Потерял месяц согласований по разработке приложения, психанул. Теперь только платные брифы

Однажды ко мне пришел крупный застройщик, хотел обновить дизайн приложения. Провели два созвона, определились, что будет в дизайне. Делаю простенькое ТЗ на доп. разработку мобильного приложения. Все круто, казалось бы. Потом выяснилось, что нужно интегрироваться с 1С. Это сложная доработка, поэтому с командой делаем полноценное техническое задание. Присылаем им готовое ТЗ, договор и счет — ждем ответа. Проходит день, два… неделя. Мы забили, а потом увидели кейс у коллег по нашему ТЗ.

Тут мы отчасти сами виноваты — не могли остановиться и перелопатили кучу конкурентов, предлагали идеи и записывали их в ТЗ. В итоге потратили чересчур много времени на проект, который не сложился. Теперь делаем отдельный договор под ТЗ, когда видим, что планы меняются и за два созвона тут не порешать.

Потерял месяц согласований по разработке приложения, психанул. Теперь только платные брифы

Почему платный бриф для разработки — это норма?

Представим ситуацию: к вам пришел клиент с запросом сделать сайт как у Apple. Никакого брендбука, только цвета из логотипа. Сначала проводим 1-2 бесплатных созвона. Если после них не появляется представление о том, какой продукт будет на выходе — нужно брифовать. Брифы займут как минимум 1 месяц. Это еженедельные созвоны, а параллельно ТЗ. Зачем? Чтобы клиент знал, что получит в итоге, а команда понимала, с каким объемом задач придется работать.

И почему такая работа должна выполняться бесплатно? (риторически в пустоту)

Как понять, сколько денег брать за техническое задание для приложения?

Я определяю стоимость ТЗ по часовой ставке менеджера, который будет его писать. В эти часы не включаю брифинг, только работу над техническим заданием.

Количество часов, которое мы тратим на разработку ТЗ разной сложности.
Количество часов, которое мы тратим на разработку ТЗ разной сложности.

Эти работы клиент оплачивает отдельным договором сразу.

Этапы разработки ТЗ

  • Собираем общую информацию

После первичных созвонов с клиентами заключаем договор на техническое задание на разработку приложения. В течение 1-2 месяцев проводим еженедельные созвоны, менеджер параллельно пишет . Узнаем, что за приложение будет:

— для iOS или Android или и то и то?
— какие языки интерфейса нужны
— на чем будем делать
— какой язык программирования или технологию используем
— кто им будет пользоваться: регион публикации, регион использования.
— где оно будет размещаться: площадка публикации, сервер хранения
— как будем зарабатывать с помощью приложения

По поводу языков программирования — мы это определяем от задач, если у заказчика нет пожеланий. Вот такие есть три варианта:
1. No-code и Low-code приложение по технологии drag-and-drop
Такой вариант подходит, если: денег мало, сроки горят, нужно сразу и Android и IOS, нужны более ли менее стандартные понятные вещи. Для нас меньше мороки, а для заказчика быстрее и дешевле. Конечно, если приложение нельзя сделать помощью конструктора, мы пишем его кодом.
2. Нативные приложения
Отдельно пишем для IOS на Свифте и отдельно для Android на Котлине. Это самый надежный вариант. Его выбирают, когда планируется много анимаций.
3. Кроссплатформенные приложения
Вариант похож на нативные приложения, но его быстрее делать, и стоит он дешевле. Пишется сразу под IOS и Android на Flutter.

Потерял месяц согласований по разработке приложения, психанул. Теперь только платные брифы

Как выбираем сервер хранения?
1. Для международных стартапов — облачные сервера хранения данных. Чаще всего у заказчика нет бюджета на то, чтобы сделать в каждой стране свой сервер. В таком случае мы используем специальные облачные сервисы, которые за нас распределяют данные в юрисдикции нужных стран.
2. Если работаем по России — подбираем по стоимости. Чаще всего пользуемся облаками, либо приобретаем сервер.

Образец ТЗ на разработку
Образец ТЗ на разработку
  • Обсуждаем функционал

Мы описываем действия, которые клиент будет совершать в приложении. Действия должны быть максимально конкретными и с минимальным количеством технических деталей. Мы отвечаем на вопрос: что должен сделать клиент, чтобы совершить то или иное действие.

Например: Я, как пользователь, хочу иметь возможность добавлять товар в список избранных, для того чтобы в дальнейшем быстро находить его. Здесь понятно, что хочет клиент и для чего.

Антипример: я, как пользователь, хочу, чтобы приложение было удобно для использования. Тут непонятно, что конкретно хочет человек и что для него «удобно». Это общие слова и они не помогают понять, какой функционал ожидает пользователь.

Результат обсуждения с заказчиком идет в ТЗ по функционалу:

Функционал для приложения доставки продуктов
Функционал для приложения доставки продуктов
  • Описываем интерфейс

Здесь уже наглядно показываем:

— какие экраны будут в приложении?
— что на каждом экране может сделать пользователь: какие кнопки нажать, куда написать, что перелистнуть?
Такая схема называется User Flow. Она нужна разработчикам и дизайнерам, чтобы видеть, что будет происходить в приложении. Так будет меньше риска, что придется исправлять кучу недочетов и переписывать код.

Главный экран для приложения сна
Главный экран для приложения сна
  • Забираем брендбук и все, что с ним связано

Тут мы дорабатываем все требования к интерфейсу: прикрепляем брендбуки, референсы и макеты. По сути — это финальные согласования дизайна всего приложения. Здесь принимаем все оставшиеся правки.

Как понять, какие вопросы задавать на брифе?

Вопросы во многом зависят от ниши — если приложение для интернет-магазина, то будут одни вопросы, а если для агентства недвижимости, то другие. К нам часто обращаются за приложениями для интернет-магазинов, такси, кафе и ресторанов и агентств недвижимости.

Вот примерные вопросы, которые мы задаем:

Разработка приложения для агентства недвижимости
Разработка приложения для агентства недвижимости
Разработка приложения для доставки, разработка приложения для кафе, разработка приложения для ресторана
Разработка приложения для доставки, разработка приложения для кафе, разработка приложения для ресторана
Разработка приложения для такси
Разработка приложения для такси
Разработка приложения для магазина
Разработка приложения для магазина

Что по итогу?

По итогу понятно, что работы тут довольно много. Я пробежался по верхам, но на деле такое ТЗ может быть объемом до 120 страниц. Это супер детальная проработка всего, что будет делаться на сайте: от визуала до внутрянки. И брать за это деньги — логично.

Коллеги, а вы берете отдельные деньги за бриф и ТЗ?

Начал вести тг канал — там раз в неделю выпускаю статьи об IT для предпринимателей. Подписывайтесь, если вам такое интересно.

3131
41 комментарий

Занимаюсь проектированием систем умного дома, но за всё беру деньги.

Бесплатно только первичный созвон, чтобы клиент понял что мы ему сделаем и всё процессы по заключению договора. Потом все созвоны, работы, правки и выезды - считаются временные затраты и выставляется счёт.

Даже просто встретиться в Москве - за деньги, потому что 1.5-2 часа туда, 1-2 часа там и 1.5-2 часа обратно. После этого трипа эффективно работать уже не хочется.

4
Ответить

Интересно, а конкуренты не предлагают бесплатный выезд?

Ответить

Наш клиент так сделал. Лучше прокачивать навыки продаж, чем навыки работы за бесплатно)

4
Ответить

Вот обычно с нелюбовью все относятся к продажам, но если посмотреть под этим углом, то это способ получать справедливую оплату

1
Ответить

Я так подумала, что мне у других исполнителей хотя бы малую часть от такой проработки не хватало.

Многие фрилансеры говорят: «нет тз - результат хз». А я иногда вообще не могу дать тз, потому что мне не хватает на это масштаба мышления и понимания их деятельности. И вот начинаю объяснять: «мне нужна такая штучка… ээээ… ну такая, лаконичная». А был бы хотя бы хороший бриф - я бы уже дала более-менее нормальное тз

2
Ответить

Для этого, на самом деле, и нужны организации, в которых есть проектные менеджеры, работа которых и заключается в том, чтобы понять вашу идею и донести их до разработчиков на понятном и четком языке

4
Ответить

У меня этап проектирования и он выглядит так:

1. Собираю функциональные требования (ФТ) к проекту (если для сбора потребуется больше двух-трёх часов моего времени, готовлю КП на этот этап работы);
2. На основе получившихся ФТ делаю оценку проектирования, выставляю КП на создание интерактивного прототипа;
3. Проектирую. Создаю интерактивный прототип в Axure. Сдаю его. Это позволяет согласовать с клиентом перелинкованные макеты, которые понятные простым смертным, а не User Flow или ТЗ, которые понятны специалистам. Выставляю КП на написание функциональной спецификации;
4. Расписываю логику проекта в функциональной спецификации. Вношу правки в прототип, они неизбежны на этом этапе;
5. Отдаю проектную документацию на оценку и в работу дизайнеру, слежу за тем, чтобы прототип, ФС и дизайн соответствовали друг другу.

На этом мой этап заканчивается — и я передаю проектную документацию и дизайн разработчикам на оценку. Весь мой этап ориентирован на разрабов. Как раз сегодня об этом пост писал: https://t.me/normfreelancer/674

2
Ответить