Как защитить карточку товара на маркетплейсе? (Ч.2) Судебная практика ⚖️

Варианты защиты интеллектуальных прав на фото и описание я рассмотрела в Ч.1, теперь хотелось бы рассказать о вариантах защиты прав в судебном порядке.

Как защитить карточку товара на маркетплейсе? (Ч.2)  Судебная практика ⚖️

В случае, если права вашей интеллектуальной собственности были украдены и у вас ЕСТЬ ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ ПОДТВЕРЖДЕНИЕ, что это именно ваши карточки, бренд, логотип или товар, то вы можете обратиться в суд для привлечения к ответственности недобросовестного селлера.

Шаг 1: Подготовить документы, подтверждающие права интелеуктуальной собственности.

У вас должны быть юридические доказательства того, что фото/описание/бренд и т.д. является результатом ВАШЕЙ интеллектуальной деятельности. К таковым относятся оригиналы фото, водяные знаки на фото, документ о депонировании (подробнее в ч.1). А в случае с брендом или логотипом - форма 940 от Роспатента - юридическая защита начинается с момента подачи заявки на регистрацию. Многие маркетплейсы сами требуют данную форму при регистрации бренда на онлайн-платформе.

Полная регистрация товарного знака длится несколько месяцев (в среднем 4-6 месяцев, иногда заявка рассматривается 1,5 лет), а форму 940 можно получить за 1 день, если оперативно подать заявку через электронную систему Роспатента.

Чтобы получить государственное свидетельство на товарный знак, он должен пройти регистрацию полностью. Очень часто Роспатент отклоняет заявки из-за того, что в государственном реестре уже есть похожие знаки других предпринимателей. При этом необязательно, чтобы они совпадали полностью, достаточно лишь частичного сходства. Если существует хотя бы небольшая вероятность того, что потребители их спутают, то Роспатент отказывает в регистрации. Процент отказа высок – около 40% заявителей не могут зарегистрировать свой бренд.

Поэтому перед подачей заявки лучше проверить его на возможность регистрации по требованиям патентного ведомства.

Если вы продаете оригинальный товар собственного производства или придумали необычную упаковку, то их оформление можно запатентовать. Государственный патент выдается не только на технические новшества, но и на дизайн, даже для товаров ручной работы. Их можно запатентовать как промышленные образцы.

Вот документы у вас в наличии, обращения в службу поддержки и юридический отдел маркетплейса не дали результатов или вы хотите не просто удалить карточки, а наказать фальшивокартежника рублем, тогда готовим досудебную претензию.

Шаг 2: Зафиксировать нарушение.

Это самое легкое, необходимо подготовить скрин с онлайн-площадки, на которых будет видно магазин продавца с использованием прав вашей интеллектуальной собственности и заверить их у нотариуса. Такая услуга называется «Обеспечение доказательств», ее можно совершить удаленно.

Шаг 3: Досудебная претензия.

Сначала нужно собрать информацию о нарушителе, сюда относится:

  • юридический адрес
  • Наименование
  • ИНН
  • Контактный телефон
  • email

Указанную информацию можно найти в разделе «Юридическая информация», либо обратиться напрямую в службу поддержки маркетплейса. Согласно условиям оферты, они вправе выдавать информацию о поставщике третьим лицам, предъявившим претензию.

Оформить претензию и направить ее заказным письмом с уведомлением на юридический адрес селлера. Так же, можно продублировать ее в юридический отдел маркетплейса ( например, на сайте Вайлдберриз можно продублировать претензию в разделе «Поддержка», категория «Претензии», «Досудебная претензия»), на email с уведомлением о прочтении. Досудебный порядок ОБЯЗАТЕЛЬНО нужно соблюдать в случае, если второй стороной спора является ИП или юридическое лицо.

Шаг 4: Судебное разбирательство.

По истечении 30 дней с момента направления претензии, вы можете подать в суд. Лучше, чтобы иск подготовили квалифицированные юристы, но образцы можно найти и в интернете.

Вот пример реального судебного дела ( А27-2054/2022) по копированию фото с карточек товара.

▶ Индивидуальный предприниматель продавал свитеры на маркетплейсе Вайлдберриз. В октябре 2021 г. он обнаружил, что другой предприниматель скопировал его фотографии 82 шт. и разместил для продажи аналогичный товар.

Предприниматель направил нарушителю претензию почтовым отправлением. В письме он требовал удалить скопированные фото и выплатить компенсацию за нарушение прав. Однако нарушитель не принял письмо, поэтому оно вернулось к отправителю. Но факт неполучения претензии не имеет значения для суда: досудебный порядок считается соблюденным, что подтверждается почтовыми квитанциями.

По истечении 30 дней пострадавший селлер обратился в арбитражный суд и потребовал взыскать компенсацию 1 230 000 руб., а также расходы по нотариальному оформлению осмотра сайта Вайлдберриз 35 500 руб.

Ответчик отрицал свою вину, говорил, что он не получил досудебную претензию, у истца нет никаких доказательств, что права на фото принадлежат именно ему, и что он не предоставил расчет размера компенсации.

Однако селлер подтвердил свои права договорами авторского заказа с исполнителями на изготовление фото. При заключении такого договора нужно учесть важный момент: в нем должно быть прописано условие о передаче исключительных прав, а не только экземпляра фотографии.

Также истец предоставил в суд соглашения фотографов с моделями (модельные релизы), полноразмерные изображения на флэш-накопителе. У ответчика таких изображений по понятным причинам не оказалось.

Размер компенсации истец обосновал так: по 15 000 рублей за каждую фотографию. По информации, предоставленной маркетплейсом Вайлдберриз, ответчик продал 300 свитеров по цене 2 400 руб. каждый. Если бы истец выбрал другой вид расчета компенсации – по двойной стоимости контрафакта, то компенсация была бы еще больше. Поэтому требования вполне обоснованы.

Суд признал вину предпринимателя, скопировавшего фото, постановил удалить карточки товаров и взыскал с него компенсацию в полном объеме.◀

Исходя из этого, правильно оформленные карточки товара можно защитить и в судебных инстанциях. Поэтому хорошо, если любые услуги и работу вы будете фиксировать документально.

Приходилось ли вам защищать свои интересы в суде?

11
1 комментарий

в продолжении статьи - у нас есть ряд клиентов, которые сталкивались с точно такой же описанной выше ситуацией - и решили они проблему просто: Указали в карточках товара, что у них есть маркировка продукции, которую нельзя подделать - сразу вопросы от конкурентов к ним отпали. Они используют НЕ копируемый QR-код для защиты от подделки/подмены при доставке продукции.

1
Ответить