Мы заставляем дизайнеров работать бесплатно два месяца, а они и рады. Рассказываю, как сломать систему

Еще недавно я нанимала дизайнеров в агентство по старинке: сеяла вакансии в соцсетях. Разбирала сотни откликов, проводила собеседования, давала тестовые, но даже лучшие кадры сливались через месяц работы. Я решила, что хватит это терпеть, и придумала новый формат отбора. В этой статье расскажу, что это за формат и почему теперь в мою команду можно попасть только так.

Мы заставляем дизайнеров работать бесплатно два месяца, а они и рады. Рассказываю, как сломать систему

Привет, я Елена Бобина, основательница агентства концептуального маркетинга «е—б эдженси». И я постоянно сталкиваюсь с проблемой: дизайнеры уходят из «е—б» через несколько месяцев после собеседования. Большинство хочет выбирать проекты по настроению и просто быть в тусовочке, а нам нужен член команды на фултайм, который не бросит проект на середине пути и подхватит срочную задачу, если понадобится.

Елена Бобина
Основательница агентства концептуального маркетинга «е—б эдженси»

Мы с Машей, соосновательницей агентства, подумали и отказались от традиционного хантинга. На смену ему пришел конкурсный отбор — чтобы привлекать только замотивированных спецов и сразу показывать, что их ждет после найма. Ниже расскажу, что это за отбор и во сколько он нам обошелся.

Придумали Стажировку, чтобы найти командных игроков

Стажировка — это своеобразный лагерь для дизайнеров: на время «смены» они становятся полноценными членами нашего агентства и погружаются во внутрянку «е—б». Они делают задания для реальных клиентов и развивают разные скилы — от аналитики до креатива.

Стажировка состоит из трех этапов:

🔶 Отбор. Мы открываем прием заявок и отбираем шесть спецов, которые больше всего подходят по софт- и хард-скилам.

🔶 Погружение. Участники каждую неделю получают разные задачи. Например, в одном нужно показать, как они умеют креативить, в другом — навык работы в команде. За каждое задание получают до пяти баллов от жюри — это мы с Машей и ребята из команды «е—б». Раз в две недели дизайнер, который набрал меньше всего баллов, выбывает из Стажировки.

🔶 Финал. После шести недель Стажировки остается три самых стойких бойца. Участникам предстоит выполнить финальное задание: написать эссе, рассказать о впечатлениях после двух месяцев интенсивной работы и обосновать, почему в «е—б» должны попасть именно они. Мы выбираем лучшего дизайнера, которому предлагаем заветный офер. Все финалисты получают подарки от агентства.

Сейчас расскажу про каждый этап подробнее.

Этап первый. Отсеяли фрилансеров и мимокрокодилов

На первую Стажировку мы получили 75 заявок (!) за 12 часов. Не было особого маркетинга или рекламы — хватило одной сторис и поста в телеграм-канале с 1788 подписчиками. Желающих набрали быстро, потому что многие хотят на обучение ко мне или Маше, а тут такой шанс, еще и за бесплатно.

Решили отобрать шесть человек: это максимум, чтобы каждому уделить внимание. Еще нам было важно, чтобы в финале осталось именно три человека и интрига насчет победителя сохранилась до самого конца. Вот как проходил отбор:

Попросили заполнить анкету. В ней было всего четыре вопроса: три для сбора контактов — имя, ссылка на портфолио и ник в Телеграме — и еще один проверочный. Мы спросили, готовы ли потенциальные участники к Стажировке, и специально оставили поле для ответов. Кто-то ставил там плюс, а кто-то развернуто писал, как долго ждал возможности попасть в «е—б». Это была первая проверка: хочет дизайнер работать конкретно с нами или просто идет наобум. В шорт-лист попали те, у кого было крутое портфолио и сильная мотивация к работе в агентстве.

Так выглядела наша анкета: никаких лишних вопросов — только суть
Так выглядела наша анкета: никаких лишних вопросов — только суть

Выбрали лучших. Мы сразу отсеяли тех, у кого не работала ссылка на портфолио, и совсем новичков без опыта на реальных проектах: они бы не вывезли задачи агентства в дальнейшем. Не взяли фрилансеров, которые вряд ли пойдут в штат. Смотрели на то, насколько закрыта база в дизайне: нам сразу понятно, знает ли человек правила типографики, умеет ли работать с сеткой и композицией, есть ли у него чувство стиля и цвета.

Мы старались выбирать участников с разными хард-скилами: у кого-то больше развит креатив, кто-то силен в аналитике. Было интересно посмотреть, как они будут использовать навыки на реальных задачах. Забегая вперед, в процессе люди раскрылись по-разному. Например, кто-то думал, что у него плохо с креативом, но в итоге предложил классные решения для сайта.

Некоторых участников я отобрала сама: они понравились и по анкете, и по уровню дизайна. Список составляли в CRM Тильды: очень удобно и наглядно, можно распределять контакты по категориям
Некоторых участников я отобрала сама: они понравились и по анкете, и по уровню дизайна. Список составляли в CRM Тильды: очень удобно и наглядно, можно распределять контакты по категориям

Этап второй. Выдали задания на проверку скилов

Стажировка длилась шесть недель, за это время участники выполнили пять реальных задач. Мы оценивали ключевые навыки дизайнера:

  • креативность — насколько нестандартно стажер мыслит и какие решения использует;
  • умение сориентироваться в готовом дизайне — как работает с готовыми решениями;
  • работа в команде — как общается с коллегами и обсуждает идеи;
  • навык работы с текстом в дизайне — как погружается в контекст и строит дизайн блока исходя из содержания.

Стажеры получали задания раз в неделю в телеграм-канале: мы четко прописывали, что нужно сделать, в какие сроки, и отвечали на вопросы. Подобрали проекты, работа над которыми заняла бы у дизайнеров максимум четыре часа. Но на выполнение давали семь дней, чтобы каждый работал в удобном темпе. Мы не заставляли стажеров работать фултайм — задачами можно было заниматься на выходных или вечером после работы.

Еще стажеры получали доступ к урокам из «академии е—б». Например, ребята изучали теорию про креатив, методы аналитики в проектировании сайтов.

Так выглядит один из уроков
Так выглядит один из уроков

Мы сделали Стажировку конкурсной, чтобы держать участников в тонусе во время лагеря. Поэтому у нас нужно не просто выполнять задания, а еще и делать это лучше всех, чтобы дойти до конца.

Сейчас покажу, чем участники занимались на Стажировке:

Неделя 1. Дизайнеры отрисовывали внутреннюю страницу сайта по готовому дизайну главной. Здесь мы смотрели, может ли участник чувствовать чужие приемы и правильно их использовать. Например, оценивали, как стажер использует фирменную стилистику и работает с готовыми решениями.

Каждый дизайнер предлагал свое решение, а мы давали обратную связь
Каждый дизайнер предлагал свое решение, а мы давали обратную связь

Неделя 2. Участники отрисовывали креативный концепт. Это не клиентская задача, а внутренняя — мы придумали промосайт для своего второго агентства. Проверяли ребят на базовые дизайнерские навыки: типографику, сетку, композицию и умение работать в ярком стиле. Стажерские наработки были собраны в один проект и превратились в полноценный сайт.

Из каждой работы мы взяли детали и соединили в итоговый макет
Из каждой работы мы взяли детали и соединили в итоговый макет

Неделя 3. Спустя две недели пришло время выбрать, кто выбывает со Стажировки. Тут всё пошло немного не по плану, потому что появился доброволец. Один из участников ушел сам, хотя и не был худшим в рейтинге — просто не вывез нагрузку.

Оставшиеся получили третье задание: отрисовать экраны для длинного лонгрида с кучей фактуры. Проект делали две недели: это задача уровня senior-дизайнера. Чтобы понять, насколько это сложно, представьте, что понятный лонгрид нужно собрать из кучи непонятной информации, которая еще и вся вперемешку.

Наш лонгрид — про Байбу Стурите, которая занимается астрологией. Стажерам пришлось погрузиться в контекст и сделать так, чтобы сайт не выглядел кринжово
Наш лонгрид — про Байбу Стурите, которая занимается астрологией. Стажерам пришлось погрузиться в контекст и сделать так, чтобы сайт не выглядел кринжово

После отрисовки каждый дизайнер презентовал свой макет на созвоне ↓

Я в прямом эфире оставляла правки, рассказывала, что поменять и как улучшить дизайн. Например, добавить больше золота :)

Неделя 4. После того как мы закончили с сайтом Байбы, из Стажировки вылетел второй человек. Он тоже ушел добровольно: набрал мало баллов и понял, что всё равно не сможет раскрыться на полную. Остались самые стойкие :) Мы поручили им отрисовку мобильных версий на основе готового десктопного дизайна.

Задача — проверить, насколько хорошо стажеры понимают логику мобильных устройств и умеют делать удобные адаптивные сайты
Задача — проверить, насколько хорошо стажеры понимают логику мобильных устройств и умеют делать удобные адаптивные сайты

Неделя 5. Стажеры должны были создать личный кабинет для сотрудника «е—б». Это внутренняя задача: мы проверяли, как ребята проектируют и работают с UX-частью сайта.

Каждый шаг дизайнеры объясняли: зачем нужен определенный блок и какую цель он будет выполнять
Каждый шаг дизайнеры объясняли: зачем нужен определенный блок и какую цель он будет выполнять

После этого команду покинул еще один стажер — немного проиграл коллегам по совокупности баллов. В этот момент мы уже познакомились ближе и сконнектились, поэтому расставаться было грустно. На этом этапе выбирать кандидата на вылет — как будто увольнять члена команды.

Неделя 6. Для выхода в полуфинал оставшейся четверке предстояло разработать креативную концепцию — идею будущего сайта в картинках. Креативная команда придумывает текст, а дизайнеру нужно объяснить, как это будет выглядеть, и показать на примерах. Например, подобрать мудборд, референсы, скриншоты.

В этом задании мы хотели посмотреть, насколько участники чувствуют тренды и могут находить интересные дизайн-идеи. Оно сложное: нужны референсы, которые не так просто найти в интернете. Например, подобрать сайты, похожие на индийский дворец.

Чтобы составить креативную концепцию, нужно уметь отличать хороший дизайн от плохого и иметь развитую насмотренность
Чтобы составить креативную концепцию, нужно уметь отличать хороший дизайн от плохого и иметь развитую насмотренность

Что касается юридических моментов: мы работали без договора и НДА. Да, сотрудничество на доверии — это определенный риск. Но я верю, что у нас адекватная аудитория. Мы не брали дизайнеров с улицы, не искали их на хедхантере или в рандомных пабликах. Это спецы, которые знают меня, Машу и агентство. Поэтому никакого треша у нас не было.

Мы не запрещаем стажерам показывать в портфолио кусочки своих работ с лагеря. Я сама никогда не сотрудничаю с теми, кто так делает. Да, вы продали работу клиенту, сделали что-то еще, но я нарисовала дизайн, поэтому буду его показывать. Стажеры могут кричать, что делали проекты на Стажировке в «е—б», мы только за :)

Этап третий. Выбрали самого-самого

К этому моменту на Стажировке осталось три человека. Они уже проявили себя как классные дизайнеры, поэтому мы попросили просто написать эссе. Это задание на проверку мотивации — чтобы убедиться, что стажеры готовы стать частью команды. Нам было важно понять, хотят ли люди работать с нами дальше, насколько они довольны результатом Стажировки, в каких направлениях будут развиваться.

Посмотрите, как выглядели эссе наших финалистов 👇

Мы заставляем дизайнеров работать бесплатно два месяца, а они и рады. Рассказываю, как сломать систему
Мы заставляем дизайнеров работать бесплатно два месяца, а они и рады. Рассказываю, как сломать систему

Выбрать самого-самого было очень сложно. У нас это не вышло 一 решили взять в агентство сразу двух человек. Без подарков никто из ребят тоже не останется: победитель получит денежный приз 15 000 рублей, а два финалиста — наш классный мерч.

После окончания Стажировки мы провели финальное собеседование с победителем. Шесть недель дизайнер показывал хард-навыки и умение быть классным командным игроком, а в этот момент расслабился и честно рассказал о впечатлениях. Мы просто болтали, обсуждали карьерные цели и зарплатные ожидания. Плюс на Стажировке общение между стажерами и командой было вертикальное — мы их учили, рассказывали, как что-то делать, разбирали домашки. А финальный созвон — просто открытый горизонтальный разговор.

А дизайнеров устраивает работать бесплатно?

Да, устраивает. Это крутой опыт для развивающегося дизайнера, возможность посмотреть, как устроены внутренние процессы агентства, перенять практики и методики как минимум, получить офер — как максимум. Это тест-драйв фултайм-работы с нами.

Возможно, кто-то разочарован, что лично я почти не участвовала в разборах, отдувалась команда. Но задачей было всех собрать, а не развлекать. Это предположение, никто не пожаловался и не сказал: «А вот если бы Лена разбирала наши работы, было бы круче».

Главный минус Стажировки для нас — она занимает много времени у команды. Приходилось совмещать работу над обычными задачами в агентстве и разбор заданий от стажеров. Но это был классный опыт, который много дал и участникам, и нам.

Посмотрите на отзывы участников 👇

Мы заставляем дизайнеров работать бесплатно два месяца, а они и рады. Рассказываю, как сломать систему
Мы заставляем дизайнеров работать бесплатно два месяца, а они и рады. Рассказываю, как сломать систему

Мы довольны результатами первой Стажировки. Кто-то не вывез и сам вышел из лагеря уже через пару недель. Это хорошо, ведь мы могли взять человека в команду, а он бы отвалился из-за нагрузки. Те, кто остался, показали, что могут классно работать именно с нашими проектами.

Самый важный вопрос — надолго ли в агентстве останется человек, которого мы выбрали. Понять, сработало или нет, мы сможем только через несколько месяцев. Так что скоро вернусь сюда с новыми инсайтами. Но даже если победитель Стажировки проработает всего год, то всё равно Стажировка для нас — лучший формат отбора.

💰 А что по деньгам?

На Стажировку мы потратили 60 часов команды за шесть недель. Это ~120 тысяч рублей. Большая часть времени ушла на разборы для стажеров, проведение уроков, общение и оценку домашек. Еще 26 тысяч рублей — на подарки победителю и финалистам.

Итого: 146 тысяч рублей.

Для сравнения: отбор дизайнера через эйчара обошелся бы в 40–60 тысяч рублей. Плюс в первые недели мы бы потратили минимум 10 часов команды на онбординг.

Да, так дешевле. Но это не гарантия, что после испытательного срока человек остался бы в команде. Так что Стажировка — вариант дороже, но надежнее. Во-первых, мы сразу видим, что и как умеет дизайнер. Во-вторых, дизайнер сразу понимает, какие задачи он будет делать. Никаких лишних ожиданий и непоняток.

Если честно, мы не ожидали, что Стажировка так зайдет. Но именно этот формат привлекает классных и замотивированных дизайнеров. Кажется, мы нашли золотую жилу 😈

Следующую Стажировку планируем на март-апрель. А пока приходите в мой Телеграм. Там я рассказываю, как устроена дизайнерская тусовочка изнутри, делюсь успехами и инсайтами.

4040
157 комментариев

Короче, они отбирают тех кто сидит на шее у мужа, жены, родителей, родственников, чтобы быть уверенными, что если вдруг им не удастся вовремя оплатить их труд, то они не сбегут и будут терпеть подачку

25
Ответить

Людей с низкой самооценкой они себе отбирают.

13
Ответить

Очень удобно кстати. Где вообще таких дуриков можно найти?

6
Ответить

Мы отбираем тех, кто понимает, что на работе надо будет работать, и кому интересны задачи, которые есть у нас.

Ниже писала, что 90% откликов мы получаем от фрилансеров – это ребята привыкшие к свободному графику, и для многих из них даже «быть на связи с 10 до 19 пять дней в неделю» звучит не комфортно.

Ответить

странный вывод...Вы считаете что тем кто замужем можно не платить и они нормально к этому отнесутся? Платить нужно всем)

Ответить

Классика)

Ответить

Вообще не понимаю зачем набирать людей, которые не ценят свое время.

Человек, который готов 6 недель не зарабатывать деньги ради «возможности» будущей работы это либо человек вообще без опыта, либо человек с очень низкой самооценкой.

Мы у себя в студии всегда оплачиваем даже тестовое задание по рейту обговоренному с дизайнером.

Посадить человека работать 6 недель за бесплатно это безумное неуважение к соискателю.

23
Ответить