О чем писать: научпоп как концепция блога

В телеграм-канале я рассуждаю, как рассказывать о продуктах. Но перед этим вопросом часто встает другой — о чем рассказывать. И здесь два значения: операционный (о чем писать конкретную статью) и стратегический (о чем мы пишем в целом). Вот небольшое рассуждение по второму.

Если спросить: «Какая концепция блога сейчас норм?», один из ответов, который я озвучу — научпоп.

Что я имею в виду под научпопом?

Это не про научные исследования (вернее, не только). Это не значит, что нужно разбивать научную базу в офисе и инвестировать в эксперименты.

По образованию я лингвист, поэтому для меня научпоп — это в первую очередь языковой стиль. А вот признаки этого стиля по Кожиной, автору учебника функциональной стилистики.

О чем писать: научпоп как концепция блога

Думаю, многим, особенно редакторам, это что-то напоминает.

а) пишите подробно;

б) приводите примеры, давайте «мясо»;

в) выстраивайте мостики от шага к шагу, чтобы даже некомпетентному человеку было понятно, и не было, как в меме про сову;

В меме ход художественной мысли не подчеркнут.
В меме ход художественной мысли не подчеркнут.

г) пишите понятно: терминов избегайте, если нужны — поясняйте;

д) факты важны, но не перегружайте, соблюдайте динамику и драматургию (поясню на примере кино: если в фильме будут только драматичные моменты, зритель быстро устанет, если их не будет вообще — заскучает; нужен баланс, время для отдыха);

е) привлекайте внимание, как можете, например, визуалом (к слову, корни той же инфографики — научного толка);

ж) «оригинальность и нешаблонность выражения» — этот пункт созвучен с прошлым.

Крайне похоже на идеи инфостиля Ильяхова. Поэтому сказать, что тот же Т–Ж во многом пишется в научно-популярном языковом стиле на тему денег — будет не сильно далеко от правды. С той разницей, что отсылки реже идут к научным исследованиям, а чаще к другим типам фактоидов (что и науке, и научпопу не чуждо): фото, видео, опросы, экспертное мнение и т. д., и все еще разбавляется каким-нибудь интерактивом.

Еще мне нравится, например, MadMedMedia. Но тут стоит сказать, что они скорее заложники жанра — сложно сейчас писать о медицине и здоровье без научпопа. В строгом научном стиле не будут читать, занудно, а без признаков научности — не поверят и буду опасаться, так как цена вопроса высока.

Какую проблему может решить такой подход?

Совместить потребность бизнеса — рассказывать о продукте и бренде так, чтобы доверяли (науке доверяют, поэтому наукообразным текстам и стилю — тоже), и две нужды потребителя:

  • Отдыхать. Потреблять что-то ненапряжное, расслабляться в интернете.
  • При этом чувствовать собственное развитие и эрудированность.

По большому счету, массово и сходу людей привлекает в основном фан. Привет феномену ТикТока. Но сложно заниматься чистым фаном и при этом продавать, если продукт — это не что-то элементарное и трендовое. Труднее в b2b, со сложными продуктами или там, где цена потребительской ошибки высокая.

Фановый образ — это объект, как правило, приятный и привлекательный, в его сторону течет много спонтанного внимания. Но это не значит, что носитель этого образа — эксперт и профи.

Адаптироваться под естественную тягу к фану — современная бизнесовая задача (в частности, в контенте), к которой еще раньше начала адаптироваться наука, потому что сама по себе мало кому она кажется веселой. Она тяжелая, энергоёмкая и имеет высокий порог входа.

Научпоп — это как раз стиль и подход, который придумали популяризаторы науки, чтобы преодолеть эту скучность и привлечь инвестиции. Популяризация науки дает более широкий охват, интерес со стороны масс и среди отдельных влиятелей. Этот интерес рождает спрос на продукты и приколюхи, которые наука может дать потребителю. Где спрос — образуется предложение, деньги оборачиваются, и цикл замыкается. Науке лучше.

Примерно этого мы хотим для своего бизнеса. Быть популярными и интересными, так как эти качества под правильным соусом отлично монетизируются.

Поэтому если у вас подобные проблемы и сложно определить виденье в контенте, можно попробовать поменять формулировку и задать вопрос иначе:

«Мой блог мог бы быть “научно-популярным” изданием о...»

О чем?

И тут желательно учесть пару моментов.

  • Не брать сильно узко. Т–Ж поэтому и пишет про деньги, а не сугубо про банки, потому что последнее — не так массово. Если у вас спецодежда — вы можете писать о рынке труда и безопасности труда, если мебель — можно писать об интерьере или инновационных материалах. Что-то на стыке любопытных фактов (которые разбавляются фактами из опыта бизнеса), досужих интересов вашей ЦА и продукта.
  • Но при этом стараться не брать то, что уже есть. Если ресурсов не так много, чтобы завалить рынок, стоит нишеваться, но в максимально широком поле. Поэтому изучите, что похожего уже есть.

Часто, найдется ли правильный ответ, зависит от того, насколько правильно задан вопрос. И такая концепция — не универсальный или конкретный ответ под ситуацию, а еще один вопрос для его поиска.

14
6 комментариев