Как компании провести стратегическую сессию в 2023-2024 гг и каких результатов от нее ждать
В статье рассмотрим, что такое стратегическая сессия, как провести её с максимальным результатом и какие нюансы важно учесть.
Сессия стратегического планирования — двухдневное мероприятие, на котором ключевые участники компании договариваются о ключевых решениях. И это — топовый инструмент для масштабирования и достижения долгосрочных задач компании. Именно в рамках стратсессии рождаются самые прорывные идеи и находятся нестандартные решения.
В этой статье вы узнаете, как провести стратегическую сессию, каких результатов ждать и что делать, чтобы мероприятие принесло максимум пользы вашей компании.
А в конце статьи я расскажу, как подготовиться к стратегической сессии, чтобы получить наилучший результат и сделать рывок в своем бизнесе.
Зачем бизнесу нужна сессия стратегического развития?
На стратегической сессии можно решить целый ряд распространенных проблем компаний:
- Убыточность бизнеса
- Отсутствие орг. структуры, систем продаж и управления
- Наличие проблем и вопросов, которые невозможно решить самостоятельно
- Разобщенность команды
- Адаптация к изменениям и кризисным ситуациям
- Отсутствие понятной дорожной карты и ясных целей
Решить эти запросы внутри компании бывает трудно, а стратсессия помогает взглянуть на бизнес со стороны, дать слово каждому участнику и найти аномальное решение, которое принесет классный результат.
За время существования инвестиционного фонда я отсмотрел несколько тысяч бизнесов, провел стратегические сессии для Росконгреса, для СахГУ и ДВФУ, для инновационных компаний и компаний с миллиардными оборотами. Во многие компании я инвестирую лично, поэтому заинтересован, чтобы стратегические сессии в них проходили успешно. И знаю, как этого добиться.
Как провести стратегическую сессию
Первый шаг в организации стратсессии — это подготовка. Подготовка и проведение стратегической сессии включают в себя 7 шагов.
1. Определите, зачем вам нужна сессия
Решите для себя, какой результат от стратегической сессии вы хотите получить:
- Поставить цели на год
- Синхронизировать работу команды
- Провести управляемый мозговой штурм или
- Найти решение какой-то непроходящей проблемы?
2. Найдите организатора
Лучше всего пригласить стороннего модератора. Он сможет незамыленным взглядом посмотреть на бизнес и профессионально управлять процессом.
С модератором важно созвониться заранее, чтобы он познакомился с командой и структурой компании.
3. Составьте план стратегической сессии
Что именно вы хотите обсудить на стратсессии?
Я обычно использую 3 основных блока:
Ретроспектива. Рассматриваем, что было в прошлом, какие цели уже достигнуты, какие были провалы и взлеты за текущий год. Важно проанализировать прошлый опыт компании и вынести из него ошибки и ключевые трудности, с которыми можно работать.
- Управляемая дискуссия. Проводим мозговой штурм или обдумывание стратегии, представление своих идей и их обсуждение. Главное, чтобы высказался каждый участник.
- Постановка цели стратегической сессии по SMART. Ставим конкретную цель с определенным временным промежутком. Не просто «увеличить прибыль», а «увеличить прибыль компании на 150% за 6 месяцев».
4. Подумайте, кого пригласить
Это могут быть топ-менеджеры, руководители, инвесторы и так далее. Эффективней всего брать сотрудников одного уровня — так разговор будет максимально открытым и без смущения со стороны команды. Плюс это хорошая мотивация для сотрудников — то, что их позвали на разработку стратегии, а значит, считаются с их мнением.
5. Задайте участникам «домашку»
Важно, чтобы каждый участник стратегической сессии подготовил отчёт за предыдущий период и планы на следующий год. Это поможет увидеть ситуацию с разных сторон и лучше понять команду. Отчёты и доклады необходимо будет заранее рассмотреть и проанализировать.
6. Найдите помещение для стратсессии
Я всегда рекомендую собственникам проводить ССП не в офисе. Почему? Потому что офис для сотрудников — это всегда операционка, какие-то текущие задачи, которые будут отвлекать внимание. А нужно, чтобы эти 2 дня команда была погружена только в стратегическую сессию и слаженно работала.
7. Соблюдайте правила сессии
Правил несколько:
- Работаем четко по таймингу
- Максимально слушаемся модератора
- Не обсуждаем операционку
- Соблюдаем дисциплину
- Отключаем телефоны
Это действительно важно, потому что кажется, будто 2 дня сессии — так много, можно запросто все успеть! Но когда начинаешь копать глубже и находить новые проблемы, время летит супер быстро.
Спустя год или даже раньше стратсессию можно повторить. В итоге цикл стратегирования выглядит так:
- Подготовка и анализ
- Планирование сессии
- Проведение сессии
- Фиксация решений
- Доработка
- Контроль исполнения
Каких результатов ждать собственнику от стратсессии
Самое важно в стратегической сессии — практическое пользование. То есть, когда вы не просто обсудили проблемы, какие-то решения и составили дорожную карту, но и наметили задачи на первые же дни после мероприятия.
Результаты стратегической сессии могут быть разные, но все они точно идут на пользу компании:
1. Приходит понимание, с какими сотрудниками не по пути. Конечно, не всегда так происходит, но если в команде есть люди, не готовые работать на благо компании, на ССП это обязательно выяснится.
2. Появляются конкретные задачи. После стратсессии у вас на руках будет план с конкретными шагами для достижения цели. Эти задачи позволяют бизнесу кратно расти.
Например, консалтинговая компания после нашей стратсессии выросла в 3 раза за год, благодаря четким и понятным задачам.
3. Находятся нестандартные решения или неожиданная прибыль. Когда высказывается много идей, обязательно найдется одна топовая идея. А могут найтись неочевидные пути экономии.
Однажды на ССП мы нашли простой способ сэкономить собственнику 50 млн. руб.
Подытожим: в результате ССП собственник получает понятную пошаговую систему на год, понимает, в каком направлении двигаться и может даже найти неожиданные способы сэкономить свои деньги.
А чтобы лучше подготовиться к стратегической сессии, приходите ко мне на диагностику вашего бизнеса. Мы подробно разберём ваш бизнес и составим дорожную карту развития на 6 месяцев.
это просто встречи, ни о какой стратегии тут не говорят
все зависит от компании и ее целей