Нужно ли показывать инклюзию в кино и мультфильмах

Фильмы с социальной значимостью — это не только про слова или картинку. Они помогают решать острые социальные проблемы и менять к ним отношение.

Нужно ли показывать инклюзию в кино и мультфильмах

Блогер Юрий Дудь снял фильм про ВИЧ, который за несколько дней посмотрели миллионы людей, которые, в свою очередь, потом купили тесты на определение статуса, а чиновники (хочется верить) задумались об изменениях. В обществе есть очевидный тренд и запрос на подобный контент, и он не только про документальное кино.

Кажется, что подобные темы сложны в раскрутке: например, кто хотел бы смотреть фильм или мультфильм про людей с инвалидностью? Инклюзия кажется сложной темой. Но прокаты показывают, что это заблуждение. Например, недавно прошла громкая премьера «Особенных», где герои – с аутизмом. Из прошлых известных фильмов вспоминаются «Неприкасаемые» (другой перевод названия - «1+1»), собравший почти полмиллиона долларов и вызвавший бурные обсуждения, и «А в душе я танцую», сборы которого ¾ почти 1 300 000 долларов.

Это касается и российских фильмов. Например, «Со дна вершины», который вышел в 2017 году, про спортсмена-горнолыжника, получившего травму на тренировке и из-за этого ставшего инвалидом. Подростковый «КостяНика» - о дружбе и влюбленности парня в девочку-колясочницу. «Лед», премьера которого была в 2018 году. Нашумевшие «Временные трудности», которые вызвали большой резонанс и среди людей с инвалидностью.

Несмотря на сложную тему, эти фильмы оказались успешными, что подтверждает статистика сборов. Так, у «Льда» они составили 26 миллионов долларов. «Со дна вершины» - больше полумиллиона долларов. «КостяНика» - больше ста тысяч долларов.

И этот тренд продолжается: появляются игроки отрасли, которые готовы говорить об инклюзии не разово, а системно. Например, создавая целые мультипликационные сериалы. Так, совсем недавно был анонсирован запуск первой в России творческой студии Diversity Studio, которая сфокусируется на социальной проблематике, в том числе вопросах толерантности и инклюзии. Студия базируется в Технопарке Союзмультфильма и ее первым проектом станет сериал «Волк наоборот», в котором есть герой на коляске. Основатели студии - продюсер и автор идеи Евгений Поташник и режиссер анимации Ирина Эльшанская – говорят, что их проект – мультикультурный, в нем разнообразие представлено максимально полно, а персонаж на коляске не выделяется среди остальных, это просто одна из траекторий сюжета. – «Своим подходом мы хотим способствовать тому, чтобы появились дети, воспринимающие идею равных прав и возможностей человека с инвалидностью как должное, как естественное проявление разнообразия жизни. Именно поэтому наш герой не вызывает большего или меньшего сочувствия – зритель ему сопереживает ровно так же, как остальным. В этом основная идея и замысел смены культурной парадигмы, которая повлечет за собой глобальные общественные изменения в перспективе 5–10 лет».

Мультфильм «Волк наоборот» - про принятие разнообразия: в нем козленок использует жестовый язык, играет на флейте, передвигается на инвалидной коляске и дружит с волком, а волк – вегетарианец, композитор и вообще, персонаж с тонкой душевной организацией. Всего в мультсериале планируют выпустить 24 эпизода. Показывать их будут по детскому телевидению и в онлайн-кинотеатрах, а к озвучанию привлечены Чулпан Хаматова, Антон Комолов и Константин Хабенский. На предложение исполнить песню в мультфильме откликнулся Владимир Кристовский, солист группы Uma2Rman. Важно, что у проекта есть не только творческая часть, но и серьезная профессиональная экспертиза – к созданию сценария привлечены сотрудники Центра лечебной педагогики «Особое детство».

Опыт показывает, что законодательные требования не решают вопроса с созданием атмосферы безусловного принятия и равенства для людей с инвалидностью, в то время как художественные проекты, особенно ориентированные на детскую аудиторию, создают новые ценностные парадигмы восприятия особенностей и различий, способствуют усвоению идей инклюзии с детских лет. При таком подходе для того чтобы социализировать человека с инвалидностью, не нужно ничего, ведь он с детства находится в привычной принимающей среде, которая не выделяет его и его особенности и относится к ним как к данности.

Евгений Поташник, Продюсер и автор идеи мультсериала

Обоснованность задач и планов Diversity Studio выглядит реалистично и находит подтверждение: востребованность темы в анимации и ее актуальность можно увидеть на примере разных проектов. Среди зарубежных короткометражных мультфильмов об инклюзии можно назвать немецкий «Подарок» (2014), собравший 50 наград различных фестивалей; британский «Макрополис» (2012); трогательную французскую анимацию «Кастрюлька Анатоля» (2014); испанские «Струны» (2013) и российский мультфильм в стихах – «Про Диму» (2016).

По результатам опроса ВЦИОМ, мультфильмы в России смотрят и взрослые тоже: это 75% граждан от 18 лет и старше. И рынок показывает тенденцию к росту: по данным Союзмультфильма, за 2018 год было произведено около 4,5 тысячи минут (75 часов) анимации, в 2017 году – около 4 тысяч минут (66,5 часов). Для сравнения – в 2011 году российские компании производили меньше 3000 минут (50 часов) анимационного контента. То есть общее время мультфильмов за 7 лет выросло примерно в 1,5 раза.

А кассовые сборы мультфильмов иногда превышают сборы взрослого кино. Например, «Холодное сердце-2» (2019) стал самым кассовым анимационным фильмом на сегодняшний день: общая мировая выручка составила более 1,3 млрд долларов. Доходы «Союзмультфильма» с 2016 по 2018 год выросли более чем в два раза: с 85 млн до примерно 194 млн рублей. Также прибыль создателям анимации приносит мерчендайзинг – выпуск различной продукции с героями мультфильмов. Это могут быть игрушки, одежда, канцелярские товары, продукты питания и т.д.

И видится, что контент на тему инклюзии вполне может занять свою нишу в этом сегменте. Координатор благотворительного движения « #Яплюсую» Ольга Андреева считает мультфильмы и кино действенными способами подачи этой информации: «Если ребенок увидит в мультике персонажа на коляске, он наверняка спросит у взрослого, почему так произошло и что это такое. И если взрослый расскажет подробно и доходчиво, то ребенок не станет бояться или смеяться. Потому что человек с инвалидностью перестанет быть страшным или смешным – он будет точно таким же».

Тем более что аудиторией таких мультфильмов станут не только люди с инвалидностью – а таких в нашей стране почти 12 миллионов, и это только те, у кого официально признаны ограничения по здоровью – но и их родственники и друзья. Прибавим сюда еще знакомых в социальных сетях, обычных людей, которые откликаются на проблематику (а их все больше – по данным, GFK, значимость ценности «равенство» выросла у поколения Z на 10 пунктов с 2014 года), и получим в разы больше зрителей. Стоит ли упускать такую часть потенциальных любителей анимации? Вряд ли. Запрос на поднятие и честное освещение таких тем в России однозначно есть.

44
4 комментария

Очевидно, что без смены ментальных установок само общество не прозреет и не станет внезапно disabled friendly. А призывы SOS,помогите спасите работают очень ситуативно. Индустрия кино действительно может многое менять, здесь прямо плюсую

1
Ответить

отличный обзор!

1
Ответить

Будем ждать премьеры!
очень рада за цлп, надеюсь, что в мультсериале будет отсылка к ним с просьбой поддержать работу таких важных и нужных организациях

1
Ответить

Спасибо за материал. круто, что появляется что-то полезное на тему инклюзии. При этом важно конечно, чтобы показушности было поменьше - в этом смысле не самым лучшим примером для меня был сериал Толя робот. И наоборот - очень вдохновляющими тот же 1+1 и немецкий фильм Несмотря ни на что, про парня, который потерял зрение, но не оставил мечту работать в крутом отеле. 

Ответить