Медицинские стартапы: что нужно знать, чтобы добиться успеха

О том, на что обратить внимание, к чему готовиться и с кого брать пример тем, кто планирует открыть медицинский стартап, мы поговорили с Натальей Комаровой, директором Центра развития здравоохранения Московской школы управления «СКОЛКОВО», экспертом в формировании и реализации успешных стратегий в бизнесе, медицине и IT.

В закладки

– По статистике, кто удачливее в бизнесе: медики или управленцы, открывшие свой медицинский стартап?

Сложно сказать, кто успешнее… Однако существует понимание, что одних, даже высоких, компетенций в области медицины для эффективного современного руководителя уже недостаточно. Ведь он должен решать огромный спектр вопросов в самых разных сферах – от безопасности до юридических моментов, от финансовой эффективности до системы закупок, от управления персоналом до маркетинговых стратегий.

Именно поэтому прослеживается мировой тренд – постоянное улучшение управленческих навыков у врачей, которые хотят развиваться как менеджеры.

– Какие наиболее типичные ошибки можно наблюдать при запуске медицинских стартапов? Чего стоит избегать? Приведите истории-примеры ошибок.

Первая и самая главная ошибка – вдохновленные своей идеей новаторы считают, что большего и не надо. Но, к сожалению, на одной крутой идее выехать невозможно. Нужно обязательно делать бизнес-экспертизу. Это может показаться банальным, но данным условием постоянно пренебрегают. О чем еще не стоит забывать – так это о мнении экспертов. Настоящие профессионалы своего дела, давно работающие в отрасли, могут всегда дать полезный совет, а иногда и помогут снять «розовые очки», что тоже немаловажно… Расскажите им о вашей идее, соберите обратную связь и работайте над ошибками. Не факт, что мнение эксперта нужно обязательно учесть, но выслушать несколько точек зрения не помешает.

Не стоит игнорировать пиар, если вы уже готовы делиться первыми, пусть и маленькими, шагами. Многие считают, что к пиару и маркетингу нужно обращаться, когда уже более-менее встали на ноги. Здесь все работает наоборот. Именно постоянное присутствие основателя в медийном поле будет вызывать доверие и привлекать инвесторов.

Ну и, конечно, команда – как без нее. Чем быстрее вы начнете эффективно распределять обязанности и привлекать людей «с горящими глазами», ваших единомышленников, которые не меньше вас верят в успех, тем быстрее будет расти и развиваться ваш стартап.

Примеров неудачных стартапов, к сожалению, огромное количество. По статистике, 97% из них не доживают и до стадии seed.

– А какие сферы посоветуете: в каких сферах медицины сейчас спрос превышает предложение?

В настоящее время можно выделить несколько ярких трендов мирового здравоохранения: пациентоориентированность, превентивность, цифровизация, датацентричность и ценностно-ориентированность. Стартапы, которые так или иначе пересекаются с этими трендами, особенно интересны инвесторам. Все проекты, связанные с цифровыми технологиями, искусственным интеллектом, наукоемкие стартапы в области борьбы с различными видами заболеваний (в том числе генетических) и в целом все, что способствует продлению качества жизни человека и повышению эффективности работы врача и системы в целом.

– Назовите 4–5 успешных российских медицинских стартапов. Как считаете, в чем секрет их успеха, что именно они сделали правильно, в результате чего продукт «выстрелил»?

Если под «успешными» стартапами подразумевать те, которые существуют на рынке и уже имеют клиентов, то можно назвать несколько ярких представителей. Эти проекты вошли в нынешний акселератор от 500 Startups и Сбербанка.

Один из представителей – «Третье мнение». Команда разработала систему, которая позволяет с помощью нейросетей распознавать патологии на медицинских снимках, а также помогает врачам принимать решения. К концу года их ожидаемая выручка должна приблизиться к 5 миллионам рублей. Успех «Третьего мнения» – в созданной технологии, которая является не просто теорией, а полноценным продуктом. И прежде чем запустить его в продажу, команда совершенствовала идею в очень тесном контакте с клиниками и врачами. Основатели разработки успели завоевать доверие медицинского сообщества до начала коммерческой деятельности, поэтому к моменту запуска продаж уже имели лояльных потенциальных покупателей.

Еще один пример – стартап I Brain. Разработчики создали нейросеть с ИИ для восстановления и улучшения моторных функций мозга в игровой форме. В области нейрореабилитации специалисты клиник очень открыты к новым разработкам. По данным MarketWatch, рынок нейроинтерфейсов, оцененный в $980 млн в 2018 году, достигнет $2,31 млрд к 2025-му, демонстрируя рост в 11% в течение 2019–2025 годов.

Также успешно функционирует проект Med.Me – блокчейн-платформа для записи на прием к врачу и обмена медицинскими данными, которая объединяет пациентов, клиники, врачей, страховые компании и других игроков медицинского рынка. По сути, они автоматизируют множество бюрократических процессов, и такое удобство на рынке не могли не оценить.

Медицинские стартапы – для смелых, тех, кто «горит» идеей, но при этом пластичен и легко может ее адаптировать к требованиям рынка.

Наталья Комарова

Похожий стартап – информационно-коммуникационная платформа «Медицинские информационные решения». На платформе работают мобильные приложения «Справочник врача» и «Мое здоровье». «Справочник врача» – бесплатный справочно-информационный сервис, призванный помогать врачам в решении ежедневных задач. В приложении доступна международная классификация болезней, реестр лекарств, медико-экономические стандарты, медицинский калькулятор и другие инструменты.

– Как медицинскому стартапу привлечь инвестиции?

В нашей стране, к сожалению, привлечение инвестиций – сложный процесс во всех отраслях, в том числе и в медицинской. Выгоднее купить еще один УЗИ-аппарат и открыть новый диагностический кабинет, нежели вкладываться в какой-то стартап, который, возможно, окупится, но в очень долгой перспективе. Поэтому сегодня проще получить деньги на развитие тем, кто может уже сейчас выдать готовый продукт. При таком положении дел крайне важно создать необходимый бизнес-климат для развития стартапов в области здравоохранения, чтобы догнать сильно убегающий вперед западный рынок.

– Вообще, в целом, ваше резюме: стоит ли идти в эту сферу молодым ученым, медикам, бизнесменам? И если стоит, то в каком случае и к чему надо быть готовыми?

Медицинские стартапы – для смелых, тех, кто «горит» идеей, но при этом пластичен и легко может ее адаптировать к требованиям рынка. Готовьтесь к худшему, работайте много и хорошо, легко точно не будет. Но это не значит, что вы не придете ни к какому результату. Просто не стройте иллюзий раньше времени, не опускайте рук и упорно трудитесь. А еще – общайтесь с такими же людьми, со схожими интересами. Здесь не менее важно окружение, где можно черпать идеи или даже найти партнера.

– Что посоветуете бизнесмену, желающему открыть медицинский стартап?

Допустим, у вас на руках – по-настоящему инновационная технология, и вы хотите организовать стартап, но не совсем понимаете, как это сделать. Идея может показаться вам перспективной и суперполезной, но на деле все может быть совсем по-другому. По данным Global Startup Ecosystem Report 2019, только один из 12 стартапов становится успешным. Проанализируйте конкурентов, внимательно изучите рынок, свою целевую аудиторию. Обратитесь и к зарубежному опыту: а делает ли кто-то такое? И не ждите быстрых результатов. Для получения стабильных и качественных показателей вам придется набраться терпения.

Материал опубликован пользователем.
Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Наталья Комарова", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 1, "likes": 2, "favorites": 17, "is_advertisement": false, "subsite_label": "life", "id": 93561, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Wed, 20 Nov 2019 15:16:43 +0300", "is_special": false }
0
{ "id": 93561, "author_id": 80509, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/93561\/get","add":"\/comments\/93561\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/93561"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199123, "last_count_and_date": null }
1 комментарий
Популярные
По порядку
0

Тема как раз актуальна с предверии этапа отбора работ на «Лидерах России».
Вопрос только один: Как человек - бизнесмен может открыть медицинский бизнес не имея на то должных компетенций и бэкграунд за плечами в этой сфере? Он может только инвестировать и «купить» команду профессионалов.

Ответить
{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "Article Branding", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cfovx", "p2": "glug" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Баннер в ленте на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "disable": true, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } }, { "id": 20, "label": "Кнопка в сайдбаре", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cgxmr", "p2": "gnwc" } } } ] { "page_type": "default" }