Как сделать лидеров движущей силой вашего сообщества: опыт внутрикорпоративных комьюнити

Сообщества внутри компаний становятся инструментом для развития корпоративной культуры. Однако по-настоящему комьюнити начинает “жить”, когда в нем помимо качественного контента для участников или программы мероприятий, появляется ядро из активных участников, а впоследствии – лидеры этого сообщества. Лидеры занимают роль проактивных кураторов конкретных направлений внутри комьюнити, которые ведут за собой других, создают атмосферу и помогают сообществу расти и изменяться.

Как сделать лидеров движущей силой вашего сообщества: опыт внутрикорпоративных комьюнити

Чтобы поделиться реальным кейсом развития внутрикорпоративных сообществ, мы, команда агентства “В одно рукопожатие”, пригласили поговорить о работе с лидерами Антонину Коломиец, руководителя направления комьюнити ОТП Банка – нашего партнера и клиента.

В статье расскажем, как находить лидеров, замечать их потенциал и помогать им становиться движущей силой внутрикорпоративных сообществ.

Кто такие лидеры внутрикорпоративного сообщества и какие они бывают?

Внутри компаний могут выделять профессиональные сообщества (которые объединяют сотрудников по рабочим задачам, направлениям деятельности и экспертизе) и сообщества по интересам (создаются на основе общих увлечений, хобби или видов спорта). Цели создания таких сообществ различаются, поэтому их важно учитывать при планировании стратегии работы и с их лидерами. Например,

1. Лидеры профессионального сообщества — это сотрудники, которые стремятся к карьерному росту, развитию своих профессиональных навыков и экспертизы, обмену знаниями. Они заинтересованы в укреплении опыта в конкретной области и часто ориентированы на конкретные KPI, которые связаны с их профессиональными целями или целями компании.

2. Лидеры сообщества по интересам — это те, кто создает атмосферу, отвечает за вовлеченность, организует неформальный досуг в рамках своего увлечения. Их мотивация чаще связана с поиском комфорта, дружеской среды и единомышленников, с которыми можно разделить общее хобби и впечатления, стать ближе, переключиться с рабочих задач.

Как работать с лидерами внутрикорпоративного сообщества?

На примере работы с лидерами сообществ ОТП Банка Антонина Коломиец рассказала, как команда комьюнити выбирает лидеров и на какие качества обращает внимание.

“Мы в нашей работе очень внимательно подходим к портрету лидера. Мы стараемся находить зачатки этих качеств в человеке, который претендует на лидерскую позицию, или же помогаем развить нужные компетенции.

Лидерские качества могут проявляться по-разному, но есть несколько общих черт, которые присущи большинству успешных лидеров. Понимание этих характеристик помогает нам лучше определить, кто в сообществе может взять на себя роль лидера".

Основные характеристики лидера:

1. Коммуникационные навыки

Лидеры умеют ясно и эффективно общаться с командой. Они не только говорят, но и слушают, дают конструктивную обратную связь и вдохновляют других. Хорошие коммуникативные навыки включают умение вести переговоры, убеждать и мотивировать. Кроме того, лидеры гибко адаптируют стиль общения под конкретную ситуацию и аудиторию.

2. Ответственность

Лидеры берут на себя ответственность за результаты команды. Они не боятся принимать решения и готовы отвечать за их последствия. Это также включает готовность признавать ошибки и учиться на них. Ответственные лидеры умеют делегировать задачи и доверять коллегам, что помогает команде расти и развиваться.

3. Эмпатия

Лидеры понимают чувства и потребности других людей. Это помогает им создавать комфортную атмосферу в команде и конструктивно решать конфликты, лучше понимать мотивацию каждого члена команды эффективно распределять задачи.

4. Уверенность

Лидеры уверены в своих силах и решениях. Это помогает им вести команду к целям, даже сталкиваясь с трудностями. Уверенность также позволяет лидерам оставаться спокойными и собранными в стрессовых ситуациях, что положительно влияет на моральный дух команды.

5. Способность к стратегическому мышлению

Лидеры видят общую картину и умеют строить долгосрочные планы. Они предвидят возможные проблемы и находить пути их решения. Стратегическое мышление включает анализ текущих тенденций, оценку рисков и разработку планов, которые помогут команде достичь поставленных целей".

Разберем этапы, как работать с выявлением и развитием лидеров при запуске и на начальных этапах сообщества:

1. Наблюдайте и отмечайте активных участников

Первый шаг — выявить лидеров. Для этого обратите внимание на тех, кто неравнодушен:

  • проявляет инициативу и открыто делится идеями / рекомендациями;
  • активно участвует в обсуждениях и помогает новичкам;
  • организует встречи, мероприятия или предлагает новые решения и форматы.

Понаблюдайте за активностью в рабочих чатах, на мероприятиях, углубитесь в обратную связь от других сотрудников и определите, кто уже выполняет эту лидерскую функцию, возможно, неформально.

2. Пообщайтесь 1:1 для определения мотивации

Когда вы нашли потенциального лидера, следующий шаг – понять его мотивацию и уточнить соответствие портрету. В личном разговоре спросите:

  • вдохновляет ли его возможность развития сообщества? Какие форматы и инициативы ему интересны?
  • почему развитие такого сообщества может быть важно в компании?
  • хочет ли он принимать более активное участие в его развитии?Почему?

По необходимости важно обсудить наличие временного ресурса у сотрудника с его руководителем, чтобы у всех сторон были выстроены ожидания по уровню вовлеченности в развитие сообщества и общей нагрузке.

3. Дайте пространство для идей и реализации

Лидеры внутрикорпоративных сообществ часто приходят с интересными инициативами. Важно не просто слушать их, но и создавать условия для воплощения этих идей.

  • Для лидеров профессиональных комьюнити: можно дать доступ к обучающим материалам, предложить вести образовательные рубрики, модерировать внутренние экспертные встречи.
  • Для лидеров сообществ по интересам: поддерживать их инициативы, помогать с организацией мероприятий, выделять ресурсы на доп. активности, будь это организация тренировки или мастер-класс по рисованию для коллег.

Так как лидер занимает роль куратора конкретного направления внутри комьюнити, то за ним будут закреплены определенные обязанности: например, модерация конкретных встреч по интересам, инициатив или даже мини-сообществ.

4. Помогайте в развитии лидерских навыков

Лидеры — это люди с проактивной жизненной позицией, поэтому им необходимо чувствовать свой рост. Проводите тренинги и приглашайте экспертов, которые помогут лидерам развивать навыки управления, коммуникации и комьюнити-менеджмента. Это позволит не только подкрепить их интерес, но и повысить общий уровень модерации, укрепит инициативы сообщества. Главное – это отразит вашу заботу и внимание к лидерам.

5. Поощряйте и признавайте вклад

Покажите, что цените вклад и участие лидеров. Вы можете:

  • выражать благодарность в общем чате;
  • приглашать лидеров участвовать в стратегических сессиях сообщества;
  • приглашать в качестве спикеров на конференции, предлагать профильное обучение и пр.;
  • награждать лучших участников бонусами внутренней мотивации или признанием внутри компании.

6. Создайте систему преемственности лидеров

Лидерство — это не работа, а личная инициатива и гибкий интерес, поэтому хорошо, чтобы в сообществе был не один, а несколько лидеров. Так, они могут заменять друг друга, вместе продумывать идеи и реализовывать их во взаимном партнерстве, разделяя зоны ответственности и нагрузку. Кроме того, вы сможете устраивать совместные мероприятия для обмена опытом между лидерами, брейншторм-сессии, которые будут создавать чувство сопричастности и общего дела.

Путь лидера — и что помогает ему расти (на примере внутренней системы ОТП Банка)

Как сделать лидеров движущей силой вашего сообщества: опыт внутрикорпоративных комьюнити

Как мы работаем с лидерами в нашей системе – мы выстроили четырехчастную систему работы с лидерами:


1. Обучение лидера: развиваем ключевые навыки и компетенции, помогаем освоить инструменты для эффективного управления командой. Например, в 2025-ом году мы запустили корпоративное обучение для лидеров сообществ по комьюнити-менеджменту. Курс направлен на получение базовых знаний о развитии и построении сообществ. Мы верим, что эти навыки помогут лидерам эффективно работать со своими комьюнити.

2. Поддержка в работе: организовываем события, поддерживаем контентом, помогаем в онлайн-активностях. Команда комьюнити проводит встречи-синхроны с лидерами раз в две недели с каждым сообществом, а раз в квартал – общие встречи с обсуждением динамики и результатов.

3. Работа с мотивацией: выражаем благодарности, проявляем признание, отмечаем в информационном поле, награждаем коинами. В нашем общем чате лидеров мы также поздравляем участников с днем рождения и значимыми событиями, отмечаем вклад каждого и делимся успехами.

4. Мониторинг: снимаем метрики, проводим опросы, отслеживаем динамику прогресса. Сейчас мы опираемся на следующие показатели: активность участников в чатах, прирост ядра активистов, увеличение доходимости до событий сообщества, CSI (customer satisfaction index) мероприятий, охват публикаций, количество реакций. Главное в метриках – прирост и отсутствие деградации.


Если мы замечаем, что общие показатели сообщества падают, мы сразу же реагируем и помогаем лидеру изучить, почему так произошло. Через нужные исследования аудитории вместе с лидером мы меняем контент, планируем события, чтобы вернуть прежнюю вовлеченность.

Антонина Коломиец, руководитель направления комьюнити ОТП Банка

Когда компания доверяет развитие сообществ группе сотрудников-лидеров, сообщество становится по-настоящему органичным, полезным и долгосрочным для его участников, так как это закладывает горизонтальную структуру, где голос каждого важен.

Инвестируйте в рост лидеров и вы увидите, как оживет ваше комьюнити!

Еще больше полезных материалов о сообществах, кейсов из индустрии, исследований и комьюнити-форматов ищите в нашем ТГ-канале “В одно рукопожатие”.

1
Начать дискуссию