О связи субъектности и благополучия

Я ищу эффективные способы развития и измерения навыков самоопределения.

Наткнулся на исследование, где анализируется связь субъектности и благополучия, цитирую некоторые выводы:

- кто обладает собственным источником активности и строит свою деятельность на основании собственных планов, задач и целей чувствуют себя более благополучными, удовлетворёнными работой и коллективом, чем те, кто склонен в большей мере выстраивать собственную активность как ответ на запросы среды и обстоятельств»;

- склонность к опосредованной, продуманной деятельности, которая является более субъектной и сознательной, чем деятельность непосредственная и импульсивная, связана с большинством показателей профессионального благополучия.

Замеряется уровень развития субъектности с помощью опросника «Уровень развития субъектности личности», разработанный М.А. Щукиной (2005).

В нем измеряются такие шкалы:

- Активность - реактивность

- Автономность - зависимость

- Опосредствованность - непосредственность

- Самоценность - малоценность

- Целостность - неинтегративность

- Креативность - репродуктивность

"Опросник регуляции когнитивных эмоций" выбран как один из способов (в исследовании еще несклько методик используется, не буду их тут все описывать) измерить благополучие человека. Изначально создан для выявления когнитивных стратегий совладания со стрессовыми ситуациями.

В нем такие шкалы:

- Самообвинение

- Принятие

- Руминация (склонность к обмусоливанию негативного опыта, чувств)

- Позитивная перефокусировка

- Фокус на планировании

- Позитивная переоценка

- Рассмотрение в перспективе

- Катостровизация

- Обвинение других

Может вам будет интересно померить эти параметры.

Для меня важно и интересно:

- подтверждается моя убежденность в том, что удовлетворенность жизнью сильно зависит от того, как человек принимает решение, на кого возлагает ответсвенность за эти решения, особенно когда речь идет о важных выборах - образования, профессионального пути, больших целях, которые требуют много ресурсов;

- есть способ измерить то, что я стремлюсь развивать, работая с подростками;

- теперь буду использовать опросник Щукиной для измерения эффективности образовательной программы по развитию субъектности и самоопределения, над которой я сейчас работаю.

Если вы знаете метрики по которым можно измерить такие характеристики как субъектность и способность к самоопределению, буду благодарен совету.

Исследование тут :

раздел 3.3 стр 104

Начать дискуссию