла

Так и родилась Lalamba!

В 2013-ом, имея нехилый реальный опыт за плечами, и заглотнув несколько пивасиков, мы дерзнули и накалякали это:

Наш первый скетч. Пиво сделало свое дело и вместо Жанров - Языки :)

Перекупили у какого-то мужика домен и слепили первую, корявую, совершенно не похожую на скетч, но рабочую версию:

Со временем, Lalamba поменяла облик в лучшую сторону, по пути меняя 4-х разных дизайнеров-фрилансеров, и сохранила легкость бытия. Backend, UX, QA, SEO, Analytics, Tech-support, Product Management и черта в ступе мы делали сами, вдвоем с моим партнером, работая в свободное от непосредственной работы время, и на деньги из собственного узкого кармана (так что не судите строго).

Несмотря на простоту одностраничника, в джире мы закрыли около тысячи задач разной степени сложности. Backend довольно сложен ибо задействовано множество заумных алгоритмов, на основе которых позже мы оформили патент в USPTO.

Сравнение, разоблачение и урок

В начале 2021-го года, блог "ax.digital" включил нас в список музыкальных стриминг площадок наряду с гигантами, такими как Spotify, Yandex Music, YouTube Music и прочими... (вот уж не знаю радоваться сейчас или нет)

Ax. digital больше не существует (по неизвестным нам причинам), но зато многие другие сайты и блоги успели отзеркалить первоначальный пост. Мы там в сааамом конце… но все-таки мы там, среди «великих и ужасных»!

Вот некоторые из них:

Читаем описание сервиса Яндекс Музыка:

- очень много стандартной белиберды с плейлистами, как и у всех, ни слова о “Моей Волне”.

Теперь читаем описание Лаламбы:

- “Потоковое онлайн-радио, где можно слушать персонализированную подборку музыки, настроенную по вашим вкусам и предпочтениям. Главное отличие от других стримингов – в отсутствии готовых плейлистов и альбомов. Система сама подберет для вас треки, основываясь на выбранном вами жанре, настроении и языке.

Это доказывает, что никакой "Моей Волны" и в помине не было, а всплыла она "магически" через 9 месяцев после выхода этой статьи (чего они там 9 месяцев делали, непоняно. Кроме дизайна и подвязку своего контента содрали под чистую).

Сравниваем настройки «Моя Волна" с "Lalambа» и видим гениальное решение от команды Яндекс Музыки:

Слева Lalamba, справа Моя Волна

Не говоря о UI, да, есть незначительные отличия (они про жанры забыли или не посчитали нужным), но главное — это идея бесконечного потока под вкус слушателя, который он сам моментально может менять на лету.

Что меня сподвигло написать эту статью?

Так это другая статья-интервью на которое мы недавно наткнулись. Статья не новая, до недавних времен, мы особо не следили за российскими муз. площадками, но лучше поздно, чем никогда. А натолкнулись мы на это:

Цитируем и комментируем:

- «Трудно сказать, у кого сейчас есть аналогичные решения.» (действительно! мы то просто так несколько лет корячились)

- «стало известно о еще одной значимой особенности Моей волны — речь о ее способности бустить прослушивания артистов, даже если их пока не знают никакие эксперты и не подписал никакой лейбл.» (а мы то дураки думали, чего мы паримся с этими рейтинг алгоритмами…)

- «Моя волна — флагман наших рекомендационных продуктов. До этого нашим флагманским рекомендационным продуктом был »Плейлист дня”" (ну да, как и у всех других в инкубаторе)

- «самое крутое, что она каждый раз уникальная и новая. Её можно хоть раз в 30 минут включать, она будет изменяться. И она адаптируется под тебя.» (Вау! Уникальная идея!)

- «В этом отличие Моей волны, это большой шаг с точки зрения эволюции рекомендационных продуктов.» (спасибо за комплимент, эта эволюция случилась в 2015-ом. Водолеи жгут!)

- «Был период, когда стриминги хвастались количеством треков на платформе: “А у нас 20 миллионов, а у нас 47, а у нас 54”. Это было оправдано: стриминговые сервисы были скорее каталогами отдельных песен и не всю музыку можно было найти легально. Однако когда счет пошел на десятки миллионов треков — это стало чем-то совершенно непонятным для людей. Такой объем невозможно ни прослушать, ни осознать.» (у нас на сайте, красуется с самого начала и до сих пор: "Lalamba — это живое радио, а не склад миллионa мусора. Только избранные и интересные треки.")

- «У нас какое-то время не было скипбека — в Моей волне нельзя было отмотать трек назад» (у нас до сих пор нельзя, и тому есть причина, о которой мы теперь уж умолчим, но видимо сначала все было содрано под чистую)

- «Любой фидбэк, любое действие на сервисе — ты поискал артиста, ты послушал или не послушал, пропустил или не пропустил, прокрутил или не прокрутил витрину, поставил лайк или дизлайк… Так вот, любое поведение, даже бездействие, дает фидбэк.» (просто гении мысли)

- "Сагалович: Мы очень конкурентолюбивые ребята, мы за здоровый рынок, здоровое соперничество. (Вот тут меня и подкосило! Еще бы вам выучить определение "недобросовестной конкуренции" — было бы просто круто.)

- «До Моей волны у нас флагманским рекомендационным продуктом тоже были плейлисты.» (No Shit! Как грицца)

… итд, итп …

Восстановим теперь хронологию событий:

1. В начале 2021-го выходит статья на ax. digital

2. Расходится по интернету.

3. И о чудо! Через 9 месяцев выплывает уникальная «Моя Волна» от Яндекс Музыки!

Я не люблю интриги, скандалы, расследования. Если б не эта статья, я может быть и дальше скромно молчал в тряпочку. Но после этого само-хвалебного, пафосно-революционного интервью мне стало по-человечески обидно за мое с партнером жизненное время.

А главное удивило то, что команда Яндекс Музыки, с предполагаемо самыми лучшими мозгами в России, собственными отделами маркетинга и сбору аналитики, не смогла выдумать ничего лучше, как дешево стырить идею у двух стартаперов. Просто позор.

Эй, профессионалы, вам не стыдно?

А теперь УРОК:

Ребята (все, кто за здоровую конкуренцию), даже если вы сделали MVP, пока у вас нет денег на агрессивную промо кампанию, держите продукт в секрете и не скупитесь на маркетинг. Иначе большие, плохие дяденьки и тетеньки сожрут вас и не подавятся.

Урок гигантам только один — Правда всегда где-то рядом…

Ну а мы едем дальше…
У меня еще куча невоплощенных идей в бэклоге (ошибки учтены)
Музыка мое всё, и мы ищем инвесторов на Lalamba 2.0

Статья не отображается в ленте "Свежее", поэтому все, кому небезразличнo — шерим, репостим.

Спасибо.

0
2 комментария
Ras Elased

Заценил, интересно, но..
Сервис неплох, но не сильно отличается от обычного интернет радио в плане музыки.

Очень скудный выбор жанров, для типичного таксиста сойдёт, но не больше. Да и выбор из двух "подозрительных" категорий: новое и популярное, тоже сомнительный, ты либо слушаешь современную попсу, либо заезженные песни.

Ещё вопрос к библиотеке, её объему и как попадают в неё треки.

По интерфейсу сойдёт, но в век смартфонов, можно и простое приложение на зерокоде сделать, а так слушать через браузер и постоянно скипать надоедает.

В общем как сольный проект неплох для узкого круга людей, но тот же яндекс ушёл сильно вперёд, хотя и он далеко не идеален.

Буду ли я слушать там музыку? Только если совсем будет нечего делать и появится куча времени скипать треки.., хотя нет, пока нет кнопки дизлайка — пустая трата времени. Уж лучше засяду на Radio Garden (https://www.radio.garden) там хоть музыку со всего земного шара можно послушать в реальном времени.

Удачи.

Ответить
Развернуть ветку
Alex
Автор

Спасибо за фидбек. Полезно.

Да, до приложения не дошли (как и писал - инвесторов нет), у нас PWA - на Андройдах можно псевдо-приложение установить. Там поп-ап "установить приложение" выходит (или зеленый плюсик нажать), тогда это вне-браузера.

Миллиона треков нет по причине того, что нет смысла заливать целиковые альбомы (время альбомов ушло). Пытаемся держать хитовые или интересные треки. Есть функция залива песен для инди-артистов.

Помимо категорий, есть жанры, насторения и языки, которые можно включать вместе, миксовать или индивидуально. Это 252 разных комбинации + свой плейлист.

В ротации висит около 3х тысяч песен, которые динамически растут или выпадают из ротации, а новые добавляются. Думаем для "нажми и слушай" функционала этого достаточно.

Дизлайк есть. Skip >> это и есть дизлайк. Когда вы перемотали песню, она понижается в рейтинге. Если Х кол-во людей мотает, то она выпадет из ротации. Здесь посчитали ненужным делать отдельную кнопку дизлайк.

Много чего можно еще сделать, на все нужно время и деньги.

Ответить
Развернуть ветку
-1 комментариев
Раскрывать всегда