Поймай меня, если сможешь: можно ли определить лживый отзыв в сети

Мы опросили несколько сотен человек и почти 80% из них не справились. Сможете ли вы найти правильный ответ?

Помните, в детстве нам говорили: «Обманывать — плохо»? Так вот, статистика использования фальшивых отзывов в сети говорит об обратном. Врать — выгодно. Очень выгодно.

Поймай меня, если сможешь: можно ли определить лживый отзыв в сети

Похоже, последнее утверждение соответствует действительности даже сильнее, чем можно было бы представить. К такой мысли постепенно пришел авторский коллектив Texts.ninja во время собственных исследований в данной сфере.

Все началось со статьи в наш блог, а точнее — со спора внутри коллектива: одна часть нашей дружной, но эмоциональной копирайтерской компании высказывалась резко против проплаченных отзывов.

Другая считала, что такие «созданные» мнения — не более, чем инструмент стратегии продвижения бренда, которым пользуется подавляющее большинство серьезных бизнесменов.

В конечном итоге мы решили разобраться, есть ли принципиальная разница между реальными и вымышленными отзывами для самих пользователей. Чем грозит написание «фальшивок», кроме моральных мучений автора? И наткнулись на такое обилие интересных данных, что даже немного опешили.

Психология такая психология

Человек ― существо социальное, даже если он — интроверт. Это доказано поколениями психологов, социологов, философов и кого-то там еще. Покупатель действует на основании предыдущего опыта других покупателей. Не зря сарафанное радио до сих пор — лучшая реклама.

Ну, согласитесь, перед приобретением товара, которым вы еще не пользовались, или походом в новое кафе, вы ведь тоже читаете отзывы в сети?

Кстати, об интернете — представители «Яндекса» провели исследование. Правда, сравнивали поведение российских и иностранных интернет-покупателей, но и интересующий нас результат опроса тоже есть.

Поймай меня, если сможешь: можно ли определить лживый отзыв в сети

К слову об иностранных покупателях. В сети бродит замечательное исследование Джейми Питмана: Fake Reviews Are a Real Problem: 8 Statistics That Show Why. Если нет времени читать еще один лонгрид, да к тому же — на английском, сделаем краткую выборку:

  • 55 тысяч фальшивых отзывов в месяц публикуется на Facebook.
  • 61% подложных мнений об электронике ― на Amazon.
  • 1 из 7 отзывов на Tripadvisor — ложный.

Это результаты сбора данных, проведенных целым рядом компаний и коллективов: от The Washington Post и The Guardian до CNN Travel и Массачусетского технологического института.

С их помощью установлены два ключевых критерия определения фальшивых отзывов:

  • Отзывы с повторными восклицательными знаками чаще исходят от рецензентов, которые никогда не делали покупки.
  • Поддельные отзывы гораздо чаще содержат «конкретику» о товаре или продавце.

Финансовые «результаты» от использования фальшивых отзывов — отдельная тема. Например, специалисты Управления по конкуренции и рынкам Великобритании (CMA) считают, что под влиянием поддельных обзоров британские потребители могут тратить около £23 млрд каждый год.

Поймай меня, если сможешь: можно ли определить лживый отзыв в сети

Но вернемся ближе к нашей русскоязычной реальности. Как часто мы задумываемся: настоящий ли перед нами отзыв или он написан за деньги? Иногда ответ напрашивается сам собой. «Да, точно заказной!» — думаем мы и... ошибаемся. Не верите? Читайте дальше.

Небольшой эксперимент с отзывами

Заказные отзывы популярны у бизнесменов разного уровня: от соседа-стоматолога до Amazon — это мы выяснили. Цена такой работы варьируется от 7 (семи, Карл!) рублей до нескольких десятков тысяч — все зависит от целей и возможностей заказчика и лица, которое размещает отзыв. На скриншоте ниже — пример бюджетного заказа из сети.

Поймай меня, если сможешь: можно ли определить лживый отзыв в сети

Следующая наша задача — узнать, насколько велика вероятность того, что наши коллеги (авторы-копирайтеры и редакторы) смогут отличить «фальшачок» от отзыва реального пользователя услуги.

Итак, есть три отзыва, в которых описывается качество услуг парикмахерской:

  • Стригусь в парикмахерской почти два года, стабильно раз в месяц, всегда у одного парикмахера. Парикмахер профессионал и хорошо знает свое дело, руки откуда надо. Говорю только за ту, к которой хожу, за других не знаю, говорить не могу. Стрижет быстро и качественно, поэтому очень доволен. Цена доступная и адекватная. Есть приятные бонусы, каждая 7 стрижка бесплатно, от чего конечно не в восторге сами парикмахеры, так как в день бывает по несколько клиентов бесплатно, соответственно это очень влияет на доход. Также в случае незапланированного ожидания или задержки администратор предлагает чай или кофе. В общем и целом качественно, быстро недорого!!! Менять парикмахерскую не хочу.
  • Я хожу в парикмахерскую, потому что мне удобно — рядом с работой. Не всегда есть свободная запись, лучше звонить заранее. В целом услугой доволен. Как говорю, так и стригут. Всяких оплошностей с длинной или кривой окантовкой не было. Недорого, быстро, качественно. Меня полностью устраивает.
  • Очень крутой салон, несмотря на бюджетность. Сэкономив на хайповом брэнде, регулярно получаю отличную стрижку. Девочки все приятные, пока стригут пошутить, пообщаться очень даже могут. В общем не только стиль, но и настроение создадут. Чай, кофе — тут все стандартно. Интерьер, на мой взгляд, простоватый, но всегда чисто. За регулярность дают бонус. Каждая седьмая стрижка за счёт заведения.

Один из них написал постоянный клиент парикмахерской — мужчина, который не имеет никакого отношения к копирайтингу или написанию чего-либо мало-мальски творческого. Два других подготовила женщина-копирайтер. Сразу акцентируем внимание: отзыв клиента — реальный, денег или иных преференций за него он не получал.

Кстати, как вы сами считаете — какой отзыв реальный?

Итак, опросы были запущены в ряде профильных групп, сообществ и каналов. Вот список (все результаты доступны в истории групп и каналов). Начнем с Telegram-каналов:

Кроме этого, опросы были проведены в Telegram-чатах «Копирайтеры» и «Копирайтинг», в FB-группе «ДавайПиши» и в VK-сообществе «Подслушано Копирайтинг». (Пользуясь случаем, благодарим администрацию всех этих сообществ за шаг навстречу нашему эксперименту).

Отдельно мы хотели бы отметить Telegram-чат «Клуб эйчаров», в котором нет профессиональных копирайтеров. Опрос там, пусть и небольшой, все же стал такой себе фокус-группой со сбором мнений людей, не имеющих прямого отношения к работе с текстами.

И даже в этой группе большая часть (46%) проголосовала за второй отзыв, и именно за этот вариант респонденты в итоге отдали больше всего голосов суммарно (если собрать данные по всем опросам) — 61,8%.

Исходя из информации, полученной в ходе личных переписок, мы узнали, что отзыв №2 похож на реальный, поскольку (обобщенно) «мужчины всегда пишут коротко и по сути». Во всяком случае, стереотип почему-то именно такой.

Ниже публикуем таблицу с результатами опросов. По состоянию на поздний вечер воскресенья 23.02.2020, за 4 дня, собралось 700+ голосов.

Поймай меня, если сможешь: можно ли определить лживый отзыв в сети

Примечание. Наверняка фактическое число проголосовавших несколько меньше — многие могли указать свой «голос» в разных пабликах, но даже если уменьшить цифру до 100 человек — картина останется показательной).

К слову, было очень интересно читать, как в ряде сообществ наши коллеги уверенно отвечали:

Поймай меня, если сможешь: можно ли определить лживый отзыв в сети

Перейдем к результатам?

Реальный отзыв спрятан в опросе под №1. Да, тот самый, где якобы написано «слишком много», и «автор первого отзыва явно писал по четкому ТЗ». А еще «пользователь услуги никогда бы так не написал», да и оказалось, что «мужчины так длинно не пишут», и уж точно «копирайтер в первом отзыве специально ошибся».

Выводы

Зачастую даже человеку с богатым жизненным опытом достаточно сложно определить, какой отзыв — поддельный (речь, конечно, не идет о совсем примитивных «фейках»). Опытные копирайтеры и редакторы, съевшие собаку на работе с текстами, и HR-ы, которые постоянно общаются с людьми — многие из них допустили ошибку в ходе нашего мини-исследования.

А знаете, почему? Потому что люди, которые пишут свои самые настоящие искренние отзывы, — разные. Зануды и креативщики, юмористы и юристы, безграмотные и граммар-наци… Угадать, кто там по другую сторону экрана — тяжело.

Еще один важный момент: наше поколение напрочь испорчено текстами посредственного качества из сети. Мозг читателя буквально захламлен вот этими самыми штампами про «адекватные цены», «программы лояльности и бонусы» и прочее, прочее. Иногда кажется, что оригинальная метафора или простые человеческие фразы чаще встречаются в проплаченном тексте, чем в настоящем отзыве.

Пользуясь этим, бизнес успешно применяет тактику «проплаченной лжи» на практике, привлекая все больше и больше авторов, и обманывая огромное количество людей. При этом такой формат, судя по результатам исследований зарубежных коллег, уже стал не менее эффективен, чем обычная назойливая реклама.

Поймай меня, если сможешь: можно ли определить лживый отзыв в сети

Потребителя сегодня не так просто купить стандартной наживкой типа «безумные скидки только сегодня» — такие технологии работают, но постепенно уходят на задворки истории.

У нас создается впечатление, что креативность заменяется нативной рекламой любых форматов — от проплаченных отзывов до планомерной политики длительного продвижения своего бренда в сети с помощью выверенных и написанных профи текстов.

Все это вполне может привести к тому, что со временем «на плаву» останется лишь тот бизнес, который сделает ставку на нативность. И сделает ее вовремя — сейчас.

1313 показов
12K12K открытий
95 комментариев

Расслабьтесь, никто в здравом уме не будет бесплатно писать положительные отзывы.

Ответить

я пишу. но это бывает искренне и очень редко.

Ответить

Я не в здравом уме. На Яндекс «Знаток города 12 уровня».
Посетил что-либо (музей, кафе, ресторан, ремонт и прочее), почему бы не написать нормально, без негатива.
Скорее в не здравом уме те, кто везде ищет негатив.

Ответить

Это не так. Я вот, вроде в здравом уме, но всегда пишу. Просто я знаю, что для компании это ценно, но люди крайне редко пишут, если им все понравилось.

Ответить

Я пишу, а мотивация в том, что если я получил хорошую услугу или товар, то положительный отзыв это благодарность. Но сам при этом отзывам на наших площадках не доверяю. Вот у амазона хорошо - видно кто 100% купил товар, а кто, возможно, нет, и это сильно помогает при покупках. С услугами все сложнее конечно.

Ответить

когда вещь охуенная хочется прям написать отзыв, у меня была эпопея с выбором монитора для дома, когда купил понял что он прелестный, лучше всего что перепробовал, сразу написал отзыв с фотками и порекомендовал будущим владельцам все настроечки и рассказал нюансики, что мол лампочка пищит если не выключить

Ответить

пишу довольно часто. Придерживаюсь мнения, что положительная о/с важна для закрепления того, что делают хорошо

Ответить