Творчество, выгорание и нейрофизиология маркетинга: как вылечить бизнес и спецов с помощью автоматизации процессов

Творчество, выгорание и нейрофизиология маркетинга: как вылечить бизнес и спецов с помощью автоматизации процессов

Привет, меня зовут Маша Сухоручкина и я — Директор по продукту в Calltouch. В команде я уже 8 лет. Поэтому давно изучила все боли маркетологов, которые и дают сильнейшее выгорание. При разработке очередного продукта мы стремимся эти боли снять, чтобы облегчить нагрузку на команду и автоматизировать рутинные задачи, которые зачастую не дают заниматься тем, ради чего вы в профессии — творчеством.

Сильную озабоченность у меня вызвало исследование компании Workfront, согласно которому 80% маркетологов пожаловались на перегрузы и недостаток укомплектованности команды на работе, 70% уже чувствуют себя перегоревшими, а 60% верят в то, что сильный стресс — лишь вопрос времени. Как повлиять на свое ментальное здоровье, снизить уровень тревоги и распределять рабочее время эффективнее с помощью автоматизации маркетинговых процессов — давайте разбираться вместе.

Выгорание в цифрах

Человек, работающий в отделе маркетинга, один из самых «тревожных пирожочков» в компании. На это есть причины.

В 2022 агентство Lampa и сервис онлайн-психотрапии Zigmund.Online провели опросы среди специалистов диджитал-маркетинга, креативщиков и пиарщиков. Вот какие данные удалось собрать:

  • В последние пару лет повышение тревожности отметили 61,7% опрошенных, 35% стали более раздражительными и 26,7% специалистов стали испытывать сложности с концентрацией на рабочих задачах. Это неудивительно — маркетинговые бюджеты сильно упали, а часть предпринимателей из малого и среднего бизнеса решили и вовсе урезать издержки, упразднив отдел маркетинга.
  • Больше всего специалисты выгорают из-за обесценивания со стороны руководства и переработок. Еще одна причина психологической дестабилизации — финансовые «качели» в компании.
  • Сильнее всего достается рекламщикам и специалистам по PR. Они горят быстрее спички.

Психология неоправданных ожиданий

В одном из своих подкастов The Huberman Lab Эндрю Хуберман, американский нейробиолог и штатный профессор кафедры нейробиологии Медицинской школы Стэнфордского университета рассказывает об алгоритме, через который мозг постоянно занимается предсказанием будущего. В оригинале алгоритм звучит как «duration, path, outcome», которые расшифровываются как длительность какого-то события, последовательность действий и ожидаемый результат. Это предсказание необходимо, в том числе, чтобы защитить себя от опасности. Чем больше предсказуемости в нашей жизни, тем проще выживать.

Наш нескончаемый поток мыслей всегда крутится по одному и тому же маршруту: я проведу встречу, покажу статистику и ожидаю, что мое решение поддержат. Или мне завтра нужно закрыть задачку до 18:00, потом я поеду в ресторан и вернусь домой до 23:00.

Мозг формирует наши ожидания на основании опыта, но когда они не совпадают с реальностью, мы испытываем сильное разочарование. И чем больше несбывшихся прогнозов из-за постоянно изменяющейся окружающей среды, тем выше нагрузка на нервную систему. Отсюда и высокий уровень стресса.

Как маркетологи справляются со стрессом

С точки зрения нейрофизиологии, которая занимается изучением функций нервной системы, homo sapiens обладают встроенными механизмами борьбы со стрессом.

Наша нервная система умеет быстро переходить в состояние мобилизации ресурсов, чтобы защитить себя от опасности. Убежать от тигра, отскочить от предмета, похожего на змею, увернуться от удара. В стрессовых ситуациях активируется наша симпатическая система: возрастает частота сердцебиения, учащается дыхание, повышается артериальное давление, выделяется адреналин. Мы готовы к «бою». Однако такая мобилизация ресурсов предполагает краткосрочный стресс. Наше тело не может находиться в таком состоянии долго, ресурсы организма не бесконечны. Этот древний механизм помогал выживать нашим предкам, когда они охотились и защищали свое потомство.

В условиях современной городской жизни опасность трансформировалась в иной уровень стресса: финансовые, семейные и бытовые проблемы, конкуренция на работе, дедлайны и т.д. Череда неприятностей повышает уровень тревожности, мы постоянно живём в ожидании новых проблем.

Как же бороться со стрессом и вытекающим из него выгоранием качественно и в долгосрочном периоде?

По данным опроса, о котором мы говорили в начале статьи, больше трети справляются с выгоранием щадящими способами — гуляют, стараются больше ходить пешком и уделяют внимание своим хобби. Однако пятая часть борется со стрессом с помощью алкоголя, никотина и регулярных перееданий. Все это негативно сказывается на физическом состоянии, а алкоголь вообще является депрессантом и нейротоксином, который губит ментальное здоровье еще сильнее.

* котик продемонстрировал один из способов борьбы со стрессом (опасный трюк, повторять не рекомендуем)

Боли, которые влияют на самочувствие спеца и компании

Почему именно маркетологи выгорают настолько часто и сильно, что приходится прибегать к быстрым способам получения дофамина? Мы прекрасно знаем ответ на этот вопрос, ведь сами не раз сталкивались с (вашими) нашими болями.

1. Нестабильная экономическая ситуация в стране влияет на маркетинговые бюджеты. При их снижении, однако, у руководителей остается прежний запрос на количество лидов и квартальные KPI.

2. Часто меняющиеся вводные от бизнеса не позволяют маркетологам успевать выполнить планы — невозможно протестировать работу рекламных кампаний, если их постоянно перезапускают и видоизменяют.

3. Жесткая конкуренция и отсутствие уникальной технологии в рекламе — еще один фактор стресса ввиду сложности построения оригинальной маркетинговой воронки.

4. Огромное количество мини-коллов, которые превращаются в глобальные созвоны на несколько часов не дают сосредоточиться на творчестве и ежедневных задачах. Почему созвоны затягиваются? Ответ простой: нет структуризации, четкой постановки ТЗ и понимания, куда двигаться дальше. Несомненно, брейнштормы помогают драйвить маркетинг, если не проводить их несколько раз в неделю.

5. Большая нагрузка ложится на плечи специалиста из-за рутины, которая перекрывает доступ к кислороду креативной деятельности. А хаотичные и разрозненные задачи, зачастую, не оставляют времени на качественную проработку новых процессов, тестирование гипотез и анализ показателей.

* реальная съемка: маркетолог пытается выбраться из рутины и дотянуться до творческих задач

Все это порождает высокий уровень стресса, который похож на снежный ком — катится за вами из месяца в месяц, обрастая новыми проблемами.

Если вы, как и мы, хотите прожить долгую и счастливую жизнь, работать на любимой работе без выгораний и перегруза, стоит структурировать процессы в и постараться по-максимуму облегчить себе рутину там, где это возможно. Так высвободится время, которое можно использовать на решение креативных задач. Ведь творчество благотворно влияет на нервную систему и улучшает работу дофаминовых рецепторов в долгосрочном периоде. Как итог — мы становимся спокойнее и счастливее.

Как найти выход

Мы уже собрали инструменты и спешим вам на помощь. Давайте посмотрим, как Calltouch поможет закрывать ваши боли.

Во-первых, это огромная история про автоматизированный маркетинг, который работает как выверенный механизм. Достаточно настроить инструменты единожды и наслаждаться тем, как высвобождается уйма времени и энергии для творчества и принятия стратегических решений.

Творчество, выгорание и нейрофизиология маркетинга: как вылечить бизнес и спецов с помощью автоматизации процессов

Начнем с бюджета. Например, босс снизил затраты на маркетинг, потому что не видит эффективности настроенных рекламных кампаний. А большая часть трафика — это пешеходы (те, кто миновал общение по телефону, и пришел офлайн). На помощь придет Биг Дата. Она соберет след клиента по крупицам и подсветит, касался в итоге пешеход рекламы в онлайне или действительно пришел по сарафанному радио. Босс удивится, насколько переоценил имя бренда. А продажи не пострадают из-за отключения лидогенерящего источника.

Отдел продаж клюет за нецелевые лиды, а вы не успеваете достичь квартальных KPI? Используйте хитрость — взаимодействуйте с текущей базой (за которую вы уже заплатили) и определите степень прожарки лидов. Подглядите, кто из ваших потенциальных клиентов активно серфит сайты в нише и интересуется покупкой прямо сейчас, и отдайте информацию в отдел продаж. Больше никто не будет обвинять вас в нецелевых заявках.

Настройте карту коммуникаций с пользователем от и до и получайте лиды без вашего активного участия. Триггерные сценарии сделают всю работу за вас: помогут удержать клиента, напомнят о выгодных акциях и проведут пользователя от первого клика до покупки. Кстати, чтобы совсем не заморачиваться, мы выпустили пресеты Триггерных сценариев, которые помогут разобраться в трендовом инструменте быстрее, чем вы завариваете кофе. И точно снимут страх чистого листа.

Переживаете, что пропустите звонок от клиента в тот момент, когда зависли на очередном брейншторме? Подключите Прозвон пропущенных звонков.

Настройте дашборд с ключевыми метриками, чтобы каждый день быть в курсе изменений. А чтобы не тратить время на сбор аналитики по разным источникам, соберите все отчеты в одном месте, подключив Сквозную аналитику. Кстати, приятный бонус — отчет можно выгрузить за 5 минут и предоставить боссу как ежеквартальный, вместо того, чтобы тратить на это несколько дней.

А самое главное — не нужно заморачиваться с настройкой. Персональные менеджеры — матерые котики, которые все сделают самостоятельно и быстро, сняв еще один болевой синдром.

Не знаете, как еще драйвить ваш маркетинг в условиях жесткой конкуренции? Оставьте свои контакты, мы проведем чекап и предложим только то, что реально поможет бизнесу.

Поскольку нейрофизиология маркетинга и ментальное здоровье специалиста очень связаны, в этом году мы решили еще больше говорить о самочувствии, способах борьбы со стрессом и автоматизации рабочих процессов. Подписывайтесь на наш канал — в 2024 вас ждет много интересного.

33
6 комментариев

Очень интересная статья! Спасибо.

1
Ответить

выгорание - проблема о которой все молчат и все еще считают это тупой отмазкой тех кто не хочет н6икак работать. а это давно остарая проблема и в европе и загнивающей америке об этом дано говорят и достаточно громко кстати

Ответить

Важная статья о том, как справляться с выгоранием на работе. Особенно актуальна для маркетологов, которые часто работают в условиях стресса и многозадачности

Ответить

Стресс и выгорание в маркетинге - это реальные проблемы, которым необходимо уделить внимание. Автоматизация может стать ключевым средством борьбы с ними.

Ответить

Со всем согласна, нужно находить время для себя и своих близких, чтобы сохранять душевное равновесие и энергию.

Ответить

Все больше и больше маркетологов перегружены и испытывают выгорание, поэтому тема распределения рабочего времени крайне актуальна.

Ответить