Береста как искусство

Сегодня мы живем в «одноразовом» мире. Дешевые однотипные товары, ориентированные на массовый рынок, вытесняют из нашей жизни вещи с историей, традицией, теплом человеческих рук. Есть ли этому альтернатива?

Однозначно да — считают в БерёстаРroject. Здесь возрождают забытый промысел и создают артефакты, хранящие русский культурный код

«Сохранение и преумножение традиций — это гарантия безопасности нашего будущего», — уверена основательница проекта «Берёста» Наталия Дронова. Компания восстанавливает берестяной промысел, выстраивает сотрудничество между предприятиями и ремесленниками, создает рабочие места. И главное, выпускает экологичную, безопасную и красивую посуду, которая возвращает в дом тепло национальных традиций.

С 2021 года «Берёста» входит в реестр социальных предпринимателей. Недавно во время пресс-тура по Новгородской области, организованного Фондом «Наше будущее», с социальным бизнесом познакомились журналисты.

Почему береста

Береста как искусство

Впервые фаянсовую посуду с берестой на предприятии создали в 2015 году. Идея использовать верхний слой коры березы родилась у промышленного дизайнера Марины Турлай во время обучения в Британской школе дизайна в Москве.

Студентам дали задание придумать конкурентоспособный продукт, которому не страшны санкции и не требуется импортное оборудование. Перебрав разные варианты, Турлай выбрала бересту — природный материал с богатой историей. Когда-то берестяной промысел был известен в самых разных регионах страны. Сегодня в России много лесозаготовок, однако 60% древесины, включая бересту, остаются невостребованными — ветки, кору и корни сжигают или оставляют гнить в лесах.

Идея использовать бересту в производстве оказалась одновременно свежей и экологичной. Однако для современного дизайна одной бересты было мало — материалу требовалась надежная основа. Так родился дуэт бересты и керамики.

«Береста — это российский материал, который испокон веков был частью нашей жизни. Хотелось актуализировать его для XXI века, чтобы он помещался в наш современный быт и украшал его. Береста — природный термо- и гидроизолятор: она защищает от ожогов, ее использовали при строительстве домов, а благодаря содержанию дегтя она обладает антибактериальными свойствами. В сочетании с фарфором ее легко мыть, а контакт с водой только укрепляет ее структуру. К тому же береста тактильно и сенсорно приятна, развивает моторику у детей и взрослых, успокаивает и даже очищает воздух в доме, поглощая фенолы и нитраты», — рассказывает Дронова.

От идеи к реализации

Наталия Дронова
Наталия Дронова

Путь к производству был непростым: авторы проекта посетили пять керамических предприятий, но устаревшее оборудование и неподходящее сырье не позволяли получить качественную продукцию и наладить объемы. В итоге Наталия Дронова нашла партнера в Московской области: им стал Дулёвский фарфоровый завод. С 2018 года «Берёста» заказывает здесь стаканы, пиалы и вазы по собственным эскизам. С каждым годом обороты растут, а число коллекций посуды увеличивается.

С самой берестой на старте тоже всё было непросто. Поначалу ее закупали где придется, и качество часто оставляло желать лучшего. Всё изменилось после поездки на родину берестяных грамот — в Новгородскую область. Здесь, в Шимском районе, Дронова познакомилась с мастерами-берестянщиками, которые знают, как правильно обращаться с материалом. И договорилась с лесозаготовителями, чтобы березовую кору снимали по всем правилам — до того как дерево срубят. Так решился вопрос с заготовкой сырья.

«Своей продукцией мы хотим напомнить: ручная работа по-прежнему ценна, а современные технологии не заменят человеческое мастерство. Мы позиционируем Новгородскую область как родину берестяных грамот, а бересту — как “новгородское золото”. Для Шимского района мы разработали территориальный бренд “Береста шелонская”, чтобы показать: береста сегодня также актуальна, как и столетия назад», — отмечает Наталия.

Миссия БерёстаProject

Береста как искусство

Проект «Берёста» — это не только про посуду, но и про отношение к жизни. Всем нам важно помнить свои традиции и ценить то, что делали наши предки. Указами и инструкциями этому не научить — такие вещи приходят из семьи, окружения, примера по соседству. Возрождая берестяной промысел, БерёстаProject напоминает, как важно заботиться о природе, уважать ручной труд и видеть красоту в простых вещах.

«Наш проект, безусловно, привлекает внимание к натуральным материалам и вопросам экологии, что очень важно в наши дни. Но не менее ценно и то, что мы возвращаем в повседневную жизнь традиции, элементы русского культурного кода, напоминание о берестяных грамотах и богатой истории Новгородской земли. Наш проект — это живой пример того, как культура может вдохновлять и направлять на перемены», — рассказывает Дронова.

Изделия «Берёсты» украшены изображениями и надписями, обнаруженными на новгородских берестяных грамотах, — это делает каждую вещь особенной и узнаваемой. В интернет-магазине БерёстаProject можно выбрать кружки, пиалы, вазы из коллекций «Грамоты», «Сказ», «Олени», «Изразец», «Онфим», а также подарочные наборы из бересты и керамики. И всё это — не просто сувениры, а прочная и удобная посуда для повседневной жизни. «”Берёста” приучает любить своё, ценить родное, а не гнаться за безликими вещами из Китая», — уверена Дронова.

Письма в будущее

Береста как искусство

В 2021–24-м «Берёста» при поддержке Президентского фонда культурных инициатив выпустила коллекцию посуды с цитатами великих русских писателей — Чехова, Толстого, Лермонтова, Достоевского, Пушкина, Есенина, Шукшина.

Также в рамках проекта «Берестяные письма в будущее. ХХI век. Великое слово великих русских писателей» команда сняла цикл из девяти документальных фильмов «Мифы о берёзах». Они раскрывают отношение русских классиков к березе, бересте и погружают в атмосферу, где традиции, природа и культура неразделимы.

Вклад компании отмечен экспертным сообществом: «Берёста» трижды становилась финалистом конкурса-биеннале «Придумано и сделано в России» Всероссийского музея декоративного искусства. В 2024 году «Берёста» победила в конкурсе «Вектор добра» Фонда «Наше будущее».

Полученный грант в размере 500 000 рублей компания направила на развитие и расширение ассортимента. Сейчас на Дулёвском фарфоровом заводе разрабатываются новые формы и ролики, чтобы уже к осени представить обновленную коллекцию изделий.

2
Начать дискуссию