Стоп-слова 2024 ⛔: NFT и метавселенные. Подробный обзор BoF Professional Summit

Меня зовут Вика Строгонова — я кофаундер и CMO технологичного стартапа Pillz, ex-руководитель по маркетингу и инновациям PUMA Россия и автор канала ТехноТори, где рассказываю о трендах и технологиях.

Неделю назад посмотрела 4х-часовой Business of Fashion Professional Summit 2024 — ежегодный саммит одной из самых авторитетных медиаплатформ в модной индустрии. Если у вас нет подписки на BoF или времени послушать спикеров, то ниже для вас мой подробный обзор всех выступлений.

На Business of Fashion Professional Summit 2024 выступили представители Roblox, LVMH, Сalvin Klein и других компаний.
На Business of Fashion Professional Summit 2024 выступили представители Roblox, LVMH, Сalvin Klein и других компаний.

В этом году ключевыми темами стали: ИИ, цифровая культура и виртуальные миры. А стоп-словами: NFT и метавселенные. Представители Roblox, LVMH, Сalvin Klein и других брендов поделились своим опытом внедрения технологий: от ИИ дизайн-ассистента до блокчейн CRM и кроссовок с NFC.

ИНТРО: Алгоритмы везде.

И они уже изменили культуру потребления не только в онлайне (Netflix, Spotify, TikTok, Instagram и т.д.), но и в офлайне (вспоминаем одинаково инстаграмные кофейни по всему миру). Креаторы и бренды под прессингом алгоритмов вынуждены ежедневно создавать контент, чтобы не выпасть из игры. Люди под давлением соцсетей покупают не то, что им действительно нужно:

Только купила меховую шапку 'slavic girl', как сегодня это вышло из моды — в тренде уже 'mob wife'… :(

Чтобы не стать жертвами алгоритмов, спикеры рекомендуют сфокусироваться на практике кураторства (“ручная”, человеческая выборка; нишевый контент; закрытые сообщества) и придерживаться идентичности своего бренда или личности, а не следовать быстротечным трендам.

БЛОК 1: как бренды из модной индустрии внедряют ИИ

Искусственный интеллект оказывает влияние на всю цепочку создания и реализации модного продукта. Бренды используют ИИ, чтобы контролировать сложные логистические цепочки, быстро генерировать новые дизайны, сохраняя при этом свой ДНК, и улучшать поисковую выдачу товаров для e-com покупателей.

Несколько примеров продуктов или решений, которые уже сейчас внедряются в модную индустрию.

⚫ Платформа Refabric превращает ваши идеи (эскизы) в дизайн за несколько минут. Редактируйте свой дизайн: цвета, ткани и т.д.

Refabric — fashion design AI-ассистент 

Myntra (индийская шопинг платформа) интегрировали ИИ в поиск (‘my fashion GPT’), чтобы клиенты могли найти товары, используя “естественный язык”:

Умный поисковик ‘My fashion GPT’ от Myntra

Пользователь: Что мне надеть на концерт Taylor Swift?

Myntra: Казаки, кроп-топ и джинсовые шорты ✅

Также Myntra внедрили “умное саммэри” отзывов по товару.

⚫ Стартап Vaayu.tech помогает компаниям измерять, контролировать и сокращать свой углеродный след в масштабе всех цепочек поставок.

⚫ Компания Altana.ai автоматизирует повторяющиеся задачи, такие как классификация кодов ТН ВЭД, мониторят изменения торговой политики и помогают управлять рисками.

Ekimetrics оптимизируют бизнес-стратегии компаний на базе Big Data и AI. Например, помогают L’Oreal использовать аналитику по клиентским отзывам для разработки продуктов.

⚫ 78-летняя фэшн дизайнер Norma Kamali решила воплотить в своём бренде идею “скачать её мозг", чтобы компания могла продолжить её дело. Она предложила использовать свои архивы и наработки за прошедшие 40 лет. За реализацию Norma Kamali AI design CoPilot взялись Maison Meta — первая (как они себя позиционируют) Gen AI креативная студия (среди других клиентов: Pandora, MUGLER, Pangaia, H&M и др.). Работа продолжается, но уже есть результаты: партнёры представили коллекцию купальников, созданных на базе этого AI-инструмента.

БЛОК 2: Цифровая культура: инфлюенсеры и геймификация

Представители Calvin Klein и игровой платформы Roblox, а также другие инсайдеры бизнеса поделились тем, как они выстраивают отношения с потребителями в условиях шумной, высококонкурентной онлайн культуры.

2.1 Calvin Klein и инфлюенсеры

Реклама Сalvin Klein с Jeremy Allen White

Весенняя рекламная кампания Сalvin Klein с актёром Jeremy Allen White по-настоящему завирусилась. Джонатан Боттомли, глобальный директор по маркетингу бренда, поделился некоторыми инсайтами.

Он рассказал, что в бренде уделяют очень большое внимание выбору амбассадоров — и делают это не только на базе исследований, но и интуиции.

Не менее важна разработка креативной стратегии кампании.

Как сделать креатив не “проходным”, чтобы люди хотели уделять ему внимание? Как показать амбассадора так, как его ещё не видели? Какой сезон (н/р сезон вручения кинонаград) может стать наиболее эффективным для запуска?

Джонатан Боттомли, глобальный директор по маркетингу Calvin Klein

В Сalvin Klein не ограничивают аналитику кампании только media value креатива: отслеживают и уровень вовлечённости потребителей в социальных сетях бренда, метрики поисковых запросов, трафик на сайт, продажи. В Сalvin Klein используют маркетинг-микс, но всё-таки больше бюджета выделяют на бренд-маркетинг. Бренд-маркетинг в деталях: важно всё (описание продукта, качество визуала, голос в озвучке).

В больших медийных кампаниях в Сalvin Klein используют “iconic” продукты - это драйвит трафик в точки продаж, где потребители уже делают выбор в пользу разного ассортимента.

Проблемы больших оптовых фэшн ритейлеров (matches/ farfetch и т.д.), по мнению Джонатана Боттомли, в том, что часто им остаётся конкурировать между собой только за счёт цен, а если это так, то ваш бизнес скорее всего в беде. Не рынок (TikTok тренды) должен диктовать, куда двигаться бренду, а бренд должен создавать эти тренды и “указывать путь”.

Другие спикеры в рамках блока про цифровую культуру поделились своим опытом, как они позиционируют себя в условиях растущей конкуренции и давления алгоритмов. Так, они, как инфлюенсеры, наоборот, игнорируют тренды, чтобы оставаться максимально аутентичными и настоящими и используют “точечные” инструменты, такие как email-рассылка, в которой отсутствуют алгоритмы соцсетей и автор остаётся куратором своего контента.

2.2 Roblox х e.l.f. Beauty

Представители Roblox и e.l.f. Beauty обсудили возможности этой игровой платформы для брендов. Ранее я также упоминала сумасшедшие цифры Roblox. В неё ежедневно играет 72 млн детей, которые просаживают на цифровые наряды для своих аватаров робаксы в сумме, приближающейся, только вдумайтесь, к 4+ млрд $ в год! Большинство этих супервовлечённых пользователей, которые играют в Roblox в более чем 40 млн. своих собственных или чужих “опытов”, моложе 17 лет, то есть относятся к gen alfa (хотя пользователи взрослеют и игроки Gen Z в возрасте 17-24 лет являются самой быстрорастущей демографической группой Roblox: более половины пользователей старше 13 лет). На платформе они проводят в среднем по 2.5 ч в день.

Это не просто игра, это сообщество, по сути социальная сеть в игре — аспект социализации и возможности проявлять себя имеют решающее значение.

Roblox — это современная виртуальная песочница.

Что интересно, наблюдается прямая взаимосвязь “жизни в Roblox” и в реальности: например, дочь спикера никогда не интересовалась скейтбордингом, пока не начала играть в Vans Roblox (пришлось покупать дочке доску).

e.l.f. Beauty создали в конце прошлого года игровой эксперимент, в котором пользователям предлагается попробовать себя в предпринимательстве. DNA бренда использовался в дизайне элементов и ключевых ценностях игры (empowering others, disrupt norms, shape culture, connect communities). В игру играет уже более 8 млн. пользователей Roblox. Платформа стала частью постоянной go-to-market стратегии бренда, — теперь e.l.f. Beauty дополняет пространство новыми квестами.

Также бренд проанализировал Twitch — выяснилось, что многие пользователи женского пола “прячутся” там за мужскими никнеймами, чтобы избегать троллинга/буллинга. И бренд создал отдельный канал для девушек-геймеров.

Представитель Roblox рекомендовала брендам определиться с целью присутствия на платформе: это ваш ‘one and done’ маркетинговый инструмент для того, чтобы привлечь внимание к конкретному реальному продукту (ассортимент, мероприятие, контент) или долгосрочная основательная интеграция с постоянными активациями и новыми экспериментами, целью которой является создание лояльного коммьюнити вокруг бренда ( а не продажи в моменте).

Следствием интеграции бренда в Roblox стал органический UGC-контент: игроки e.l.f. Beauty х Roblox уже нагенерили более 70 тыс. единиц контента. Создание своей игры в Roblox для брендов редко performance инструмент, скорее это часть бренд-маркетинговой стратегии. Также, как бренды создают стратегии для других соцсетей и платформ - IG, TikTok, YT, и др. — Roblox стал частью маркетинговой экосистемы, в которой сосредоточена столь важная для брендов аудитория поколения alfa: ваших будущих, а возможно и настоящих покупателей. И менее performance-ориентированная стратегия в Roblox - это лишь ступенька к узнаваемости и желанности бренда за пределами этой платформы.

В мире без cookies (*моё примечание: под давлением общественности многие компании выступили с инициативой блокировать сторонние файлы cookie по умолчанию, чтобы обеспечить пользователям прозрачность данных и конфиденциальность) фокус маркетологов смещается с индивидуальных пользователей к сообществам, таким как в Roblox.

Последнее, что обсудили спикеры: инклюзивность в Roblox, которая особенно важна для поколения alfa и gen z. Согласно “Self expression report” Roblox аватары и цифровая мода чрезвычайно важны для этих поколений — даже больше, чем физическая мода.

Многих игроков Roblox их аватары вдохновляют на перемены своего реального стиля
Многих игроков Roblox их аватары вдохновляют на перемены своего реального стиля

Тема очень интересная, дополню:

FYI для тех, кто не знаком с Roblox => каждый игрок представлен в игре полностью настраиваемым цифровым аватаром с различными вариантами телосложения и внешности: от кроликов до астронавтов и инопланетян. Доступны разные виды причесок, одежды и аксессуаров, а также специфическое для платформы цифровые эффекты, поэтому варианты самовыражения практически безграничны.

Часть пользователей заявила*, что их цифровые аватары лучше отражают их, чем 2D-версии представления себя в других соцсетях, а многих респондентов стиль аватаров вдохновил их на изменение реального стиля.

Согласно опросам*, более 52% пользователей готовы тратить на цифровую моду до 10$, 19% — до 20$, а 18% от 50 до 100$. Присутствие бренда в Roblox влияет на то, как пользователи воспринимают бренд в реальном мире. Большинство опрошенных (84%) говорят, что они скорее всего станут покупать товары бренда в реальном мире после того, как примерят их виртуально.

* Исследование тут.

БЛОК 3: Виртуальные миры: дизайн в VR и блокчейн CRM

На заключительной сессии спикеры обсудили, как дизайнеры и бренды могут использовать виртуальную реальность в качестве инструмента дизайн-проектирования и задействовать блокчейн на фоне угасающего ажиотажа вокруг web3.

3.1 Проектирование в VR/XR

За последний год появилось два новых ключевых VR/XR устройства: Quest 3 и Apple Vision Pro. Дизайнеры уже активно используют их для работы, — своим опытом поделился Joey Khamis, дизайнер обуви (работал в Columbia Sportswear and Reebok) и основатель Khamis Studio.

Инструмент для VR дизайна: Gravity sketch

Дизайнер рассказал, что использование VR помогло ему выйти за рамки традиционного процесса и открыть новые возможности для более “интуитивного” творчества. Инструмент помогает решить проблемы с недопониманием, возникающим при работе с двухмерными чертежами, особенно в процессе коммуникации с фабриками и сотрудниками других департаментов бренда.

Да, гарнитура всё ещё громоздкая и не самая удобная для длительной работы, поэтому нужно закладывать гораздо больше времени на дизайн в виртуальной или смешанной реальности, но интуитивность процесса, схожая с реальным скульптурированием, стоит того.

Joey Khamis, дизайнер обуви

Также Joey использует 3D-печать для производства обувина сайте его студии можно заказать кроссовки, напечатанные на 3D-принтере по вашему индивидуальному отпечатку стопы.

Кроссовки Khamis Studio, напечатанные на 3D-принтере 

Стоимость обуви: 250$ (доставка летом 2024)

3.2 Опыт LVMH: блокчейн CRM и кроссовки с NFC

Что в люксе думают о метавёрсах и web3, когда хайп и спекуляции ушли, а технология осталась?

Nelly Mensah, Vice President of Digital Innovation, Head of Crypto and Metaverse в LMVH, рассказала, что несмотря на то, что все стараются избегать терминов NFT и метавселенные, а более 90% проектов в этой области просто перестали существовать, блокчейн важен для модной индустрии, и бренды продолжают инвестировать в развитие этой технологии.

На первое место вышли перспективы использования технологии для аутентификации и создания цифровых паспортов продукта для обеспечения подлинности товаров и прозрачности данных.

Также обсуждалось использование блокчейна в CRM и клиентской аналитике, — для многих клиентов в этом важна возможность оставаться анонимным. Надо понимать, что CRM кардинально меняется в новых реалиях, - например, в играх, где аватары могут легко менять пол или внешность. Клиентская аналитика больше не сможет полагаться на демографические данные, важным становится поведенческая аналитика, в частности аналитика коллекционных предпочтений клиентов на их блокчейн кошельках.

Самым очевидным и перспективным на сегодняшний день остаётся геймификация в метавсеселенных, таких как Roblox или Fortnite (впрочем не все относят эти платформы к метавселенным), которые позволяют перенести бренды в виртуальное пространство и дают возможность взаимодействия с брендом в иммерсивном режиме. Спикер видит большие перспективы в использовании 3D в VR/XR мирах. Игровые платформы становятся всё более суперреалистичными, в частности 3D-версии продуктов всё более неотличимы от реальности. Бренды могут переносить сторителлинг и свою эстетику в метавселенные — наравне с тем, как они это делают на модных показах или в своих точках продаж.

Цифровая мода также безусловно интересное направление — особенно с точки зрения экологии и творческого самовыражения: продажа нарядов как NFT или скинов/ эффектов во внутриигровых опытах, либо фильтры в соцсетях. Но формат digital-only fashion пока нишевый, т.к. пользователям всё ещё важна связь с реальностью — им нравится наряжаться и краситься, чтобы “выходить в свет” и проявляться в социуме. А для люксовых брендов очень важен ‘craftsmanship’, поэтому цифровая мода может быть только частью маркетинговой экосистемы, как ещё один инструмент взаимодействия с клиентами и продвижения видения и ценностей брендов.

Кроссовки Dior 'B33' с NFC чипом
Кроссовки Dior 'B33' с NFC чипом

В Dior используют NFC чипы в лимитированных кроссовках, что позволяет пользователю регистрировать кроссовки на себя или передать (перепродать) право собственности другому человеку. К цифровому паспорту продукта прилагаются бонусы и особые преимущества, такие как ранний доступ к новым дропам или послепродажное обслуживание. Для аудитории Dior это становится уже привычным и важным инструментом, особенно в тех регионах, где много контрафакта (Китай, Африка). Для того, чтобы процесс интеграции цифровых инноваций был успешным, важно экспериментировать - часто заранее невозможно спрогнозировать, что будет ключевой success метрикой (конверсия продаж, процент использования технологии, количество регистраций цифрового паспорта продукта, NFT claims, retention rate и т.д.), причём в разных регионах или категориях товаров (в одних цифровые паспорта становятся уже нормой — обувь, часы, бриллианты, в других следует ждать mass adoption) use cases могут также отличаться. На основе тестов уже определяется, стоит ли его масштабировать или нет.

Также в LVMH подчёркивают, что не стремятся заглядывать далеко вперёд, а стараются адаптировать инновационные инструменты под существующее в настоящем потребительское поведение. Достаточно большое количество людей увлекаются геймингом или коллекционируют NFT, — какой формат будет наиболее актуальным для бренда? Для одного это может быть интеграция в Roblox, для другого — лимитированная цифровая арт-коллекция в коллаборации с современным художником.

В мире, где покупатели узнают о вашем бренде в первую очередь в цифровом мире, уже нельзя игнорировать инновации, но при этом не стоит забывать о бренд-позиционировании (ДНК бренда), чтобы цифровое присутствие бренда выглядело органичным, а не “вымученным” трендами.

Надеюсь, было полезно. Этой мой первый материал на vc — буду рада обратной связи, комментариям, вопросам.

Ещё больше аналитических обзоров и полезных заметок о технологиях и трендах в моём канале: t.me/technostories

44
Начать дискуссию