Маркетинг
Artem Polyakov
405

Быстро поднимаем собственную платформу для email рассылок

Сегодня я расскажу о том, как быстро поднять собственную платформу для email-маркетинга и отправить 1 млн писем, которые попадут во входящие всего за 100 $.

В закладки

Но, сначала маленький опрос.

Какой сервис для email рассылок вы сейчас используете?
MailChimp
GetResponse
Unisender
Sendpulse
Sendinblue
Mindbox
Sendbox
Mailigen
Sendsay
Mandrill
Mailgun
Amazon AWS
Собственный сервер
Другой
Не занимаемся email-маркетингом
Показать результаты
Переголосовать
Проголосовать

Не будем ходить вокруг и сразу перейдём к делу. Вы, конечно, слышали, а может быть и использовали Amazon AWS. Частью этого облака является очень удобный сервис рассылок: SES (Simple Email Service).

К слову, некоторые российские сервисы email рассылок по сути просто перепродают вам услуги Amazon SES.

Чем же Amazon SES так хорош

  • Стоимость. Всего 1 $ за 10 000 отправленных писем. Это без учёта трафика. Если вы отправляете тяжелые вложения, нужно ещё учесть расходы на трафик.
  • Письма можно отправлять как по API, так и через SMTP, что позволяет интегрировать SES с чем угодно (ваш сервис или приложение не обязаны при этом находится в облаке AWS).
  • Поддержка DKIM, SPF, MAIL FROM доменов, Feedback Forwarding и все такое прочее разумеется в наличии.
  • Уведомления по API о доставках, жалобах на спам и отказах.
  • Выделенный IP для вашего домена, если он вам нужен.
  • Отсутствие предварительной модерации ваших рассылок. Да, чтобы получить доступ к сервису, вам придётся писать тикет в саппорт, где попросят подробно рассказать о том, что и как вы планируете отправлять, но после того как вам выделят лимиты на отправку, больше никаких проверок того, что вы отправляете не будет (если показатели качества в аккаунте в порядке).
  • Есть возможность настроить в том числе и приём почты.
  • Amazon может предоставить вам просто огромные мощности на отправку. Я отправлял по 2 млн писем в час и это далеко не предел.

Итак, продано? Вы закономерно спросите почему же тогда маркетинг в большинстве компаний всё ещё сидит на MailChimp, UniSender, SendPulse и подобных сервисах.

У Amazon SES нет web-интерфейса для отправки писем. Как вы понимаете, это несколько усложняет процесс его использования, если вы не обладаете техническими навыками.

Но, как я уже писал, c SES можно работать как с обычным SMTP-сервером, если вы по какой-то причине не хотите работать по API. А значит, всё что нужно это какая-то платформа для email-маркетинга, которую вы можете поставить на свой хостинг и подключить её к SES.

Вариантов у вас довольно много. Вот основные:

  • Sendy. Стоит 59 $ единоразово. Разрабатывался специально для Amazon AWS, т.ч. умеет работать с SES по API, что намного быстрее SMTP. Крутится на стандартной связке из PHP + MySQL + Apache (на nginx тоже работает нормально).
  • MailWizz. Стоит 69 $ единоразово. Поддерживает только SMTP.
  • Если нужно что-то, что можно сильно кастомизировать под себя посмотрите на Mailtrain. Это бесплатный продукт с открытым исходным кодом. Поддерживает только SMTP. Крутится на Nodemailer, Node.js и MySQL. Первая версия давно не обновлялась, но вполне работоспособна. Вторая версия ещё в бете и уже почти стабильна. Из неожиданных приятностей – MJML-шаблоны.

Кроме этого, можно ещё посмотреть в сторону Dada Mail, NuevoMailer, MoonMail. Ещё есть Mautic, который представляет из себя скорее платформу для маркетинга, но и в части email-рассылок тоже сможет вас очень порадовать.

В этой статье я расскажу о Sendy. Проект активно развивается, у него приятный не перегруженный интерфейс, есть весь основной функционал, который удовлетворит 90% компаний в малом бизнесе и он умеет работать с Amazon SES по API.

Что же Sendy нам предлагает

Установка

Как и большинство из упомянутых выше платформ, Sendy в установке не сложнее, чем Wordpress. Всё, что вам нужно это хостинг на Apache с поддержкой PHP и БД MySQL. Можете сами его поднять на виртуальной машине в Amazon AWS, тогда у вас будут ежемесячно бесплатные 62 000 писем.

Просто закидываете файлы на хостинг, выставляете права доступа на папку uploads, чтобы вы могли загружать файлы, указываете лицензию, адрес и доступы к БД в файле includes/config.php и готово.

Ну почти готово. Ещё нужно добавить в cron скрипты, чтобы отправка по расписанию, double opt-in и импорт подписчиков из csv заработали. Вот так:

*/1 * * * * php /var/www/sendy/import-csv.php > /dev/null 2>&1 */1 * * * * php /var/www/sendy/autoresponders.php > /dev/null 2>&1 */5 * * * * php /var/www/sendy/scheduled.php > /dev/null 2>&1​

Где, вместо /var/www/sendy/ вам нужно указать путь до скрипта на вашем виртуальном хостинге или сервере.

Нужна ли пошаговая инструкция по настройке виртуальной машины с Sendy в облаке Amazon AWS?
Да.
Нет.​
Показать результаты
Переголосовать
Проголосовать

Бренды

Залогинившись вы попадаете на панельку управления брендами:

Каждый бренд - по сути отдельный аккаунт. У каждого бренда свои рассылки, списки подписчиков, blacklist и т.п. Если вы работаете только с одним брендом, то этот функционал удобно использовать для того, чтобы разделить рассылки по продуктам, например. Вы можете на уровне брендов:

  • Создавать отдельных пользователей для каждого домена, настраивать отдельные интеграции, использовать разные SMTP-серверы (если хотите отправлять через SES по API - то указать разные аккаунты для разных брендов не получится).
  • Задавать для каждого бренда отдельный домен для трекинга открытий и кликов.
  • Использовать какие будут использоваться имя и email отправителя, UTM-метки и т.п. в рассылках по умолчанию (вы всегда их можете изменить на уровне каждой рассылки.

Рассылки

Так выглядит список ваших рассылок:

По отправленным рассылкам можно посмотреть всю основную статистику, выгрузить в csv списки тех, кто открывал или не открывал ваши письма, кто кликал по ссылкам, отписавшихся и отказы.

Также, есть статистика по гео, но она основательно врёт. В одной из последних версий вроде как точность определения гео выросла, но всё равно далека от идеала.

А вот так выглядит интерфейс создания рассылки:

К сожалению, нормального блочного редактора нет. Но, вам ничто не мешает верстать письма в каком-нибудь BEEFree или в том же MailChimp и загружать HTML-шаблоны в Sendy.

Списки подписчиков

Так выглядит управление списками подписчиков:

Для каждого списка можно настроить Double Opt-in и параметры отписки, а также отдельные странички для них. Шаблоны приветственных писем для них тоже можно сделать разными для каждого списка.

По умолчанию для ваших списков будет только два поля – Имя и Email, но можно добавить собственные поля и сегментировать каждый список:

Кроме этого есть удобный инструмент для удаления неактивных подписчиков:

Если нужно исключить кого-то из всех списков рассылок, то есть blacklist по адресам и доменам:

При этом, если вы добавите какой-то email в blacklist, то при всех последующих импортах подписчиков Sendy его пропустит.

Интеграции и API

Если вам нужны интеграции, то вас обрадует наличие хорошего API и наличие готовой интеграции с Zapier. Так, что если вам не нужно что-то особенное, то можно просто интегрироваться через Zapier почти что с чем угодно: AMOcrm, Google Sheets, Google Analytics, Facebook (от лид-форм до оффлайн-конверсий) и ещё около 2000 сервисов.

Ещё пару слов про Amazon SES

Почему не Mailgun или что-то ещё

Собственно почему я говорю только про Amazon SES? Ведь есть же ещё всякие Mailgun, Sendgrid и прочие замечательные сервисы, которые предоставляют возможность отправлять письма через свои SMTP-серверы намного дешевле тех же MailChimp, UniSender и т.д. Даже UniSender запилил свой UniOne с абсолютно неадекватными ценами.

Дело в том, что у Amazon SES тут есть одно очень важное преимущество: они очень лояльно относятся к маркетинговым, новостным и т.п. рассылкам, когда прочие сервисы предназначены в основном для транзакционных писем и мониторят, чтобы это правило соблюдалось. По сути, если вы не планируете отправлять откровенный спам или заниматься мошеннической деятельностью, то Amazon интересует только то, чтобы показатели качества ваших рассылок были в порядке, а в остальном можете отправлять что угодно через их сервера.

Ожидаемые показатели качества ваших рассылок

Кстати, о требованиях к качеству. В идеале должно быть так:

  • Процент отказов меньше 5%;
  • Процент жалоб меньше 0,1%.

Если вы превысите эти показатели, то получите предупреждение. Это не означает блокировку, но вам выделят какой-то лимит в несколько десятков тысяч писем (или сотен тысяч в зависимости от лимитов аккаунта), в течение которого вы должны исправится и привести показатели в норму.

А если показатели будут намного хуже? Автоматическая блокировка обычно прилетает при следующих показателях:

  • Процент отказов больше 10%;
  • Процент жалоб больше 1%.

Это кстати не означает, что если вы отправили неудачную рассылку и словили процент жалоб в 6%, то аккаунт обязательно заблокируют. Показатели рассчитываются по всем письмам отправленным за последние несколько дней (период варьируется в зависимости от объемов и частоты отправки).

Если ваш аккаунт получит блокировку, то снять её можно будет уже только через техподдержку.

Итого

Как видите, self-hosted платформы для рассылок предлагают функционал, который вполне сопоставим с большинством облачных решений и вполне покрывает потребности 90% компаний в малом бизнесе. А использование собственной платформы для email-маркетинга в связке в SES позволяет значительно сэкономить на отправке писем.

Кстати, если вам понравилась статья, подпишитесь на мой новый Telegram канал Ads Notata, где я буду выкладывать интересные заметки по интернет-маркетингу и web-аналитике. Лонгриды, конечно и дальше будут на vc.ru.

{ "author_name": "Artem Polyakov", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 8, "likes": 5, "favorites": 36, "is_advertisement": false, "subsite_label": "marketing", "id": 110839, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Wed, 29 Apr 2020 12:48:33 +0300", "is_special": false }
0
8 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
1

Первое значение – минута. Звездочка – любое значение. Значит * == */1. По сути же одно и то же.

Ответить
1

Есть ещё довольно дешёвый сервис https://elasticemail.com/
0.09$ за 1000 писем. И нормально относятся к маркетинговым рассылкам. Проценты к качеству такие же.

Из плюсов наличие удобного интерфейса и все то, что предлагает sendy, только без необходимости разворачивать свой сервер

Ответить
0

Ну эластик на мой взгляд можно рассматривать только как запасной вариант. У них вечные проблемы с доставкой. Но да, тоже дешево.

Ответить
0

*/1 * * * *

Когда не понимаешь что делаешь

Ответить
0

А что не так?

Ответить
0

Напишите, пожалуста, что значит звездочка и за что отвечает первый аргумент планировщика крон

Ответить
0

Ответил, но промахнулся веткой.

Ответить
0

И у амазона есть свой собственный веб интерфейс, но стоит он 1000$ в месяц, если не ошибаюсь ;)

Ответить

Прямой эфир