Как облегчить себе жизнь во время кризиса

Материал подготовлен международным коммуникационным агентством FleishmanHillard Vanguard, входящим в состав коммуникационной группой «Орта».

Не ждите наступления кризиса, чтобы навести порядок в делах: ключ к эффективному реагированию на кризис – эффективное планирование. Кстати, это правило работает не только в бизнес среде.

Как правило, все репутационные кризисы, с которыми сталкиваются компании и бренды, можно разделить на три группы. Они являются следствием сложившихся обстоятельств, деятельности бизнеса или компетенции отдельных людей, групп, структур внутри, либо же это культурные кризисы

Джудит Мур, Партнер и руководитель направления кризисных коммуникаций региона EMEA в FleishmanHillard

Конечно, ни один вид кризиса (да и ситуацию в целом) невозможно просто взять и преодолеть. Это очень сложное поле борьбы для всей компании. Но, если попробовать выделить самый непредсказуемый из классификации, то эксперты FleishmanHillard выделяют именно культурные кризисы. Чаще всего они связаны с недостойным поведением на рабочем месте или из-за ошибок, возникающих, в процессе работы. Здесь чаще, чем в других видах кризисов, могут быть замешаны первые лица и другие менеджеры уровня C‑suite. А порой и целые команды оказываются под давлением осуждения и бесконечного количества слухов и домыслов.

Как облегчить себе жизнь во время кризиса

Исследование Strategy & – подразделения стратегического консалтинга PwC – показало, что в 2018 году основной причиной отстранения руководителей высшего звена от их должностей стали этические вопросы, ошибки. Эта причина превалировала над плохими финансовыми результатами или неудовлетворенностью советов директоров. Статистика говорит, что 39% из 89 случаев отстранения от должности генеральных директоров были вызваны нарушениями этических норм.

И важно не забывать, что помимо вышеописанной статистики сегодня в мире есть запрос на прозрачность и честность. Ожидания, которые предъявляются бизнесу, сотрудниками, клиентами и заинтересованными сторонами гораздо выше, чем раньше. Об этом FleishmanHillard рассказывал в исследованиях о доверии. Именно поэтому руководителям и советам директоров необходимо подумать, как они отреагируют на ту или иную угрозу репутации и бизнесу.

Ценности: не ждите кризиса, чтобы о них вспомнить.

Бизнес, который помнит о своих ценностях и следует им по-настоящему, гораздо быстрее и с меньшими потерями выплывает (а чаще не сталкивается) из ужаса кризисов культуры. Важно понимать, что «по-настоящему» — это ситуация, когда они интегрированы в жизнь компании, в стиль управления и являются неотъемлемой частью каждого шага, действия и решения на разном уровне. И каждый сотрудник понимает, о чем речь и почему компания может себе позволить одно действие, а другое – не может.

Важно признать, что бизнес-культура сегодня все еще рассматривается как нечто, за что отвечает команда HR и «только им это и нужно». Но нет, это уже давно не так. Важно понять, что это необходимо для всех аспектов бизнеса – будь то юридические, операционные или производственные.

Кроме того, если компания научится демонстрировать эти ценности, а также то, что они не просто есть, а им следуют, за них могут ответить, то это может помочь в управлении репутационным аспектом кризиса.

Будьте готовы: FleishmanHillard много десятков лет успешно консультирует компании в сфере антикризисных коммуникаций и наша экспертиза показывает, что несмотря на то, что у большинства предприятий есть планы реагирования на случай кризиса – эти планы часто не учитывают «новые» репутационные угрозы и узкие места, они слишком обобщенные.

Это может приводить к тому, что бизнес может оказаться в еще более сложной ситуации, принимая жизненно важные решения, находясь в стрессе и под сильным давлением.

Действуйте решительно: не надейтесь, что кризис пройдет сам собой. Это не случится и что важно, плохая реализация антикризисной стратегии приведет к нестабильности и создаст угрозу целостности всего бизнеса, а не только затронет тех, из-за кого все случилось. Помните, что ваше поведение, умение управлять и «разруливать» кризисную ситуацию может запомниться гораздо больше, чем сама ситуация, вокруг которой произошел кризис.

Не упустите никого из стейкхолдеров: допустим сначала ваша целевая аудитория будет исключительно внутренней. Это не повод забывать о внешней аудитории и учитывать ее интересы и последствия, если кризис вдруг выйдет за рамки организации и станет достоянием общественности.

Например, ваши партнеры могут захотеть убедиться, что вы контролируете ситуацию и ответственно реагируете. Потому что они будут обеспокоены тем, что ассоциация с вами в этот конкретный момент может повлиять и на их репутацию.

И вполне объяснимо, что в разгар бизнес процессов и активности не всегда есть время и желание обсуждать вопросы из серии «а что, если? » или проигрывать (казалось бы) неправдоподобные сценарии – но важно понимать, что в сегодняшней среде руководители и советы директоров больше не могут позволить себе игнорировать такие сценарии.

Повторимся, ключом к эффективному реагированию на кризис является эффективное планирование – это работает независимо от наличия кризиса.

33
Начать дискуссию