Почему трудно раскрыться, работая в найме?
Предпосылки личностного самораскрытия без аяваски и мухоморного микродозинга, предлагаю в этой статье рассмотреть.
Здравствуйте! Меня зовут Альберт Зайнеев, копирайтер, психолог. Наверняка, вы обращали внимание на людей, про которых можно сказать, что они личностно раскрылись и в значительной мере реализовали свой природный потенциал. Не важно в какой сфере деятельности: бизнес это или искусство, наука или спорт, медицина или образование и др. Но факт в том, что их деятельность признается ценной другими людьми, оставляет след в истории, а иногда меняет сложившиеся годами устои.
Чтобы немного погрузиться в эту тему, предлагаю понять, а что же такое самораскрытие. О чем идет речь и как это можно понимать, чтобы этот феномен не превратился в абстракцию.
Что такое самораскрытие?
Самораскрытие - это процесс проявления Я человека посредством личности. Ну прет человека и все тут. Проявляется его Я такое какое оно есть, не сдерживаемое рамками в виде морали, воспитания и пр. ограничений.
Что такое Я в данном контексте? Бытийный аспект или Я-Есть. Я - проживает жизнь, ум - комментирует. Аяваска, випассана, ретрит, дхьяна (медитация) тоже направлены на проявление более глубинной части нашего существа - на переживание своего Я (хотя человек может в такой форме это не формулировать).
Через что проявляется Я?
Через личность. Именно личность является ограничивающим фактором самораскрытия. Почему в прикладной психологии много времени уделяется работе с детским психотравмирующим опытом, родительскими установками? А потому что именно они - первый сдерживающий фактор самораскрытия. Объясню почему.
Личность формируется в диалоге.
Личность, в отличие от типа характера, который базируется на темпераменте, - структура не жесткая. Личность становится такой какая она есть в результате того, как по отношению к человеку вели и ведут себя другие люди. И в первую очередь это касается общения. Если человека принижали, не слышали, принуждали, по-скотски обходились, угрожали и т.д. и т.п., то включаются защитные психические механизмы. И личность вместо того, чтобы способствовать проявлению/раскрытию Я, будет …закрываться или уходить в интроверсию. И говорить о раскрытии Я в этих случаях не приходится, пока человек не осознает в себе эти ограничения, не перерастет их.
Родительское влияние на личность ослабевает к 20 годам. Но привычка бояться наказания, неодобрения, страх высказывать свое мнение и отстаивать позицию остается. Работая в найме, человек по детской привычке боится проявлять себя, свои эмоции, аргументированно отстаивать свою позицию. Для некоторых людей роль родителя и начальника идентична. Боялся родителя, теперь боишься начальника. Это одно из проявлений инфантильности.
Второе - это ограничивающий фактор социальной среды, в которой человек пребывает и где ему сложно оставаться аутентичным. Человеку приходится подстраиваться под коллектив, проявлять конформизм, быть каким-то (“позитивным”, “продуктивным”, “хорошим”, “эффективным”...), а временами переступать через свои ценности. А если раз не услышал себя и не реализовал свое намерение, а реализовал чужое, сделал так дважды, трижды, что тогда? Тогда о самораскрытии говорить не приходится, раз самого себя не слышишь и не делаешь того, что от твоего Я исходит.
Стоп. Обвинять родителей, окружающих людей и себя не стоит. Это проблема не частного порядка, а общего, социального. Наше общество устроено по римскому принципу, где по факту право голоса рядовой гражданин не имеет. Те, кто имеют право голоса и их позиция что-то да решает, защитили себя законами, активами, должностями и пр. атрибутами власти. Языческая культура, где свобода личности постулировалась как истинная ценность, была уничтожена римской. Остались восклицания о приношениях в жертву людей, поклонении божествам и чего-то там еще. А то, что каждый человек в языческом обществе имел право голоса, об этом ни слова. И то, что лидер зависел от большинства своих собратьев, тоже ни слова. Или когда ребенка в возрасте 11-12 лет отец брал с собой на охоту, или работать в поле, и за малейшие успехи тот получал от отца и других взрослых одобрение, похвалу, согласно своему пусть малому, но вкладу в общее дело, об этом тоже ни слова. Но это не что иное, как формирование любви к труду и профилактика страха совершения ошибки или страха потерпеть поражение из-за возможного порицания другими людьми, если что пойдет не так. Этот страх способен остановить человека от любых начинаний, где есть хоть малейшая вероятность потерпеть фиаско. Тогда как, чтобы всего этого в личности ребенка ненароком не сформировать, надо нормально к нему относиться и искренне поощрять его за небольшие успехи.
А что получает ребенок сейчас? Унижения, если двойку получил? Да. Принуждение от своих же родителей “подтянуться” в учебе по настоянию учителей? Тоже да. Но как бы там ни было, предпосылки к самораскрытию формируются с детства, а это те факторы, которые ступорят изрядно. И те, кто в детстве выстоял, кому личность “не искривили”, те ощущают свой потенциал и раскрывают его в работе на себя или в каких-то вариантах партнерства с другими людьми. Те, кто ощущают в себе эти сдерживающие факторы пробуют их пробить. Рассмотрим как.
Способы самораскрытия
Первый способ “Ленивый”: аяваска, вытяжки из растений, грибы.
Люди в процессе ритуала переживают некий духовный опыт. Не факт, что произойдет самораскрытие. Все зависит от изначальных намерений. Интересно то, что ответы на вопросы, если таковые и приходят, преподносятся на уровне нравственных ценностей их задавшего. С вопросом “Кто Я?” больше едут на сатсанг к духовным мастерам и практикуют дхьяну.
Использование веществ, изменяющих сознание, подлинными духовными школами никогда не приветствовалось. В альфа-состояние (медитативное) можно войти и без них с помощью упражнений на расслабление. Да, не у всех релаксация получается. А вещества расслабляют тело быстро и Я проявляется. Пример тому, алкоголь. Выпил человек, переменился, аж не узнать…
…Пару месяцев назад посетил встречу с одним известным фунготерапевтом. Если я правильно услышал, то мухомор через три года непрерывного употребления приводит к тромбозам...
Запомнилось несколько моментов со слов специалиста, посвятившего не одно десятилетие изучению грибов. Хотел бы прокомментировать:
Хитиновая оболочка. Хорошо усваивается и легко выводится из организма, тогда как сейчас можно услышать обратное.
Полезные и патогенные грибы. Базидиомицеты (полезные грибы) имеют ярко выраженные целительные свойства и подавляют рост патогенных грибов в организме. Речь не о маринованных, соленых или жареных грибах, а экстрактах, получаемых по технологиям, которые позволяют по максимуму сохранить природную активность полезных грибов.
Источник натуральных витаминов и минералов. Например, белый гриб - витамин А, муэр - железо, шиитаке - витамин Д. Почему натуральных? Потому что можно найти исследования, подтверждающие тот факт, что если человек принимает дополнительно синтетический витамин А, употребляя хотя бы раз в неделю говяжью печень, то этим он себе вредит. Особенно это касается беременных. Доказана связь избытка синтетического витамина А с патологией плода (во многих витаминах для беременных витамин А присутствует).
Целевого назначения. Похудение, очищение, против паразитов, при тревожных расстройствах, улучшение работы памяти, как например ежовик гребенчатый (гериций) и др.
Эти грибы, в отличие от всего остального вышеобозначенного, полезны и работают, что довольно редко встретишь среди обилия бадов. Кое-что успел испробовать на себе. Я принимал гриб рейши. Получил ощутимый эффект. А вот пория уже ощутимого эффекта как рейши не дал.
Но бады бадам рознь. От одного производителя хорошо работают, а от другого не так хорошо или совсем не хорошо.
Мораль: пока не изучишь технологию производства, не посмотришь на людей, которые этим занимаются, в частности, на уровень их нравственных ценностей (это дает понять, что они суют в состав), только тогда начинаешь склоняться к тому, чтобы попробовать на себе. А запихивать в себя не пойми что (пусть и неплохо раскрученное) - не мой вариант.
Второй способ “Естественный”: обнаружение своей ролевой, другими словами, социальной идентичности.
О чем речь? Книгу просветленного самурая Миямото Мусаси (речь о “Книге пяти колец”), часто приводят как настольную книгу бизнесменов. В книге описывается 4 пути существования человека в обществе: крестьянина, торговца, воина и ремесленника.
Цитирую (в переводе А.Г. Фесюн):
В целом для человека в этом мире есть четыре способа (пути) существования: быть воином, крестьянином, ремесленником или торговцем. Первый — Путь крестьянина. У него различный инвентарь, он трудится, не обращая внимания на изменения четырех времен года, равно провожая и весну, и осень, — таков Путь крестьянина. Второй — Путь торговца. Изготовителям сакэ требуются всевозможные приспособления; обретая выгоды и терпя убытки, ведут они свою жизнь. Таков путь торговли, со всеми преимуществами и недостатками. Третий — Путь воина. На этом пути самурай использует различное оружие и старается применять его достойным образом, — таков Путь воинов. Да и может ли именоваться самураем тот человек, кто не умеет пользоваться оружием и не понимает особенностей самого различного вооружения? Четвертый — Путь ремесленников. Плотник владеет самыми разными инструментами, знает назубок особенности всех предметов труда, употребляет каждый из них умело, получая за это деньги на жизнь, и, таким образом, существует в этом мире. Таковы четыре пути: воина, крестьянина, ремесленника и торговца.
Смысл в том, что если человек, будучи тем кто он есть, встает на свой путь существования, то, несмотря на трудности, он будет вполне доволен жизнью и даже временами счастлив.
Почему? А потому что он раскрывается в деятельности. Его дело его же и раскрывает. Первоисточник 4 путей существования Мусаси следует искать в религиозных системах индуизма и иудаизма.
Эта классификация очень обобщенная, переплетающаяся, но реальность отображающая. Если попробовать уточнить, то к ремесленникам относится мастер маникюра и плотник. Хирург - тоже мастер. И повар. И учитель. Вокалиста, артиста театра и кино, блогера сюда можно тоже отнести. Воин - это солдат, боец единоборств и руководитель. А продажа своих услуг требует наличия какого-то уровня мастерства (экспертности).
Учитывая тот факт, что сейчас масса профессий, где можно себя реализовать, возникает вопрос: “А как понять, где мое, а где нет?”. По интересу. Свое дело драйвит. Но большинство нынче ловятся на призывы срубить бабла, не понимая, что деньги приходят к тем, кто хорошо делает свое дело. Увы, но мало хотеть денег и мечтать о хорошей жизни. А так все просто: интерес к деньгам - торговец, к власти - руководитель. Наличие здорового интереса состояться в определенной сфере, достичь должного уровня экспертности сигнализирует о том, что перед нами мастеровой (ремесленник).
К слову, в тесте Адизеса обнаруживается попытка выявить в человеке эти его природные роли, чтобы его деятельность в организации с ними соотносилась. Определенная роль - это набор скиллов. Скиллы раскрываются в деятельности. Вероятность того, что скиллы раскроются выше, если человек занят делом, которое соответствует его природной роли.
Почему в найме трудно раскрыться?
Приведу уровни роста экспертизы: ученик, специалист, эксперт, мастер (гуру).
Каждая организация имеет свои “потолки” роста. Углубляться в причины не стану, но это еще одна из причин, почему, работая в найме, большинству сотрудников не вырасти до уровня хотя бы середнечкового специалиста. Вне найма потолков нет.
Константин Ивлев в шоу “На ножах” порой увольняет администраторов ресторанов. Как бы я это прокомментировал? Тем, что человек оказался не в своей роли. Он не может согласовать процессы между кухней, официантами и залом. Поэтому ему предлагают заняться другим.
Вывод: ролевые состояния работают невербально. Именно этим я бы объяснил “закон” Парето, постулирующий закономерность между приложением 20% усилий для получения 80% результата и наоборот.
…В животном мире ролевые состояния работают четко. В одном зоопарке произошла любопытная история. Зоопарк закупил стадо обезьян и продавцы настоятельно упрашивали руководителей зоопарка купить альфу, доминирующего самца. Но он один стоил как целое стадо, поэтому решили на нем сэкономить. Что было дальше? В стаде начался бардак. Возрос уровень агрессии. Рядовые самцы передрались, вырывали друг у друга пищу, самки не беременели. В общем, полный хаос. Все это вынудило зоопарк прикупить альфу и с его прибытием в стадо порядок восстановился.
Не всегда удается остаться человеком.
Человек недалеко ушел от своих биологических программ. Нахождение человека в своей роли - важный элемент самораскрытия. Попытка натянуть на себя не свою роль обычно ничем хорошим не заканчивается.
Третий способ “Ускоренный”: дхьяна
Дхьяна приводит к самоосознанию без дурманящих веществ. Это состояние называют пробужденным. Пробужденный человек - это человек, который осознал свою подлинную идентичность, свое Я, о котором идет речь.
В состоянии дхьяны страданий нет. Я - не страдает. Страдания - это результат отождествления Я с телом и умом. В состоянии дхьяны можно понять направление, куда имеет смысл направить свои действия.
Прикладных аспектов у дхьяны масса. Минусы тоже имеются, но об этом как-нибудь потом. Да и получается она не у всех. Почему?
Первое, что затрудняет дхьяну, - это механизм ума под названием “Хочу”. Поэтому дхьяне предшествует период изучения того, как работает ум. Хотение мешает углубиться в дхьяну. Успокоение ума, ослабление хотений приводит к тому, что дхьяна, направляемая намерением, пойдет легко.
Как это сделать? Механизм хотения залегает довольно глубоко. Из обыденного состояния мы его не видим и оно движет нами автоматически. Механизм хотения порождает кучу ненужных переживаний и разочарований, крушения надежд и пр. Это и несбывшиеся ожидания, неполучение желаемого, претензии к другим, что они делают не так, как ты того хочешь, считаешь правильным, должным… Поэтому дхьяне предшествует психологическая работа, но не с воспоминаниями и реакциями на них, а конкретно с осознанием самого психического механизма.
Для успокоения ума и расслабления механизма хотения нужен релакс и достаточно глубокий. Нужно освоить шавасану или альтернативный метод релаксации, чтобы, будучи расслабленным, сохранять присутствие и не проваливаться в сон. Так без дурманов можно войти в медитативное состояние.
Поясню, что желаний у нас всего два (если мы рассматриваем это как механизм на базовом уровне, который периодически заполняется разнообразным содержимым, порождая многочисленные, а иногда противоречивые желания): 1 - “да, хочу”, 2 - “нет, не хочу” или сопротивление.
Второй сдерживающий фактор - это восприятие “из головы”, тогда как дхьяна происходит “из туловища”. И как это понимать? Экхарт Толль использует термин “внутреннее пространство” (или его так перевели). Не суть. Здесь важно то, что в дхьяне точка смотрения меняется территориально. Было смотрение из головы, а стало из туловища. Смена точки восприятия на медитативное легко происходит после релаксации.
Какова техника безопасности? После дхьяны в Обязательном Порядке делается глубокая релаксация, чтобы не сформировать себе тревожное расстройство.
Дхьяна направляется намерением, и в процессе можно задавать своему намерению любой вектор, в том числе для прояснения ряда моментов, которые были описаны выше.
Заключение
Что мешает раскрыться?
а) Личностные ограничения, идущие с детства
Родители в процессе общения с ребенком могут задавить его аутентичное проявление, наставить запретов. Потом это продолжат делать другие люди, вынуждая к удобному для них поведению. Произойдет это в детском саду, в школе, на улице. Неспроста некоторые реализованные люди в обычный детский сад не ходили или ходили в частный. Там они получили соответствующее к себе отношение, когда способность слышать себя, а не общественную мораль, не утрачивается.
б) Непонимание своей роли, обусловленность коллективом, конформизм
Самодостаточным людям рано или поздно становится “тесно” в найме, и они берутся за реализацию своих проектов. Заострю внимание читателя - не потому что плохо работать, а потому что тесно, душно. Это разные вещи. Вне найма получается у тех, кто не убегает от трудностей в найме, а для кого найм стал ограничителем их дальнейшего роста.
в) Применение суррогатных способов самораскрытия, вместо развития критического мышления
Идеи “захимичиться”, чтобы заглушить инфантильность, вместо того, чтобы понять кто ты, какой ты, какова твоя роль, каковы твои подлинные желания, что тобой движет и т.д.