{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Как правильно сокращать затраты в компании?

Привет! Меня зовут Николай Мясников, я руковожу “Маркетинговой компанией ВИАТ”, специализируемся на разработке решений для роста продаж и прибыли.

Во многих компаниях используется подход к сокращению затрат на основе целевых показателей, т.е. генеральный директор совместно с заместителем директора по экономике определяет KPI по снижению затрат для каждого подразделения, а уже в рамках подразделения руководители и исполнители ищут решения по оптимизации. Этот подход имеет один существенный недостаток - он не оценивает ценности тех или иных затрат. Рассмотрим наглядный пример, который мы наблюдали в работе заказчика:

Отдел закупок получает задачу по сокращению запасов на 30%. Так как задача не ретранслируется отделу продаж и маркетингу как единый бизнес-процесс, отдел закупок сокращает объем закупаемого товара. С точки зрения отдела экономики, это позволит высвободить 30% оборотных средств, однако никто не учитывает изменение цен в зависимости от объема закупки и спец. предложений поставщиков, так же как никто не оценивает упущенный спрос. На фото мы показываем простые расчеты, доказывающие что решение было неверным.

Я предложил подход, направленный на сокращение затрат в двух показателях:

  • Сокращение затрат на инвестиционные проекты;
  • Сокращение затрат на бизнес-процессы.

В первом подходе заказчик в новых условиях рынка оценивает целесообразность запланированных проектов и останавливает, или сокращает затраты на некоторые из них. Во втором подходе разбирается каждый бизнес-процесс компании и оценивается по двум параметрам: сумма затрат и изменяющаяся эффективность, на каждый вложенный рубль. Разберем реализацию второго подхода на нескольких примерах:

Пример №1. Упаковка продукта.

Технологи, разрабатывая упаковку на продукцию стремятся снизить объем возвратов из-за повреждений при транспортировке. Проведя простые сравнения по изменению стоимости упаковки с целью снижения брака с суммой затрат на брак, мы увидели, что проводимая работа приносит компании убытки. Посмотрим на примере:

При доставке шкафа в прихожую до покупателей, чаще всего повреждается зеркало. В год компания продает 3 658 таких шкафов, из них 156 зеркал подлежат замене, что приводит к потере 295 тыс. руб. В 2021 году технологии совершенствуют упаковку шкафа, с удорожанием на 16% и снижением возвратов до 5 шт. Новая упаковка увеличивает затраты компании на 532 тыс. руб. без учета затрат на работу технологов, если из этой цифры вычесть сумму потерь на замену зеркала, мы получим рост затрат по бизнес-процессу на 80%.

Пример №2. Запасы.

Компания в своем позиционировании декларирует, что доставляет мебель в течение 2-х дней с момента заказа. Во время реализации предыдущего проекта, в QFD-анализе выявили отсутствие потребности у клиентов в срочной доставке оплаченных товаров, этот факт позволяет сократить запасы готового товара. Рассмотрим процесс на детальном примере:

Заказчик реализует мебель для спальни, предлагая покупателям комплексные решения. Однако спрос на продукты, входящие в комплект неравномерный, клиенты предпочитают выбирать только те товары из комплекта, которые им больше всего подходит. В год компания реализует 1756 комплектов спален одного вида, со средним чеком 123 000 руб., при этом для быстрой доставки, необходимо обеспечить остаток комплекта на сумму 155 000 руб., в год компания замораживает 56 млн. руб.

Среднемесячный переходящий остаток материалов позволяет произвести 170 комплектов спален, при спросе 146 шт. Запасы готового изделия составляют 387 шт. на разных складах. Стоимость хранения одного изделия на сырьевом складе (с учетом стоимости материалов) составляет 23 250 руб., а в виде готового изделия 62 000 руб. Если увеличить запасы сырья до уровня трехмесячного, то затраты на хранение вырастут на 6,2 млн. руб., при этом сокращение остатков готового изделия на 90% позволят сэкономить 22 млн. руб. Закрытие региональных складов полностью, приведет к ещё большей экономии.

Срок производства товара с момента заказа составляет 7 дней, срок доставки на прямую с завода от 1-5 дней. В итоге покупатель получит продукцию в течении двух недель, что не является для него критичным.

В отличие от подхода к плановому сокращению затрат сверху вниз, мы оптимизируем бизнес-процессы, изменение которых приводят не только к сокращению затрат, но и повышению конкурентоспособности компании.

0
68 комментариев
Написать комментарий...
Эмиль

А по-моему доставка мебели в течение двух дней - это крутое маркетинговое преимущество, на фоне большинства компаний, где надо ждать неделями и месяцами. Возможно, часть покупателей выбрали поставщика именно по этому принципу, и им ок заплатить больше за срочность. Идеальный с точки зрения сроков доставки магазин вообще ИКЕА, приехал - забрал. И во многом благодаря этому у них такой бешеный успех по всему миру!

Насчет зеркал - да, может и дешевле экономить на упаковке и заменять битые. НО - каждая такая замена, это стресс для клиента, дополнительное ожидание. А в итоге отрицательное впечатление от компании, и прощай сарафанное радио и хорошие отзывы...

Ответить
Развернуть ветку
Николай Мясников
Автор

Эмиль, идеи класнные, но в отношении с клиентами нашего заказчика они не срослись, именно поэтому важно выявлять ключевые факторы выбора клиентов и адаптировать бизнес под них. О наших мебельных проектах подробнее можете почитать в наших кейсах:
1. https://vc.ru/marketing/421535-keys-kak-my-izmenili-biznes-processy-kompanii-po-proizvodstvu-mebeli-v-period-krizisa
2. https://vc.ru/marketing/318665-keys-razrabotka-i-realizaciya-strategii-prodvizheniya-dlya-proizvoditelya-mebeli

Что касаеться IKEA, то ее позиционирование согласно EST-модели строиться на двух критериях: Cheapest и Biggest. До этих критериев нашему заказчику еще слишком далеко.

Ответить
Развернуть ветку
Вадим Соломонов

Эмиль, звучит действительно красиво. Вот только это больше похоже на предпринимательскую мечту. Еще никто не смог повторить Икеа не только в России, но и в других стран мира. Поэтому предпринимательская чуйка бывает обманчива и должна проверяться на клиентах.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Татьяна Карлова

А я вот терпеть не могла Икеа, слишком простая, не надежная и не встраимавая мебель. По моему это магазин иррациональных покупок, когда куча фанатов идут и покупают. Такие же фанаты есть у Мака и Яблока.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Рафиль Таипов

Хм, не очень понятно зачем мебельщики стремились поставить товар за минимальный срок. Хотя иногда глаз замаливается, и важно получать релевантную обратную связь от клиентов.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Потапов

все очень просто, какой ни будь РОП накапал на мозги директору, а тому менеджер, а менеджеру всего один клиент. И для решения беды всего одного клиента, переделали всю работы на свете.

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Юрий Долгоруков

Почему не понятно, такая практика очень распространена. Компании очень важно получить обратную связь от клиента, это дело их репутации, а значит и места на рынке!

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Марсель Сагутдинов

Они увидели в этом проблему, но она оказалась не ключевой для клиентов, вот почему важно собирать обратную связь.

Ответить
Развернуть ветку
Мартин Скобянов

Насмотрелись Формулы 1

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Николай Мясников
Автор

К сожалению я не обладаю детальной информцией о том, как сформировалось решение. Когда мы проводили аудит, заказичик уже как минимум три года работал с такой концепцией.

Ответить
Развернуть ветку
Lala Bay

А поясните, пожалуйста

"Отдел закупок получает задачу по сокращению запасов на 30%. Так как задача не ретранслируется отделу продаж и маркетингу как единый бизнес-процесс, отдел закупок сокращает объем закупаемого товара."

Почему не анализируются запасы складские, а сокращаются объемы закупок? Ведь "висяки" и замороженные активы могут быть именно в складских остатках, которые надо распродать для начала (или списать в убыток)

Ответить
Развернуть ветку
Николай Мясников
Автор

В данном примере компания стремиться реализовать быстрые решения, высвободив д/с. Чтобы распродать товар, потребуеться время, как минимум месяц. А срезав бюджет на закупку, фин. директор снижаем объем обязательств по платежам в адрес поставщиков. И так как план продаж в таких ситуациях никогда не снижаеться, решение предполагает рост оборачиваемости склада.

Однака, как мы видим из результатов анализа, фин. директор рубит сук, на котором сидит.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Ilnur Mustafin

Все очень просто как с пакетом из-под молока: пишут 900 мл наливают 850, вот бешенная экономия, не считаете?

Ответить
Развернуть ветку
Николай Мясников
Автор

Да, этот способ я называю "стратегией прятания цены", к нему чаще всего прибегают из-за роста себестоимости товара, чтобы избежать ценового давления со стороны ритейла и дистрибьюторов.

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Андрей Корсаков

По моему она уже из жила из себя, слишком сильно все свои упаковки поубавили.

Ответить
Развернуть ветку
Вячеслав Птичкин

Ох ребята, таких экономистов гора! И чувствую совсем скоро мы это увидим. Курс опять растет, рынок сжимается, поводов для роста и сверхприбылей не вижу.

Ответить
Развернуть ветку
Николай Мясников
Автор

Зависит от отрасли на самом деле, есть сильно перенасыщенные рынки, и есть активно растущие, но в основном по прежнему за счет ушедших с рынка товаров.

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Андрей Ковалев

Не, мы скоро все пойдем на три буквы, грядет вторая волна... и нам будет уже не до бизнеса и сокращения затрат.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Lala Bay

смотря какая отрасль.. в теме ПО много заказов на импортозамещение

Ответить
Развернуть ветку
Марина Сорокина

Существует методология, как раскрыть не эффективные бизнес-процессы на должности фин. директора? При условии, что на этапе постановки задачи нет четкого понимания в каких отдела какие процессы наиболее и наименее эффективны?

Ответить
Развернуть ветку
Никифор Нарышкин

Опа! Тот самый Финансовый директор попался )

Ответить
Развернуть ветку
Николай Мясников
Автор

Вам нужно создать рабочую группу которая будет компетентна провести аудит всех ключевых бизнес-процессов и выявить те, что несут наибольшие потери.
Главное к вопросу подходить командно. Во многих компаниях придерживаються принципа "найду недостатки - уволю", и такой подход стимулирует сотрудников скрывать не дочеты. Необходимо наоборот поощрять открытость и стремление к развитию.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Дмитрий Болдырев

Ключевой вопрос - скорость принятия решения. Если нужно быстро сократить затраты, то без принудиловки это не возможно сделать, особенно в крупной компании. А все эти разбирательства конечно хороши, но требуют создать компетентных аудиторов, которые смогут выявить все отклонения.

Ответить
Развернуть ветку
Николай Мясников
Автор

До такой ситуации лучше не доводить Дмитрий. Это значит, что слишком много ошибок было совершено за относительно короткий промежуток времени.

Ответить
Развернуть ветку
Арсен Куторян

Подход шикарный. Остался вопрос, как донести его до директора по экономике и финансам?

Ответить
Развернуть ветку
Николай Мясников
Автор

Есть много способов. Если вы не являетесь его руководителем, можете подискутировать на эту тему, и желательно не один раз. Найти себе в союзники несколько экспертов, которые вас поддержат и так же согласяться поднять этот вопрос на общем совещании. Можете просто дать почитать этот материал )
Вода камень точит.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Андрей

В строках 3-4 таблицы явно что-то не то в тексте.

Ответить
Развернуть ветку
Николай Мясников
Автор

Андрей, "накосячили". Спасибо что заметили, мои коллеги уже исправили.

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Потапов

В примере №2 запасы конечно бомбические, я всегда придерживался к необходимости максимальной оборачиваемости, продажи практически с колес, это наиболее эффективно.

Ответить
Развернуть ветку
Николай Мясников
Автор

Продавать с колес я бы не рекомендовал, все таки бизнес должен стремиться к балансу запасов с учетом планируемого роста. Представьте, вы заключили контракт с новым клиентом, которые позволит вам увеличить продажи на 10%. А у вас нет товара, вы продаете с колес. Что будете делать?

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Краснов

Хороший материал, объясняет многие проблемы, с которыми сталкиваешься регулярно. Очевидно, что нужно принимать все решения обоснованно, проверяя экономическую целесообразность и прививать привычку персонала руководствоваться этими действиями.

Ответить
Развернуть ветку
Николай Мясников
Автор

Спасибо Алексей!

Ответить
Развернуть ветку
Даня Потапов

улучшать упаковку, это самый не продуктивный вариант, который только можно представить

Ответить
Развернуть ветку
Николай Мясников
Автор

Не всегда, я бы в данной ситуации ориентировался на экономические показатели.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Константин Сорокин

В первом примере не учитываются репутационные издержки. Приехало разбитое зеркало - клиент пошел и написал плохой отзыв в карточке - снизились продажи на 1% - получили убыток вместо экономии.

Тем не менее с нарративом согласен, важно учитывать взаимосвязи при изменениях.

Ответить
Развернуть ветку
Николай Мясников
Автор

Идея хорошая, при условии, что мы можем её измерить.

Ответить
Развернуть ветку
Максим Сергеев

Примеры, которые вы описали сплошь и рядом, в компании в которой я работаю вообще нет культуры, оценивать изменения с точки зрения экономической целесообразности. И иногда такой огород получается....

Ответить
Развернуть ветку
Николай Мясников
Автор

Максим, ее нужно привывать, иного пути повышения эффективности работы нет.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Эрик Корпатов Младший

Уволить всех!

Ответить
Развернуть ветку
Татьяна Карлова

Пришел Эрик и всех уволил )

Ответить
Развернуть ветку
Денис М.

Интересный подход к сокращению затрат в компании, особенно важно учитывать ценность каждой инвестиции

Ответить
Развернуть ветку
Валерий Гладков

Все очень просто как с пакетом из-под молока: пишут 900 мл наливают 850, вот бешенная экономия, не считаете?

Ответить
Развернуть ветку
Егор Проподалин

Вы бот? Или просто копируете комментарии этого пользователя: https://vc.ru/u/1203884-ilnur-mustafin

Ответить
Развернуть ветку
Егор Проподалин

Я встречал более ужасный пример, когда в компании принимали решение о создании новой марки, не проводя ни каких исследований, и руководствуясь простыми рассуждениями в курилке. Последствия были печальными.

Ответить
Развернуть ветку
Николай Мясников
Автор

Настоящая боль!

Ответить
Развернуть ветку
65 комментариев
Раскрывать всегда