Стажировка в Mad Devs: огонь, вода и публикации бывших стажеров

Итак, недавно на vc.ru вышла статья про нас. В ней наши бывшие утверждали, что компания промышляет эксплуатацией труда стажеров. Как говорится, о бывших либо хорошо, либо никак, поэтому в этой статье мы расскажем о том, как на самом деле устроена стажировка в Mad Devs, какие ошибки мы допустили, и поделимся с сообществом своей кровью заработанными советами, как таких косяков избежать.

Смотрим в зеркало и видим свои проблемные зоны

Выстраивание процессов (особенно, когда в них вовлечены больше пяти голов) – это история, в которой всегда что-то достраивается и дорабатывается. Кто-то поспешил, кто-то притормозил, кто-то не понял. Даже элементарно пройти по прямой линии – задача, которую каждый выполнит по-своему. Однако это не значит, что надо делать скидки и закрывать глаза на свои недочеты.

Сейчас мы четко можем обозначить, что во время проведения той самой стажировки мы совершили две глобальные ошибки:

  1. Стажеры приступили к работе, ожидая финальную версию договора.
  2. Формат стажировки в новом направлении Machine Learning требует доработки.

Ошибки свои признаем, информацию взяли на вооружение и приступили к корректировке. Искренне считаем, что ошибаться не так страшно, как игнорировать и уходить в отрицание.

Выражаем благодарность за то, что недочеты были выявлены на таком раннем сроке — всегда приятно, когда тебе сразу по выходу из дома подсказали, что пуговицы на пиджаке застегнуты криво, пока ты еще не успел дойти до торжественного мероприятия.

Однако информация от стажеров была предоставлена с существенными искажениями, поэтому хотим разбавить представление о стажировке в Mad Devs реальными красками. Нам есть чем поделиться.

Раз стажер, два стажер – костяк компании

Анатолий Федоренко – наш delivery manager, пришел в Mad Devs на стажировку, имея на бэкграунде четырехлетнюю работу в менеджменте, но начальный уровень в разработке, поэтому обучался ей с нуля. По окончанию получил уровень джуна и спустя года полтора уже считался хорошим мидлом. У Анатолия всегда были прокаченные софт скиллы, поэтому было принято решение отправить его в менеджмент (примеч. поддерживать сильные стороны сотрудников – круто!). Сейчас Анатолий успел поработать в 5 зарубежных проектах, съездить в командировки в больше 5 стран, посетить 15 конференций и менторить десять стажеров. В данный момент он переехал в Юго-Восточную Азию, откуда и шлет вам привет.

Алиса Манакова также пришла на стажировку с минимальными знаниями. Стажировка длилась 5 месяцев и состояла из 2-х частей – обучение и работа во внутреннем проекте Mad Devs. Окончив стажировку и выйдя на уровень джуна во фронтенде, в дальнейшем Алиса стала работать в американском коммерческом проекте. Начав с оговоренной зарплаты, далее с ее успехами и вовлеченностью, чек поднимался на 100% каждые полгода.

Владимир Шебаршов пришел на стажировку со знаниями HTML и CSS, но уже в течение стажировки ему удалось принять участие в трех-четырех коммерческих проектах, и все они были успешно завершены и внедрены в рабочую среду. Этот процесс занял около 6-7 месяцев, после чего был достигнут уровень джуна фронтенд разработчика. После он был переведен на постоянный коммерческий проект. С течением времени Вова работает в компании не только с кодом, но и с коллегами в роли тимлида. Такой вот рост.

Эти экс-стажерские кейсы не единственные, но показательные, что программы стажировок — несмотря на все риски — дело в перспективе благодарное. Поэтому мы эту шарманку и раскручиваем, и прорабатываем. Сейчас расскажем, что у нас в эту программу входит.

Как устроена стажировка

Вообще, со стажировками мы поначалу были в статусе “все сложно” — там не всегда все было идеально, и мы пару раз уже отхватывали публичных люлей. Сначала мы принимали в свои ряды всех желающих, и когда по итогу ста человек на входе после плотного шестимесячного обучения в штат вошли только восемь, мы решили, что мы более не бесплатные образовательные курсы. Тогда началась вторая стадия эволюции покемона.

Мы ввели обязательства стажеров перед компанией – в случае, если человек успешно проходил стажировку и принимал наш оффер на позицию джуна в штат компании, мы рассчитывали на него как на сотрудника в течение двух лет. Если он покидал нас раньше этого срока без уважительной причины (которые описаны в договоре) , то по условиям договора, компании причиталась денежная компенсация затраченных на него ресурсов — времени и сил senior разработчиков, СТО и других специалистов, которые полгода обучали ребят.

Дисклеймер: этот пункт был включен, чтобы люди осознано подписывались на стажировку. За всю практику он никогда не был использован. И считаем, именно благодаря этому введению у нас стал расти штат реально крутых спецов, которые были мотивированы, постоянно развивались внутри компании — и оставались с нами.

Вообще, отметим, хорошие отношения с сотрудником нам всегда важнее, чем бюрократия, поэтому часто наша документация “адаптируется” под конкретный случай с конкретным человеком.

Сейчас мы на новой стадии – это стажировки для людей с уже базовыми знаниями. Вполне закономерный рост, правда? Есть два направления – Machine Learning и внутренний продукт компании Enji.ai. Они немного отличаются по требованиям и процессам, но общий формат такой:

  • Стажерам предоставляется тестовое задание, после успешного выполнения которого они проходят техническое интервью. Так проходит отбор, который помогает нам выявить потенциальных сотрудников.
  • Заранее формируем план стажировки, обозначая те цели, которых стажер должен достигнуть по окончанию 3 месяцев. В определенных случаях стажировка может быть продлена, чтобы стажер действительно был готов перейти в штат.
  • Обозначаем команду, которая будет вести стажеров на протяжении всего периода — начиная с онбординга в компанию, заканчивая возможностью запросить неформальный 1-1.
  • После 3 месяцев проводится перфоманс ревью и оценка 360.
  • Далее идет подписание оффера, в котором прописаны должность, задачи, уровень ЗП, отпуски, ништяки и прочие условия.

Стажеры всегда могут обратиться к ПМу, взять выходной в случае болезни или неотложных дел, попросить уйти и доработать часы в другой день. Условий, что кого-то насильно привязывают к стулу и отбирают паспорт – нет.

Да у нас есть культура, что работа сама не сделается и в рабочее время – надо действительно работать. За это можете нас осуждать, мы поймем и продолжим свой курс. Может ли стажер выйти из стажировки в любое время? Да, если чувствует, что не справляется. Также, как и вправе отказаться от оффера, если ему не подходят условия. Правда, такие кейсы случаются очень редко.

Что такого особенного в нашей стажировке?

Как мы раньше указали, есть два направления. И у каждого есть своя особенность, которая несет свою ценность.

В Machine Learning стажерам, как правило, предоставляется возможность работать с реальным коммерческим проектом. Помните, да, что при отборе мы уже выбираем ребят с базовыми навыками? Стажеры могут влиять на продукт, их голос учитывается при принятии решений.

В команде поддержки стажера участвуют наши сотрудники, специалисты в предметных сферах (Machine Learning, трейдинг и т. д.), а также приглашенный консультант. То есть, стажеры попадают в реальные условия работы над проектом — никакой имитации. Естественно, задачи на выполнение мониторятся, их сложность регулируется по зубам и росту каждого, дробятся с объяснением целей.

В Enji.ai сохранились традиции наших первых запусков стажировок. Здесь делается большой акцент на обучение стажеров и вылупление их в джунов. Особенность – в тесной работе с техлидом. Помимо задач, каждому стажеру предоставляется большой учебный материал с темами к изучению. Каждая тема подробно изучается с техлидом на ежедневных (иногда ежечасных) созвонах.

Из общих особенностей работы, которые должны соблюдать все, включая стажеров:

  • Работа по спринтам
  • Соблюдение процессов в Jira
  • Участие в созвонах – демо синки, ретроспективы, планирование
  • Отчет по рабочим часам ежедневно – ворклоги. Мы документируем 8 часов в день в Jira, это помогает соблюдать прозрачность в работе – всегда честно говорим, кто и что делал. Так и клиенты могут видеть, что и когда было проделано. Бесценная штука в аналитике и отчетах.

Кабальные условия эксплуатации рабского труда стажеров

Для тех, кто действительно считает, что вгонять стажеров в рабство и использовать их навыки бесплатно – это хорошая идея, спешим сообщить: нет. Человек-заложник вряд ли способен принести реальную пользу в нужных объемах, будет токсичить на каждую задачу и страдать. Не мы придумали и доказали, что счастливый сотрудник эффективнее в триста тысяч раз, так что в подобные эксперименты мы не играем, и никому не советуем.

Для того чтобы стажер сделал задачу как следует, уходит огромное количество ресурса “старших по званию”. Но в конечном итоге у любого действия есть цель, так ведь?

В чем наша выгода от стажировки? Глобальная цель, которую мы преследуем, довольно проста – выявить “звездочек”, классных и перспективных ребят, которые усилят наш кадровый потенциал и органично вольются в большой коллектив компании. И если цель должна оправдывать средства, некоторые средства достижения можно подкорректировать на старте. Мы шишки набили, вы не повторяйте. Трюк был выполнен профессиональными каскадерами.

В свете последних событий мы можем дать вам несколько советов, которые уберегут вас от того, с чем столкнулась наша компания.

Советы HRам в работе со стажерами

  1. Работа со стажером начинается ровно с того момента, как подписан договор. Не раньше. Обязательно предоставляйте доработанные документы. В крайних случаях — прибегайте к тому, чтобы делать маневры в полете.
  2. Общий объем работы может влиять на скорость коммуникации. Но чем скорее человек получит ответ, тем меньше проблем будет в дальнейшем. Оценивайте по приоритетности. С новыми людьми и меньшим опытом нужно работать плотнее и оперативнее.
  3. К слову о плотном взаимодействии, почаще мониторьте, как дела у новичков. Будьте к ним внимательнее. Возможно, у них нет навыка того, чтобы вовремя эскалировать проблемы и обращаться к кому-то до стадии выгорания и точки невозврата. Работайте в паре с ПМом и будьте, как «Большой брат».
  4. Старайтесь формулировать мысли в предложения в личных сообщениях сотрудникам так, чтобы они были предельно понятны всем участникам диалога. Избегайте двойных трактовок. Размытые смыслы могут привести к тому, что неверная информация пойдет “гулять” в массы.

Советы стажерам

  1. Ожидание и реальность может не совпадать, идеализации имеют свойство разбиваться о реальность. Будьте готовы к тому, что приобретение нужных хард и софт скиллов – долгий и трудный путь. Вообще, работа – это редко розовые единороги, так что стартуя, будьте готовы и к сложностям, и к несовершенствам.
  2. Внимательно ознакомьтесь со всеми документами, которые вам предоставляют. Задавайте все возникающие вопросы при прочтении, даже если они самые глупые. Так возникает диалог с компанией, где можно условия адаптировать для всех сторон. Прежде чем подписывать и приступать к работе, удостоверьтесь, что вы действительно согласны с условиями.
  3. У каждой компании есть NDA – важный документ, в котором прописано, что нельзя разглашать определенную информацию, например, выдержки из внутренних документов и рабочие детали. Разглашение этой инфы ведет к разным неприятностям — компания может понести потери, вы можете столкнуться в дальнейшем с проблемами при найме, в некоторых компаниях разглашение их NDA - это судебный иск.

Резюмируя, хотим признаться, что стажировки – тема для нас непростая и выстраданная, но мы от них не отказываемся, совершенствуя с каждым разом. Именно стажировки подарили нам классных, крутых, уникальных спецов, с которыми у нас случилась химия, и благодаря которым мы пилим такие же классные, крутые и полезные продукты. Да, с кем-то она не случилась, где-то споткнулись о недоработку или пробел в процессе, но на то мы и люди, чтоб эти ошибки совершать и об них улучшаться.

Всем, кому близко такое мышление – добро пожаловать в Mad Devs! Мы вас и ждем, и ищем.

P.S. Договор дадим сразу, без него стажировку не начнете. Мы его обновили, за что еще раз искренне благодарим бывших стажеров, и теперь он без пунктов, которые могут вызвать недоумение.

1313
51 комментарий

"Также, как и вправе отказаться от оффера, если ему не подходят условия" вот прям так и вправе? Пока из договора не будет убрано условие про 2 обязательных года, верить на слово - такое себе.
Некоторые другие пункты вроде "В команде поддержки стажера участвуют наши сотрудники, специалисты в предметных сферах..." судя по всему, имеют мало общего с реальностью и практической ценностью. Опираясь на предыдущую статью, цитирую "я пришла к выводу, что лучшее что я получила на стажировке - это умение пользоваться Jira и писать ворклоги. В остальном я ушла с тем же с чем и пришла".

По стажёрам, которых привели в пример. Ну ок - им всё это зашло. Но есть сомнения в том, что если бы им дали поработать в другой хорошей компании, помимо той, которая была выбрана скорее из-за отсутствия вариантов, они бы остались у вас.
Почему многие остаются? Да скорее всего, из-за пресловутого синдрома самозванца и ощущения, что они не могут получать зарплату выше и вообще вот руководство оно лучше знает, что меня нигде не возьмут.

10

Я бы почитал про опыт сравнения стажировки в мед девс и в других местах. Хорошо бы тему стажировок в целом развило.

По поводу "если бы им дали поработать в другой хорошей компании", не совсем понятно кто людей в этом плане ограничивает.

2

Ну да, ну да, вы белые и пушистые и заботитесь о всех, но не о себе.
Приходит компания (Mad Devs на сайте с 27.10.2023), на которую опубликовали подтвержденную фактами чернуху https://vc.ru/claim/891389-kak-mad-devs-ekspluatiruet-besplatnyy-trud-stazherov-ili-kak-porabotat-za-otricatelnuyu-zarplatu. Проплачивает премиум и выводит свою статью на главную. Внимание - не вступает в полемику внутри поста с чернухой про них, не приводит ссылку на этот пост, а просто пытается раскрутиться на фоне произошедшего черного пиара.

6

Цитата: Владимир Шебаршов пришел на стажировку со знаниями HTML и CSS, но уже в течение стажировки ему удалось принять участие в трех-четырех коммерческих проектах, и все они были успешно завершены и внедрены в рабочую среду.
Реальность: Владимир изначально разбирался и в javascript, работал с языками go и lua https://github.com/M1rotvorez

5

Цитата: Анатолий Федоренко – наш delivery manager, пришел в Mad Devs на стажировку, имея на бэкграунде четырехлетнюю работу в менеджменте, но начальный уровень в разработке, поэтому обучался ей с нуля.
Реальность: Ex Backend Go Developer https://github.com/anatoliyfedorenko

3

И нагоняет лайкать эту статью своих конторских с офиса, можете чекнуть через linekdin, все эти люди работают в MD