{"id":14284,"url":"\/distributions\/14284\/click?bit=1&hash=82a231c769d1e10ea56c30ae286f090fbb4a445600cfa9e05037db7a74b1dda9","title":"\u041f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u044c \u0444\u0438\u043d\u0430\u043d\u0441\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435 \u043d\u0430 \u0442\u0430\u043d\u0446\u044b \u0441 \u0441\u043e\u0431\u0430\u043a\u0430\u043c\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Как айтишник из провинции создал компанию на 400 млн рублей

Реальная история из первых рук: как выживала, развивалась и живет продуктовая IT-компания в Саранске (республика Мордовия) .

Привет! Я – Александр Бочкин, предприниматель по профессии, разработчик по призванию и генеральный директор IT-компании Инфомаксимум по факту. Сегодня расскажу, как получилось развить стартап в регионе и почему отказался от переездов в столицы.

Как всё началось

Моя жизнь всегда была плотно связана с технологиями и программированием. В 11 лет написал первый рабочий код, получил вышку на инженера и даже стал кандидатом технических наук. Я планировал связать свою жизнь именно с этой областью, но всё изменилось, когда на 2 курсе вместе с другом сделали на заказ простенькую программу защиты данных. После проекта остался купленный на заработанные деньги мобильный телефон (тогда это было круто) и мысль, что хочу создать своё. Так в 2008 году появилась компания Инфомаксимум.

Первым продуктом стала система прозрачного шифрования данных для разграничения доступа к файлам, но финал случился почти сразу: система была сырой, постоянно лагала, компы с ней висли, а чуть позже Microsoft выпустили Windows 2000, где функция разделения доступа была встроенной. Идем дальше.

Следующий период своей деятельности я бы назвал «студенческим». Наша маленькая команда плотно сотрудничала с местным университетом и действовала в рамках студенческого бюро. Нас поддержали и выделили небольшую аудиторию для работы. Тогда главным проектом была система Maxapt QuickEye – такой «шпион», который подтягивал все действия сотрудника за рабочей машиной. Программа была скромной, но начала пользоваться популярностью у малого и среднего бизнеса. Однако и его пришлось закрыть: мы с коллегой решили сконцентрироваться на учебе. Где-то тут я и получил кандидата.

После защиты диссера мы работали на гранты, ездили на различные студенческие слеты, семинары-конференции. Было все – от роботов до аналитических систем. Ролики снимались, проекты делались, но это всё было скорее про науку, чем реальные продажи. Гранты – это бюрократия, бюрократия – это бесконечная отчетность и ограничения.

Параллельно вели работу над интересной аналитической системой для планирования CoffeePlan. Реализовали техническую часть. Выросли крылья, но снова косяк: отсутствие продвижения. Мы свято убеждены, что если продукт отличный, то сарафанное радио будет работать лучше любой рекламы и пиара. Но конкурентов было слишком много, они активно продвигались и много говорили о себе. Про нас же никто не знал, а возможностей тратить бюджеты на продвижение уже не было. Проект пришлось закрыть. Опять.

Бытность стартапа

Система мониторинга загруженности персонала CrocoTime стала нашим последним шансом на успех. Я прекрасно знал, что ребятам из команды делают неплохие офферы в другие места и, и понимал, что либо мы выстреливаем сейчас, либо никогда. Взяв за базу наработки по мониторингу рабочего времени персонала, мы в короткие сроки создали новую систему. Это был 2013 год.

Самый первый вариант CrocoTime определял, сколько времени сотрудники тратят на работу в «продуктивных» и «непродуктивных» сайтах и программах, показывал переработки, позволял сравнивать загрузку людей. Первым клиентом, а заодно и тестировщиком, стала компания «Панавто и Ко». Они были готовы работать с системой, зная про ее несовершенства. Эта продажа дала понять, что мы двигаемся правильно. Полноценный коммерческий продукт мы реализовали за полгода.

– Кажется, это потолок

Система CrocoTime долго была нашим флагманским ИТ-решением. Мы вели много проектов с большими компаниями, каждую неделю ездили в командировки, выступали на крупных мероприятиях. Активное было время. Но пришло понимание – расти больше некуда. В нашей нише масштабироваться было невозможно, только если добавлять шпионский функционал типа записи экрана, запоминания нажатия клавиш, аудиофиксация… Мы этого не хотели, поэтому возник классический вопрос – что делать дальше?

Продолжая выпускать обновления CrocoTime, мы активно искали пути развития. К теме Process Mining пришли не сразу. Делали мобильные приложения, пробовали пилить автоматическое планирование. Тогда же – в 2017 году – отметил, что в Европе набирает обороты интеллектуальный анализ бизнес-процессов. Мы изучили теоретические выкладки, кейсы и стали ненавязчиво поднимать эту тему в общении с клиентами. Часто они упоминали, что реальный бизнес-процесс не соответствует регламентированному. Утрированно: по регламенту обработка заявки выдачи на кредит должна длиться 24 часа. По факту – клиент может ждать 48 часов. Почему именно так происходит? На каком этапе есть нарушения? Что конкретно стоит устранить?

Тема заинтересовала. Я сразу понял, что для бизнеса такие вещи – это большая боль, которую они захотят решить. Завтра или через год, но обязательно захотят. И принял решение, что дальше Инфомаксимум будет развиваться в направлении анализа и оптимизации бизнес-процессов. Новое направление приняли не всё, мое решение было непопулярным, но время показало, что все было правильно.

Мы не торопились. Каждую фичу будущей системы Proceset тестировали совместно с клиентами. Бесконечные переговоры и созвоны, пилоты, доработки-доработки-доработки – мы создавали новое и учились сами. Первый релиз вышел в сентябре 2019 года, тогда же Proceset вошел в реестр российского ПО. Мы стали первыми, кто сделал собственный программный продукт класса Process Mining в России.

Больше, чем просто аналитика

Пандемия, конечно, выбила нас из колеи, но вместе с тем дала толчок к дальнейшему развитию. Компании стали активно переводить сотрудников и для мониторинга их работы выбирали наш CrocoTime. Это дало средства развиваться дальше. Кроме того, пилоты Proceset постепенно переходили в промышленные внедрения, пилоты становились платными – это был новый уровень. Но мы не останавливались и перешли на новый уровень детализации – стали анализировать не только процессы, но и операции. Это удалось за счет обогащения логов данными с наших агентов мониторинга и очень помогало определять самые выгодные для дальнейшей роботизации операции. Такое в мире делаем только мы, без лишней скромности.

В 2022 году всех потрясли самые знаете какие события. Это совпало с тем, что нам стало тесно в рамках позиционирования Proceset только как системы класса Process Mining. Функционала и возможностей было слишком много, чтобы говорить только про процессную аналитику. Мы долго думали и обсуждали дальнейшее развитие продукта и остановились на том, что теперь Proceset – система активной бизнес-аналитики. Почему так? Потому что в системе реализованы возможности сразу нескольких технологий – Process Mining (+ мультипроцессная аналитика), Task Mining, Business Intelligence, Automation, Customer Journey Tracking. Понятно, что это все было сделано и добавлено не сразу, но на текущий момент система предоставляет такие возможности.

НеСтолицы

Мы работаем с крупными клиентами – от банков из ТОП-5 до крупнейших промышленных предприятий. И при этом базируемся в Саранске (Мордовия) – до Москвы 9 часов на поезде, 1,5 часа на самолете или 1 секунда по Zoom.

Были мысли об открытии дополнительного офиса в другом городе, но это осталось на уровне идей. В момент развития технологий вовсе необязательно быть друг с другом на расстоянии вытянутой руки.

Итог

Меня часто спрашивают – тяжело ли вести бизнес в регионе, не жалею ли я, был ли готов когда-то сорваться. Везде ответ «нет». Я понимал, на что иду и принял все правила. Свои сложности есть, например, связанные с дефицитом кадров, но назовите мне хоть один бизнес, где все развивалось изначально гладко. Нет таких, ошибаться – это нормально.

Спасибо, что дочитали! Поделитесь в комментариях, о каких аспектах, процессах или других деталях работы в компании вы хотели бы узнать? С удовольствием отвечу здесь или в следующих материалах.

А о том, как сейчас развивается наш флагманский продукт – система активной бизнес-аналитики Proceset – можно прочитать в ТГ-канале.

0
160 комментариев
Написать комментарий...
Roman Gorelov

Чел помогает строить цифровой концлагерь по факту

Ответить
Развернуть ветку
Vladimir Kudryavtsev

Мне кажется это просто инструмент оценки эффективности затрат, в том числе на персонал, для собственника. Ну и плюс полезная информация по карте рабочих процессов. Причём здесь концлагерь? Не очень понимаю. Есть обязательства по трудовому договору - это способ оценивать их выполнение

Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев
Культурный слой

В концлагерь - загоняют принудительно, без желания. А контроль за сотрудниками и работой - нормальное дело. Где-то нужен, где-то не нужен, это уже руководству решать. Никто же не держит. Такой добровольный "концлагерь" получается, куда все сами с утра бегут, и боятся, что их оттуда выгонят.

Ответить
Развернуть ветку
Victor Axonoff

Да, захотелось ему по чайнику надвать. Все создатели таких сервисов по контролю должны гореть в аду!

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
IantivirusI

Я б помог ему

Ответить
Развернуть ветку
Чайка О.

А разработчики ИИ по факту работают против человечества.

Ответить
Развернуть ветку
Максим Маленков

Мотивирующая история, которая вдохновляет не останавливаться. Хотелось бы почитать про структуру найма ваших сотрудников - как сочетаете проектников, постоянный штат, и т.д.

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Bochkin
Автор

Про систему найма сотрудников, кажется, можно написать целую статью! Через время, нервы, стажировки, обучение пришли к тому, что есть сейчас. Надо будет написать.
А в постоянном штате сейчас 143 человека.

Ответить
Развернуть ветку
7 комментариев
Евгений Ма

Прям великая американская (зчркнт) айтишная мечта )

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Bochkin
Автор

Надеюсь, что всё лучшее еще впереди :)

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Даниил Капцан

Супер! Всегда приятно читать такие истории успеха! Ну и тот редкий случай, когда маркетологическая чуйка руководителя работает хорошо.

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Bochkin
Автор

Благодарю! Понятно, что ошибки учат эффективнее, но порой хочется и самому почитать что-то мотивирующее, чтобы продолжать дальше

Ответить
Развернуть ветку
Иван Замятин

Александр, привет! Крутая история!
С удовольствием почитал бы про принципы формирования команды, принципы мотивации и постановки целей в компании.

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Bochkin
Автор

Понял, принял, осознал, запланировал!

Ответить
Развернуть ветку
Himan Yukubov

а где тут 400 лямов?

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Bochkin
Автор

Будут, как только появится 2023 год ;)

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
GR

Это что за мебель офисная мебель на фотках с железными ножками. Вы школьные парты сотрудникам поставили и мониторы 20и летней давности? Жесть какая-то.

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Ченков

Какая средняя зп в фирме?

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Bochkin
Автор

В целом по компании не скажу, потому что слишком большой разброс должностей - от senior developer до офис-менеджера.

Какая специальность вас интересует?

В каждом сегменте выше средней по региону

Ответить
Развернуть ветку
29 комментариев
Михаил

я не отвечал... это гон он в 14 лет компанию создал....
или фото не его
или он не он

Ответить
Развернуть ветку
AlSh

Есть анекдот про 80го пенсионера на приеме у доктора:
- Моему соседу 90, а он говорит, что кончает пять раз за ночь.
- Ну и вы тоже говорите!

Ответить
Развернуть ветку
Mark

Не совсем понятен разброс с сотрудниками и заработными платами, мне, как руководителю не понятно вот что:
1) Зачем такой большой штат людей? Какие функции они выполняют? Зачем вы, молодые, так бежите за огромными штатами? Я знаю многих людей, владеющих многомиллиардными (рубли) проектами в России, а также многомиллионными (самая крупная контора, рука которой я знаю, имеет оборот 500-800 миллионов долларов в год - из-за Ковида чуточку просели показатели - сейчас растут) в Европе, США, Азии и Востоке - никто так штат не разращивает. Или может, этого просто не понять старикам, которым "под 40-50". (я младше, если что).
2) Если это ваш штат, сколько вы им платите? Потому, что даже при минимальном уровне (который я себе представляю, и он рабский, мои люди под него не подпишутся) - это около 5 миллионов в месяц и около 150 000 000 в год, исключим налоги, траты на программы, технику, офисы и продолжим (тут не знающим рассказывайте, что это незначительные траты - кто в теме - вам уже ответил). Вы же сами сказали, что это оборот.
3) Если это оборот, вы работаете по патенту или по налоговой структуре, кто платит налоги? (какой вид юр.лица и налоговой системы - ИП уже отметаем, если память не подводит, в РФ ИП до моего уезда был макс доход в 150 миллионов). Если патент, то можете не отвечать на вопрос (хотя, что за патент? Если он есть). Так как сумма патента (для тех кто не знает) фиксированная за год.

Для тех, кто не вкурсе темы с сеньорами - сейчас российские компании их с руками забирают, можно сказать, воруют. Просто переманивают - средняя ЗП идет уже в шаге 10-15к долларов в месяц (именно долларов, а не рублей). Знакомы случаи, когда сеньорам к ЗП предлагали оплату 2 месяцев за уход из компании-конкурента. Некоторые их даже перепродают.

Причина проста - после эмиграции 50-70% таких спецов - рынку стало не хватать спецов (мидлов и джунов дофига - сеньоров нифига). Само собой, мало кто из сеньоров вернулся в РФ - ЗП в Европе и Штатах на уровень выше (знаю точно, знакомый не так давно уехавший получил ЗП на первые 6 месяцев - 13 000 долларов, далее повышение до 16 000 долларов, после отработки года - 20 000 долларов, далее там сложная система подсчета увеличения, но индексация входит в контракт),

Если он джуниорами и мидлами свою компанию захерачил только - вопрос снимается (джуны по 400-500 долларов, технически и по 250 можно найти, мидлы по 500-1000 долларов). Если там минимум 2-3 разраба сеньора - это уже, если они профи своего дела, около 1.5-2 миллионов в месяц и около 20 миллионов в год. Сори, не считаю "переменные"

В общем, у меня, как человека из сферы, с хорошими оборотами компаний и командой, больше вопросов стало, чем ответов.

Ответить
Развернуть ветку
Следствие вели

Какие у тебя обороты, ты даже не знаешь, что у ип могут быть любые обороты

Ответить
Развернуть ветку
13 комментариев
Mark

Далее, если ЗП выше, чем я думаю, и вы платите по ней около 15-25 миллионов в месяц. Вопрос остается открытым - ЗАЧЕМ ВАМ ТАКОЙ БИЗНЕС, уберите людей, сократите расходы, посадите профи и увидите как все будет хорошо. Ошибка молодых стартапов №1 - набирают кодлу ненужных специалистов и людей (и эта же ошибка есть у довольно крупных проектов - но там доходы хотя бы кодлу людей позволяют содержать без серьезных потерь).

В общем, мой совет - выделите 400 000 рублей и наймите на 2 месяца приезжего управляющего-наблюдателя, который, поверьет, очистит ваш штат процентов на 60. Просто вспоминаются случаи, получают 10 миллионов, затраты на сотрудников 5 миллионов, реклама 1 миллион, остальные траты и налоги еще 3 миллиона - и потом спрашивают - а где прибыль? Потом лезешь для прикола в структуру сотрудников, и выясняется, что 50 процентов - это просто "пассив", не эффективный, удалять надо их - еще процентов 20, плюсанем к 50, можно просто уволить - так как не востребованы, и вот уже траты получаются не 5 миллионов, а 2-2.5 и доход уже плюсиком. Да и эффективность стала выше. И это лишь меня послушали, человека, который просто по дружбе глянул, что и как идет.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Aridj

Чувак, компания в мордовии, какие 13к долларов, ты в какой вселенной живешь?
В мск сеньеры до 400к в основном получают , у них думаю максимум до 200, не путай зп европы и региона в россии

Ответить
Развернуть ветку
28 комментариев
Mark

Я не отрицаю, что в команде есть маркетологи (но уважающий себя маркетолог ниже 2к не согласится работать), а также продавцы, менеджеры. Но даже в случае ставки в 300-400 долларов в месяц ряд цифр не сходится. И как по мне, это рабская ЗП - почти прожиточный минимум из того, что я знаю (не надо кидать тапками, просто я считаю так: 200 квартира, если аренда - а своя не у всех, а нужны еще развлечения, отдых, и так далее - про еду молчу, а если семья есть - тем более, это еще минимум 200). Я понимаю, что 300 баксов - это ЗП средняя по РФ регионам, но как по мне - это прожиточка по нынешним ценам.

В общем, функции такой оравы людей я не понимаю лично. Хотя регионально, как тут заметили, численность - это авторитет и "важно". По мне важно - профессионализм, спокойствие и удовлетворенность сотрудников жизнью. И я по опыту знаю, что профи своего дела стоит 10 "карманных специалистов". У меня на каждом из 2 проектов 2 сотрудника поддержки, справляются. Есть психолог для сотрудников (ЭТО ВАЖНО ДЛЯ ПОДДЕРЖКИ - но не все поймут почему). Я привел инфу по самому "низшему" персоналу.

Ответить
Развернуть ветку
Asf
«продуктивных» и «непродуктивных» сайтах и программах, показывал переработки, позволял сравнивать загрузку людей.

Такое возможно только в 404 ..

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Выборнов

Секрет успеха на самом деле в двух вещах:
1) Знания и ранний накопленный опыт;
2) Везение, т.к конкуренция везде огромная.

"В чужих руках … всегда толще", я бы стал завидовать если бы сделали всё тоже в 10 человек.

Ответить
Развернуть ветку
Анна

400 млн. это оборот компании?

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Bochkin
Автор

Да, выручка за 2023 год.
Есть, куда стремиться

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Аккаунт заморожен

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Михаил

у вас такая статья что "В 11 лет написал первый рабочий код, получил вышку на инженера и даже стал кандидатом технических наук. " с 11 лет до 13 -14 вышка и кандидат в 15.... по факту 1 вопрос...
ОТКУДА БАБАЛО? я не читал мне вышки хватило... но откуда бабло на извращения нашлось вопрос... у налоговой надеюсь тоже

Ответить
Развернуть ветку
Aridj

Скорее всего родители помогли , больше никак

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Сергей Журавлёв

Такой своеобразный вопрос: а на себе свои продукты не пробовали?

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Bochkin
Автор

Конечно. Не просто пробовали, а начинаем с себя и активно пользуемся ;)

Ответить
Развернуть ветку
Вова Козырев

Крутая история!
"Мы свято убеждены, что если продукт отличный, то сарафанное радио будет работать лучше любой рекламы и пиара" – тоже так считаю. Звучит забавно, но занимаясь маркетингом и рекламой, мы ищем таких клиентов. Когда и так вроде всё хорошо, но требуется выстраивать постоянные отношения с рынком и клиентами. На этом уровне кстати, бизнес-аналитика раскрывает свой потенциал)

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Bochkin
Автор

Скажу так) С той истории я точно знаю, что сарафанное радио - это хорошо, но пиар/реклама/участие в профильных мероприятиях/референсы/т.д. - не менее отлично.

Ответить
Развернуть ветку
Andrei Tsay

Респект! так же веду бизнес в регионе но масштаб поменьше!

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Bochkin
Автор

Спасибо. А у вас в какой сфере бизнес?

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Вдумчиво о продажах

Классный кейс!

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Bochkin
Автор

Спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт заморожен

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Bochkin
Автор

Инвестиции в компанию и покупку предлагают постоянно. Экзит бизнеса такого типа возможен, на мой взгляд. Но я сейчас такой вариант не рассматриваю.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Олег Масленников

то чувство , когда мозги работают в нужном направлении

Ответить
Развернуть ветку
Den Brovsky

Очень вдохновляюще читать о том, как трудолюбие, настойчивость и преданность своей идее привели к созданию успешной IT-компании

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Bochkin
Автор

Благодарю!

Ответить
Развернуть ветку
Sarmat Bagayev

В регионах нужно вести бизнес , а не обогащать только крупные города , если заниматься вопросом серьезно , то потребитель найдется в любом уголке страны

Ответить
Развернуть ветку
Александр Дегтярёв

Александр, классная история и подача!

Ответить
Развернуть ветку
Следствие вели

Выручка очень маленькая на 140 человек, сокращай 60%

Ответить
Развернуть ветку
Алеоп

Красавцы

Ответить
Развернуть ветку
Maystremm

"В 11 лет написал первый рабочий код"- очень впечатляюще

Ответить
Развернуть ветку
Unknown

Теперь надо определиться. Сбер говорят - это они первые в рф сделали process mining

Ответить
Развернуть ветку
Master

У сбера процесс майнинг это их Python либа sberpm и штат дата аналитиков, которые под каждого клиента это все подгоняют
Здесь же решение более универсальное, никаких библиотек, загружаешь данные и все работает (по крайней мере так позиционируется)

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Орехов

Все поэты и писатели творили на природе, а не в столицах.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален автором поста

Развернуть ветку
Иван Киреев

Как продвигали/продвигаете продукты?

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Dmitriy

open sans light тяжело читать на вашем сайте. Также не увидел упоминания поддерживаемых операциионных систем. У вас скрины от мак ос на сайте, поддерживается ли windows 7/10/11, линуксы и тп

Ответить
Развернуть ветку
Чайка О.

А где там open sans light? Или я не тот сайт смотрю.

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Bochkin
Автор

Да, все поддерживаем - и windows, и линукс.

Ответить
Развернуть ветку
157 комментариев
Раскрывать всегда