Феномен «Дяди Вани»: бренд отказался от рекламы в пользу короткометражек о людях и собирает миллионы просмотров Статьи редакции
Но в успех затеи не верили даже сотрудники компании.
С конца 2017 года российский производитель консервированной продукции «Дядя Ваня» и екатеринбургское креативное агентство Red Pepper Film выпускают «душевные» короткометражные фильмы со счастливым финалом — вместо классической рекламы бренда.
Они полюбились зрителям и критикам — собирают миллионы просмотров и восторженные комментарии на YouTube, а также получают кинопремии. Сами создатели успеха не ожидали, а над решением руководства снимать фильмы смеялись даже сотрудники компании.
Сценарист и режиссёр фильмов Иван Соснин и маркетолог «Дяди Вани» Гельмира Маринина рассказали vc.ru, почему компания решила рискнуть и запустить рекламные ролики длиной более 15 минут практически без упоминания бренда, к чему это привело и с какими трудностями во время съёмок столкнулись создатели.
Зачем бренду короткометражки
«Изначально задача была снять рекламный “околосоциальный” ролик хронометражом до шести минут», — вспоминает Маринина.
По её словам, в 2017 году продвижение «Дяди Вани» в digital было нулевым, а какой-то полноценной видеорекламы не было около семи лет. Компания предполагала, что ролик, где главное история, а не бренд, поднимет имиджевую составляющую компании.
Такая идея, как рассказывает специалист, пришла маркетологу Самвелу Аветисяну, который три года назад консультировал владельца «Дяди Вани» Тиграна Телунца по продвижению. Аветисян предложил снять ролик и познакомил предпринимателя с агентством Red Pepper Film.
Тогда бренд объявил конкурс среди покупателей на реальные истории, где главного героя звали бы Иван, и выбрал одну — об эмигранте с Кубы, который приехал в Россию, на родину своего отца. Взяв этот рассказ за основу, сценарист и режиссёр Иван Соснин написал сценарий. Ролик планировали снять на шесть минут.
Так появилась первая короткометражка бренда «Дяди Вани» под названием «Гудбай, Америка», которая вышла в декабре 2017 года. Только длился фильм в два раза дольше запланированного.
Однако реакция людей на первую короткометражку была двоякой, рассказывает Маринина.
Во-первых, под видеороликом на YouTube 40% реакций были негативными. Во-вторых, по словам маркетолога, запуск проекта был настолько неожиданным и рискованным, что даже сотрудники «Дяди Вани» критиковали решение компании снимать фильмы.
Однако Телунц заметил перспективность направления и решил продолжить эксперимент.
Тогда компания опросила своих сотрудниц (женщины — главная аудитория бренда), чтобы выяснить, что понравилось и не понравилось им в ролике. Оказалось, им не хотелось видеть, как люди в фильме употребляют крепкий алкоголь или используют нецензурную лексику. Но они прониклись любовной историей.
Также Маринина отмечает: люди в России хотят видеть красивую картинку и не готовы смотреть, как люди живут в трущобах в деревнях.
Сценарий под второй и последующие фильмы также писал Соснин, но уже не по историям покупателей, а чтобы результат соответствовал требованиям «Дяди Вани» и был интересен аудитории.
Вторая короткометражка, как и задумала компания, была про любовь. Производитель начал приглашать известных актёров на главные роли (Кирилла Кяро, Ольгу Сутулову), решив, что они привлекут аудиторию и увеличат количество просмотров.
Кроме того, «Дядя Ваня» и Red Pepper Film договорились, что в фильме обязательно будут две-три вставки продукта и взаимодействие с ним главного героя
Сейчас снято уже восемь фильмов и, рассказывает Маринина, негативная реакция на новые короткометражки — около 2% от зрителей на YouTube.
Соснин вспоминает, что в начале проекта были сомнения в эффективности такого подхода к продвижению бренда. В конечном счёте зрители оставляют комментарии, что после фильмов готовы пойти и купить продукцию «Дяди Вани».
Процесс съёмок
По словам режиссёра, съёмка одной короткометражки стоит заказчику примерно 3-5 млн рублей. Он добавляет, что цена классического рекламного ролика для телевидения примерно такая же.
Так происходит из-за того, что режиссёры идут в рекламу, где продукт важнее истории, чтобы зарабатывать деньги. «Никто не получает огромного удовольствия, снимая, как по хлебу 15 секунд течёт майонез», — комментирует Соснин. За такую «неинтересную» съёмку платят больше. В случае с кино члены команды получают удовольствие, гонорары для них на втором месте, подчёркивает режиссёр.
По его мнению, проблемы при производстве короткометражек для «Дяди Вани» такие же, как и при съёмке обычных фильмов.
Разница, как рассказывает Соснин, в том, что в таких проектах появляется ещё один продюсер, со стороны заказчика, который контролирует процесс. Его правки могут не совпадать с мнением креативной команды, и участникам приходится искать компромисс.
Главной сложностью режиссёр называет общение с актёрами и командой. Часто люди начинают сомневаться и считать подобные проекты рекламой, если узнают, что конкретный бренд поддерживает фильм.
По словам Марининой, в фильме «Интервью» актёр Алексей Серебряков (снимался в «Левиафане», «Груз 200», «Ван Гоги» и других картинах — vc.ru) должен был съесть огурцы «Дяди Вани», но начал импровизировать и не съел.
Соснин рассказывает: во время съёмки стало понятно, что бренд не сделает сцену лучше, будет лишним. Поэтому он считает правильным решение отойти от сценария.
В договоре «Дяди Вани» и Red Pepper Film было условие: любое серьёзное отступление от сценария означало для подрядчика штраф. Из-за импровизации Серебрякова Red Pepper Film пришлось его выплатить (сумма неизвестна). Тем не менее компания продолжила сотрудничество с командой.
Ещё одной проблемой режиссёр называет поиск второстепенных актёров в регионах: не хватает профессионалов для кино.
«Театральные актёры есть, но в небольших городах они начинают сильно переигрывать, что приводит к трате времени на попытку записать удачный дубль», — рассказывает Соснин. Если же съёмочная группа видит, что второстепенный актёр не тянет роль, сценарий пытаются адаптировать, например уменьшить количество реплик для этого героя.
Продвижение фильмов
«Вот задача для маркетолога — что сделать с роликом на 12 минут», — задаётся вопросом Маринина, которой пришлось писать нестандартную стратегию для продвижения фильмов. По её словам, в 2017 году максимальной продолжительностью ролика среди digital-специалистов считались две-три минуты.
К короткометражкам «Дяди Вани» монтируют трейлеры на 15 и 30 секунд. В первых пяти секундах мелькают логотип бренда и его продукция, но в целом он анонсирует фильм. Эти трейлеры показывают как рекламу на YouTube, в Instagram и других площадках. Те, кому интересно, нажимают на ссылку и переходят к полной версии фильма.
По словам Марининой, агентства продвижения крутили у виска и говорили, что никто не будет смотреть ролики. Ей пришлось консультироваться со специалистами Google из Дублина, чтобы разобраться, как лучше настроить таргетинг для трейлеров на YouTube.
Сейчас таргетинг трейлеров настроен на зрителей от 18 до 55 лет, хотя ядро аудитории «Дяди Вани» старше 35-ти. Производителю выгодно взаимодействовать с более молодой аудиторией, чтобы, когда она вырастет, она была лояльна к бренду.
Вместе с возрастом таргетинг настраивают и по другим параметрам: подбирают интересы (любители кино, покупок), выделяют аудиторию конкурентов, зрителей прошлых фильмов и похожих на них пользователей.
Хотя бренд продвигает фильмы во «ВКонтакте», Facebook, Instagram, Маринина замечает, что самая тонкая и разнообразная настройка таргетинга именно на YouTube. Там большой набор инструментов и параметров.
Рекламная кампания под каждый ролик продолжается четыре недели, результаты оцениваются по показам, охвату уникальных пользователей, просмотрам по отдельным каналам (YouTube, «ВКонтакте») и в совокупности, проценту досматриваемости.
Бюджет на продвижение Маринина не раскрывает, но рассказывает, что половина приходится на YouTube-рекламу.
Также она подмечает: хотя по показам аудитория фильмов примерно в равной степени делится на мужчин и женщин, досматривают и комментируют ролики в основном мужчины.
Первые пять короткометражек «Дяди Вани» и Red Pepper Film были об общечеловеческих ценностях (дружба и семья), а последние три поднимают остросоциальные вопросы. Поэтому фильмы начали поддерживать целые сообщества.
Как считает режиссёр, прежде имевший опыт работы с привычными публике рекламными роликами, короткометражки «Дяди Вани» — стратегия, которая направлена на долгосрочные отношения с потребителем и на лояльность к бренду.
Эффективность такого подхода Гельмира Маринина объясняет тем, что сейчас люди закрыты от рекламы.
Первый раз слышу про эти ролики. 🤔
но вы о них слышите
Аналогично, но не зря услышал
Маркетинг здорового человека, молодцы
"Люди закрыты от рекламы" - фраза такого же порядка как и "Люди закрыты от длинных корпоративных фильмов-короткометражек" или "Люди длинные тексты не читают".
Дело не в том, что люди закрыты от всех этих вещей, а в том, что реклама плохая, фильмы ни о чем или тексты неинтересные.
Концепция нестандартная, пятерка за смелость. Было бы круто услышать честный рассказ и узнать результаты бренд-метрик через год-два после выхода фильмов. Даже если не сработает, сама попытка заслуживает внимания и уважения. Желаю удачи)
Ну так фильмы-то хорошие получились в итоге — в этом и нюанс.
Она не правильно выразилась. Реклама всегда раздражала людей. Только если раньше от рекламы деваться было некуда, то сейчас с появлением стриминговых сервисов у людей есть огромный выбор, HBO, Youtube Premium, Netflix, Амазон, сейчас и Apple подтянулась. Поэтому теперь, чтобы достучаться до нас, избалованных зрителей, нужно делать годный контент. И все ломанулись в медия, снимать кино, передачи и сериалы. И это круто!
Никогда не слышал про эту кампанию, но после прочтения описания возникает ощущение, что переизобрели ролики банка "Империал", снятые Бекмамбетовым.
И это очень хорошо. На мой взгляд, смена самобытных уникальных работ на маркетологически выверенную, сухую "тётю Асю" стала потерей для рынка.
Империал снимали в стиле «историй», но всё же ближе к рекламным канонам (а Бекмамбетов так и продолжает снимать фильмы-рекламные ролики). В
этом же случае история выходит на первый план, а продакт-плеймент почти не заметен.
И честно говоря, и его бы стоило убрать — зрителям нравятся фильмы и они хотят покупать продукцию бренда не из-за банок в кадре, так что логотипа в начале и в конце было бы достаточно.
Не смотрел.
Но стратегия понятна и перспективна. Не по числу контактов, а по степени вовлеченности, в расчете на годы.
Соображения:
1.Почему актеры (их агенты) за съемки в рекламе требуют более высокие гонорары? Потому, что при большом числе показов, образ актера "изнашивается"=замыливается, становится менее востребованным для всех применений. Как и любой инструмент.
2.Соответственно, как только агенты (актеры) поймут, что показы в интернете дают схожий количественный эффект амортизации, гонорары пойдут в верх.
3.Важно: большинство дистрибьюторов рекламы на ТВ зарабатывают на биллинге; соответственно, имея свои продакш хаусы, они стараются. чтобы продукта в ролике было меньше, а приятелей актеров-актрис (!) было больше. Тогда заказчик вынужден заказывать больше и больше проката (профит!).
4.В данном случае, когда заказчик производит сам, не всё так однозначно, нужно понимать структуру внутренней мотивации всех групп.
Ролики очень понравились, хорошие, заставляют задуматься об острых социальных проблемах. Я спокойно могу ценить ролик как культурный продукт, и продолжать не покупать консервы "только лишь по причине просмотра ролика", просто потому что я выбираю консервы не руководствуясь эмоциями, а составом, сроком годности, ценой, магазином в котором я их купил и размерами. Может среди них когда нибудь и окажется дядя ваня, но это будет результат расчета. Я же не идиот. За вклад в освещение социальных проблем, думаю можно как нибудь взять одну штуку попробовать. Я понимаю, что я часть общества, и в моих силах дать фидбек.
Логика концентрируется на наиболее ключевых задачах, остальные задачи делегируются более примитивному отделу мозга, обеспечивающего нас как раз эмоциями. Конечно, есть такие как вы, который готов своё время на столь тщательное изучение каждого товара тратить. А люди другого порядка мышления будут ориентироваться на бренд.
В мире есть много вещей, которые делаются «на эмоциях» или «на автомате» и это нормально. Иногда полезно разгрузить мозг от принятия малозначительных повседневных решений, чтобы остался «заряд» для главного.
Одного только не хватает в этой статье: продажи-то выросли? Все-таки 2 года уже стратегия реализуется.
Если и выросли, то думаю не из-за роликов. Охват маленький очень в масштабах страны. Дешевле было бы у блогера какого-нибудь рекламу разместить наверное. )
Вообще там была строка, что потребление товаров выросло. Правда без цифр.
О чем мечтает 80% населения?
Бензин по 10
Не умереть с голоду и от болезней
Комментарий недоступен
По итогу восьмого фильма - да. А женщин опрашивали после первого пилотного фильма.
Комментарий недоступен
А когда он стал российским производителем? Последний раз покупал-было написано, что сделано в Китае
Когда увидел закатанного таракашку вместе с корнишонами, мое сердце навсегда закрылось от бренда
Они только бренд. Тоже видел на чем-то Китай, а на чем-то вроде бы как Кубань.
Дядя Ваня - это который китайские хренпоймикакие огурцы фасует по банкам и под своим брендом продает?
Это который дядя Тигран, из Люберец, да.
Отличнейшие огурцы. Качество варьируется, Китая не встречал. Бондюель приближается к ним, но перебор со специями. Лорадо и прочие корнишоны мини уже прям совсем третий эшелон. Говорю как потребитель бренда «Дядя Ваня» уже более 15 лет. Я ещё застал, когда эти огурцы в Индии раскатывали. Про ролики никогда не слыхал, смотреть специально не буду.
Продажи поднялись? упали? как считали эффект от роликов?
Дядя Ваня стриминговый сервис поднимает или консервацию продаёт?
Не все живут в мире KPI)
Статья крутая, а ролики не цепляют. Как в Дяде Ване уксус - так тут везде шибает в нос нарочитая сентиментальность. Видимо, это для аудитории "Россия-1" и то, пока "Россия-1" не выпускает такой контент самостоятельно (или не тратит деньги на его промо на ютубе).
Нет тут никакого феномена, людям всегда интересны люди. И их истории всегда будут привлекать внимание.
Эти фильмы от Дяди Вани - уже победители и призёры многих кинофестивалей!!! В том числе обладатели престижнейших кинопремий: "Золотой Орёл" и диплома Кинотавра ("Интервью", он же уже переведён на французский, английский, немецкий и японский языки!!!!) Так что стратегия победителей очевидна!!!! Посмотрите эти фильмы!!! Их уже сравнивают с фильмами Рязанова и Данелии!!!! Вот так)))
Спасибо, крутая статья.
У меня у соседей жили 7-8 собак в квартире. Они были в квартире сверху, но их лай доносился и до нас, в 2 ночи, в 6 утра, им было все равно. Один раз я проходил мимо их квартиры и была открыта дверь. Вонь стояла невообразимая. В итоге я просто снял другую квартиру, так как невозможно было терпеть постоянный лай. Я к тому что квартира в городе не место для содержания такого количества собак.
Только вчера увидела их короткометражки рекламу в ютубе. После статьи есть повод глянуть.
Ролики неплохие, но какой-то беспросвет. Массовый зритель такое не любит. Я посмотрел про собак и больше не хочу.
Красивые добрые сказки взяли и испортили своими консервами
Но вообще, конечно, молодцы. Круто
я думал Аветисян после Тинькофф сдулся. Недавно гуглил - нашёл только агентство и преподавательскую деятельность. А оно вон как.
Фильм понравился. Качественно, душевно, и социальная польза несомненная.
После просмотра нескольких короткоментражек, захотел приобрести продукцию в Германии, а именно в магазине Ledo (Berlin). Ее почему-то там не оказалось. Зато купил баночку в городе Ришон леЦион (Израиль).
Спасибо огромное! Очень классный короткий метр. Из принципа куплю пару банок "Дяди Вани", чтобы отблагодарить бренд. Хотя нейминг и лого мне вообще не нравятся.
Ещё раз спасибо.
Комментарий удален модератором
Очень интересный кейс
А огурцы они все таки в Индии фасуют...
По-моему самсунг делал что-то похожее. Тогда мне очень понравилось. Эти фильмы мне ещё не встретились.
Реклама это искусство, кто понял тот на волне)
Комментарий удален модератором
Великолепный подход! Думаю, его будут приводить как кейс преподаватели маркетинга. Это войдет в историю
Будут, как пример того как не надо делать маркетинг))))
Смотрел и буду. Наткнулся случайно. Просто люблю короткометражки)
"Дима, помаши рукой маме!", если кто помнит.
идея неплохая, но время ролика можно делать и короче. да и цвета роликов каки-то удручающие, позитива не хватает и желания досматривать, так до упоминания бренда можно и не досмотреть. но в целом молодцы!
Еще бы все компании были такие щедрые ... у нас 50 к. вымаливаешь как раб милость у хозяина. У меня за 2-3 миллиона вагон идей. Не веришь?
Я очень и очень случайно вышел на ролик Владивосток - Москва, где-то год назад. Посмотрел его и честно, офигел, от всего что там показали. Но и то что это реклама так и не понял, пока не посмотрел комменты в следующем ролике :)
Безумно милые и сильные короткометражки. Даже жаль что в Украине не продают их продукцию, поэтому, имхо, эта стратегия у них сработала на все 146%.
А каждый новый ролик безумно крутой и лучше предыдущего. Так что, спасибо Дядя Ваня :)
"имхо, эта стратегия у них сработала на все 146%"
как именно она сработала?
Ага, рекламные кампании на тубчике не заходят, решили по простому, по-бразильски...vc, meduza, rusbase, rbk...но и тут чет не вышло суперкейса. Ничего не говорящие цифры в статье, про спецов гугл из Дублина поржал. Вердикт: выложили дорогие фильмы на тубчик, потыкались в фб, в гуглу с рекламными кампаниями, выхлопа ноль, решили по старинке статейниками пушить, молодцы. Только вот интересно, сколько бюджета спустили? Дядя Ваня, это ж чуваки во всех сетях висят...ну вот вложили б все бабки в pos, в едадил, маслину и другие, плюс короткие ролики на фб и ок с посылом "мы за ПП, у нас все и вся бочковое, соль тока гималайская" и профита бы в таком освоении бюджета (который они на пвш фильмов всрали) был бы больше.
Гениально.) Никто никуда не "тыкался". Издательства сами просятся дать им интервью об этом кейсе. Везде. Мало знаете - спите крепче. Что касаемо выхлопа - Вам, дорогой, никто не обязан на всю страну расскрывать ком. инфо - на сколько увеличены продажи, какой бюджет на продвижение, какие видео-показатели и прочее. Почитайте комментарии к фильмам в ютюбе, в ВК - посмотрите сколько просмотров набрано - и когда сделаете что-то стоящее и энегозатратное с такими гениями, как Иван Соснин, когда оставите часть здоровья на проекте, когда каждый второй будет Вам говорить про то, как он восхищен тем, что Вы делаете, тогда и будете умничать и рассказывать про POS (смеюсь молча). А для начала поучитесь немного и тогда Вам станет понятно, что чтобы растить знание - не идут в Едадил. Успехов.
К слову, про тубчик и рекламные кампании - велкам на thinkwithgoogle - они были первые, где опубликован стратег подход на YouTube.
Посмотрел несколько роликов вообще ничего не понял. В чём смысл? Почему я должен смотреть другие их видео?
Подход к рекламе отличный. А вот качество продукции сильно не дотягивает до качества рекламы. Одни ешки в составе и некачественные ингредиенты.
Очень классно
Ну саму идею нельзя назвать такой уж прорывной. Будущее вполне возможно именно за короткометражным фильмом. Это кстати не только будущее. Был же Гайдай и грузинское кино. Другое дело, не было места - площадок, залов, где крутить. А сейчас все есть и мировые киноконцерны уже инвестируют миллиарды в фильмы не более 10 минут.