Типовые ошибки в маркетинге SaaS-решений

К нам периодически обращаются владельцы SaaS-решений для оценки возможностей их продвижения, поскольку у нас есть успешные кейсы в этой тематике. И, просматривая с сотрудниками очередное коммерческое предложение, я увидел, насколько они, зачастую, похожи, т.к. клиенты приходят с одними и теми же ошибками в маркетинге. Какими?

1. Описание технических преимуществ продукта, а не решения болей клиента

Вобщем-то, это не удивительно. Зачастую, фаундер SaaS - это программист, который придумал интересное решение, нашел покупателей на него и сейчас тиражирует его. Но при этом он остается в первую очередь технарем.

Реже в числе фаундеров оказываются предприниматели, который нашел хорошее решение какой-то задачи, увлекся им и решил продавать другим. Как правило, они показывают большее понимание маркетинга, но, как я заметил, захваченность собственным продуктом очень часто есть и у них. И они тоже легко скатываются в описание технических деталей, а не job to be down клиента.

В итоге на сайте и в рекламных материалах, мы имеем пространные технические документы, инструкции и бесконечные списки функционала, но очень мало элементов эмоционального воздействия и описания ценности для клиента

2. Невнятное позиционирование и сегментирование

Продолжение уже упомянутой захваченности собственным продуктом, и, видимо, нехватки времени на анализ рынка.

Очень часто мы не видим какой либо отстройки от конкурентов, все сводится опять же к перечислению функционала.

Нет детализованного сравнения с конкурентами и подчеркивания преимущества именно вашего продукта, исходя из этого, нет сформулированного уникального предложения, которое бы выделяло продукт от конкурентов и позволяло бы запомниться (если нет анализа, рынка, то и выделиться на нем невозможно).

Так же не проработаны сегменты целевой аудитории, хотя, по нашему опыту, у разных сегментов могут очень по разному формироваться приоритеты при выборе программного продукта - кому-то важна безопасность, кому-то гибкость настройки, а кому-то - наличие государственных сертификатов. И если мы не продумываем путь клиента для каждого из сегментов, нам гораздо сложнее осуществлять целевое воздействие, потому что наши сообщения оказываются адресованными всем, а значит никому конкретно.

При этом, что поразительно, в процессе глубинного интервью, которое мы делаем на старте проекта, основатели и руководители SaaS как правило показывают очень хорошее понимание того, чего на самом деле хочет их клиент и кто эти клиенты, на какие сегменты их можно разделить.

Получается, речь идет скорее о том, что фаундеры и руководители не имеют нужного навыка в оформлении этой информации и превращении ее в систему маркетинговой активности.

3. Слабая визуальная проработка смыслов

Недостаток внимания к визуальной передаче смысла - это вообще беда российского бизнеса, не только в IT. Но тем не менее, SaaS тут не является исключением (хотя казалось бы, дизайн - это ведь одна из составляющих digital).

Типичный визуал SaaS - это "как-то". Как-то сделанный логотип, на как-то сверстанном сайте, на который ведут как-то сделанные картинки рекламы (зачастую нагенерированные ИИшкой). Нет ни визуальной концепции бренда, ни брендбука. То есть, начисто отсекается визуальный канал восприятия информации и её эмоциональное понимание.

Я понимаю, что SaaS растёт из MVP, где было не до смыслового наполнения иконок, а главное, чтобы оно хоть как-то работало. Но когда идея созрела, проявилась и начала приносить деньги, когда проект переходит в стадию стабильной работы, то глубоко проработанная визуальная концепция бренда и детально прорисованные и описанные правила её использования - это крайне необходимо.

4. Не системный контент-маркетинг

Следствие первых двух пунктов, а так же того, что "фаундер не писатель, фаундер фичи пилит и инвесторов обхаживает" - это крайне несистемный контент-маркетинг. Корпоративный блог, если есть, то это, обычно, несколько статей с описанием, опять же, функционала решения, либо, что уже лучше, короткие ответы на типичные вопросы покупателей, либо, что совсем зря, какая-то википедия из абстрактных ответов на технические вопросы, связанные с продуктом.

Системности убавляет и желание побыстрее найти какую-то "волшебную таблетку" - один единственный канал, который будет быстро и в огромном количестве приносить новых клиентов.

В итоге, получаем набор публикаций то там, то сям, пару видео на ютьюб, полузаброшенный канал в Telegram и разочарование фаундеров от всей этой активности.

Что взамен?

Взамен "волшебных таблеток" можно предложить только занудно-системный и регулярный маркетинг.

1. Привлекать профессионалов.

2. Формулировать УТП продукта, четко определять сегменты ЦА, расшифровывать их боли.

3. Делать узнаваемый визуал

4. Вести маркетинговую активность по медиа-плану, где каждое действие обосновано - зачем и для чего.

5. Помнить про правило 5-ти касаний и стараться обеспечить должную плотность контакта с целевой аудиторией, а не ждать, что каждая статья или видео принесут готовые продажи.

6. Помнить фразу, что "половина денег на рекламу тратится впустую, но я не знаю, какая именно половина".

7. При необходимости вносить корректировки в свое позиционирование и не забывать корректировать ранее выпущенные рекламные материалы (там где это возможно).

Удачи вашим проектам :).

44
Начать дискуссию