Делаем свой бренд безалкогольных напитков

Про стартап в продуктовом ритейле.

Здравствуйте! Хочу поделиться своей историей создания продукта для рынка fmcg (товары повседневного спроса) – минеральной воды EVISS.

Желание создать свой проект и перестать работать в найме возникла, когда мне было 19 лет. На тот момент я учился в университете и в один прекрасный день понял, что работать на кого-то для меня будет очень сложно в виду совсем других перспектив в плане самореализации, достатка и интереса к работе. Один прекрасный день был, когда я, подрабатывая мытьем окон, получал на тот момент довольно неплохие деньги для приезжего студента, живущего в общежитии. Мне платили 1000 рублей за 2-3 часа работы. Но в тот день мой менеджер не смог приехать на объект, чтобы забрать деньги у заказчика, по итогу выполненной работы, и попросил сделать это за него, чтобы на следующем объекте я ему их передал. Каково же было мое удивление, что сумма составила 5000 рублей. Из них только 20% были мои.

Конечно на тот момент мне показалось, что компания всего лишь потратила силы на поиск клиента, закупила средства уборки на пару тысяч и передало задачу мне, а основная работа выполнена была мной. Возможно было искажение восприятия бизнес-процессов в голове молодого парня, но именно тогда у меня что-то щелкнуло внутри.

С тех пор было много попыток создать какой-либо бизнес от интернет-магазина мужской одежды (когда еще толком их не было) до строительства домов в Подмосковье как в одиночку так и с партнерами. Моментами это были «плюсовые» проекты, но все они в итоге заканчивались по разным причинам. Единственное, что их объединяло – не было понимания, что это проект всей жизни. Я рассматривал их со стороны прибыли. Все это происходило практически всегда параллельно работе 5/2. Свободные средства шли на проверку каких-либо идей или в новый проект.

Единственная идея, которая меня захватила еще в 2014-м – была минеральная вода. Но тогда не смог решить технологический вопрос изготовления упаковки. Помучившись пару месяцев, я забросил идею, т.к. мне тогда казалось для ее решения нужно никак не меньше 3-4 миллионов рублей, которых не было. Поэтому продолжился поиск своего дела с меньшими вложениями, работая при этом в найме. Кстати с работой мне в целом везло: даже не столько в вопросе заработной платы, сколько в компетенциях, которые я получал в каждой из компаний. Сейчас я в целом имею представление практически о всех процессах – начиная от подбора персонала, со знанием ТК РФ и его нюансов, заканчивая его управлением (персонала), созданием систем мотивации, бухгалтерии, отчетности и т.п.

Однако приоритетным проектом в перспективе для меня оставалась именно вода. Основной идеей продукта была необычная упаковка. У нас на сайте написано, что мы производим товары в революционном дизайне с исключительным качеством. И если потребителю сложно будет донести важность качества воды, что более 80% на рынке продается вода первой категории – фактически из-под крана, а наш продукт высшей категории; то заинтересовать дизайном нам показалось вполне посильной задачей.

Часто, читая статьи по дизайну/брендингу товаров fmcg, сталкиваешься на шаблонные фразы, что компания разработала уникальный дизайн упаковки. Однако если поставить все их в один ряд, то различие будет минимальным и лишь в цветовых гаммах этикетки и небольших дизайнерских штрихах самой упаковки. Я не понимаю, почему никто не делает революцию в дизайне продуктов. Возможно фокус группы показывают, что покупатель более склонен к приобретению, к примеру, молока, если оно в квадратном тетрапак с изображением коровы или счастливой семьи. И никто не хочет делать продукты выходящие за рамки. Хотя считаю, что это просто консерватизм. Тесла ведь заявляет о новой модели пикапа, максимально необычной формы и достигает WOW-эффекта.

Вот и мы раньше Тесла (да-да) решили сделать дизайн революцию формы и начали с воды.

Февраль 2019. Вторая попытка создания соответствующей пресс-формы для выдува и поиска производства. Понадобилось около 4-х месяцев и столько же сотен тысяч рублей, чтобы добиться результата. Дальше встал вопрос в поиске партнеров для разлива нашей воды на контрактном производстве. У нас была договоренность с одной компанией во Владимирской области, которая готова была предоставить свои мощности под нас, но что-то у них пошло не так и мы так и не смогли запуститься. Можно бесконечно долго рассказывать про «что-то пошло не так», потому что даже в таком молодом бизнесе шло не так много чего и очень часто. Это и качество материалов, и поиск контрагентов и работа с ними, и различные производственные процессы. Мы набили столько шишек, что невозможно представить, сколько еще их будет на пути становления бренда и компании.

Из-за специфичной формы найти производственную линию под нас оказалось задачей непосильной и в один момент пришлось принять решение организовывать производство самостоятельно. Аренда площадки, поиск и закупка оборудования, его настройка, первые единицы продукции – свой отпуск, вечера и все выходные лета были потрачены на это.

Делаем свой бренд безалкогольных напитков

Сейчас мы плотно занимаемся вопросами сбыта. Ведем переговоры с несколькими оптовиками, ждем положительного решения по нашим заявкам от маркетплейсов Озон, Беру, Вайлдберрис. Мы небольшая команда, которая все вопросы закрывает пока самостоятельно в виду ограниченного бюджета для набора дополнительного персонала. Около месяца назад я решил, что нам нужен партнер, который также загорится идеей и будет принимать активное участие в развитии проекта. Ведь емкость рынка безалкогольных напитков очень большая и заняв даже 1-2% от него можно быть вполне довольным результатом. На одном продукте мы останавливаться не собираемся. Следующим этапом будут натуральные вкусовые напитки 2.0. Этот продукт будет с еще больше WOW-эффектом за счет реализации одной интересной идеи, которую уж точно никто не делает, хотя может кто-то уже и видел в одной бутылке два разных вкуса – дайте знать.

Продумывая позиционирование, мы смотрели на конкурентов и их цены. Рынок бутилированной воды разбит на два основных пласта – эконом вариант от местных брендов и китов, таких как Кока-Кола, ПепсиКо; и премиум вода от Эвиан, Виттель и т.п. В итоге было принято решение занять место между ними, предлагая в целом премиальный продукт для потребителей класса эконом по приемлемой цене и заинтересовав также потребителей дорогого сегмента нашим УТП.

Стоит также отметить, что помимо формы мы реализовали идею минималистичного дизайна. Также у нас нет лицевой этикетки – мы используем специальную печать непосредственно на бутылку. И так тоже никто не делает на рынке.

Сайт у нас фактически визитка, выполнен самостоятельно за несколько часов в одном из конструкторов, т.к. в этом бизнесе роль сайта ограничивается лишь его наличием. Мало кто посещает сайты различных продуктов питания, даже интересно посмотреть статистику посещения, к примеру, одного из брендов майонеза. Конечные клиенты приобретают продукт не у производителя, а через цепочку 2-4 поставщиков/продавцов. Производитель в основном сотрудничает с дистрибьюторами, оптовикам, сетевыми магазинами. Поэтому задача состоит заинтересовать условную 1000 потенциальных клиентов, а это значит, что работать можно точечно, а не ждать, пока кто-то откликнется через сайт.

Делаем свой бренд безалкогольных напитков

В перспективе мы конечно хотим составить конкуренцию основным брендам, выйти на Европейский и Азиатский рынки. В общем амбиции не заканчиваются заводиком, Крузаком и Ку5.

Цель статьи – поделиться своей историей, возможно кому-то добавить уверенности в своих силах при запуске проекта, т.к. не всегда есть даже моральная поддержка. Особенно часто ты ждешь, что родители тебя поддержат, но это бывает не всегда. Также мы готовы принять в команду тех, кто хорошо знаком с fmcg или хотел бы стать нашим партнером.

P.S. Будем рады любым предложениям и комментариям!

44
23 комментария

Вроде при таком сегменте обычно продают историю про молодость, родники, ледники, горы или альпийские луга, а тут, простите, какая-то дырка в Рязани

2
Ответить

Да, обычно. Но горы, ледники у каждого второго. Это не будет утп, а будет откровенным обманом...

Ответить

ну пока все нормально. все стандартно.
Думал, что работать на себя легко, клиентов найти легко...
Убить весь бюджет на упаковку, потом искать кто будет лить воду из под крана в модную упаковку, а потом кто ее будет покупать.
По поводу упаковки - раскрою секрет - кроме стандартизации формы, есть еще и такое понятие как доставка и в стандартную фуру влезет больше стандартных упаковок, чем ваших, а значит транспортировка выйдет дешевле.
Вы исследования проводили? будут ли у вас покупать такую воду? Будут переплачивать за оригинальную упаковку чтобы попить просто воды?

1
Ответить

Никто не думал, что будет легко. Розовые очки остались ещё в 2011-м. С тех пор много воды утекло, что решили ее разливать))
Свой клиент есть и он однозначно не из категории людей, которые покупают продукт только ради закрытия физиологических потребностей - телефон, чтобы звонить,ю; машина, чтобы добраться из А в Б, одежда, чтобы было тепло и наготу прикрывать. Есть люди, которые закрывают потребности другого уровня - и вот они наш клиент.

Ответить

Хороший дизайн, молодцы! Идею не назовешь революционной. Наверное, вы знаете своих российских конкурентов "Петроглиф", если они еще живы.
Желаю вам удачи! При настойчивости и везении все может получиться.

1
Ответить

Спасибо!
Да, воду их знаем - интересный формат)

Ответить

ТС, без обид, но зашел на сайт потому как заинтересовался. Не тянет как-то на премиум((( 
От одного выравнивания текста посередине появилось желание закрыть страницу. 
Информации фактически нет никакой((

1
Ответить