3 простых шага для составления SWOT-анализа

SWOT-анализ – это метод стратегического планирования внутренней и внешней среды, который помогает определить сильные и слабые стороны бизнеса, а также риски и возможности в будущем.

Это универсальный инструмент, который подойдет стартапам, закрепившимся на рынке компаниям и даже блогерам.

Как расшифровывается SWOT

S – Strength – Сильные стороны
Например: есть приложение, доставка за 1 день, сильный отдел продаж, конкурентная цена.

W – Weakness – Слабые стороны
Например: высокая текучка кадров, низкий рейтинг в отзывах, зависимость от одного поставщика.

O – Opportunities – Возможности
Например: партнерство с другими компаниями, внедрение новых продуктов, открытие пунктов выдачи или офлайн-магазина.

T – Threats – Угрозы
Например: повышение налогов, появление новых конкурентов, кибератаки, ковид: )

<i>Матрица SWOT-анализа</i>
Матрица SWOT-анализа

Шаг 1 – Составьте список вопросов

К каждому из четырех сторон анализа нужно составить список из 3-5 вопросов, которые помогут более точно сформулировать ответы.

Приведу пример вопросов из своего кейса:

Сильные стороны:

  1. По вашему мнению, какие наши преимущества перед конкурентами?
  2. Какие ресурсы есть в нашем распоряжении?
  3. Чем мы привлекаем наших клиентов? В чем наша уникальность?

Слабые стороны:

  1. Какие главные недостатки нашего проекта?
  2. В чем мы хуже конкурентов?
  3. Что не нравится нашим клиентам?

Возможности:

  1. Какие ресурсы можно задействовать для развития компании?
  2. Как экономические ситуации на рынке могут пойти нам на пользу?
  3. Что есть у конкурентов, чего нет у нас?

Риски или угрозы:

  1. Какие внешние факторы могут губительно сказаться на проект?
  2. Какие внутренние слабые стороны могут привести к потенциальным проблемам или угрозам?
  3. Какие потенциальные угрозы со стороны конкурентов мы можем выделить?

Список вопросов, вы можете оформить в гугл-форме или устроить брейншторм с командой. О том, почему важно, чтобы в SWOT-анализе участвовало как можно больше сотрудников ниже.

Шаг 2 – Проведение анализа и участники

SWOT-анализ это не та ситуация, когда вы должны выполнять в одиночку. Чтобы картина анализа была более достоверной, в нем должны принять участие как собственники бизнеса, так и представители разных отделов таких, как маркетинг, продажи, финансы, разработка и другие.

Есть 2 пути проведения анализа:

  1. Провести брейншторм с командой
    Например, создать доску в Miro, где каждый участник в отведенное всем время запишет на тикетах ответы на вопросы.
  2. Создать опросник в гугл форме или другом удобном инструменте
    Это более предпочтительный для меня вариант, так как не нужно будет долго подбирать время, чтобы все участники смогли прийти + каждый ответит "без списывания" и стеснений, то, что он действительно думает.

Шаг 3 – Используйте полученные результаты

Ответов может быть очень много. В этом случае стоит определить наиболее часто упомянутые точки зрения участников, категоризировать их и использовать их в стратегии в первую очередь.

Как их использовать в стратегии? Приведу действия сразу на примерах.

Сильные стороны

В маркетинге и продажах, вы можете использовать сильные стороны как конкурентные преимущества, выделив во всех ресурсах своего проекта.

Или, вы понимаете, что у вас много положительных отзывов от новых покупателей касательно качества вашей продукции. В этом случае вы можете создать программу лояльности для повторных покупок другой продукции, напоминать о себе.

Слабые стороны

Здесь все проще понимается. Вы уже видите свои точки роста и можете искать решение. Например, у вас страдают внутренние процессы отдела и, в таком случае, решением может быть внедрение современных технологий.

Возможности

Скорректируйте или разработайте стратегию, чтобы превратить возможности в сильную сторону. Например, на рынке появляется новый сегмент аудитории, под который можно создать продукт или услугу.

Угрозы

Здесь также важна разработка стратегии по снижению угроз или вовсе ее устранению. Частая ситуация в урозах – это появление новый конкурентов. В этом случае ваша стратегия может быть направлена на увеличение доли рынка и/или на укрепление бренда.

Сильные стороны SWOT-анализа

• Универсальность
Речь не столько о размере бизнеса, сколько о использовании метода для отдельных регионов, департаментов и т.д.

• Фокус на ключевых моментах
У вас появляется четкое понимание какой ваш бизнес сейчас и куда ему стремиться.

• Простота и скорость
Вам не нужно выделять месяцы на проведение анализа. Достаточно следовать этим 3 шагам, которые не требуют анализ больших данных и выделять большие бюджеты.

• Интеграция с другими инструментами
Результаты анализа могут быть успешно использованы при разработке других видов анализа для расширения и более глубокого понимания всех аспектов бизнеса.

Слабые стороны SWOT-анализа

• Субъективность
Результаты могут зависеть от мнения участников анализа. Есть риск, что получится искаженная картина реальности.

• Упущение важных факторов
Не исключено, что участники могут не вспомнить или вовсе не знать о каких-то иных важных факторах, влияющих на бизнес.

• Текущие результаты
Надо понимать, что анализ учитывает ситуацию в определенный момент времени и может не учесть динамичность среды и возможные изменения.

SWOT-анализ – пусть и не точный, но определенно полезный инструмент для бизнеса, который помогает увидеть картину более целостной.

Этот метод стоит использовать раз полгода-год. Или в моменты, когда вашей компании нужно принять важные решения, влияющие на бизнес.

22
1 комментарий

Статья рассказывает о методике SWOT-анализа и ее применении

Саммари:
- SWOT: Strengths, Weaknesses, Opportunities, Threats
- Подходит стартапам, компаниям, блогерам
- Шаг 1: Список вопросов по 4 категориям
- Шаг 2: Брейншторм или опросник
- Шаг 3: Анализ ответов для стратегии
- Примеры использования в маркетинге, продажах
- Развитие и снижение рисков на основе SWOT
- Простота и универсальность метода
- Риск субъективности и пропуска факторов
- SWOT актуален для текущей ситуации
- Рекомендется применять регулярно

Стараюсь выделять самое важное для вас.

1
Ответить