91% людей бесит, когда их заставляют скачивать мобильное приложение

А 80% из них в таком случае вообще отказываются от покупки. И чем моложе пользователь, тем категоричней отказ… «Вы же не предлагаете кому-то съезжаться сразу после первого свидания. Приложения — это долгосрочное обязательство» — поясняет ситуацию Р.Хосла, директор компании Heady.io. Разбираемся, что делать.

Молодёжь менее терпима к маркетинговым принуждениям, передаче данных, легче находит альтернативы, но и люди старшего возраста всё чаще не готовы ставить ещё одно приложение ради покупки или заказа.

Россия — в глобальных лидерах цифровизации, поэтому многие этапы технологической эволюции наша страна проходит в числе первых. Это относится и к месту мобильных приложений в жизни людей, и в бизнесе. После столь обескураживающей статистики хочется спокойно разобраться, что происходит и как на это реагировать. Давайте так и сделаем.

Приложений много, места на всех не хватает

Казалось бы, проблему нехватки памяти для установки приложений должны были обеспечить новые поколения смартфонов, но рост и количества доступных приложений, и их “веса” в мегабайтах вполне компенсируют рост технических возможностей устройств. Если открыть раздел Storage и посмотреть объём занимаемой памяти, то редко когда приложение магазина или ресторана весит менее 100 мегабайт. А ещё учтите лавинообразный рост объёмов фото и видео!

Проблему попыталась решить сама компания Apple, предложив в 2020 году технологию мини-приложений App Clips. По их задумке, потенциальный покупатель мог бы быстро скачать упрощённую версию приложения объемом не более 10 мегабайт, чтобы быстро “попробовать” его одну главную функцию, а если понравится, то скачать и полноценный вариант приложения.

Цитате 60 лет, но... нельзя просто взять и поставить новое мобильное приложение!
Цитате 60 лет, но... нельзя просто взять и поставить новое мобильное приложение!

Однако, на практике идея не прижилась. И дело не только в в характеристиках устройств и мегабайтах, а ещё и в другом.

Личное пространство

Пространство смартфона — это приватное место. В нём каждый стремится иметь только то, что нужно. Именно поэтому покупку или заказ через мобильное приложение люди часто делают только ради промо-акции, а сразу после приложение сносят.

Проблему усугубляет необходимость личной регистрации для покупки. Это конечно несложно, но это ещё один шаг. И как каждая ступенька крыльца вверх ко входу в реальный магазин, каждый “лишний” виртуальный шаг к первой покупке снижает количество потенциальных покупателей вдвое.

Заметьте, в этом личном пространстве уже обитают агрегаторы и маркетплейсы, что создаёт ещё больше сомнений в нужности приложений единичных брендов.

Терпение и ещё раз терпение

Массовые мобильные приложения похожи друг на друга, но всё же они разные по дизайну и по возможностям. Из-за этого пользователю некомфортно в каждом новом приложении тратить усилия на привыкание к новому виду и к новым функциям.

Мы много работаем не только с кафе и ресторанами, но и с торговыми сетями. Если оставить за рамками супермаркеты, то мобильное приложение, качественное и актуальное, может выйти на 20-30% заказов. Их дадут как искатели выгоды, так и какая-то часть постоянных клиентов. А как работать с основной массой покупателей?

Быть там, где клиенты

Обойдёмся без прозрачный намёков — люди проводят всё больше времени в Телеграм. По данным Mediascope за 2023 год 47% россиян старше 12 лет заходят в Телеграм каждый день, а 68% — хотя бы раз в месяц. Причём эти проценты выше как раз для целевой аудитории электронной торговли: 20-40-летние. Впрочем, динамика выражено растущая по всем группам возрастов.

2021-2023, https://mediascope.net/news/1776850/
2021-2023, https://mediascope.net/news/1776850/

Отметим здесь три важных фактора:

  • Телеграм как коммуникатор по определению не претендует на приватное пространство, а значит растворяются те самые промежуточные ступеньки от первого взгляда до заказа.
  • Регистрация упрощается до одной кнопки “Поделиться контактом”. Её наличие понятно пользователю, так как необходимы подтверждение, оплата и доставка заказа. Для повторных покупок кнопка уже не требуется.
  • Более 80% пользователей Телеграм не только обмениваются сообщениями, но и читают каналы: поэтому люди всё больше "зависают" в этом мессенджере.

Логичный итог

Мобильные приложения хороши для бизнеса, когда отношения с клиентом уже выстроены и имеют длительную перспективу. Знакомиться же и развивать общение нужно там, где клиенту комфортно: в Телеграм. Детали того, как это сделать, мы раскрываем в публикациях на примере сотен компаний, которые мы обслуживаем. Остаёмся на связи!

2727
42 комментария

Только логичный итог не телеграм, а сайт с нормальной мобильной версией. Браузер есть у 100% пользователей смартфонов, а телеграм далеко не у всех. В отличие от телеграм ботов сайтами все умеют пользоваться, да и по техническим возможностям и удобству использования сайты оставляют боты далеко позади.

Поэтому делайте нормальную мобильную версию сайта в первую очередь, а телеграм бота ну если будет желание и возможность.

19

Самое смешное, что мобильные приложения - во многом на тех же технологиях, там тот же HTML/CSS/JavaScript. Вот если мобильное приложение нужно, скажем, для форматирования флешки - тогда да, оно будет нативным и его не заменить сайтом. А "информационное" приложение (посмотреть ассортимент товаров, оформить покупку) - с высокой вероятностью - "веб-приложение" на каком-нибудь электроне.

1

За границей вообще беда с телегой, особенно в Азии.

Автор

Каждому своё, как говорится) Но давайте сравним:

1. Пользователей Телеграм в России - 81млн., и это не "далеко не у в всех")) Особенно в крупных городах и среди аудитории e-com.

2. Сайт приходится искать каждый раз, когда нужно сделать покупку или заказ. С точки зрения бизнеса это чревато тем, что человек найдёт не его) Для пользователя это также квест. Добавить в закладки можно, но это не для всех - и людей, и сайтов.

3. На сайте довольно часто нужна авторизация, даже при повторных заходах. Ок, есть PWA, но это, считайте, мобильное приложение.

4. По удобству исполнения: мы сравниваем веб-аппы в Телеграм и веб-сайты? - да, тогда по UX это одно и тоже. Совсем.

5. Сайт не отправляет сообщения, особенно, когда он закрыт) Да, есть веб-пуши, но кто ими пользуется? Телеграм же - мессенджер. Это удобно и пользователям (скрины корзины на сайтах??), и супер важно бизнесу.

Какой еще телеграм? Есть сайт с витриной и прайсом, и им можно воспользоваться без регистраций - это окей. Все остальное идет лесом.

9
Автор

Спасибо за комментарий - пару лет назад вы были бы правы на 100%. Сайт - отличная визитка, но как только дело доходит до заказа, есть много стопперов: регистрация, подтверждение (смс), получение сообщений о статусе заказа.
В Телеграм 500+ ресторанов с помощью наших веб-приложений принимают заказы - пример скрина отправляю, от корзины и оплаты до рассылок. Всё хорошо)

Ок, бумер

*Сарказм*