{"id":14285,"url":"\/distributions\/14285\/click?bit=1&hash=346f3dd5dee2d88930b559bfe049bf63f032c3f6597a81b363a99361cc92d37d","title":"\u0421\u0442\u0438\u043f\u0435\u043d\u0434\u0438\u044f, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u0443\u044e \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0442\u044c \u043d\u0430 \u043e\u0431\u0443\u0447\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u043f\u0443\u0442\u0435\u0448\u0435\u0441\u0442\u0432\u0438\u044f","buttonText":"","imageUuid":""}

Более 10 лет занимаюсь копирайтингом, но у меня нет портфолио: почему оно нужно не всем специалистам

Если коротко, то портфолио никоим образом не помогает доказать экспертность копирайтера потенциальному клиенту. Мало того: если на этапе переговоров у копирайтера попросили примеры работ, то, скорее всего, этот человек ничего не закажет. Проверено на моём опыте и опыте многих коллег.

Привет, меня зовут Артем Кабанов (да, «Артем» написано в паспорте именно так, через «е»), и я больше 10 лет занимаюсь копирайтингом, в основном в проектах, посвященных медицине, здоровью и науке. За это время я так нигде и не сделал страничку со своим портфолио. Если вы сейчас попросите меня показать примеры работ, то я возьму тайм-аут минут 20, чтобы собрать ссылки.

Почему?

Это не нужно мне

Во-первых, я понимаю, что конкретный отдельно взятый потенциальный клиент не сможет оценить по примерам моих работ, подхожу ли я для его проекта. Перед текстами, которые я готовил для разных заказчиков, стояли разные задачи, соответственно, везде разный стиль, манера подачи, везде использованы разные триггеры и прочие приемчики. Две одинаковых работы точно не будет, и даже очень похожие встречаются редко.

При этом оценка всегда будет субъективной. У человека, может быть, свои представления о высоком слоге, и ему что-то в моих работах не понравится. А оно там так было задумано.

Это теоретическая часть.

А во-вторых – то, что вижу на практике, и далеко не только я, но и многие коллеги. Опыт показывает: если потенциальный клиент на этапе переговоров попросил портфолио, то, скорее всего, он ничего так и не закажет. Парадоксально, но факт.

Если человеку нужны примеры ваших работ на оценку, значит, он вам не доверяет, а потом у него в голове щелкнут какие-то свои субъективные оценки, включится внутренний редактор, и всё равно ничего не понравится.

Тот самый случай, когда текст оценивает мама или жена клиента

Реальным клиентам это тоже не нужно

Я-то думал, что скепсис в отношении портфолио – чисто наше, копирайтерское. Но со временем убедился, что многие адекватные заказчики тоже относятся к нему прохладно. Побеседовал с некоторыми редакторами и маркетологами, услышал такие аргументы:

Перед тем как тексты автора размещают на сайте, их дорабатывают редакторы, SEO-оптимизаторы, сами владельцы компаний. То, что уже выложено на сайте, часто не отражает реального уровня автора.

Портфолио зачастую попадают только лучшие работы. Из-за этого картина выглядит более радужно, чем есть на самом деле. Ведь все же это понимают: портфолио – это на самом деле витрина, еще один маркетинговый инструмент.

Что же показывать вместо портфолио?

Существует еще масса способов убедить потенциального клиента, что вы – тот самый эксперт-копирайтер, которого он так долго искал.

Кейсы

Кто-то скажет, что это то же самое портфолио. На самом деле портфолио – это только пример работы, а кейс – полноценный продающий текст. В нем нужно показывать процесс и результат, а клиент, прочитав, должен воскликнуть: «Вау, хочу так же, сделай мне!».

О, да, кейсы они такие!

Да, подготовить хороший кейс сложно. В качестве шпаргалки дам такие базовые подсказки, о чем писать:

  • Почему клиент решил обратиться к вам, какая у него была проблема.

    · Сложности во время работы и ваши нестандартные решения.

    Результат. Например, конверсия лендинга или достигнутые KPI с помощью контент-маркетинга.
  • Этапы согласования с клиентом.

  • Все этапы процесса. Ваши действия и ваш ход мыслей. И скриншоты, скриншоты, скриншоты.

  • В чем была специфика и сложность работы.

  • Пытался ли он решить эту проблему раньше другими способами, с другими исполнителями. Почему не получилось?

Каюсь, долгое время не пользовался этим шикарным инструментом в том смысле, что мои кейсы не были собраны в одном месте, где их можно было бы почитать. Пересказывал на словах. Сейчас готовлю на своем сайте целый раздел.

«Звездные» клиенты

Копирайтеру по зарез нужно заполучить в качестве клиентов какие-нибудь хотя бы мало-мальски известные бренды.

Когда потенциальный заказчик узнаёт, что я работал с mail.ru, Биомолекулой, Врачами.рф и десятком топовых московских клиник, которые у всех на слуху – ему уже не нужно никакого портфолио.

Тут работает шаблон: «если такие крутые ребята его нанимали, значит, он тоже крут».

Предварительная консультация

Когда ко мне обращается новый клиент, я всегда стараюсь вывести его из переписки на созвон. Во время беседы задаю вопросы, даю полезные советы, рассказываю, как бы я выстроил работу, на что обращал бы внимание. Поболтали 20 минут – и человек уже получил пользу, понял, что обратился к эксперту.

Welcome-услуга

Можно показать клиенту свою экспертность, сделав для него что-то бесплатно. Например, я часто делаю такие штуки:

  • Подробный план текста, где я пишу свои комментарии и даю кучу ссылок на источники, откуда планирую брать информацию.

  • Бриф, составленный индивидуально для клиента. Я всегда говорю, что у меня принципиально нет типового шаблона, и беру тайм-аут на подготовку персонализированных вопросов с учетом специфики бизнеса, результатов предварительной беседы.
  • Первый экран лендинга.

Химия

Этот способ завоевывать доверие клиентов обладает самым непредсказуемым результатом, но работает очень мощно.

Иногда достаточно просто понравиться человеку, оказаться ему созвучным. Конкретных советов не дам, ибо искра между людьми – это всегда очень индивидуально и зависит от многих черт личности. Писать гайд – только таинство портить.

Вот такие способы я использую вместо портфолио, а если у вас есть свои хитрости, которыми готовы поделиться – милости прошу в комментарии.

0
30 комментариев
Написать комментарий...
Кирилл Березовский

Звучит, скорее, как "мне просто лень". Почему вы определяете себя выше клиента фразой "это не нужно мне"? Вам, может, и не нужно. А клиенту, запрашивающему, портфолио оно как раз-таки и нужно. Иначе не запрашивал бы.

Предполагаю, что портфолио у вас клиенты запрашивают, по причине отсутствия информации о вас как специалисте. Не "страничкой" стоит заняться, а презентабельный сайтом. Давным давно пора, если в сфере 10 лет. По своему опыту, поднятый вами вопрос тогда отпадает. Никогда не интересуются портфолио клиенты.

Ответить
Развернуть ветку
mumur mumur

"Не "страничкой" стоит заняться, а презентабельный сайтом. Давным давно пора, если в сфере 10 лет."

Не стоит. Бесполезная вещь.

Ответить
Развернуть ветку
Артем Кабанов
Автор

Не сказал бы, что бесполезная. Другой вопрос в том, что хороший сайт стоит весьма недешево. У многих возникает закономерный вопрос: "а стоит ли оно того?". Будет ли польза настолько большой, что с лихвой перекроет вложения? Знаю людей, кто руководит целым агентством, при этом работают без сайта.

Ответить
Развернуть ветку
mumur mumur

С сайтом для копирайтера такая штука - он нужен, чтобы люди узнавали о тебе на сайте. Но на практике, пока тебе это нужно, люди узнают о сайте от тебя, а когда они начинают узнавать на сайте о тебе, тебе это уже не нужно, потому что в сутках только 24 часа.

Ответить
Развернуть ветку
Артем Кабанов
Автор

Если так, то, конечно, не айс. Но при достаточных бюджетах можно рекламироваться в директе и заниматься SEO, а это уже будет приносить плоды, если по уму. Конечно, это не для начинающих и не для фрилансеров с небольшим доходом. В общем, next level, а нужен ли он - каждый решает для себя сам. Я думаю так.

Ответить
Развернуть ветку
mumur mumur

" Конечно, это не для начинающих и не для фрилансеров с небольшим доходом. В общем, next level, ,"
А все, как только копирайтер перестает быть начинающим с небольшим доходом, он весь загружен, и ему это не нужно. Next level невозможен, ограничения чисто физические. Next level - перестать быть копирайтером, слезть с текстовой иглы и заняться чем-то масштабируемым.

Ответить
Развернуть ветку
Артем Кабанов
Автор

У нашей братии одна возможность масштабироваться, если оставаться в своей сфере - нанимать помощников, расширять спектр услуг за счет них и постепенно переходить в формат диджитал-агентства. Тяжело, но не невозможно.

Ответить
Развернуть ветку
mumur mumur

Это даже не очень тяжело, но это просто другая деятельность. Сайт копирайтера в этом случае опять же бесполезен - разве что на базе слегка прокачанного домена новый сайт развернуть

Ответить
Развернуть ветку
Артем Кабанов
Автор

Хорошо понимаю, о чем вы, сам с этим бодаюсь. Но вижу немало примеров, когда у людей таки получается. У кого-то через партнерства с разделением функций, у кого-то другими способами. У меня сайт пока выполняет функцию визитки, которую могу показать клиенту, где собрана вся важная информация об мне и моих услугах. Ну и в блог пописываю, оттуда периодически приходят клиенты.

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл Березовский

Крайне узко мыслите. Никогда не приходила в голову мысль, что сайт может работать в обратном направлении - приводить клиентов, к примеру, из органики поисковых систем, сарафанному радио, иных источников; выступать репрезентативным портфолио? То есть когда копирайтер не будет сам рассказывать о своем сайте.

Ответить
Развернуть ветку
mumur mumur

"сайт может работать в обратном направлении - приводить клиентов,"

Не может.

" к примеру, из органики поисковых систем"
К тому моменту, когда он начинает собирать что-то существенное из органики, он уже не нужен.

" сарафанному радио,"
Для сарафанки это лишняя сущность

"выступать репрезентативным портфолио? "
Портфолио копирайтеру не нужно, никого не интересует и не бывает репрезентативным.

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл Березовский

Это что за безапелляционные и категоричные заявления? Пустые и неаргументированные. Последняя инстанция? Ни один профессионал не позволит себе использовать слова "никого" и прочие непозволительным моменты, которые у вас сквозят.

Продолжайте работать без портфолио и сайта. Тихонько себе. Советов только никому не давайте.

Ответить
Развернуть ветку
mumur mumur

"Ни один профессионал не позволит себе использовать слова "никого" и прочие непозволительным моменты, которые у вас сквозят."
У кого же просить позволения на моменты, дяденька?

Портфолио для копирайтера не имеет смысла, сайт для копирайтера бесполезен. Повторно объяснять почему, несколько утомительно.

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл Березовский

Бестолковая коммуникация с субъектом, переходящим на личности, с непозволительной фамильярностью, заносчивого. Дешёвый инструмент, даже когда "не хватает" на аргументы. Жаль ваших коллег, клиентов, собеседников. Пыль.

Ответить
Развернуть ветку
mumur mumur

Внесем-ка ясность: кого или что вы назвали пылью?

Ответить
Развернуть ветку
mumur mumur

запятую пропустил.

Ответить
Развернуть ветку
Артем Кабанов
Автор

Кирилл, информации обо мне предостаточно, и не только на личном сайте и в социальных сетях, но и на сайтах клиентов. И да, большинство клиентов портфолио у меня не запрашивают, пишу об этом как раз после того, как рассказываю "почему это не нужно мне". Те редкие, которые запрашивают - как раз в итоге ничего и не заказывают. А остальные довольны и просят продолжения сотрудничества (это сразу на случай аргумента "значит, портфолио плохое").

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий

Когда потенциальный заказчик узнаёт, что я работал с mail.ru, Биомолекулой, Врачами.рф и десятком топовых московских клиник, которые у всех на слуху – ему уже не нужно никакого портфолио.
—--—--—--—--—--—--—--—--—--—--—--—--—--—--—--—--—---
Так это именно портфолио и подтверждается. Причем с фамилией и в виде либо ссылок либо сканов. Не то, чтобы работодатель Вам не верил (хотя мошенников вагон), но когда есть доказательства спокойнее + человеку важно видеть, что именно Вы делали у этих топов. Я в свое время поработал в звездном журнале, потом пошел устраиваться в другой журнал, пришел на собеседование к главному редактору у него на столе под сотню резюме бумажных, мое верхнее и сканы из звездного журнала распечатаны и подколоты к нему. Единственный раз не просто журналистом, а членом редколлегии поработал.

Ответить
Развернуть ветку
Артем Кабанов
Автор

Дмитрий, спасибо за комментарий! Я разделяю понятия "портфолио" как примеры работ и "клиенты" - те, с кем сотрудничал. Допустим, есть у меня статья о вакцинации против дифтерии. Сама по себе она - часть портфолио и ни о чем потенциальному клиенту не скажет. Совсем другое дело, если эта статья написана для того же mail.ru, и я заявляю об этом. В таком случае триггер для потенциального клиента - знаменитый бренд. Как правило, ему уже даже пофиг, о чем я туда писал - главное, что схантил автора, который работал с тем самым mail.ru.

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл Березовский

Возникает вопрос, если не заказывают портфолио, и оно вам не нужно, зачем нас всех познакомили с этим постом?

Ответить
Развернуть ветку
Артем Кабанов
Автор

Потому что начинающие из-за него очень сильно переживают и считают, что на нем свет клином сошелся. Часто слышу об этом.

Ответить
Развернуть ветку
Helina Ryzhkova

Лично мне наставнику заказчиков портфолио копирайтера вообще не нужно. Подрядчик оценивается по его способности решить конкретную задачу посредством текста. Для этого есть базовое отборочное ТЗ.
Этот текст адресован заказчикам. Писала его еще не то в 2010-м, не то в 2011-м, поэтому формат подачи старомодный)
Но суть от этого не меняется) Если кому-то в помощь - буду только рада) https://bentsioni.com/practicum/pochemu-portfolio-kopiraytera-ne-yavlyaetsya-argumentom/

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл Березовский

ТЗ, насколько понимаю, на бесплатное тестовое задание?

Ответить
Развернуть ветку
Helina Ryzhkova

Да. Причем все участники отбора должны быть об этом осведомлены - это раз. Задание должно быть одинаково для всех - два. В идеале оно вообще не должно соотноситься по теме с тем бизнесом, под который планируется набор копирайтеров - три. Но это "три" - уже опционально)

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл Березовский

В целом, критерии справедливые. Однако, считаю, для профессиональных и что-то из себя представляющих копирайтеров выполнять бесплатное тестовое задание - не комильфо. Рекомендую не делать этого. Оплачиваемое - пожалуйста.

К слову, недавно написал тематическую статью с изложение своего мнения. Интересующимся ссылка: https://berezovski.by/testovoe-zadanie-dlya-kopirajtera-s-tochki-zreniya-ispolnitelya-i-zakazchika/

Ответить
Развернуть ветку
Olga Andreyeva

Я люблю смотреть портфолио дизайнеров, сразу понятно – стоит общаться или нет. Но не люблю читать портфолио копирайтеров. Время на чтение разных текстов, я не копирайтер, чтобы понять хорош текст или нет... Но прежде, чем общаться, всë равно почитаю по диагонали. У меня один критерий – умеет ли человек доносить мысли просто и понятно, круто если ещё и с юмором, метафорами, историями.

Ответить
Развернуть ветку
Артем Кабанов
Автор

Ольга, по поводу дизайнеров - на 100% согласен. Там есть что посмотреть. Картинки - уже хорошо, а кейсы с подробными описаниями - еще лучше. С тем, что портфолио позволяет в общем оценить слог автора - тоже соглашусь. Но, на мой взгляд, это не сильно повышает его ценность и нужность.

Ответить
Развернуть ветку
Olga Andreyeva

Ценность и нужность хорошо в дпле проверяются)

Ответить
Развернуть ветку
Алина Богоутдинова

Мне тоже портфолио не пригодилось ни разу, хватило экспертного блога, который вела — и заказчики выходили на меня сами. Так что согласна, мне тоже непонятна вот эта демонстрация текстов. Если речь идёт о специализированном копирайтиге (тот же мед) — мне кажется, гораздо важнее знание баз данных, навыки поиска информации и фактчекинга, уровень владения англ и скорость работы. Финальный текст этого никак не отразит, потому что над ним уже команда спецов потрудилась.

Ответить
Развернуть ветку
Артем Кабанов
Автор

Алина, спасибо за важное дополнение! В медицинском копирайтинге, действительно очень многое остается за кадром, и это невозможно оценить.

Ответить
Развернуть ветку
27 комментариев
Раскрывать всегда