Что я и моя команда сделали, чтобы основать IT-стартап
Как мы начали стартап, какие важные шаги потребовалось сделать в начале пути, чтобы успешно развиться в своей сфере, и какие уроки мы из этого вынесли, расскажу вам я, Олег Сужаев, сооснователь и СЕО Restik.
Стартап как школа бизнеса
Для всех основателей Restik был первым проектом. Поэтому вначале мы столкнулись с множеством вызовов для нас как для начинающих предпринимателей. Основной проблемой было то, что мы попросту не знали, что и как делать. Как открыть юрлицо, как выстраивать команду, как привлекать инвестиции, как общаться с пользователями. Все это было для нас впервые, и мы всему учились в процессе. Restik для нас стал одной большой школой, где мы постоянно сталкиваемся с чем-то новым и учимся.
Урок №1: Будьте готовы скорректировать цель
Изначально мы хотели сделать приложение автоматизации приема заказов в кафе и ресторанах для посетителей, и когда приступили к нему, поняли: чтобы все работало хорошо, его нужно интегрировать с системами учета, которые используются в ресторане. Существующие на тот момент системы были устаревшими и сложными. Создавать задуманный продукт в таких условиях было невозможно. Фактически, нам пришлось сменить идею, увидев другую «боль» отрасли. И мы стали делать продукт не для посетителей, а для ресторанов и кафе.
Урок №2: Следуйте за трендами
На момент создания Restik в индустрии зарождался тренд — mobile first. Поэтому мы начали делать современную mobile first-систему для бизнеса. На тот момент таких сервисов практически не существовало.
Mobile first — вид разработки, заключающийся в том, что изначально создается прототип для мобильных устройств, а уже потом он оптимизируется для десктопа.
Другим трендом была цифровизация взаимодействия с гостем: заказ доставки на дом, рестораны на карте, отзывы, бронирование, меню в интернете и прочее. После ковида этот тренд в полной степени раскрылся. И наша ставка на оба этих тренда впоследствии себя оправдала.
Урок №3: Не бойтесь быть в чем-то первыми
Во времена локдауна мы не побоялись и одними из первых запустили сервисы доставки на дом. Это позволило нам значительно вырасти, где-то в 5-6 раз. Мы первыми запустили публичный портал идей, на котором предложения по улучшению нашего продукта могут оставить обычные пользователи. Таким образом они могут влиять на наш сервис и делать его удобнее для своих бизнес-задач.
Урок №4: Эффективность и автоматизация — наше все
В самом начале мы были очень ограничены в ресурсах, поэтому управляли мы ими очень скрупулезно. Каждая тысяча рублей имела значение, и мы не тратились вообще ни на что лишнее. Мы строго придерживались нашей финмодели и считали все доходы и расходы очень внимательно. Шла борьба за каждую копейку, на начальном этапе мы не могли себе позволить нанять людей, поэтому делали все сами. Условия ограниченных ресурсов — обычная история для стартапов. Поэтому важно научиться очень эффективно управлять деньгами.
Это напрямую повлияло на стратегию развития. Когда у тебя нет финансовых ресурсов на старте, ты должен быть очень эффективным и рациональным. Мы придерживаемся этого мнения и сейчас: все, что можно автоматизировать — нужно автоматизировать. До недавнего времени у нас не было отдела продаж, а покупатель проходил по всей воронке самостоятельно. Сам находил, регистрировался и покупал. Мы только оказывали поддержку в чате. Даже сейчас, когда у нас уже есть отдел продаж, они не тратят время на составление счетов и договоров, у нас все происходит автоматически. Таким образом, все рабочее время они могут посвящать действительно важным задачам. А мы можем меньшим количеством людей и ресурсов обеспечивать большее количество пользователей.
Урок №5: Привлекайте профильных специалистов в проект
Как только у нас появилась возможность расширить штат, мы сразу начали привлекать новых сотрудников. Все фаундеры были связаны с разработкой. Но проекту нужны и другие специалисты в команду, потому что заниматься продуктом — это здорово, но кроме этого есть маркетинг, продажи, финансы и пр. На первых порах все возможно тянуть и самому, но если хочешь масштабироваться эффективно — привлекай инвестиции и нанимай профильных специалистов.
Урок №6: Будьте проще
В своем продукте мы придерживаемся концепции «легкого старта» и простоты использования. Никакой сложной настройки: вы регистрируетесь, устанавливаете сервис и можете начинать работу даже со смартфона, без покупки дополнительного оборудования. И все сотрудники заведения могут работать с личных телефонов или планшетов, будь то Android или iOS устройство. Мы до сих пор единственные, кто предоставляет такую возможность «по умолчанию». Все просто подключается через Wi-Fi, что значительно снижает порог входа. Все функции доступны сразу и на любом устройстве. Эта доступность делает ваш продукт более привлекательным для потребителей.
Кроме того, у нас единая подписка, предоставляющая весь спектр услуг. Нет сложных тарифов, в которых ты видишь одну цену, а по итогу получаешь другую. Дополнительно мы бесплатно предоставляем поддержку на все время подписки. И это не потому, что мы дешевле других на рынке. Для нас — это честность и открытость в работе с клиентами.
Урок №7: Будьте ближе к своей аудитории
Ключевой инструмент определения потребностей аудитории — общение с ней. Что мы делаем, чтобы лучше узнать наших потребителей? Проводим глубинные интервью с нашими пользователями и теми, кто еще не пользуется нашим продуктом. Например, год назад мы проводили серию таких интервью с нашими клиентами. На протяжении часа мы обсуждали, какие задачи они решают нашим сервисом, какие еще есть потребности, что можно улучшить и почему они выбрали именно нас. В этом году мы провели глобальное исследование рынка, выявившее потребности нашей целевой аудитории. Привлекли для этого специальное агентство, которое опросило тех, кто не работает с нами, но является владельцем ресторанного бизнеса. Да и сами общаемся с рестораторами, теми, кто уже является нашим пользователем или хочет им стать, но не решается.
Что мы узнали:
- Основной запрос аудитории — это стабильность, беспрерывность работы и надежность. Мы обеспечили эту надежность возможностью работы сервиса без интернета.
- Компания должна быть из РФ, чтобы ее не коснулись санкции и другие ограничения.
- Прозрачность условий без мелкого шрифта. В нашу единую подписку входит все обозначенное в условиях. Вы не получите дополнительных счетов за какие-то услуги сверх пакета.
- Помощь в использовании. Наша поддержка быстро реагирует на запросы, помогает разобраться в продукте, и все это уже входит в вашу подписку.
Урок №8: Ставьте реальные цели и планируйте их достижение
Мы обязательно ставим цель по развитию на ближайший год. Затем собираемся и брейнштормим: как мы будем ее добиваться. Определяем, чего нам не хватает, каких ресурсов, разрабатываем под это план. В процессе реализации и тестирования гипотез план, конечно же, корректируется и дорабатывается. Например, у нас есть цель вырасти до 3-5 тысяч заведений, и эта цель у нас декомпозирована на периоды. Мы знаем, что мы будем тестировать, какие гипотезы, сколько людей нам для этого требуется, и заранее начинаем их искать. В остальном это плотная работа с командой. И не забывайте, что цель должна быть реально достижимой.
Не бойтесь пробовать что-то новое, следовать за трендами, эффективно управляйте своими финансами и ставьте реальные цели. Тогда все задуманное обязательно получится. Желаю успехов начинающим стартаперам и надеюсь, что мои советы будут вам полезны.